Первая встреча, последняя встреча...

О восстании на крейсере «Очаков» она услышала случайно — от попутчиков. Те кляли лейтенанта Шмидта.
Элла Фурманская
|
22 Апреля 2011

Нахал! В 21 год на уличной твари женился!» В ужасе от его поступка были все: родные, знакомые. Карьера оказалась под угрозой. Но страшнее всего было то, что Дина (так он стал называть жену) осталась абсолютно чужим для него человеком. Ее мало интересовали категории добра и зла, она едва знала грамоту и толком не понимала, чего от нее, в конце концов, требуют. Даже рождение сына Евгения не сделало их ближе...

Дина, покорная, ездила за мужем по всему свету: Париж, Шанхай, Нагасаки, но в кругу офицерских жен была чужой. В Нагасаки она подружилась с женой мичмана Михаила Ставраки (того самого, с которым Шмидт в молодости снимал квартиру и который сыграет роковую роль в судьбе бывшего друга).

Как-то Дина пожаловалась мужу на домовладельца Катаоки. Разгорелся жуткий скандал с участием российского консула. Петр Петрович в ярости кричал, что прикажет матросам выпороть наглеца либо просто убьет его на улице. Ведь была задета честь жены офицера российского флота! Начальство тут же вспомнило о его нервических припадках, и дело приняло совсем другой оборот. В нагасакском береговом лазарете, где омерзительно пахло лекарствами, Шмидта лечили от неврастении. Оставалось одно: уйти в отставку.

Жизнь на суше оказалась еще тяжелее. Когда Григорий Николаевич Хрептович предложил должность второго помощника капитана на торговом судне, он согласился.

Когда Шмидту предложили должность второго помощника капитана на торговом судне, он согласился. Петр Шмидт (слева) с собакой на борту корабля
Когда Шмидту предложили должность второго помощника капитана на торговом судне, он согласился. Петр Шмидт (слева) с собакой на борту корабля
Фото: Очаковский военно-исторический музей им.А.В.Суворова

Письма к жене были сухими и короткими, писать о чувствах, которых не испытывал, он не мог...

«Дел у меня бездна, — писал он 17 декабря 1903 года, — в бегах вот уже два дня. «Диана» так мало пострадала, что я сам пришел своей машиной в Копенгаген, это после того, что она была вся полна водой и 16 суток билась о камни... Трудно было бы жить на свете, если бы я знал, что мой пароход погиб. В те страшные минуты, когда я спасал людей на шлюпках, выкидывая их на берег, я знал, Дина, что не бросил бы парохода никогда, я похоронил бы себя вместе с ним».

...Петр Петрович отдернул занавеску и с удивлением увидел, что уже совсем светло. К счастью, у проводника оказалась стопка чистой бумаги, и он стал писать Зинаиде Ивановне.

«Мы оба почти одновременно закрыли свои старые книги жизни и стоим перед новыми, робкие и нерешительные. Вы в своей нерешительности перелистываете последние страницы старой прочитанной книги, а я захлопнул с горечью свою, и мне тяжелы воспоминания об этой мучительной и бессмысленной повести. Но много аналогии в нашем положении, хотя Вы сохранили гораздо больше жизнеспособности и энергии, а я устал.

Крепко жму Вашу руку. Письмо Ваше будет для меня большой радостью. Ваш дикий попутчик».

Через два дня, читая это письмо, Зинаида Ивановна сильно разволновалась. Порывисто встав с кресла — так, что листки соскользнули на пол, — она подошла к туалетному столику и стала всматриваться в отражение, пытаясь найти черты необыкновенной красавицы, так взволновавшие ее попутчика.

После разгрома восстания и ареста бывшая жена Петра Шмидта продала любимую виолончель мужа
После разгрома восстания и ареста бывшая жена Петра Шмидта продала любимую виолончель мужа
Фото: Очаковский военно-исторический музей им.А.В.Суворова

Она нисколько не жалела ни о поцелуе руки, ни о том, что позволила себе писать. Никто из знакомых мужчин не волновал ее так, как этот морской офицер. Она сразу отметила и его нервное худое лицо с небольшими усиками, и манеру пристально смотреть собеседнику в глаза. Петр Петрович смотрел, словно вопрошая: «Не придумал ли я тебя? Есть ли ты на самом деле?». Зинаида Ивановна укуталась в шаль, зябко повела плечами и спросила вслух: «Любовь ли это?» Ее голос странно звучал в тишине дома, и, казалось, она услышала ответ: «Не отталкивай. Может, это и есть твоя судьба»...

Старый солдат Авдеич, служивший почтальоном, стал теперь самым желанным гостем в доме Шмидта. Его встречал не денщик, а сам хозяин.

1 2 3 4 5 6
Подпишись на наш канал в Telegram

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог