На закате жизни судьба подарила художнику последнюю любовь. В 1881 году Айвазовский ехал в своем экипаже и был вынужден остановиться, пропуская похоронную процессию. Сняв шляпу, он вышел на улицу. За гробом следовала молодая женщина. Едва взглянув на нее, Иван Константинович не смог отвести глаз, в одно мгновение поняв: ему необходима эта женщина, только она и никакая другая.
Кто она усопшему? Оказывается, в Феодосии еще есть люди, которых он не знает! Выяснилось, что хоронят купца Саркизова, а за гробом идет его бездетная вдова Анна Никитична, урожденная Бурназян. Купец оставил ей в наследство дом с прекрасным садом и Субашский источник: для страдавшей без пресной воды Феодосии — настоящее сокровище. Живет Анна замкнуто, из дома выходит только в церковь и к морю. Несколько раз Айвазовский видел ее издали во вдовьем одеянии. Через знакомых добился, чтобы его представили. А выждав положенный срок вдовства, сделал предложение, впрочем, не сильно надеясь на согласие. Анна на сорок лет моложе, муж хорошо ее обеспечил, она прекрасна, зачем он ей? Но женщина согласилась, и в январе 1882 года они обвенчались. Впоследствии Айвазовский говорил: «Благодаря этой женитьбе я стал ближе к своему народу». Что он имел в виду — армянское происхождение или кроткий, бесхитростный нрав молодой жены? Наверное, все сразу.
«Жить теперь мне стало спокойно и счастливо», — признавался художник через полгода после свадьбы. Он увековечил красоту Анны Никитичны, изобразив ее на портрете в накинутой на волосы легкой прозрачной накидке. И в жанровом полотне «Сбор фруктов в Крыму» девушку, которая стоя на арбе собирает виноград, Айвазовский писал с двадцатипятилетней Анны.
...Спустя два года после женитьбы на Вербное воскресенье в их доме среди огромного количества цветов, которые горожане традиционно преподносили своему знаменитому земляку, появилась скромная корзинка ландышей — без сопроводительной записки или визитной карточки. Хозяйка и не заметила букета, когда украшала цветами особняк.