Елена Николаева. Несколько жизней

Однажды во время репетиции открылась дверь и в зал вошел Евгений Миронов: «Ребята, а что это вы тут...
Елена Редреева
|
09 Февраля 2022
Елена Николаева с Евгением Ткачуком
С Евгением Ткачуком в спектакле «Шведская спичка»
Фото: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ТЕАТРА НАЦИЙ

— Лена, что ты делаешь?

Я не выдерживаю:

— Да идите вы все!

В этот же день написала заявление об уходе по собственному желанию.

Поступала я во все институты сразу. В «Щуке» слетела с первого тура. Сказали, что у меня что-то с ногами. Это у меня-то, балерины! В «Щепке» были просто ужасные прослушивания. Я знала, что читаю круто, — была в себе уверена на все сто. Тут выходит мальчик, читает фамилии тех, кто прошел, и смотрит на меня извиняющимися глазами: «Тебя нет».

Я была так возмущена! Буквально ворвалась в аудиторию:

— Слушайте, я все понимаю. Но вы мне объясните, в чем причина, что вы меня не пропускаете на следующий тур?

Одна тетечка из приемной комиссии говорит:

— Улыбнись! Ну у тебя зубы желтые, ты же куришь!

Я еще больше распаляюсь:

— Не курю я!

— Да и не очень ровные они у тебя. А ты с такими в актрисы собралась! — продолжает она.

В результате все же пропускают меня на следующий тур и на нем уже окончательно сливают.

Перед этим я успела сходить в ГИТИС. Валентин Васильевич Тепляков и Павел Осипович Хомский взяли меня на конкурс на актерский факультет. Но я-то мысленно уже училась во МХАТе, там и документы мои лежали — была уверена, что поступлю. Помню, стою на лестнице ГИТИСА и вдруг меня вызывают к Теплякову: «Николаева!» Кричат откуда-то сверху.

«Дура, тебе сюда надо!» — кто-то хватает меня за руку и тащит на третий этаж. Не знаю, помнит ли об этом Донатас Грудович, он же абитуриентов вызывал, но я шла, не понимая куда и к какому мастеру... Оказалось, на режиссерский факультет в актерскую группу — к Олегу Львовичу Кудряшову.

После очередного тура меня вызывает Михаил Николаевич Чумаченко, поправляет очки и говорит: «Значит, так. Документы завтра чтобы принесла. И больше никуда не ходишь».

А я же понимаю, что документы у меня во МХАТе. И стремно это: ты же не знаешь, куда поступишь, куда не поступишь, стопроцентной уверенности нет. Иду во МХАТ, меняю оригинал на копию, потом к Земцову: мол, так и так вышло.

— Я очень рад, что тебя взяли. Но если хочешь, можешь взять оригинал, а нам оставить копию, — говорит Сергей Иванович.

— Так я это уже сделала! — отвечаю.

Так у меня отпали все институты кроме ГИТИСа и МХАТа.

Первого июля иду на конкурс в ГИТИС и просто проваливаюсь: все идет не так, читаю ужасно — нервы сдали. Потом бегу во МХАТ, потому что время поджимает. В комиссии сидит Олег Табаков. Я читаю — вроде бы все хорошо. Жду результатов, кажется, целую вечность. Была настроена на МХАТ, но, как и в ансамбле Моисеева, моей фамилии среди зачисленных не назвали.

У меня истерика, я плачу на плече Леши Франдетти, с которым мы вместе поступали, и это снимают камеры.

Вдруг меня как молнией ударило: «А ГИТИС, вдруг и в ГИТИС не взяли?» Снимаю каблуки и босиком бегу обратно — из Камергерского переулка в Кисловский. Добегаю, обливаю себя водой из бутылки — жара страшная, руки трясутся, ищу свою фамилию в списках зачисленных и не нахожу. Меня начинает трясти еще больше... «Да вот она ты, вот!» — приводит меня в чувство Наташка Ноздрина.

«Видели мы, как ты никуда больше не поступала», — сказали мне потом педагоги. Я счастлива, что прошла именно на курс к Олегу Кудряшову. Там я встретила лучшего мастера и лучших друзей. Мою настоящую жизнь и людей, которые всегда рядом: Наташка Ноздрина, Юлька Пересильд, Пашка Акимкин, Артем Тульчинский и Ромка Шаляпин стали мне второй семьей.

У нас был очень бедный курс — денег ни у кого не было. И в моей семье тоже: я перестала танцевать, мама тоже закончила танцевальную деятельность, с папой они разошлись. Но на курсе меня считали зажиточной москвичкой с «трешкой» на Динамо — эту квартиру еще бабушке дали от фабрики «Свобода». Там мы жили с родителями и сестрой.

«Хоть борща бы принесла, москвичка!» — язвили приезжие однокурсники. А какой борщ, если у меня в холодильнике пусто. Им-то хоть родители посылки с едой присылали... Но скоро все поняли, что находимся в равных условиях.

Комнаты в общаге давали не сразу, и первое время у меня жила Оля Смирнова. Потом — Наташка Ноздрина. Мы с ней худели весь первый курс. Где-то вычитали, что макароны «Гранмулино» как раз для похудения. Стоили они прилично, мы отказывали себе во всем, но каждый день покупали пачку и за бутылочкой «Арбатского» устраивали прекрасные ужины. К середине первого курса обе весили по шестьдесят восемь килограммов. Но у нас вообще все девочки на курсе весили о-го-го! Если поставить в аудитории в ряд меня, Пересильд, Ноздрину и Смирнову, мы занимали всю стену.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая