Средство Макропулоса

Окровавленную, с зажатой между зубами губой, ее отвезли в больницу — за 18 дней Вера Мухина перенесла 9 операций.
Алексей Александров
|
23 Мая 2012

Против А. А. Замкова поднялась настоящая травля». В первую очередь завидовали громадным деньгам, которые приносила частная практика Замкова, и 9 марта 1930 года, в день рождения доктора, в «Известиях» появилась статья, подписанная сотрудниками его института, не оставившая от метода Замкова камня на камне. Лечение гравиданом авторы объявили знахарством, создателя препарата — шарлатаном. В мае Замкова уволили...

В биографии Мухиной имелась страница, о которой мало кто знал. В 1947 году, когда жилица дома 5А по улице Островского была членом Президиума Академии художеств СССР, кто мог представить, что 17 лет назад она пыталась нелегально выехать из страны?

Преступление считалось тяжелым, оно приравнивалось к измене Родине, но Замкова и Мухину это тогда не остановило.

Они собирались отправиться на юг, а потом сменить курс и пересечь персидскую границу. Дальше Мухина предлагала податься в Литву, к богатым родственникам, Замков хотел в Алжир — там жил его учитель, профессор Алексинский. Но что бы они тогда ни решили, значения это не имело: пациент Замкова, посоветовавший им бежать из страны и давший адреса людей, которые могли бы провести их в Персию, оказался агентом НКВД.

…В Харькове поезд стоял больше двадцати минут. В вагон вошли люди в синих фуражках и с малиновыми петлицами: один встал у дверей купе, другой предложил собрать вещи и выйти. В тот же день их под охраной отправили в Москву.

Незадолго до смерти Вера Игнатьевна передала сыну письмо, попросив отправить его Молотову, когда случится неизбежное. «Квартира-мастерская, в которой я жила, до сих пор из-за юридических формальностей не принадлежит ни Министерству культуры, ни мне. Очень прошу сделать так, чтобы она осталась за моими ребятами...»
Незадолго до смерти Вера Игнатьевна передала сыну письмо, попросив отправить его Молотову, когда случится неизбежное. «Квартира-мастерская, в которой я жила, до сих пор из-за юридических формальностей не принадлежит ни Министерству культуры, ни мне. Очень прошу сделать так, чтобы она осталась за моими ребятами...»
Фото: Феодосийский музей скульптора В. И. Мухиной

В столице супругов поместили в разные камеры. Следователь хотел знать, не собирался ли Замков продать секрет своего изобретения за рубеж, и был крайне удивлен, услышав, что дело не тянет ни на расстрел, ни на большой срок: формула гравидана опубликована.

За супругов хлопотали влиятельные пациенты Замкова. Веру выпустили, не предъявив никаких обвинений, а Алексею дали три года ссылки в Воронеж с конфискацией имущества. Оставив Москву, Мухина теряла все — выставки, связи, сотрудничество со знаменитым модельером Ламановой, вместе с которой она работала в «Мастерских современного костюма». И все же Вера поехала вслед за мужем — Замков служил врачом в железнодорожной поликлинике, Мухиной выделили мастерскую в сыром деревянном бараке.

Поначалу казалось, что они пропали навсегда, но в Москве остались друзья — и среди них Горький. Друзья продолжали хлопотать, и все же куда важнее была живущая собственной жизнью легенда о чудо-препарате. Кому именно из больших людей он помог, так и осталось тайной: кто-то говорил, что это нарком обороны Ворошилов, другие называли Семена Буденного и даже самого Сталина. В результате судьба Замкова и Мухиной совершила очередной вираж. Из ссылки опального врача вернули досрочно и назначили научным руководителем организованного для него Института урогравиданотерапии. Супругам дали огромную квартиру у Красных ворот, а для института, располагавшегося возле Хотькова, открыли специальную железнодорожную станцию — тогда она называлась «57-й километр», теперь — «Абрамцево».

Так началась самая счастливая полоса в их жизни. Перед женой знаменитости, лечившего кремлевскую элиту, открывались все двери, благодаря ее хлопотам скульпторам выделяли мастерские и стоивший бешеные деньги мрамор. А современнейшее оборудование Института урогравиданотерапии закупили на ее средства — семейные деньги Мухиных, ренту от оставшихся на Западе банковских вкладов и доход от рижских домов.

Гравидан был замечательным препаратом, но у него имелся недостаток — быстро развивалось привыкание, после этого он работать переставал. С 1932 по 1938 год дешевый гравидан, сырье для которого всегда было в изобилии, вовсю продвигали в массы. Метод Замкова внедряли в поликлиниках, на предприятиях создавались «опорные точки гравиданотерапии», чудо-препаратом лечили все болезни — от психастении и шизофрении до артроза и сифилиса, им прерывали беременности.

1 2 3 4 5 6
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог