В спектроскопе — специальном приборе — цвета располагаются в том же порядке, что и в радуге: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Соответственно красный и фиолетовый — цвета-противоположности. Причем солнечные лучи, преломившись в призме спектроскопа, обладают следующими характеристиками: у первого они длинноволновые, разбегающиеся, а у второго — короткие, стремящиеся к одной точке. Поэтому красный трактуется как цвет агрессии, завоеваний, а фиолетовый — мира, единения, возвращения, поисков утраченного. Фиолетовый к тому же связан с мистикой и религиозными поисками. Ведь само слово религия означает «восстановление союза» («ре» — это обратный, «лига» — союз).
Отсюда и выводы: предпочитающие фиолетовый цвет склонны к альтруизму, состраданию, сближению, а также к эмпатии — они проникаются болью другого. Часто у таких людей тонкая восприимчивая натура, которая в некоторых случаях может давать сбои и приводить к психическим расстройствам. Поэтому психологи приверженность фиолетовому нередко трактуют как склонность к душевным заболеваниям и к религиозным помешательствам, мистицизму.
Тяга к определенному цвету может проявляться не только в одежде или интерьере, она отчетливо читается в произведениях творческих людей. Александр Блок, мечтающий о любви прекрасной и загадочной незнакомки, в своих стихах часто видел все в лиловом, фиолетовом и сиреневом цветах. Он явно был человеком со странностями, например, долгое время воздерживался от интимных отношений с женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, считая ее идеалом — Прекрасной дамой, Таинственной Девой, к которой не должно прикасаться.
Она же переспала едва ли не со всеми его друзьями. О каждом новом любовнике Любовь Дмитриевна сообщала Блоку в письмах, приписывая в конце «Люблю тебя одного в целом мире». Прекрасная дама оказалась развенчана. Блок даже позволял себе нецензурно кричать на нее, но в конце жизни все же написал, что в его судьбе были, есть и будут только две женщины — Люба и «все остальные».