Многие говорили о том, что, несмотря на тяжелую судьбу, Георгий Жженов был очень добрым человеком: открытое лицо, жизнерадостная улыбка… Всегда хотелось на это спросить: «А что доброго он сделал лично вам?» Не сомневаюсь, что кому-то и сделал… Я же встречалась с человеком достаточно жестким и ко мне безразличным.
Всю жизнь не решалась спросить у папы, чем я, родная дочь, заслужила это равнодушие? Когда наконец выросла и дозрела до разговора — поняла, что уже поздно: отец был стар и тяжело болен.
Последний раз я видела отца на его 90-летнем юбилее: в Доме кино показывали премьеру документального фильма «Русский крест», где знаменитый артист Георгий Жженов путешествует по местам своих заключений и ссылок.
Тогда я в очередной раз убедилась, что ничего не изменилось. Ни в фильме, ни в своих многочисленных выступлениях, ни в книгах Георгий Жженов никогда не упоминал о той женщине, с которой провел тяжелые годы ссылки в Норильске, и о том, что Ирина Махаева рисковала собственной свободой, чтобы вызволить его оттуда… И после этого осталась одна с маленьким ребенком на руках. История третьей семьи была для отца запретной темой. Такую политику поддерживала его последняя супруга Лидия Петровна Малюкова: она, видимо, всегда боялась «чужих» претензий на наследство и на чувства мужа-кинозвезды.
Я решила прервать это неправедное молчание.
И написала книгу «Реквием по семье» — про моих родителей, которых видела вместе только в пору своего младенчества. В ее основе — дневники моей мамы Ирины Махаевой (Жженовой)...
— Как встретились ваши родители?
— Мама ярко описывала в своем дневнике сцену их первой встречи: «Я сидела с ногами в глубоком мягком кресле, когда мимо меня прошел на руках новый артист. Из его карманов сыпались расческа, ручка, деньги, платок — все, что там было. Когда он ловко вскочил на ноги и стоял с покрасневшим лицом, смущенно улыбаясь, все стали аплодировать, а один из наших старичков подвел его ко мне и представил: «Георгий Степанович Жженов».
Это произошло на собрании труппы в норильском Заполярном театре в 1950 году.
Вскоре их обоих назначили в спектакль «Близкое» — играть мужа и жену. Во время сцены ссоры Жженов с такой силой хватал «супругу» за запястья и швырял на пол, что у нее даже остались синяки. «Прошу бросать меня с меньшим темпераментом!» — попросила его тогда Ирочка Махаева. Партнер извинялся… Потом в театральном общежитии по традиции отмечали премьеру, и Жженов взялся проводить маму до ее комнаты. А там — заговорил о любви. Но вдруг, «горько улыбнувшись, сказал: «Я все понимаю, Ирочка, зачем вам связывать себя? Я же — ссыльная морда!» Комната Георгия была за стенкой, и мама слышала, что он не спит — ходит, курит, ворочается…