Заставив Сталина плакать, Леонид Утесов по-настоящему испугался

Воспоминания о знаменитом певце: о его уходах от жены и страхе перед Сталиным.
Подготовила Анжелика Пахомова
|
19 Мая 2016
Леонид Утесов
Леонид Утесов с ансамблем «Теа-джаз». 1938 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

«Утесов рассказывал: «Я затянул песню, а у Сталина слезы текут. Все смутились, не смели поднять глаз. А я подумал: не так давно умерла супруга Сталина Надежда Аллилуева, наверное, сейчас он вспоминает ее. Не помню, как песню закончил, в гробовой тишине...» — из воспоминаний о Леониде Утесове писателя Глеба Скороходова.

С кем только из великих артистов ХХ века не дружил киновед и писатель Глеб Скороходов! И о ком только в его архиве нет каких-нибудь записок, набросков или черновиков. Благодаря сестре Глеба Анатольевича Инге Сидоровой «7Д» имеет возможность познакомить читателя с его воспоминаниями об Утесове.

«Моя дружба с Леонидом Утесовым сложилась совершенно неожиданно, когда он уже был легендой, а я — вчерашним студентом факультета журналистики. Попав на производственную практику в «Комсомолку», которую тогда возглавлял зять Хрущева Алексей Аджубей, я не знал, как угодить редактору. Аджубей воспитывал нас, практикантов. С фразочками «Не пойдеть!» или «Старье не берем!» он рубил наши творения и требовал новых идей. Вот я и предложил публиковать репортажи об известных артистах. И перечислил: «Аркадий Райкин, Фаина Раневская, Леонид Утесов…» — «В добрый путь! — явно насмехаясь, сказал Аджубей. — Эти люди с удовольствием пригласят тебя к себе домой и все расскажут. Начинай прямо с Утесова!» Члены редакции разошлись, а я в ужасном волнении замер перед черным аппаратом, заставляя себя набрать номер великого артиста. Не помню, что уж я там бормотал… Вероятно, Леонид Осипович быстро понял, что звонит практикант, и попросту пожалел меня, оборвав поток моей речи: «Хорошо, приходите! Я живу на Смоленке, вы найдете легко — там магазин «Руслан»…»

Вот так просто я оказался в огромной квартире Утесова, который встретил меня фразой: «Пальто вешайте на собаку», показав на оригинальную чугунную вешалку. И даже помог мне его снять, страшно смутив: «Ничего, ничего, молодой человек… Говорят, правило помогать гостям раздеваться и одеваться родилось в Древнем Риме, когда патриции опасались оставлять своих гостей одних у дверей: как бы те случайно не унесли с собой тогу или лавровый венок…» Проводив меня в свой роскошный кабинет, заполненный памятными вещами, картинами и книгами, он утонул в красном глубоком кресле и… стал рассказывать удивительные истории из своей жизни. Я быстро расслабился и начал хохотать. Оказалось, что в жизни он очень веселый и простой человек. «Но надо же, чтоб было интересно? — говорил Леонид Осипович. — А рассказывать о себе, как о великом, я не люблю…

Леонид Утесов
«Служба в армии у Утесова не задалась — всему виной были его красота и обаяние. Он приударил за женой старшины отряда, и тот, ревнуя, помог ему существенно сократить срок службы» Леонид Утесов. 20-е гг.

Хотя, чего уж там, в двадцатые-тридцатые годы был популярен невероятно. Раз еду в поезде, сразу же, как зашел в купе, залез на вторую полку и вскоре уснул. И тут сквозь сон слышу разговор девушки и молодого человека, который уверяет ее, что он и есть артист Леонид Утесов. Напевает песни из моего репертуара, жалуется, что его одолевают поклонницы, но он вот никогда не встречал такую девушку, как она… И тут как дал, фальшивя: «Любовь нечаянно нагрянет...» Очень мне было жалко ту девушку, и я все-таки подождал, пока она вышла из купе, и тогда уже свесился с полки: «Молодой человек! Все это хорошо, но ведь Утесов — это я». Он посмотрел на меня презрительно и сказал: «Тем хуже для вас!» — и отвернулся. — «Погодите, — перебил я. — Получается, что ваше имя и ваш голос уже знала вся страна, но вживую не узнавали?» — «До тех пор, пока не появились «Веселые ребята», нет… А откуда им было знать меня в лицо? Я как-то прочел заметку в газете, как знаменитый Карузо пришел в банк получать деньги без документов. Он спел только одну оперную фразу, и его сразу же узнали, выдали деньги… Вот и я решил так попробовать.

Я тогда находился в Кременчуге. И как раз ожидал денежный перевод на небольшую сумму. Захожу на почту, слышу строгое: «Ваш паспорт, пожалуйста!» Тут я улыбнулся и во весь голос завел: «Раски-и-нулось море широ-о-ко-о!» — «Гражданин! Прекратите хулиганство! Я сейчас милицию вызову!» И тут я понял, что, как говорил товарищ Бендер, это не Рио-де-Жанейро...»

Работал зазывалой в балагане

С такими-то потрясающими историями мою статью в газете с руками оторвали. А я стал частым гостем в доме Утесова. Это может показаться странным, но я обнаружил, что у великого артиста довольно много свободного времени. Знаю, Леонид Осипович лично просматривал всю приходившую ему от зрителей почту, а на многие письма и отвечал… Как бы то ни было, Утесов, вероятно, испытывал потребность рассказывать о себе. И сам посоветовал мне записывать за ним все, что он вспоминает: «Я даже не могу назвать вам все места, куда меня заносило в юности! Когда мне было лет 15, я работал на раусе в частном цирке. Раус — это такой помост перед самым входом в балаган, на котором стояли зазывалы. Я был главным среди них. Выбегал в трико, делал стойку на руках, выполнял мостик, потом сальто и кричал: «Господа почтенные, люди отменные, что вы здесь стоите? Билеты берите! Здесь ничего не будет — каждый знает. Самое интересное внутри вас ожидает!» Какая глупость, верно? А ведь работало! Люди шли!» — «Леонид Осипович, получается, вы, как Горький, скитались по России и в сущности были бродячим артистом…

Леонид Утесов с женой Еленой и дочерью Дитой. 1924 г.
«Утесов признавался: «Да, у меня случались увлечения. Но всякий раз я понимал, что никто не позаботится обо мне так, как моя Леночка. И возвращался домой» С женой Еленой и дочерью Дитой. 1924 г.

В то время, как ваша семья…» — «Была вполне приличной! — заверил меня Утесов. — Три мои сестры и брат получили хорошее образование, и только я, младшенький, Ледя, с детства артачился… Поначалу, конечно, родители и слушать не хотели о моем увлечении музыкой. Меня отправили учиться по коммерческой линии, в училище Файга. Откуда я, слава богу, был исключен». — «За что же?» — «Как вам сказать… — Утесов улыбнулся своей неповторимой озорной улыбкой. — Нашалил я на занятии по Закону Божьему, ударил меня учитель, как это было тогда заведено, а я не стерпел, свет в классе погасил, и мы измазали этого учителя мелом и чернилами. Скандал был неслыханный, меня исключили. А уж после этого я домой не вернулся — поступил в цирк Бородулина и с его труппой ездил по всей стране, потом менял много мест, служил в ­провинциальных театрах… Псевдоним Леонид Утесов появился в 1912 году, когда я поступил в Кременчугский театр миниатюр (настоящее имя Уте­сова — Лазарь Вайсбейн. — Прим. автора)».

Единственное, что могло тогда серьезно угрожать карьере восходящего артиста, — это мобилизация (началась Первая мировая война). Чтоб ее избежать, не имевший до сих пор музыкального образования Леонид Осипович даже пытался поступить в Одесскую консерваторию, но не успел, его призвали. Однако служба в армии не задалась — всему виной были его красота и обаяние. Утесов приударил за женой старшины отряда, и тот, ревнуя, стал то и дело отпускать молодого бойца в отпуск, а потом и вообще помог существенно сократить срок службы.

Как Утесов с будущей женой познакомился

Когда я познакомился с Леонидом Оси­повичем, он уже более сорока лет был женат на Елене Осиповне. У них была дочь Дита, жившая с мужем здесь же, в квартире напротив. Властная Елена Осиповна была для него непререкаемым авторитетом, никогда я не видел с его стороны ни раздражения, ни досады. «Если Леночка сказала — значит, так надо!» А знакомство их про­изошло в Запорожье, тогда он назывался Александровском, где Утесов устроился в местный театр. На первой же репетиции ему приглянулась хорошенькая актриса. Разговорились. Леночка пожаловалась, что никак не может найти в городе жилье и как раз сейчас собирается идти его искать. «Я вас провожу!» — по-джентльменски вызвался Утесов. Лишь только молодые люди вышли на улицу, хлынул проливной дождь. Утесов все так же галантно предложил молодой спутнице забежать к нему на чай. Сам он к тому времени уже снял комнату. Леночка приглашение молодого артиста приняла, и так вышло, что стала его женой и они прожили вместе почти 49 лет. Леонид Осипович доверял ей во всем. В сущности, она и оркестром распоряжалась…

Леонид Утесов и Любовь Орлова
«Втайне от Утесова режиссер убрал из картины треть материала, после чего роль Леонида Осиповича получилась далеко не главной. Главной стала Анюта в исполнении Любови Орловой» В фильме «Веселые ребята». 1934 г.

Утесов рассказывал, как взял на работу нового скрипача — двухметрового Яна Френкеля, будущего великого композитора. Но жена сказала: «Ледя, а что это у него такие огромные усищи? Он как зашевелит ими, все будут смотреть только на него. Ты можешь даже не выходить на сцену». Стесняясь и извиняясь, Леонид Осипович подошел к Френкелю и попросил сбрить усы. Тот, конечно, удивился, но покорился, не терять же из-за этого работу. На следующей репетиции Елена Осиповна снова стала придираться к несчастному скрипачу: «Этот… Который без усов… Он же коленями упирается в скрипку! У тебя тут что, цирк или джаз? Если цирк, ставь программу на него, отдай ему дирижерскую палочку, а сам уйди со сцены». И бедный Френкель вынужден был уйти из оркестра. Ну не понравился он Елене Осиповне!

Конечно, довелось и ей пережить тяжелые моменты в жизни. Ведь брала она «Ледю» молодым нищим артистом провинциального театра, а жить ей пришлось со знаменитостью, которого одолевали толпы поклонниц. Однажды я решился спросить Утесова: «И вы за всю жизнь ни разу никем не увлеклись?» — «Конечно, увлечения были, — признался Утесов. — Но всякий раз я понимал, что никто не позаботится обо мне так, как моя Леночка. Однажды, когда я уже несколько дней находился в другом доме — влюбился как сумасшедший, — Леночка прислала женщине, к которой я ушел, подробную записку. В ней было расписано, что я ем, как нужно топить комнату, что полезно и вредно для моего голоса… Кроме того, она еще и подводу дров нам отправила. После этого я встал и… пошел домой!»

«Знаете, какой нрав у Леночки? — рассказывал в другой раз Утесов. — Когда мой друг Дунаевский купил себе «Победу», я тут же сказал ей: «И я хочу такую же!» — «Ты уже накопил на нее? — отрезала она. — Ты ведь совсем не умеешь откладывать деньги! Какая тебе машина…» Больше об этом я не заикался. И вдруг как-то приезжаю с гастролей, жена с дочкой встречают меня на перроне. А когда мы вышли на привокзальную площадь, Леночка протягивает мне ключи: «Поедешь на своей. Вот она, твоя «Победа» — не хуже, чем у Дуни» (домашнее прозвище Дунаевского. — Прим. автора). Эта бежевая «Победа» — в те времена, когда мы общались, уже старенькая — стояла у Утесова в гараже. Сам же он ездил на роскошной иномарке, тогда это было редкостью. Бывало, он подвозил меня на ней к себе на дачу — постепенно наши с Леонидом Осиповичем беседы переместились именно туда. И с каждым разом я узнавал о нем все больше и больше...

Леонид Утесов с дочерью Эдит
С дочерью Эдит они выступали дуэтом. 1950-е гг.

«Где я только не собирал музыкантов для своего коллектива! — рассказывал мне Утесов. — Первых, с кем начал это дело, встретил на Невском. Они играли в оркестре в Михайловском театре, и им уже давно надоело исполнять классический репертуар. Стали мы разу­чивать фокстроты и другую джазовую музыку. Нот никаких нет, клавиры подбирали по слуху с пластинок, инструментовки тоже делали сами. Все это было абсолютно невиданно. Вы не представляете, чего мне стоило выгнать музыкантов на сцену, они привыкли сидеть «в яме». Потом я стал учить их двигаться. Умолял тромбониста встать на колено, как бы признаваясь в любви трубачу — все эти приемы уже давно использовали иностранные джазовые музыканты. «Да вы с ума сошли! — сказал мне он. — Как это я буду стоять на колене? Меня весь город знает как солидного музыканта!» И так во всем. «У нас — свой путь, — убеждал я их. — Мы должны искать новое!» В результате после стольких лет работы я потерял руководителя ансамбля и нескольких музыкантов. Они устроили настоящую забастовку: «Мы больше не намерены терпеть ваши выкрутасы!» Пришлось набирать молодых ребят…»

Слушая эти рассказы, я стал понимать, в чем секрет успеха Леонида Осиповича. Конечно, не только в уникальном голосе, но и в бесконечном озорстве, чувстве юмора, которые так нравились публике. Одна из первых его программ, «Джаз на повороте», пользовалась успехом несколько лет. Билетерши Московского мюзик-холла уже не решались спрашивать у пуб­лики билеты — пускали так! Не пустить было опасно для жизни! А в это время Российская ассоциация пролетарских музыкантов заходилась в крике: «Долой «фокстротчиков» с их «цыганщиной» и «проституцией»!» Именно так писали об Утесове в газетах. Боролись, вредили, но… публики становилось еще больше.

Однажды, когда афиши новой программы «Всегда с вами» уже были расклеены по всему городу, комиссия из Министерства культуры запретила половину номеров: «Никаких фокстротов, танго и этих бостонов в вашем выступлении быть не должно. А у вас даже песня «Старушки-бабушки» напоминает фокстрот!» Утесов вспылил: «Из того, что вы оставили, программу не собрать. Может, и меня убрать и назвать программу «На этот раз — без вас»?» Его иронию восприняли как руководство к действию: на первое отделение срочно вызвали из Ленинграда танцевальный ансамбль. Но когда концерт начался, из зала стали раздаваться возгласы недоумения: «А где Утесов?» — а потом и грубые крики: «Утесова давай!» Половина зрителей просто отправилась в дирекцию, чтобы забрать деньги обратно. Чиновники поняли, что запрещенные ими номера лучше вернуть на сцену. И сами обратились к Утесову, мол, погорячились…

Леонид Утесов
«Одна из первых же его программ, «Джаз на повороте», пользовалась успехом много лет. Билетерши Московского мюзик-холла уже не решались спрашивать у публики билеты — пускали так! Не пустить было опасно для жизни» На концерте. 1956 г.
Фото: Мастюков Валентин, Трепетов Борис/Фотохроника ТАСС

Почему Утесов много лет обижался на режиссера «Веселых ребят»

А потом родился знаменитый «Му­зыкальный магазин», ставший основой для создания первой звуковой музыкальной «фильмы» «Веселые ребята», вышедшей на экраны в 1934 году. Теперь уж его узнавали в лицо! Вот только говорить о «Веселых ребятах» Леонид Осипович не любил. Затаил обиду на режиссера картины Александрова. Во-первых, один из сценаристов, Николай Эрдман, друг Утесова, во время съемок был арестован, и Александров попросту выкинул имя этого талантливого человека из титров, будто Эрдман и не имел отношения к фильму. А во-вторых, втайне от Утесова режиссер убрал из картины треть материала, после чего роль Леонида Осиповича стала далеко не главной. Главной стала Анюта в исполнении Любови Орловой. Неудивительно, что Орловой и Александрову достались все лавры за картину — режиссер получил орден Красной Звезды, а Орлова — звание заслуженной артистки РСФСР. Об Утесове при подписании документов на награды Сталин даже не вспомнил — ему достался только фотоаппарат лейка. Леонид Осипович с годами только растравлял эту обиду. Впрочем, может быть, это было и к лучшему, что не попал под взоры властей предержащих?

Сталина он откровенно боялся и даже в 60-е годы избегал о нем говорить. Лишь однажды поведал мне, как побывал в Кремле — на приеме в честь совершенного Чкаловым, Байдуковым и Беляковым беспосадочного перелета из Москвы в Америку: «Меня захотели увидеть летчики. Так и заявили в один голос: «Хотим послушать Леонида Утесова и его джаз!» Прямо в Грановитой палате была установлена эстрада. Мы с ребятами никогда в жизни не видели близко «первых лиц» и не выступали в такой обстановке. Поэтому, когда, играя на ходу «Легко на сердце от песни веселой», заходили в зал, у нас, честно говоря, буквально подгибались от страха ноги. Я выбрал для исполнения самые лирические песни. И когда пел «Отражение в воде», с удивлением заметил краем глаза, что Сталин смахивает слезу. А когда я закончил, он встал и аплодировал стоя. Причем долго — минуту, две… Мы растерялись. Музыканты мне шепчут: «Наверное, хочет на бис! Начинай снова!» Я опять затянул: «Склонились низко ивы в задумчивом пруду. / С тобой я был счастливым, теперь тебя я жду. / Я жду, что ты вернешься, откроешь тихо дверь. / И снова улыбнешься, как прежде, а теперь...»

Леонид Утесов с  Еленой Тяпкиной и Марией Стрелковой в фильме «Веселые ребята»
«Орловой и Александрову достались все лавры за картину. При подписании документов на награды Сталин и не вспомнил об Утесове — он получил только фотоаппарат. Поэтому говорить о «Веселых ребятах» Леонид Осипович не любил» С Еленой Тяпкиной и Марией Стрелковой в фильме «Веселые ребята»

Тут уж у Сталина прямо потекли слезы по лицу. Все смутились, не смели поднять глаз. А я подумал: не так давно у Сталина умерла супруга, наверное, сейчас он вспоминает ее. Не помню, как песню закончил, в гробовой тишине. А Сталин опять встает и аплодирует. Потом он о чем-то стал шептаться с окружением. Через минуту подходит ко мне военный и говорит: «Товарищ Сталин просит спеть «С одесского кичмана». Я встрепенулся: «Эта вещь запрещена! Я ее уже лет пять как не пою!» А военный посмотрел на меня ледяным взглядом и говорит: «Вы что, не поняли? Товарищ Сталин просит!» Я повернулся к ребятам: «Кичман» сможете? В ля миноре!» Они сыграли отлично, летчики повскакивали с мест, кричат: «Ура!», требуют бис, три раза я повторил песню. Ушли мы с эстрады под овации. Через несколько дней я, встретив на улице главу Комитета по делам искусств Керженцева, признался: «Платон Михайлович, я не скрываю, говорю вам честно — нарушил ваш приказ о запрете на исполнение песни «С одесского кичмана». По просьбе публики...» — «Что?! Как вы могли? Мы вас вызовем на коллегию и лишим права выступать! Какая это публика могла вас об этом просить?» А я ему так медленно и внятно: «Меня просил товарищ Сталин». Он побледнел, отшатнулся: «Не шутите такими вещами…» Самое удивительное, что тот кремлевский успех был единственным. Больше меня в Кремль не приглашали. Думаю, Сталин не мог мне простить, что тогда так расслабился перед каким-то эстрадником». — «А арестовать могли? Неужели никогда над вами не сгущались тучи?» — «Да вы что! — сказал Утесов. — Я уже чемоданчик приготовил… Это случилось через два года после того приема в Кремле…»

Исаак Бабель недооценил опасности

Как раз в те годы, когда Утесов распевал песню: «Легко на сердце от песни веселой», в стране происходил вал репрессий, затронувший и многих людей из мира искусства. Гром грянул в мае 1939 года, когда арестовали близкого друга Леонида Осиповича, блистательного писателя Исаака Бабеля. «В отличие от меня, Бабель был вхож в ближний круг Сталина, — вспоминал Утесов. — И часто рассказывал мне о том, каков «этот палач» (так и говорил) в быту. Мне казалось, что Бабелю доставляет удовольствие ходить по острию ножа, а беседы со Сталиным щекочут ему нервы. О том, что происходит в стране, он знал много больше рядовых советских граждан, потому что его жена дружила с женой Николая Ежова, главы НКВД. Бабель с удивлением рассказывал: «Представляешь, этот человек не испытывает никаких угрызений совести. По ночам спит спокойно». Мне от этих рассказов становилось жутко, я умолял Исаака: «Уйди ты оттуда от греха подальше! Это даром не пройдет». — «Ну что ты! — отшучивался Бабель. — По крайней мере от двух вещей в жизни я застрахован: никогда не забеременею и меня никогда не арестуют».

Леонид Утесов с Мирей Матье и Никитой Богословским на приеме в Кремле. 1967 г.
«Лишь однажды Утесов поведал мне, как побывал в Кремле в честь перелета Чкалова, Байдукова и Белякова: «Меня захотели увидеть летчики. Так и заявили: «Хотим послушать Утесова и его джаз!» И эстраду установили прямо в Грановитой палате» С Мирей Матье и Никитой Богословским на приеме в Кремле. 1967 г.
Фото: Валентин Мастюков /Фотохроника ТАСС

Так же, как и сам Ежов, он верил в высокое покровительство. Но оно никогда не длится долго…» Как известно, Ежова на посту главы НКВД сменил Лаврентий Берия. И вскоре Бабеля взяли. «Исаак только-только написал предисловие к моей первой книге, мне на дом как раз прислали десять сигнальных экземпляров, — рассказывал Леонид Осипович. — Что тут началось! В типографии срочно выдирали из каждого экземпляра листы с текстом. Прихожу домой, а жена уже взялась за мои сигнальные экземпляры. Говорит: «Что стоишь? Пока не узнали, что твоя книжка вышла с предисловием Бабеля, надо их сжечь. Неужели не понимаешь, что тебе грозит при обыске? Что сделают с другом врага народа?» Как она и требовала, я сжег все экземпляры в ванне, но один, втайне от нее, все же спрятал между пластинок, по наивности полагая, что не найдут…

Тем временем Леночка приготовила для меня чемоданчик с двумя парами белья, теплыми носками и туалетными принадлежностями. Такие чемоданчики многие тогда имели в доме… А тут еще по Москве стала ходить байка, будто бы мы с моими музыкантами выступали на Лубянке. И вот, как рассказывали, выходит Утесов на сцену, а в первом ряду все начальство во главе с Берией. Утесов и шутит: «Уникальный случай! Я стою, а вы все сидите…» Когда я услышал от кого-то эту байку, чуть не умер. А сам говорю: «Надо же, какой я, по-вашему, смелый!» И думаю: ну теперь точно что-то будет... Уж не знаю почему, но меня сия чаша миновала…»

Во всех этих разговорах меня поражало то, что Леонид Осипович не кокетничал, не бравировал своей смелостью, как это делали многие люди в 60-е. Он не скрывал, что боялся. Но, когда надо было, преодолевал страх и помогал кому-то из друзей, попавших в опалу. Так случилось с Михаилом Зощенко. Утесов дружил с ним еще с 20-х годов, читал со сцены его рассказы, которые Зощенко даже специально переделывал «под Утесова», я лично видел в архивах эти рукописи. Но после постановления ЦК 1946 года о журналах «Звезда» и «Ленинград» писателя начали травить. Книги его были уничтожены, знакомые, даже друзья, от него отвернулись. Леонид Осипович вспоминал: «Приехав в Ленинград, я тут же набрал номер Миши…

Леонид Осипович и Елена Осиповна прожили вместе почти полвека. Конец 50-х гг.
Леонид Осипович и Елена Осиповна прожили вместе почти полвека. Конец 50-х гг.

Он взял трубку и вдруг стал переспрашивать мое имя, спросил, не ошибся ли я номером… Я был изумлен: как он мог не узнать меня? Наконец, после долгих «непониманий», Зощенко разрешил мне прийти к нему на квартиру. И только там объяснил, почему так себя вел: «Ты знаешь, твой звонок был первым. Мне теперь никто не звонит. Когда я встречаю знакомых, они усиленно разглядывают вывески на Невском — так внимательно, будто видят их впервые. А недавно я столкнулся в переулке с писателем, хорошо знакомым, и поздоровался с ним. Автоматически. Тот на мгновение остолбенел, потом стремглав перебежал на другую сторону с криком: «Не погуби! Я не знаю тебя!» Со мной теперь опасно водить знакомство...» Я всеми силами старался его убедить, что со мной такой истории не произойдет и я в любом случае остаюсь его другом. Но, вероятно, через какое-то время и без того присущие Зощенко подозрительность и мрачность взяли вверх. Он перестал отвечать на звонки».

Как раз в этот период у Леонида Осиповича, которому было уже за пятьдесят, начались серьезные проблемы с голосом, не на шутку его испугавшие. Известный московский фониатр, у которого мэтр постоянно наблюдался, обнаружил полипы и сказал, что необходимо делать срочную операцию. Утесов очень расстроился, ведь его гастроли в то время были расписаны на год вперед, а такая операция вывела бы его из строя надолго. Всему коллективу грозили штрафы, да и неизвестно еще, как в дальнейшем операция сказалась бы на голосе Утесова. Промучившись несколько дней и посетив еще двух специалистов, которые подтвердили диагноз, Леонид Осипович совершил абсурдный шаг. Он записался на прием к обычному врачу в районную поликлинику и пришел туда инкогнито. Женщина-врач Утесова не узнала. Сделав осмотр, она сказала: «Не вижу тут ничего страшного. Вам нужно только постоянно делать полоскания».

Леонид Утесов
«Секрет успеха Леонида Осиповича заключался не только в его уникальном голосе. Но и в бесконечном озорстве, чувстве юмора, которые так нравились публике. Он был очень веселым и простым человеком» В фильме «Концерт на экране». 1940 г.

Утесов ей поверил, рецепт взял и отправился как ни в чем не бывало на гастроли. «И действительно, голос мой был в порядке! Я понимал, что эта женщина-врач меня спасла, и постоянно думал о ней с благодарностью, — рассказывал Утесов. — А когда вернулся в Москву, тут же отправился в эту поликлинику, по дороге покупая все цветы, которые видел. Прихожу, а мне сообщают страшную новость: эта женщина на днях покончила с собой, что-то у нее произошло в личной жизни… Вы знаете, говорят, самая темная ночь бывает перед рассветом. Кто знает, может быть, если бы я успел и она узнала, что для меня сделала, этого бы не случилось?..» К сожалению, все эти истории я слышал от человека, который с каждым годом все меньше и меньше был занят работой, выступать его приглашали все реже. Но даже в последний год жизни он чувства юмора не терял. Помню, как он пришел, едва ли не в последний раз, в Дом кино на Васильевской, на какой-то вечер. Его заметили со сцены, стали бурно приветствовать, желать долгих лет жизни. Он встал, поклонился, взял микрофон и сказал: «Позвольте в связи с этим анекдот. Американский суд приговорил престарелого грабителя к 70 годам тюрьмы. В последнем слове подсудимый произнес: «Господин судья! Благодарю вас за то, что вы так в меня верите!» Вот и я, — добавил Леонид Осипович, — говорю вам спасибо, что и вы так в меня верите!»

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Телеканал RU.TV дал шанс начинающим российским дизайнерам одеть звезд грядущей Премии
Создатели грядущей Русской Музыкальной Премии телеканала RU.TV предложили начинающим дизайнерам одеть звезд, которые пройдут по ковровой дорожке церемонии. Победители конкурса подберут наряды для Юлианны Карауловой, Мари Краймбрери, Тоси Чайкиной и Dashi.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог