Константин Бальмонт: Бремя страстей

Он был кумиром гимназисток, курсисток и не чуждых новым веяниям в российской словесности почтенных дам.
Алексей Александров
|
21 Февраля 2013

Прилепившаяся к Бальмонту душой и телом Нюша, Анна Николаевна Иванова, тоже была его женщиной — в их доме об этом не говорили, но это было ясно и так. Но то другое дело: Нюша вела себя прилично, с достоинством, к тому же они с Бальмонтом состояли в родстве и могли жить под одним кровом. Совсем иное дело — эта ужасная женщина с ее слепой, безоглядной, жертвенной любовью: прикажи ей поэт броситься в костер, она, ни секунды не колеблясь, шагнула бы в пламя. Екатерина Алексеевна была женщиной сдержанной, воспитанной, образованной, в свое время она считалась одной из самых выгодных невест купеческой Москвы: бог не обидел ее красотой, мать обещала за ней сто тысяч рублей золотом. Екатерина Андреева-Бальмонт всегда умела настоять на своем, избегала двусмысленных ситуаций — и как же назвать то положение, в котором она в конце концов оказалась?

Много лет назад в нее влюбился начинающий поэт, странный, неимущий, хромой, дурно одетый, то и дело попадающий впросак. А она отказывала выгодным женихам, которых ей подыскивала мать, и безответно любила знаменитого адвоката князя А. И. Урусова. Немолодой, женатый, тот держал ее на расстоянии — князь был порядочным человеком и не хотел губить молоденькую барышню. Урусов знал толк в поэзии, восхищался талантом Бальмонта и издавал его стихи. И вот на одном из приемов у князя Бальмонт, совершив все возможные бестактности, встал и прочел посвященное Катеньке стихотворение — выглядело это так, будто он за столом на глазах у всех признается в любви… Так начался путь, сперва приведший их под венец, потом — за границу и в конце концов оторвавший друг от друга.

Бальмонт писал жене, как было бы славно им всем жить вместе, в любви и братско-сестринском согласии,  но Екатерина Алексеевна была против гаремов. На фото: Константин Бальмонт с женой  Екатериной Алексеевной (в центре), дочерью Ниной (в тельняшке) и родственницами
Бальмонт писал жене, как было бы славно им всем жить вместе, в любви и братско-сестринском согласии, но Екатерина Алексеевна была против гаремов. На фото: Константин Бальмонт с женой Екатериной Алексеевной (в центре), дочерью Ниной (в тельняшке) и родственницами
Фото: Государственный литературный музей

Но совсем расстаться они не могли, и теперь Бальмонт снова оказался вместе с ней и дочерью в большой московской квартире со сводчатыми потолками. Ему выделили комнату, где он мог спокойно работать, там стояли его любимые диван и письменный стол. На следующий день в Николопесковский наведалась Елена, еще через день Бальмонт отправился к ней в Машков переулок. Жена приняла госпожу Цветковскую с прохладной любезностью, утренние возвращения Бальмонта, казалось, ее не волновали.

Екатерина Алексеевна наслаждалась тем, что Константин рядом и все очень хорошо: муж не пьет, не приходит домой избитым и раздетым, не ночует в полицейских участках, не попадает в тюрьму. Его не пытались зарезать за то, что он, пьяный, кого-то оскорбил в дешевом кабаке, не раскроили голову бутылкой.

Он не громил ресторан, перебив стоявшие в вестибюле мраморные статуи, не совершал экскурсий по борделям, не вламывался к знакомым до безобразия хмельной, с набитым бутылками холщовым мешком. Муж не предлагал влюбленной в него юной поэтессе послушать свои новые стихи — заперев дверь, задернув занавески и встав на колени... Катя снова видит горячо любимого, милого, уступчивого человека с сияющими глазами и детской улыбкой. А его второе «я», существо, которое многие сравнивают с рычащим чудовищем, спит и, быть может, не проснется… А если и проснется, то не скоро....

У Екатерины Алексеевны был дар разумно обустраивать быт, и Константин получал огромное удовольствие от накрахмаленных простыней, чистого наглаженного белья и вкусной еды.

С начала войны он жил в Париже с Еленой, и та успела отучить его от всех этих прелестей: сам он существовал вне быта, и любимая женщина подчинялась его желаниям. Ему же и в голову не приходило требовать от нее домашнего благоустройства. Да у нее это и не вышло бы: у Елены все валилось из рук, и прислуга сразу садилась ей на шею.

На Большом Николопесковском все шло как в старые добрые времена, когда они были молодоженами. Бальмонт много работал, был счастлив и лучился доброжелательством. Екатерина Алексеевна знала: муж ее любит и считает своей Сольвейг — их могут разлучить другие женщины, между ними могут встать обстоятельства, но связь их неразрывна.

Екатерина помнила, как ухаживал за ней Бальмонт. Когда родные увезли ее в Швейцарию, он на невесть как добытые деньги бросился следом, разбив вдрызг единственные ботинки, поднялся на гору Утлиберг, поселился в том же отеле — и утром горничная принесла ей мятую, купленную в Петербурге коробку конфет, подарок Константина.

1 2 3 4 5 6
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог