Полная версия сайта

Карл Фаберже. Подарок с секретом

Пасхальные сувениры изготавливались в атмосфере строжайшей тайны даже от заказчика.

из книги Ulla Tillander-Godenhielm Fabergen suomalaiset mestarit (Faberge’s Finnish masters). Helsinki: Tammi 2011 Яйцо «Зимнее»

В просторном торговом зале, освещенном огромным кругом люстры в стиле модерн и отдельными светильниками над каждой витриной, толпились покупатели. У Фаберже можно было встретить «весь Петербург»: великие князья, респектабельные буржуа, кумиры театральной публики спешили сюда выбрать или заказать подарок, полюбоваться новинками. Особенно многолюдно становилось на Страстной неделе, когда горожане торопились закупить пасхальные яйца.

— У меня может купить каждый, ведь есть совсем недорогие предметы, — заметил Фаберже. — Маленькие пасхальные яички стоимостью три-пять рублей доступны даже горничным.

Делали мастера его фирмы и церковную утварь, и великолепные оклады для икон, украшая их тонкими узорами, разноцветной эмалью и драгоценными камнями, но все-таки большую часть ассортимента составляли вещи практичные: столовые, письменные и туалетные приборы, часы, канделябры, папиросницы, пепельницы, термометры, ручки для тростей и зонтов. При этом число недорогих предметов год от года увеличивалось. Например фирма Фаберже выпускала рамки для фотографий, а с появлением электричества начала изготавливать настольные звонки. Любимым мотивом для них стали экзотические слоники. Их вырезали из камня, чаще всего агата, ставили на коврики из золотой филиграни, а кнопки делали из сапфира, лунного камня или рубина. Утилитарная вещь становилась настоящим произведением искусства.

В торговом зале Карл Густавович простился с репортерами:

— Извините, господа, но дела фирмы требуют безотлагательного внимания.

Летом того же года Россия вступила в войну с Германией, и для Фаберже начались непростые времена — спрос на ювелирные изделия резко упал, требовалось приспособить мастерские к нуждам фронта. Компания начала изготавливать походную утварь для солдат: тарелки, кружки, котелки, самовары, полевые чайники, примусы. На весь ассортимент обязательно ставилось клеймо «Фаберже». Как странно, наверное, было видеть его в окопной грязи... А после получения военного заказа в московском филиале стали выпускать ручные гранаты, гильзы для артиллерийских снарядов, ударные и дистанционные трубки, латунные втулки. Военное ведомство не раз отмечало продукцию фирмы за ювелирную точность исполнения. Медицинские шприцы, использовавшиеся в военных лазаретах и санитарных поездах, также являлись изделиями Фаберже — на их производство перепрофилировали мастерскую Альберта Хольмстрема. Выпускались и специальные емкости для стерилизации шприцев. Заняв своих мастеров, Карл Густавович помогал им избежать мобилизации.

Подпишись на канал 7Дней.ru


Комментарии



Загрузка...

Войти как пользователь

Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
или