— Толь, ну у тебя-то все будет нормально.
— Да я четвертый год без работы тыркаюсь!
— Другие дольше ждут.
И снова тишина. Шесть лет без работы, без перспектив — день за днем. Это целая вечность.
Но разве можно те мои переживания сравнить с потерей близких, родных, друзей? Горше таких страданий, пожалуй, и быть ничего не может. Вот ты живешь день за днем, а те, кого ты любил, уже в мире ином. И в душе у тебя — дыра. Вот она — философия жизни. Мне кажется, именно это Ия имела в виду, говоря о величии и несчастии своем. Ведь она тоже теряла дорогих ей людей. Тех же Юру Богатырева, Володю Высоцкого...
Потеряла и наших неродившихся детей — двойню, случился выкидыш на большом сроке. Впервые рассказываю об этой боли. Но Ия тогда не плакала, не убивалась, а с ледяным спокойствием заметила, что, видно, Бог так рассудил и, может, к лучшему — а вдруг и эти дети были бы как Сережа. Никто же не знает, откуда берется лишняя хромосома синдрома Дауна...
Вспомнил, кстати, как однажды ее подруги принесли тоненькую книжицу про то, как имя человека влияет на его характер. Из любопытства открыл: «В Ие, нежной, словно фиалка, женщине скрыта удивительно твердая воля. Она всегда осуществляет задуманное. В принципе Ия не карьеристка, в ней мало честолюбия. Ей больше по душе роль хранительницы семейного очага. Но судьба редко предоставляет ей такую возможность». Мне неблизки эти женские забавы — гороскопы, гадания и прочее, но тут — словно про мою Июшку написали, очень похоже.
Как я уже сказал, она представлялась мне, образно говоря, слоеным пирогом. Служба в театре — один слой. Каждая ее роль — тоже отдельный слой. В фильмах образы всех ее героинь Ия во многом придумывала сама, наполняла их своими красками. Убежден, что Эльдар Рязанов, например, приглашая Саввину сыграть в «Гараже», хотел видеть Аракчеева в юбке. А у Ии вышла героиня, которую и словами описать сложно, пересмотрите этот фильм. Ее просто понесло. Не играла — жила!