Любил — разлюбил... Так просто. И так трагично для того, кто все еще любит.
...Татюша пережила этот разрыв по-взрослому трагически. Она сказала, что переживала все намного дольше, чем следовало переживать. Таня пыталась доказать, что их разрыв — ошибка. Он не понял этого, и тогда она дала понять ему, что ей стало совершенно наплевать на то, что случилось.
Теперь Устинова думает, что неправильно удерживать любимого — нужно отпустить его с богом. Легко теоретизировать — трудно следовать этим принципам. Потому что когда любишь, ни разум твой, ни доводы близких, ни реальные события ничего не изменят, пока какая-то «биохимическая» реакция внутри тебя не расщепит это чувство, эту боль, эту невозможность отпустить... Период реакции по продолжительности у всех разный.
У Устиновой это длилось десять лет. Это она так говорит. А я думаю, что астероидные осколки той любви живут до сих пор.
Мужской приговор «Я тебя не люблю» не утоньшает душу женщины, а разрушает, делает ее более осторожной и осмотрительной. И она никогда уже не будет безответно-безоглядно любить, она станет прагматичнее. И захочет быть рядом с тем, кто нуждается в ней больше, чем она сама. И будет жить в предлагаемых обстоятельствах. И не станет всю жизнь ждать Резанова, как Кончита.
Во всяком случае, Татьяна Устинова считает так. И нашла для себя идеальный способ реализации мечты о сумасшедшей любви: она ее придумывает и пишет об этом в своих романах. Ее первый и единственный муж Евгений, которого она однажды бросила, с юмором говорит: «Весь пар — в свисток!»
Такой замечательно-безопасный вариант жизни для женщины, мечтающей о любви и страсти.
—Таня, — говорю я, — а ведь вы никогда не отключаете разум, потому что боитесь себя, ту, которую знаете только вы! Поэтому ограждаете себя от любых искушений-испытаний, которые несет истинная любовь!
Она не спорит, но говорит, что ТАК любить могут немногие, что ТАКОЕ соприкосновение душ мужчины и женщины — «смертоносная вспышка ядерная!»
Я:
—Почему смертоносная, Таня? Может быть, наоборот, она меняет нашу жизнь, мироощущение?
Она:
—Может быть, Кира, вы и правы. И после этой вспышки начинается новая цивилизация. Но я к таким глобальным потрясениям никогда не была готова.
Двадцать три года Татьяна и тот человек, бывший ее первой любовью, поздравляют друг друга с днем рождения и праздниками. И никогда не видятся...
Итак, ей было восемнадцать, когда ее бросил любимый и когда она сразу вышла замуж за Женю. Он был смешной, высокий, все брюки ему были по щиколотку, свои нешикарные волосы зачесывал на одну сторону. В математическом интернате Жене выбили зуб, поэтому и появился этот сверкающий, металлический, который смущал Таню и ее родственников. Будущая теща называла его пэтэушником.
Все это — по рассказам Тани. А вот еще недостатки, о которых говорит сам Евгений: он скучноват, его естественно-научное направление «сушит» мозг, «сушит» эмоции. Таня всегда ждала от мужа большего именно в плане эмоций, а он никогда не мог ей соответствовать. Но старший их сын, двадцатилетний Михаил, с этим не согласен категорически. Говорит, что отец восхитительно умный, мудрый в глобальном смысле. Но самое «страшное», что он к тому же почти во всех ситуациях оказывается пугающе прав! Мама Таня, Татюша, говорит, что любимый сын великодушен в папу, не мелочен в папу и не склочен в папу. И добавляет: «Чего не скажешь обо мне!»
Как же мне нравится эта Устинова еще и тем, что все время хочет сказать, что она хуже, чем о ней думают! Это свойство редких женщин, благородных, с душой открытой, с детским желанием по возможности быть предельно честной не только с собой, но и с другими.