
И он придумал: «Пора-пора-порадуемся...» Стихи и музыка были написаны очень быстро.
— А на съемках присутствовали? Или композитору достаточно пространства своего кабинета?
— На съемках бывал довольно часто — погрузиться в атмосферу фильма крайне полезно.
— Съемки «Мушкетеров» с каждым годом обрастают все большим количеством легенд: артисты якобы и выпивали, и романы крутили с местными девушками... А что происходило на самом деле?
— Артисты, конечно, собрались на этой картине бравые. Назвать их непьющими было бы неправильно, да и вообще непьющие актеры редко встречаются. Ну, во время работы-то не выпивали. Дело не в этом. Мушкетерские костюмы, оружие — все вместе создавало на съемках особую атмосферу и энергетику. Актеры могли ради забавы прийти в ресторан в мушкетерских костюмах, вызывая ажиотаж публики. Съемки проходили в Одессе и Львове.
Женщины, которые работали на картине, влюблялись в артистов-мушкетеров, и местные девушки тоже. Да, было много любовных историй. Боярский тогда, кстати, не был настолько знаменит, так, чтобы буквально разрывали на части, его невероятная популярность пришла как раз с ролью д’Артаньяна. К слову, сначала режиссер хотел снимать не его, а Александра Абдулова или даже совсем юного Дмитрия Харатьяна.
Мушкетерская дружба, заложенная Дюма и продолженная в этом фильме (хотя он несерьезный, комедийный, я бы сказал, это скорее игра в мушкетеров), дала актерам свой огромный заряд дружбы, объединила их.
Хотя, если подумать, может, ничего романтичного в реальности и не было. Чем мушкетеры отличались от гвардейцев и других родов войск? Любимцы короля. Кто у нас становится популярным героем, желанным гостем? Люди, как правило, легкомысленные, выпивохи, гуляки привлекают всегда. А Дюма это романтизировал.
— Вы чувствовали себя мушкетером?
— Сейчас в большей степени чувствую. Настоящий потомок д’Артаньяна, весьма пожилой господин, живущий в фамильном замке в Гаскони, герцог Эмери де Монтескью-Фезансак д’Артаньян, создал международное общество мушкетеров. Меня торжественно приняли в него несколько лет назад — с почестями вручили реальную мушкетерскую ленту-перевязь, документы и шпагу. Это очень интересно и престижно.
Вспоминаю, как работалось над фильмом. Я считал, что надо придумать что-то необычное. Любопытным казалось задействовать не оркестр, не ансамбль, а рок-группу. В то время они очень нравились публике. При том что самого определения «рок-группа» у нас не существовало и слово «рок» находилось под запретом. У нас существовал их аналог: ВИА — вокально-инструментальные ансамбли. Поиск соответствующего моим представлениям ВИА привел в Полтаву, где жила и работала очень интересная, незаурядная украинская группа «Краяне». Руководство «Мосфильма» страшно рассердилось, что я отказался от услуг их штатного оркестра ради непонятно какой провинциальной группы. Сейчас неважно, с кем ты сотрудничаешь: хочешь с оркестром, хочешь дома пиши. А тогда правила были строгие: оркестр существует, чтобы с ним работать в кино, вот и работайте.