Очень тепло вспоминаю «Сибирского цирюльника». Я пришел к месту съемки, там стоят гримвагены, на них написано: «Михалков», «Ормонд»... И вдруг — «Мохов». Думаю, странно, у кого-то фамилия такая же. Подхожу:
— Здрасьте, я — Мохов!
Мне говорят:
— Пойдемте, — и заводят в тот самый вагончик.
А на столе фрукты, напитки. «Мать моя женщина! — думаю. — Вот это размах!» А у меня всего лишь небольшой эпизод.
Несмотря на то что я разговариваю с Джулией Ормонд через окошко в воротах, где просматривается лишь мое лицо, меня полностью одели в обмундирование, прицепили на бок саблю. Героиня шла на свидание с персонажем Меньшикова, а я спрашивал по-английски: «Who are you to him? Wife? Sister?» («Кто вы ему? Жена? Сестра?»), шел короткий диалог. Но, видно, я очень увлекся. Михалков потом отозвал меня в сторонку:
— Саша, ты играешь так, будто ее хочешь.
— Это плохо?
— Нет, как мужик я тебя понимаю! Но по сюжету ты все-таки при исполнении.
Анатолий Эфрос говорил, что не любит спектакли, которые рождались в тяжелой атмосфере, даже если они состоялись. Могу под этим подписаться. Мне тоже очень важен процесс работы, потому что когда репетирую, снимаюсь — я живу. И хочу получать от этого удовольствие. В этом смысле мне повезло с Егором Кончаловским, и хоть роль моя в «Побеге» сократилась (а для нее я даже бороду отрастил), вспоминаю о съемках очень тепло. То же самое могу сказать о фильме «Фартовый» по книге Высоцкого и Мончинского о Вадиме Туманове — из него ушла страшная сцена, где я набрасываюсь с молотком на человека, который меня избивает. Кстати, порезали не только мою роль, но и Артура Смольянинова*, тогда еще мало кому известного актера, молодого, но с гонором. Его в какой-то момент выгнали — он конфликтовал с режиссером, но, правда, говорил по делу.
Однажды ко мне на спектакль «Кукла для невесты» пришла Алла Сурикова, я снимался в ее комедиях «Московские каникулы», «О любви в любую погоду». Посмотрела и говорит:
— Саша, да у тебя готовый, уже смонтированный фильм! Хочешь кино снимать?
— Конечно хочу! Но кто же мне даст?
Снять первый фильм на студии Суриковой не получилось, и моим первым продюсером стала Валентина Михалева, я благодарен ей за то, что в меня поверила. Так появилась моя дебютная режиссерская работа в кино «Алмазы на десерт». Пересматриваю картину и понимаю: сегодня все сделал бы по-другому. Но это во мне говорит опыт.
Режиссерских работ в кино и на телевидении у меня на сегодняшний день немало. Одними из самых успешных проектов были сериалы «Братаны» и «Учитель в законе», рейтинги они показали нереально высокие. А ведь когда ко мне в руки попал сценарий «Братанов», ничто не предвещало такого успеха. История была шита суровыми белыми нитками, в ней действовали суперположительные десантники и утрированные злодеи в малиновых пиджаках, снимать так, как написано, было нельзя. Слава богу, продюсеры со мной согласились, но высказали пожелание: сериал пойдет по НТВ, нужен жесткач, если драк мало, народ смотреть не будет. Я заверил: «Ребята, мы поддадим!»