Полная версия сайта

Николай Бурляев: «При встрече со мной Федор Бондарчук отводит глаза»

Актер рассказал о своей жизни и дружбе с Андреем Тарковским, Андреем Кончаловским и Никитой Михалковым.

Николай Бурляев с дочерью

В кино она звучит один в один, Евгенидзе, по-моему, нельзя назвать даже аранжировщиком. Поднялся шум, пресса ухватилась за скандал, на телевидении устроили Ване и Евгенидзе «очную ставку». Иван спросил «коллегу», как одна и та же мелодия могла прийти в голову сразу двум композиторам? Вопрос так и остался без ответа.

При встрече со мной Федор отводит глаза. А я испытываю чувство удивления и скорби, ведь он не только дядя моего сына Ивана, но и потомок бесконечно любимого мною великого Сергея Федоровича Бондарчука. Впрочем, уверен, что время все расставит по своим местам. От Ивана, конечно, не убудет. Таких композиторов, как он, в нынешнем кинематографе раз-два и обчелся. Его талант в свое время оценила Наталья Петровна Кончаловская. Мы ездили на Николину Гору с Ваней, он поиграл Наталье Петровне Бетховена, Баха, Моцарта, она сказала: «Коленька, как чудно, что ты учишь сына музыке. Это надо делать обязательно — своих тоже учила: и Андрона, и Никиту». Я тогда нуждался в поддержке друга, просил Никиту посмотреть мой фильм «Лермонтов», попавший под жесткий прессинг «пятой колонны», завез ему кассету.

С моим «Лермонтовым» я испил полную чашу и радости, и страданий. Картину о великом поэте собирались снимать многие именитые режиссеры, но директор «Мосфильма» Николай Сизов запустил меня, сказав: «Твой сценарий лучший». К слову, фильм «Лермонтов» был куплен крупным немецким телеканалом ZDF «на корню», на уровне сценария, под него немцы дали пленку «Кодак». И вот я только заканчиваю монтаж, а мне звонят из Дома кино и просят показать фильм. Обрадовался: картина еще не готова, а ее уже ждут! Оказалось — ждали для расправы.

Перед премьерой в Доме кино успел показать фильм в Пензе, Тарханах, Белинском — местах, где жил Лермонтов. На сцену после показа в Пензе вышли Марис Лиепа, Инна Макарова, Наталья Бондарчук, Галя Беляева, оператор Олег Мартынов, художники Виктор Юшин и Татьяна Чапаева, директор Александра Демидова. В зале овация, я делаю шаг к микрофону — овация еще сильнее, мне не дают говорить, зрители все как один поднимаются с кресел, стоят, хлопают и плачут, это длилось минут десять. На каждом просмотре я выкладывал в зале альбом, куда желающие могли написать любое мнение о фильме. В итоге в четырех альбомах из нескольких сотен отзывов всего один отрицательный, анонимный. И вот я вывел группу на сцену Дома кино и почувствовал: не могу говорить. Всегда начинаю заикаться, когда ощущаю недоброжелательность зрителей. Здесь зал ее просто источал.

А через несколько дней состоялся Пятый съезд кинематографистов. Приехал в Кремль, в президиуме — Горбачев, Рыжков, Яковлев. На трибуну вышел какой-то тщедушный молодой критик, начал речь: «Недавно нам показали фильм «Лермонтов». Я устроился поудобнее: сейчас скажет, какой прекрасный фильм я снял. А он: «Это позор нашего кинематографа! Там играют сплошь родственники Бурляева. Это — семейственность?!»

А я утвердил актеров на роли исключительно потому, что они похожи на прототипов. Инна Макарова — вылитая бабушка Лермонтова, Наталья Бондарчук — мама, Ваня — маленький Миша Лермонтов. Все похожи, и, к счастью, все нашлись в одной семье. Кстати, никто из них не обогатился, у каждого было по паре съемочных дней.

Подпишись на канал 7Дней.ru

Комментарии




Войти как пользователь

Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:
или