Известный немецкий драматург Бертольт Брехт: между женой и любовницей

Тяжело ехать в неизвестность, оставив в чужом городе любимую женщину, мучительно несколько лет подряд разрываться между ней и женой. Но что же ему делать? Он любит обеих, они обе ему нужны.
Алекс Макдермотт
|
01 Января 2014
Дом Бертольта Брехта в Бранденбурге
Дом Бертольта Брехта в Бранденбурге
Фото: VOSTOKPHOTO

Время от времени из кабинета доносятся взрывы смеха, и тогда Елена чувствует себя лишней. Эта парочка понимает друг друга с полуслова, с полувзгляда, работа связывает их крепче, чем секс, — хотя он у них тоже есть, смешно в этом сомневаться…

Вайгель сказала, что она не верит в бога, но будет молиться за Маргарет Штеффин. Конфет Штефан и Барбара не получили.

Скорый поезд спешит на восток, проводники разносят чай, одетые в майки пассажиры выходят в коридор — поболтать и размять ноги. Брехт лежит на верхней полке и пытается работать, но сюжет не складывается, нужные слова не идут в голову.

Он откладывает рукопись и раздраженно трет лоб: это какое-то наваждение, но без Маргарет у него ничего не выходит. У Бертольта Брехта высокий лоб и большой нос, маленькие, глубоко посаженные, искрящиеся умом и юмором глаза. Необычное, запоминающееся лицо — не зря Елена Вайгель, известная актриса, у которой было много поклонников, сделала все, чтобы Брехт на ней женился.

Он ворочается на своей полке, взбивает подушку, ерошит волосы, тщетно пытаясь уснуть, потом поднимается и снова берется за работу, а жена следит за ним из-под полуприкрытых век. Брехт грызет карандаш, пишет, зачеркивает, снова пишет, а Вайгель пытается сдержать улыбку: пусть муж думает, что она спит. Ей нравится наблюдать за ним исподтишка, когда Биди кажется, что его никто не видит.

Елена Вайгель любит его так же, как и восемнадцать лет назад, и готова сражаться за своего избранника с целым миром. Пусть Биди помучается, это ему на пользу. Маргарет Штеффин к нему не вернется, теперь он будет работать один.

Вайгель познакомилась с Брехтом давным-давно, в 1923 году, и влюбилась в него с первого взгляда. Тогда Брехт считался подающим надежды писателем, но дела молодого дарования шли неважно: театры не хотели ставить его пьесы, и он перебивался работой на радио да сотрудничеством с рекламными агентствами. То, что он писал для сцены, было ни на что не похоже: действие перемежалось песнями-зонгами, актер должен был не перевоплощаться в своего героя, а изображать его, глядя на свой персонаж как бы со стороны. Бертольт говорил, что такой подход позволит донести до зрителя авторскую позицию.

Зачем это нужно делать, директора театров не понимали. В то время он чуть ли не голодал, и Вайгель кормила его обедами.

Однажды Брехт остался и на ужин, тогда-то между ними все и произошло — через девять месяцев у них родился сын, мальчика назвали Штефаном. Ребенок рос, Брехт его любил, их роман перешел в крепкую дружбу. Елена делала вид, что ее это устраивает. Трудно любить абсолютно свободного, непостоянного, словно весенний ветерок, мужчину — Брехт мог крутить любовь с несколькими женщинами сразу, он говорил, что это полезно для творчества. И все же она его к себе привязала, сказав, что мальчику нужен отец, и если они не распишутся, то ей придется увезти ребенка в Австрию, к родителям — пусть его воспитывает дедушка…

В довесок к мужу она получила «приданое» — Маргарет Штеффин, подругу, любовницу, незаменимую сотрудницу. Елена Вайгель не сказала о ней ни одного дурного слова, но на самом деле она ее ненавидела.

…Поезд мчится вперед, Москва становится все дальше, а в больнице на Яузе врачи рассматривают рентгеновские снимки Штеффин и, не понимая, в чем дело, разводят руками: все не так уж плохо, но больной делается все хуже. Ее что-то мучает, грызет, оттого она угасает — рационального объяснения ее состоянию нет… К Маргарет приходит невропатолог, он объясняет лечащему врачу, что у больной нормальные реакции и то, что ее подтачивает, не по его части. Если бы дело происходило в Америке, к ней пригласили бы психоаналитика… Тут невропатолог осекся — психоанализ в СССР запрещен.

Вечером после отбоя Маргарет откровенничает со своей соседкой, симпатичной толстухой-грузинкой, геологом, заразившейся туберкулезом на Крайнем Севере, в экспедиции.

1 2 3 4 5
Делиться или нет – почему некоторые дети жадничают?
Знакома ситуация? Ребенок держит машинку в руках и кричит: «Мое!» на просьбу другого ребенка дать поиграть. На детской площадке неловкая пауза, взрослые переглядываются: «Ну что за жадина, неужели так трудно поделиться?»

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая