— Володя, привет! Ты что тут делаешь?
— Работаю. Приехал генеральному снимки показать. А ты как здесь оказался?
— А я член семьи.
— У-у-у! — непроизвольно вырвалось у меня. — Вот оно что. Поздравляю.
Фотографировать я начал еще в школе. Не оставил своего увлечения и после женитьбы в 1959 году. «Окрутили» меня рано — в двадцать лет, а в двадцать один я уже был отцом. Отправляясь по выходным с дочкой на прогулку, обязательно брал с собой фотоаппарат — снимал городские пейзажи, жанровые картинки.
Журнал «Советское фото» увидел в газетном киоске возле заводской проходной. Стал листать: о, они, оказывается, и с любителями работают! Просят присылать снимки на конкурс, лучшие обещают опубликовать... В тот день едва дождался конца смены, а вернувшись домой, напечатал с десяток фотографий, положил в конверт и отправил в редакцию. Вскоре одна из моих работ была опубликована в «Советском фото», и почти одновременно с выходом номера — звонок из Фотохроники ТАСС с приглашением приехать на встречу с главным редактором агентства Кузовкиным.
На столе у Николая Васильевича лежали все присланные мной фотографии.
— Вы не хотели бы у нас стажироваться? — без предисловий спросил Кузовкин.
— Да, хотел бы. Очень.
— А сколько зарабатываете на заводе?
— Зарплата у меня приличная.
— Ну сколько?
— Две тысячи.
— М-да... А у нас стажерская ставка — четыреста десять. Поэтому сразу можете не отвечать — посоветуйтесь с семьей...
Пришел на другой день в цех и острее прежнего почувствовал: ну не мое это дело — авиастроение! Узнав, что ухожу, начальник цеха схватился за голову:
— С ума сошел?! Ты уже сейчас классный специалист, перспективы для роста — огромные. Подумай!
— Уже подумал.
— Ты знаешь, я никого обратно не беру, но если решишь вернуться — сделаю исключение.
Когда объявил о своем решении дома, случился большой скандал. Особенно возмущался тесть-металлург, который счел мой уход с завода едва ли не предательством — и рабочей профессии, и семьи: «Ты о жене и маленькой дочери подумал? Только начали на ноги вставать — мебель купили, ковер, а теперь что? Твоей зарплаты на еду не хватит!»
Я стоял на своем, за что поплатился несколькими неделями бойкота. С домашней холодной войной примиряли новая интересная работа и возможность учиться у великих фотокорреспондентов, прошедших Великую Отечественную: Николая Кулешова, Наума Грановского, Эммануила Евзерихина, Николая Ситникова, Вадима Ковригина. Последний на протяжении нескольких лет был личным фотографом Сталина, за что, собственно, и расстался со свободой.