
— А вы легко можете эти маячки распознавать и действительно отделять одни препятствия от других?
— Я стараюсь. Вы знаете, есть молитва, которую много кому приписывают: «Дай мне спокойствие принять то, что я не могу изменить, дай мне смелость изменить то, что я могу изменить, и дай мне мудрость отделить одно от другого». Гениальные слова. Я всегда говорю, что культура, книги, фильмы — это не самоцель и панацея, а друзья, которые помогают тебе научиться распознавать эти маячки. Ведь большие писатели и режиссеры, как правило, задаются этими вопросами, и ты можешь с ними в этом смысле срезонировать и подключиться к ним и начать получать ответы. У меня все время это происходит. Не в прямом смысле слова — вот герой ушел из семьи, и мне тоже надо так поступить, или он послал босса, и я тоже так сделаю. Это очень примитивные связи с сюжетом, они так не работают. По-настоящему культовыми вещами становятся те, где есть очень много слоев, причем даже гораздо больше, чем сам автор закладывал. Там можно найти ответы на любой твой вопрос. Это есть и у Пушкина в «Евгении Онегине», и у Толстого в «Анне Карениной» и «Войне и мире».
— Научную литературу тоже можно изучать с огромным интересом. Иногда там изложено все не менее захватывающе, чем в великих романах.
— Да. Папа с детства очень увлекательно мне рассказывал, как что устроено. Во-первых, это всегда метафорически можно соединить со своим миром и с какими-то своими вопросами и проблемами. Во-вторых, это невероятно интересно. Наука — это правда огромная красота. Помню, он рассказывал мне, как летает самолет, для этого ему пришлось объяснить много каких-то законов и физических принципов. И когда в конце концов я все поняла, у меня возникло абсолютно катарсическое чувство!
— Я читала разные интервью вашего отца, и в них он рассказывал и про гелий-3, самое энергоемкое и экологически чистое топливо, которое можно добывать на Луне; и о том, что на Луне можно построить космодром для исследования дальнего космоса; и что на обратной стороне Луны можно разместить площадки с аппаратами для защиты Земли от астероидов. А еще он открыл и запатентовал новый способ получения алмазов из пузырьков пара (кавитация). Конечно, я о чем-то не знаю или забыла, но вы были рядом с человеком, который все это изобрел. Объясните, что происходит с ученым в тот момент, когда он совершает открытие? Возможно, он этим с вами делился или вы были свидетелем?