Первое открывшееся в России актерское агентство — «Макс» — пригласило меня стать их клиентом.
Жизнь налаживалась. Я снималась на телевидении в детской передаче «Тик-так», а мама устроилась ночным диктором на радио. От усталости она валилась с ног. Отработав ночную смену, вела меня в детский сад, потом в художественную студию, в гимнастическую секцию, на фигурное катание.
Однажды мама задержалась с квартплатой. И хозяйка явилась нас выгонять.
«Пожалуйста, подождите еще неделю, — умоляла мама. — Я обязательно заплачу. Куда мне деваться с ребенком?» Но та была неумолима: либо платите сию секунду, либо выметайтесь. И тогда мама, попросив меня постоять на лестнице, не выдержала и стала кричать.
Помню, как дверь резко распахнулась и на площадку полетели узлы с нашими вещами. На какое-то время нас тогда приютила мамина подруга, дочь Анатолия Солоницына Лариса.
Другая бы давно сломалась, но только не моя мама. Она всегда смотрит в будущее с оптимизмом, верит, что все будет хорошо. Мама в свое время окончила французскую спецшколу, хорошо знала язык, что позволило ей подрабатывать переводчиком технической литературы и давать частные уроки. Изредка мама снималась в рекламных роликах. Дедушка с бабушкой тоже посылали деньги, но совсем немного. Мама считала, что справится сама. И действительно, делала все от нее зависящее, чтобы я не чувствовала себя обделенной. Я вспоминаю свое детство как очень счастливое, несмотря на многие трудности, которые нам приходилось преодолевать.
Даже если с деньгами было туго, мама устраивала в мой день рождения настоящий праздник.
На столе стоял торт со свечками, у нас завелась традиция ходить в этот день на цирковое представление. Мама заранее выведывала, что бы я хотела получить в подарок. Мой первый и самый желанный мобильный телефон подарила она.
Мне исполнилось семь, и мама отдала меня в единственную в Москве интернациональную школу. Это учебное заведение не требовало от учеников российского паспорта и столичной прописки. В каком бы районе мы потом ни снимали жилье, учиться я ездила на «Китай-город». Иной раз добиралась туда по часу. Директору, замечательной женщине Офелии Вазгеновне, буду благодарна всю жизнь.
Она не выгнала меня, когда моя актерская карьера набрала обороты и я месяцами пропадала на съемках, позволила перейти на домашнее обучение. В том, что я стала актрисой, есть и ее большая заслуга.
Когда Владимир Грамматиков утвердил меня на роль в фильме «Маленькая принцесса», мама поехала со мной в экспедицию. Лондон снимали в зимней Ялте. Жили в гостинице, после съемок мама не только занималась со мной школьными предметами, но и следила за тем, чтобы я каждый день по два часа отрабатывала гимнастические упражнения, растяжки. Мы гуляли у моря, ездили в «Ласточкино гнездо». Она посвящала мне все свое время.
Взрослые актеры Алла Демидова, Игорь Ясулович, Анна Терехова относились к нам — детям — исключительно по-доброму.
Мы платили им тем же. Правда, мне больше нравился Владимир Александрович, меня завораживали его роскошные усы. А еще он разговаривал с нами как со взрослыми. На съемках мы очень сблизились с Настей Меськовой и дружим семьями по сей день. Настя стала солисткой балета Большого театра, гастролирует по всему миру.
В одном эпизоде мне требовалось заплакать, а я не могла проронить ни слезинки. Как обычно поступают в таких случаях режиссеры? Начинают щипать ребенка, обижать, чтобы поскорее добиться желаемой реакции. Грамматиков отвел меня в сторонку и стал расспрашивать:
— У тебя есть собака?
— Даже целых две.
— Представь, что они сбежали и больше никогда не вернутся.
Едва об этом подумала, слезы ручьями полились из глаз.
А когда нужна была улыбка «во весь рот», Грамматиков говорил: «А ты представь, что тебе подарили билет в Диснейленд!» И этого было достаточно.
За роль Бекки в «Маленькой принцессе» я получила приз на международном фестивале детского кино в Москве. После этой картины меня стали много снимать. Параллельно я занималась в танцевальной студии при «Театре Луны». Однажды к нам явился Сергей Проханов, искал юных танцоров для спектакля «Фанта-Инфанта». На Проханова, как он потом признался, произвела впечатление моя непосредственность. Я играла у него в спектакле четыре года вместе с Женей Стычкиным.
Однажды на проходной театра меня ждал большой конверт, подписанный: «От Анны Тереховой для Лянки».
Внутри — фотография: кадр из фильма, где ее мать Маргарита Терехова идет в сопровождении молодого красивого мужчины. На обороте было написано: «Удачи тебе, Ляночка, быть всегда любимой и счастливой! Актриса и режиссер Маргарита Терехова. P.S. Радуйся, это твой папа — очень талантливый и чудесный человек. Люби его...»
Я пришла с фотографией к маме:
— Мам, расскажи, кто это?
— Неважно.
— Это мой отец?