Полная версия сайта

Любовное наваждение

Без любви жить нельзя — даже если тебе 44 года, у тебя 11 детей и на твоих плечах лежит огромное хозяйство...

Из какой семьи? Богат или беден?

Котек подробно ей отвечает, но Надежде Филаретовне не нравятся звучащие в его голосе нотки. Котек обстоятелен, но ей кажется, что он что-то недоговаривает.

…Чайковский преподает в консерватории. Он холост и небогат, его отец, горный инженер, больших денег не выслужил, запутался в делах и сейчас живет на иждивении детей. У Чайковского четверо братьев: Ипполит и Николай прочно стоят на ногах, а Модест и Анатолий вытягивают деньги из композитора. Чайковский непрактичен и непредусмотрителен, у него большие долги.

Он болезненно застенчив, кланяться публике выходит на подкашивающихся ногах, тушуется в обществе, стесняется женщин. Странный человек — и при том очень милый: робкий, восторженный, увлекающийся. Ему надо писать, но времени на это остается все меньше — его отбирают преподавание в консерватории и зарабатывание денег …

Через несколько дней в руки Надежды Филаретовны попадает новая вещь Чайковского — она играет ее до самозабвения и выходит из кабинета с сияющим лицом, помолодевшая лет на десять. Теперь она точно знает, что ей надо познакомиться с этим человеком, — и баронесса пишет Чайковскому письмо, заказывает аранжировку. Ее просьба выполнена в срок, ноты сопровождает милый и почтительный ответ.

Баронессе говорили, что Чайковский - странный человек и притом очень
милый: робкий, восторженный, увлекающийся...

Баронесса делает новый заказ, сопровождая его письмом: «…Хотелось бы мне много сказать о моем фантастическом отношении к Вам, да боюсь отнимать у Вас время. Это отношение дорого мне как самое лучшее, самое высокое из всех чувств, возможных в человеческой натуре…»

Скоро Надежде Филаретовне приносят перевязанный шелковой лентой пакет: музыка восхитительна, письмо Чайковского тоже приходится ей по душе: «…Напрасно Вы не захотели сказать мне всего того, что думалось… Это было бы мне чрезвычайно интересно и приятно. Хотя бы и оттого только, что и я преисполнен самых симпатических чувств к вам…»

В эти дни баронесса фон Мекк почувствовала, что к ней снова вернулся смысл жизни. На ее столе появляется фотография Чайковского, и она смотрит на нее, пытаясь представить, какой он в жизни.

Какого цвета у него глаза?

Каков тембр голоса? Как он отнесется к тому, что она предложит ему помощь? Баронесса давно собиралась найти талантливого музыканта, которому могла бы помогать. Она освободит его от всех будничных забот, назначит ему достойное содержание — и Чайковский прославит ее имя… А впрочем, нет — для нее важнее другое. Надежда фон Мекк никогда не знала, что такое плотское счастье, — милый и обходительный муж оставлял ее холодной. Зато она верит в духовное слияние, в идеальный мистический брак, когда две родственные души сливаются в музыке. Она даст Чайковскому деньги, свободу и независимость и по возможности станет им руководить, тогда его произведения будут принадлежать и ей. Баронесса — виртуозная исполнительница, но дара творчества лишена; присвоив композитора, она сделает его музыку своей.

Так она чувствует, а думает о том, что облагодетельствовать такого человека, как Чайковский, для нее честь.

Но за всем этим прячется другое.

Надежда Филаретовна никогда не любила и не понимала, что означают ее теперешние переживания. Странная растерянность, робость перед тем, как распечатать конверт с ответом Чайковского, боязнь огласки — вдруг ее осмеют? А ну как покажется ему навязчивой? Баронесса фон Мекк влюбилась, но пока что об этом не догадывалась.

Она предлагает Чайковскому щедрое содержание: 6000 рублей в год. Для нее это мелочь, а на самом деле — целое состояние, такие деньги в Российской империи получают генералы.

Надежда Филаретовна боится отказа, но вскоре приходит ответ — Чайковский согласен на ее предложение, он тронут и рассыпается в благодарностях. Так началась их долгая, тринадцатилетняя переписка, мало-помалу ставшая главным в ее жизни. Вскоре их отношения выдержали первое испытание: то, как тяжело она его перенесла, сказало ей о многом.

В июле 1877 года Чайковский пропал — он перестал ей отвечать, верный Котек не знал, что с ним происходит. Потом пришло письмо, поразившее ее до глубины души: маэстро писал, что его долго донимала своими посланиями молодая поклонница. Наконец он решил с ней встретиться, та призналась ему в заочной, страстной, доводящей ее до безумия любви, и Чайковский решил на ней жениться…

Надежда Филаретовна была вне себя, рассказанная Чайковским история показалась ей отвратительной пародией.

Комментарии

Загрузка...

Войти как пользователь

Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
или