От ваших золотых рук все зависит». Еще Чехов писал: «Интеллигентность — это состояние души». Наташа никогда в жизни не могла никого унизить, всегда только: «спасибо», «будь добра», «если тебе не сложно». Этим она отличалась от некоторых народных артисток, которые разговаривают с теми, кто ниже по положению, как со слугами.
В 1988 году Хейфеца пригласили главным режиссером в Театр Советской Армии. Но на этот раз он не позвал с собой Наташу, позабыв почему-то об уникальной гармонии их талантов. И очень долгое время у Леонида Ефимовича не складывалась работа с другими актрисами, не было такой мощной удачи, как с Вилькиной.
Мама осталась в Малом и постепенно стала терять роли. Сначала из репертуара сняли спектакль Хейфеца «Зыковы».
Затем, когда у Наташи обнаружили подключичный тромб и она уехала во Францию лечиться — ситуация была критическая, ее роль в спектакле «Любовь Яровая» отдали Элине Быстрицкой, не захотели ждать возвращения.
Свою лепту внес и Владимир Алексеевич Андреев. В антрепризе «Лев зимой» играли четыре его ученика и Наташа. После премьеры вышло много рецензий на спектакль, и во всех восхвалялась Вилькина. У меня такое ощущение, что Андреев не смог этого пережить. Через какое-то время труппа с этим спектаклем отправляется на гастроли. Маме никто ничего не сообщает, она случайно узнает об этом, звонит помощнику режиссера и спрашивает: «Так мы едем или нет?» И выясняется, что Андреев ввел на ее роль актрису Ольгу Фомичеву. Не счел нужным даже позвонить Наташе!
В общем, режиссера, готового ставить спектакли «на Вилькину», не нашлось ни в одном театре Москвы.
Борис Афанасьевич Морозов, нынешний главный режиссер Театра Советской Армии, сказал мне после смерти Наташи: «Я очень хотел поставить с ней «Чайку». Так и тянуло спросить: «Что же вам помешало, Борис Афанасьевич?» Ведь как бывает: в этом сезоне нет героев твоего амплуа, в следующем, в третьем, пятом, и актер начинает перегорать. Даже Юрий Соломин признавался: «Я уже семь лет не получал новых ролей». Другое дело, что он как актер реализовался в кино. У мамы тогда тоже появились какие-то фильмы, но с ее «социально непригодной внешностью», как говорили критики, их было немного. Такова, к сожалению, трагическая судьба многих талантливых людей. Кто- то в подобной ситуации спивается, у кого-то случается инсульт или инфаркт, и это можно понять — у артистов очень подвижная нервная система.
Наташа стала причиной наших бесконечных волнений: то не позвонила, то задержалась.
Как-то пропала на два дня, нам даже позвонили из милиции: «Тут молодую женщину нашли, приезжайте на опознание». Слава богу, мама нашлась, ночевала у друзей, но у нас было ощущение, что она ходит по грани.
Однажды, когда бабушка тяжело заболела, мама спросила у знакомой цыганки, которой очень доверяла:
— Ты мне только одно скажи — что будет с Тамарочкой?
— Вот на ней я ничего не вижу!
Мама, я уверена, догадалась, о чем ей только что намекнула ворожея.
Не скажу, что мама не выпивала, это было бы неправдой, мой дядя Алик (ныне здравствующий, слава богу, режиссер) публично заявил об этом, да и еще масса свидетелей тому найдется. Значит, были причины, и ничего в этом нет страшного. Да и кто не выпивает? Войдите в любой театр, откройте гримерку! Вот Миша Ефремов, мой друг и однокурсник, кстати, замечательный человек, выпивает и не скрывает этого, открыто говорит: «Ну пью, ну и что?» Разве он от этого хуже играет?
У Наташи была подруга, тоже актриса Малого театра, ее уже нет в живых. За несколько часов до спектакля, в котором играла мама, она спровоцировала ее выпить и потом в таком состоянии привела в театр. Конечно, всегда можно сказать: «Могла бы и не пить, если тебе вечером работать», — но что за друзья, которые совершают подобные поступки?!
Спектакль все равно состоялся!
Иногда маме приписывали чужие грехи. Труппа Малого театра должна была поехать в Германию на гастроли. Предполагалось показать спектакль «Заговор Фиеско в Генуе». Мама была в первом составе, но буквально перед отъездом ей сообщили, что вместо нее едет Ирина Печерникова. Ничего не объяснили, просто поставили в известность. Наташа осталась в Москве. Перед спектаклем Печерникова выпила столько, что ее состояние заметили даже с галерки. А в программках забыли поменять имена актрис, и вскоре появляется огромная рецензия, где написано: «Артистка Вилькина вышла на сцену пьяная». Мама обиделась страшно, но ничего не стала выяснять. Все, что ее задевало, могло обсуждаться среди подруг, но она никогда не шла жаловаться к худруку Цареву.