Дочь Катю Николай Олимпиевич признал, хотя Фаина Васильевна говорила мне: «Это не Колин ребенок, Инна родила девочку от другого мужчины». Вроде бы она высчитала, что в тот момент, когда Малиновская забеременела, Николай с ней не жил. Гриценко уходил к артистке Ирине Буниной, которая пришла в Театр Вахтангова, но потом та уехала в Киев и он вернулся к Инне. В итоге они расстались, и у нее начался роман — с кем бы вы думали? С Александром Швориным! Но Лилию Олимпиевну это уже никак не трогало, во всяком случае я не слышала, чтобы брат с сестрой обсуждали эту тему.
О Николае Олимпиевиче сохранилось множество баек, некоторые я помню. Коллеги отзывались о нем как о малообразованном человеке. Нина Веселовская, сыгравшая Дашу в «Хождении по мукам», была обескуражена, узнав, что Гриценко не читал роман Алексея Толстого. Он был уверен, что сценарий написал режиссер Григорий Рошаль, и сомневался, стоит ли сниматься. А в одном из интервью Вячеслав Шалевич рассказал такую историю. В квартире Николая Олимпиевича стояло множество шкафов с книгами.
— Что мне еще купить? Посоветуй, — спросил однажды Гриценко Шалевича.
— Купи собрание сочинений Майн Рида, там обложка фиолетовая, у тебя такой нет, — пошутил тот. Каково же было его удивление, когда в следующий свой приход он обнаружил на полках фиолетовые корешки!
Коллеги вспоминают: когда Рубен Николаевич Симонов задумал ставить «Маленькие трагедии» и предложил сыграть Дон Гуана Гриценко, для того на читке пьесы стало открытием, что ее написал Пушкин. Но Рубен Николаевич прощал ему все, считал гениальным актером и давал лучшие роли — Протасова в «Живом трупе», Мышкина в «Идиоте».
Вот один из примеров способности Николая Олимпиевича к перевоплощению. Однажды Фаина Васильевна пошла на спектакль «На золотом дне», где сын играл комическую роль золотопромышленника. Он был в сложном гриме с наклеенным носом, носился по сцене, залезал под диван.
В антракте мать отправилась за кулисы. Натолкнувшись на Юрия Яковлева, поинтересовалась:
— А где мой Коля? Он что, появится во втором акте?
Каково же было ее изумление, когда Юрий Васильевич подвел к ней странного персонажа и представил:
— Знакомьтесь, вот ваш сын!
Когда Симонов восстановил «Принцессу Турандот», Николай Олимпиевич выходил на сцену в образе Тартальи. Перед началом действия он представлял публике актеров: Василия Ланового, принца Калафа, Гриценко называл «Вася Высочество». Рубен Николаевич, заботившийся о качестве спектакля, однажды сказал: «Коля, ты как-то скучно представляешь Васю с Юлей Борисовой, начни, что ли, импровизировать!» И Гриценко начал! На очередном спектакле прямо со сцены прочел стихотворение, которое посвятил Лановому коллега по труппе Александр Граве (авторство ошибочно приписывалось самому Гриценко, но Василий Семенович в документальном фильме о Николае Олимпиевиче опроверг эту версию):