Жан-Луи Трентиньян: «Я не должен был пережить дочь»

«Да, я больше не люблю играть в кино. Не хочу. Не хочу видеть себя на экране. Давно уже предпочитаю выходить на сцену».
Мария Обельченко
|
Мария Обельченко
|
12 Октября 2012
На Каннском фестивале, 2012 г.
На Каннском фестивале, 2012 г.
Фото: Splash News/All Over Press

Жан-Луи Трентиньян — легенда мирового кино. Он снялся более чем в ста сорока фильмах. После смерти своей дочери Мари патриарх французского кино погрузился в глубокую депрессию, откуда его не смогли вывести даже призы и восторженные отзывы критиков о его последней роли.

В этом году 81-летнего Жан-Луи Трентиньяна вместе с режиссером фильма «Любовь» Михаэлем Ханеке поздравляли с наградой — «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля (актер не первый раз выходит на знаменитую сцену — в 1969 году он уже получал «пальму» за главную роль в картине «Z»).

«Любовь» была тепло встречена на многих фестивалях, фильму предрекают победу и на предстоящем «Оскаре». Впрочем, сейчас Трентиньяну уже не нужны слава и успех. Здоровье пошаливает, и он сам считает свою роль в «Любви» последней. Как все французы, он человек чрезвычайно закрытый, но не скрывает своей боли из-за трагической, страшной потери любимой дочери Мари, погибшей в 2003 году.

— Вы не снимались девять лет и вдруг согласились сыграть в фильме Михаэля Ханеке «Любовь». Должно быть, он был очень настойчив…

— Да, я больше не люблю играть в кино. Не хочу. Не хочу видеть себя на экране.

Давно уже предпочитаю выходить на сцену. Плохо вижу, но память меня не подводит. Читаю своих любимых поэтов под музыку, езжу на литературно-музыкальные фестивали, чувствую отклик аудитории, отзывчивость людей к бессмертным строкам. Я всегда предпочитал театр — на сцене я себя не вижу со стороны. Участвовал где-то, наверное, в восьмидесяти спектаклях только по произведениям Шекспира. Возможно, я никогда по-настоящему не был пригоден для кино. И не собирался больше сниматься никогда. Слишком много людей ходят теперь в кино, чтобы не думать, только ради развлечения. Ханеке не тот, кто согласен лишь развлекать зрителя. Когда Михаэль принес мне сценарий, он сказал, что писал его только для меня и для Эмманюэль Рива (французская актриса, известная нам по фильму «Хиросима, любовь моя». — Прим.

ред.). Он так всегда делает и, если актер или актриса отказываются, просто не снимает, ждет согласия. Тогда я находился в ужасающем состоянии, в глубочайшей депрессии. Из-за гибели моей любимой дочери Мари. Несколько месяцев не мог говорить. Хотел покончить жизнь самоубий­ством. Ничто не сравнится с моей болью. (41-летняя Мари Трентиньян успела сыграть в более чем шестидесяти фильмах. Первый раз — в четыре года в фильме своей матери Надин Трентиньян «Моя любовь, моя любовь» вместе с отцом. Летом 2003 года она снималась в Вильнюсе тоже в фильме своей матери о знаменитой французской писательнице Колетт. Во время ссоры тогдашний любовник Мари рок-музыкант Бертран Канта нанес ей множество ударов. Два часа девушка пролежала в коме, пока не вызвали «скорую». В вильнюсской больнице ей сделали операцию на мозге, но из комы Мари так и не вышла.

С Брижит Бардо в фильме «И Бог создал женщину». 1956 г.
С Брижит Бардо в фильме «И Бог создал женщину». 1956 г.
Фото: Kinopoisk.ru

На специальном самолете умирающую актрису доставили в Париж. Но спасти Мари не удалось. Рок-музыканта сначала отправили в больницу — он был в состоянии тяжелейшего алкогольного отравления. И только спустя два месяца арестовали. В 2004 году Канта приговорили в Литве к восьми годам тюрьмы. Родные Мари посчитали подобный вердикт слишком мягким, но не стали его оспаривать. Бертран отсидел полсрока и в 2007 году вышел на свободу. — Прим. ред.) Я рассказал о своем состоянии Ханеке. Он меня выслушал и предложил сначала сыграть эту роль, а потом, может, я и передумаю прощаться с жизнью… Или не передумаю. Но сначала сыграю. Я согласился. Надо было или продолжать жить, или умереть. К сожалению, я уже когда-то проходил через подобное. В 69-м году умерла наша маленькая дочь Полина — задохнулась во сне, какая-то редкая болезнь, толком врачи ничего нам не могли объяснить.

И я сказал своей жене Надин, что нам нужно или покончить с собой, или жить дальше — ради нашей дочери Мари. Это случилось во время съемок «Конформиста» Бертолуччи. Бернардо подождал несколько дней, но потом попросил меня выйти на площадку и играть. Мне кажется, в некоторых сценах я был не вполне адекватен. Бертолуччи мог быть жестким, даже жестоким. Все, включая рабочих и осветителей, должны были быть счастливы оттого, что с ним работают.

— Роль в фильме «Любовь» невероятно тяжелая, наверное, сложнее, чем даже в «Конформисте». Ведь проявлять истинную любовь, когда любимая женщина превратилась в полного инвалида, очень непросто. Тем более ваш герой, старый уже человек, берет на себя обязанности сиделки.

Он — единственный, кто любит ее и пытается сделать все возможное и невозможное… Своего рода сказочная любовная история, как бы странно это ни звучало…

— Да, это был мучительный процесс. Я страдал и испытывал душевную боль на протяжении всех съемок. Но режиссер не хотел, чтобы все выглядело сентиментальным, вызывало жалость. Поэтому и нет в фильме больниц и прочих атрибутов болезни и старости. Все действие происходит в парижской квартире, где живет эта супружеская пара. Эмманюэль — потрясающая актриса и невероятной силы воли женщина. Ей 85 лет, она старше меня… Особенно ей было тяжко управляться с электрическим инвалидным креслом. У меня это получалось гораздо лучше, я же всегда любил машины. Но больше я точно не буду играть в кино. Хотя Михаэль обещал сочинить для меня еще роль.

«Мужчина и женщина». 1966 г.
«Мужчина и женщина». 1966 г.
Фото: All Over Press

Он невероятно требовательный режиссер. Не советую вам с ним работать. (Улыбается.) У нас там есть сцена с голубем — он залетает в квартиру через маленькое окошко, которое я открываю, чтобы покурить. Так вот, Михаэль два дня снимал эту сцену — как я ловлю голубя, обыкновенного парижского голубя. Ханеке хотел заставить птицу делать ровно то, что он хочет. Я падал несколько раз. Голубей у нас было два. И один не выдержал. Сдался.

— Фильм Клода Лелуша «Мужчина и женщина» 1966 года сделал вас знаменитым на весь мир…

— Да, это правда. Он изменил всю мою жизнь. Хотя если бы тогда кто-нибудь нам это предсказал, мы бы все умерли со смеху. У Клода было совсем мало денег на этот проект. Многие думают, что его специально снимали частично в черно-белом цвете, а частично на цветной пленке.

Для особого эффекта. Ничего подобного. Не хватало денег на цветную пленку — вот и весь секрет, простое объяснение. Снимали самой простой камерой, с плеча, как потом стал Ларс фон Триер работать. Вся наша съемочная группа веселилась, словно любители собрались поиграть в кино. Я уговорил Лелуша поменять профессию моего героя. Изначально он был врачом. А я предложил сделать его гонщиком «Формулы». Мои самые любимые сцены вовсе не те, где я занимаюсь любовью с Анук Эме. Ее я знал давно, да к тому же она была лучшей подругой моей жены Надин. Анук прекрасная актриса, но иногда уходит в себя. Так вот, любимые сцены — когда я участвую в гонке, а Анук за меня переживает дома, в Париже. И когда фильм вдруг обрел невероятную популярность, для нас это был огромный сюрприз.

Кто бы мог подумать… Я стал получать множество предложений. Мог выбирать. Отказываться. Например, отказался от роли в «Апокалипсисе сегодня» у Фрэнсиса Форда Копполы. Спилбергу отказал. Отчасти причина в том, что было очень много предложений во Франции и Италии, отчасти — из-за того, что я так и не сумел в достаточной степени освоить английский язык.

— Вы и от «Последнего танго в Париже» отказались…

— Мне довелось играть вместе с гениальной Марией Шнайдер. Она была великая актриса. Единственный ее недостаток — отсутствие чувства юмора. Возможно, потому, что ее собственная жизнь была слишком драматичной. Отказался я от «Танго…» потому, что не был уверен, что справлюсь.

«Она была прекрасна, моя Мари…»
«Она была прекрасна, моя Мари…»
Фото: Sipa/Fotodom.ru

Боялся. Слишком много эротических сцен, откровенных, а я никогда их не любил, признаться честно. То, что происходит вне стен спальни, мне нравилось играть гораздо больше. Помню, как неловко себя чувствовал на съемках «Великолепной Анжелики», когда нужно было на глазах у всей съемочной группы изображать страсть с Мишель Мерсье. Или когда Клод Шаброль — вот уж у кого с юмором было все хорошо — комментировал, как я должен играть любовную сцену со Стефаной Одран, моей бывшей женой и его тогдашней супругой. «Ну же, Жан-Луи, давай, постарайся, прибавь пылу! Я никогда не стал бы просить актера делать то, что сам не могу!» Вот такой он был шутник.

— Да, самые красивые актрисы играли ваших возлюбленных: Катрин Денев, Мирей Дарк, Мишель Мерсье, не говоря уж о Брижит Бардо — Женщины сыграли в моей жизни и судьбе огромную роль.

Когда Роже Вадим пригласил меня в свой фильм «И Бог создал женщину», я был совсем начинающим, малоизвестным актером. И не скажу, что этот проект меня сильно привлек. В основном мне понравился гонорар — до сих пор еще не предлагали таких денег. Не знаю, почему Роже меня позвал. А Брижит была умна, старательна и очень красива. Мы влюбились друг в друга. (В то время этот любовный треугольник — ведь Роже Вадим был мужем Брижит Бардо — обсуждала вся Франция. Бардо ушла от Роже Вадима, а Трентиньян от своей жены Стефаны Одран. Потом Роже женился на Джейн Фонде, хотя, говорят, до самой смерти, несмотря на всех своих жен и любовниц, считал именно Бардо любовью своей жизни. Трентиньян и Бардо спустя некоторое время тоже расстались. Потом Жан-Луи женился на режиссере Надин Маркан. У них родилось трое детей — Полина, Мари и Венсан. — Прим.

ред.) Брижит стала феноменальной актрисой. Но мне иногда кажется, что Роже Вадим снимал ее только для того, чтобы сделать из нее «звезду». Напрасно — она была слишком большой личностью для этого. Во Франции у Брижит была сумасшедшая слава, к ней относились как к Мэрилин Монро. За ней охотились папарацци, она не могла выйти из дома. Я к своей тогдашней скромной славе, после выхода фильма «И Бог создал женщину», не успел привыкнуть. Шла война в Алжире, и меня хотели забрать в армию. А я — убежденный пацифист, да еще в разгаре был роман с Брижит… Приятель научил, как подделать анализ. Я все сделал. Но тогда меня положили на обследование в госпиталь. Я повторил опыт — нужно было съесть какое-то безумное количество яиц и запить их виски. Что-то менялось в организме. В результате я заработал себе болезнь на многие годы.

Но в армию не попал. Меня отправили лишь на военные сборы. А Брижит осталась в Париже… Когда я вернулся, мы расстались…

— Вы всегда хотели стать актером?

— Мечтал-то я о многом, но не хватило таланта. Одно время ходил учиться на режиссерские курсы, снял два фильма, но режиссера из меня не вышло. Не говоря уж о карьере гонщика. Это была моя страсть с юности, и я даже учился в специальной школе. Не получилось. Таланта не хватило. Когда-то я мечтал стать художником или музыкантом. Но рисовать совсем не умею. Вот видите, опять отсутствие способностей. Поэтому, возможно, и стал актером. Это же очень легко. (Смеется.) Я жил в Экс-ан-Провансе. Тогда казалось, жизнь течет слишком медленно и спокойно. Играл в школьных спектаклях, потом вышел на сцену в пьесе Мольера в местном театре.

Но родители хотели, чтобы я выучился на юриста. Поступил на юридический факультет университета. Знаете, я был невероятно застенчивый. С детства. Даже когда выходил на сцену, смотрел себе под ноги, не мог глаза поднять. В Париже, где я учился на курсах Тани Балашовой, когда бросил юриспруденцию, педагоги мне часто говорили, что с таким «пороком» не стоит идти в артисты. Но я верил, что именно на сцене сумею его побороть. Так и случилось. Мой совет всем застенчивым людям: идите в театр, пусть даже любительский, — это помогает обрести уверенность в себе.

— В юности вам, наверное, пришлось нелегко, время-то было послевоенное…

— Приходилось подрабатывать. Мой старший брат торговал грибами, я вставал в четыре утра и помогал разгружать товар.

На вокзалах работал — сцепщиком вагонов. По ночам убирался в кафе.

— Почему же все-таки вы не стали гонщиком? Это ведь серьезная страсть…

— О машинах я знаю все, люблю их. Но родители, после того как мой дядя Луи Трентиньян (он был одним из очень именитых гонщиков своего времени) трагически погиб, поклялись, что их сын никогда не сядет за руль. Причем в буквальном смысле. Они были люди достаточно обеспеченные, но в 22 года у меня еще не было своей машины. Только в 26 лет я смог себе позволить купить автомобиль. Помню, ехал со скоростью 200 километров в час и кричал от восторга. Несмотря на то, что раза два или три меня выносило с дороги на обочину.

Актриса Эмманюэль Рива, режиссер Михаэль Ханеке и Жан-Луи Трентиньян с «Золотой пальмовой ветвью» — призом Каннского кинофестиваля за фильм «Любовь». 2012 г.
Актриса Эмманюэль Рива, режиссер Михаэль Ханеке и Жан-Луи Трентиньян с «Золотой пальмовой ветвью» — призом Каннского кинофестиваля за фильм «Любовь». 2012 г.
Фото: Splash News/All Over Press

Мог убить себя, но мне было все равно. Только управляя машиной, можно узнать свои возможности. Где они заканчиваются. Это смертельный риск, но для меня скорость всегда была сродни чувственному наслаждению.

— Ваша третья жена Марианн Хепфнер — профессиональная гонщица, пилот, участвовала во множестве профессиональных и любительских состязаний…

— На гонках я с ней и познакомился. В 1981 году был штурманом у Марианн во время одного из ралли. Моя страсть ведь никогда меня не отпускала. Я много свободного времени проводил среди гонщиков и гоночных машин. Мы с Марианн поженились в 1984 году. Сейчас ей уже не до гонок. Ведь я старый больной человек, и молодая жена за мной ухаживает (Марианн младше Жан-Луи на 14 лет, ей сейчас 68. — Прим.

ред.). Совсем не так, как в фильме «Любовь», где муж ухаживает за любимой женой. Так что не спрашивайте меня, смог бы я сам в реальной жизни быть столь преданным мужем, как мой герой. Не знаю. Я и отцом-то был не очень хорошим. Так говорит мой сын Венсан. Он всегда обижался на меня, считал, что я люблю только свою дочь Мари. А ему не уделяю столько внимания. Что ж, я действительно обожал свою дочь. У нас с ней были необыкновенно добрые, насыщенные отношения. Она была прекрасна, моя Мари… И она делала большие успехи в актерской профессии… Я стараюсь быть хорошим дедом — у меня четверо внуков, — но не уверен, что и здесь мне достает таланта.

— Вы давно уже живете не в Париже, а недалеко от Авиньона… — Да, в маленьком городке с ратушей на средневековой площади.

У нашей семьи есть виноградники. Производим до 20 тысяч бутылок вина из винограда, выращенного в долине реки Рона. (Вино это признают одним из лучших в Авиньоне. — Прим. ред.) Я люблю обходить свои владения. И мне очень нравятся оливковые деревья. Они все разные. Я всегда очень любил лес. Нет, я не скучаю по Парижу. Когда была жива Мари, часто приезжал туда — мы вместе выходили на сцену, придумывали свои маленькие спектакли. Как же это было удивительно прекрасно! Мари так же страстно любила поэзию, как и я. Борис Виан, Гийом Аполлинер, Жак Превер… Мои любимые поэты… Сейчас у меня так мало осталось энергии, что мне уже не поспеть за ритмом и скоростью большого города. Смерть дочери перевернула мою жизнь. Для меня странно, что я сумел ее пережить.

Даже энтузиазм какой-то сохранил. Иногда мне становится за это стыдно. Не должен был… Но что-то подсказывает, что жизнь и природа все равно сильнее нас. И еще поэзия. Стыдно об этом говорить, но, видимо, именно это и помогло… Знаете, маленьким я постоянно ломал игрушки. Они были плохие, дурацкие, меня это злило, и я их ломал. Мои отношения с людьми немного похожи. Как бы сильно я их ни любил, в какой-то момент я прекращаю дружбу или даже любовь. Не верю в идеальное состояние чего бы то ни было. В идеальные отношения, союзы...

— Неужели и правда никогда не пересматриваете свои фильмы? Ведь это могло бы порадовать, отвлечь от горестных дум, навеять приятные воспоминания…

— Нет. Не смотрю. По моему мнению, кино — продукт скоропортящийся.

И употреблять его нужно, только когда он свежий. А что касается воспоминаний — человек должен жить будущим. Мое будущее — очень незначительный промежуток времени.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Астрологический прогноз на апрель 2024 года
«Завершающийся март оказался месяцем, невероятно увлекательным с астрологической точки зрения. Но предстоящий апрель готов побить его рекорд. Судите сами!» — говорит практикующий ведический астролог Ирина Орлова.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог