Юрий Яковлев со всеми женами ухитрился сохранить отличные отношения

Друг актера поделился своими воспоминаниями о народном кумире.
Записала Анжелика ПАХОМОВА
|
31 Июля 2015
Юрий Яковлев. 1961 г.
Юрий Яковлев. 1961 г.
Фото: риа новости

«Когда Юра собрал документы на звание народного артиста РСФСР, кто-то послал в Министерство культуры анонимку, что моральный облик артиста Яковлева никак не соответствует этому званию. Приписывали ему пьянство, многоженство и связь с иностранцами…» — рассказывает друг Яковлева, актер Михаил Воронцов.

Мое первое близкое соприкосновение с Юрой незабываемо, — рассказывает актер Михаил Во­ронцов. — Тогда я после училища только пришел в Театр имени Вахтангова, где Юра работал уже десять лет. К этому времени он уже сыграл своего знаменитого Мышкина в «Идиоте». Руководитель театра, Рубен Николаевич Симонов, носил Юру на руках. Да и то, что Юра старше на шесть лет, заставляло меня на репетициях звать его по имени-отчеству. И вот один из моих первых выходов на сцену в спектакле «Без вины виноватые», где мы играли вместе с Яковлевым. Я произнес свой текст и тут замечаю — с Юрой что-то не то. Он так исподлобья смотрит на меня и отвечает на мой вопрос не текстом по пьесе, а просто: «Мммм!» Я на ходу импровизирую: «Ты, наверное, хотел сказать, что…» Дальше произношу его текст. Он мне кивает и снова говорит: «Угу!» И мне ничего не остается, как выкручиваться и под тем или иным предлогом как-то доносить до зрителя смысл его реплик. А он все только «Угу», да «Мммм». И так — десять минут, пока не кончилась наша сцена...

Чего греха таить, Юра в тот период иногда выпивал. И если бы он открыл рот, зрителям все стало бы ясно по его дикции. Но он так импозантно мычал, что в зале никто ничего не понял. Но самое потрясающее даже не это. А то, что после спектакля немного пришедший в себя Юра подошел ко мне и со значением сказал: «Михаил Иванович, я хотел бы сделать вам замечание. Текст надо знать!» Я где стоял, там и замер! А он развернулся и с гордым видом пошел прочь. Ну что тут скажешь?

«Юра любил широкие жесты и от нас отличался какой-то врожденной печатью «барства». Невозможно представить, чтобы он мыл посуду или стоял в очереди за «выброшенными» в продажу паласами»
«Юра любил широкие жесты и от нас отличался какой-то врожденной печатью «барства». Невозможно представить, чтобы он мыл посуду или стоял в очереди за «выброшенными» в продажу паласами»
Фото: МФ-инфо

Конечно, Юра по большей части не подводил театр. В любом состоянии приезжал и выходил на сцену. Тогда многие так жили. И среди молодежи, увлеченной Хемингуэем, принято было бравировать тем, кто сколько может выпить. Не считалось это за порок. Хотя официально, конечно, с пьянством в театре боролись. Однажды организовали собрание с парткомом и месткомом, на котором подробно разбирали случаи, произошедшие с каждым. Обычно на такие собрания главный режиссер Рубен Симонов не ходил, его эти мелочи не волновали, а его излюбленная фраза была: «Надо руководить элегантно!» Но в тот день он почему-то зашел к нам в разгар дискуссии и, не выдержав, тоже взял слово. «Я что хочу сказать… Вот в спектакле «Филумена Мартурано» я играю отца. У меня три сына… — при этом он выразительно посмотрел на Яковлева, Ульянова. — И на каждом спектакле от всех троих сыновей пахнет!» И так он это сказал, что в зале все просто попадали от смеха! Собрание дальше продолжаться не могло.

Две беременные жены чуть не стоили Яковлеву карьеры

В тот период, когда я пришел в театр, Юра уже второй раз женился и являлся отцом двоих детей. Причем эта история настолько нашумела в театре, что я, конечно, не мог ее не узнать. Дело в том, что в 1961 году Юра внезапно покинул свою супругу, врача Киру, которая ждала от него ребенка. И женился на нашей актрисе, Кате Райкиной, которая тоже оказалась от него беременна. Злопыхатели говорили, что Юрка польстился на положение зятя Райкина. Но я в это не верю! Знаю, что, когда за несколько лет до этого Кира серьезно заболела, он ее не бросил. Юра был порядочным и очень искренним. И просто не мог притворяться и жить с женщиной, которую он больше не любит. Даже ради детей.

«Яковлев сравнивал себя со Стивой из «Анны Карениной». Он тоже не считал за грех «погулять». Позиция: живи сам, как хочешь, и не мешай другим — чисто Юркина позиция!»
«Яковлев сравнивал себя со Стивой из «Анны Карениной». Он тоже не считал за грех «погулять». Позиция: живи сам, как хочешь, и не мешай другим — чисто Юркина позиция!»
Фото: МФ-инфо

А с Катей у него началось с того, что они вместе стали играть в спектакле «Дамы и гусары», который имел огромный успех. У Юры была роль влюбленного в нее майора. И так получилось, что эта влюбленность перетекла в жизнь. Произошло это, разумеется, где-то на гастролях. Так часто бывает. Жена далеко, а тут все близко. Юра влюбился… А потом один за другим родились дочка Алена и сын Алексей. В театре, конечно, это обсуждали. Но вот что удивительно: других бы за такое в бараний рог скрутили партийные органы…

Но к Юре ни один человек не подошел и не сказал: «Что же ты творишь? Как ты до этого докатился?» Потому что немыслимо было учить жизни Яковлева — человека доброго и интеллигентного. Но вот когда Юра стал собирать документы на звание народного артиста РСФСР, кто-то послал в Министерство культуры анонимку, что моральный облик артиста не соответствует этому званию. Приписывали ему пьянство, многоженство, связь с иностранцами… Больше всего упирали на то, что бросил беременную жену. Юра, конечно, про анонимку узнал. Подпись «вахтанговцы» — вот что больше всего его огорчило. Но я уверен, что это написали два-три человека, причем далеко не из ведущих актеров театра. Эти люди, видимо, завидовали Юре. Но в основном его все любили.

Даже Аркадий Исаакович — и тот, было видно, обожал Юру. Хотя у него вообще, по-моему, особых проблем с зятьями не было. До этого мужем Кати был Миша Державин, и ему тоже у Райкиных было хорошо. Помню, как Аркадий Исаакович однажды появился в нашем театре — конечно, не просто так, а по настоятельному приглашению Рубена Николаевича, который больше всех радовался, что у него в театре работают теперь и дочь, и зять великого артиста. И Райкин пришел на нашу репетицию спектакля «Принцесса Турандот». Нас поразило, что этот человек, который по сцене летает, в жизни говорит слабеньким тихим голоском и очень скупо реагирует на окружающую действительность.

«Почти одновременно у Юры родились дочь и сын от разных женщин. Тогда он покинул свою супругу Киру...»
«Почти одновременно у Юры родились дочь и сын от разных женщин. Тогда он покинул свою супругу Киру...»
Фото: фото из личного архива

Было такое ощущение, что в нем нет никакой жизненной энергии. Что он сейчас упадет со стула и заснет. «Это он так экономит силы для сцены, — объяснял нам Юра. — Ведь Аркадий Исаакович дает концерты каждый день, а то и не по одному». Нашу «Турандот...» Райкин просмотрел с каменным лицом. А потом сказал: «Это не смешно. И не оригинально». Дал Юре газету «Правда», сказав: «Прочти передовицу! Но только так, чтоб было смешно…» Юра стал читать о серьезных достижениях колхозников, но шепелявя и глотая окончания. Мы прыснули! А потом использовали эти наработки. Так Райкин помог нам сделать этот спектакль по-настоящему смешным.

В первый же сезон 1962 года я вместе с театром отправился за границу. Гастроли проводились в основном в соц­странах, но были и дальние поездки, например в Австрию. А это предоставляло возможность приодеться и, вообще, купить что-то дефицитное в СССР. Конечно, для этого приходилось в поездке строго экономить на еде. Помню, наш с Юрой шкафчик в гостинице был сверху донизу забит консервами. Килькой! Но при этом Юра, в отличие от большинства советских актеров, мог иногда позволить себе пообедать в ресторане. Он ото всех нас отличался какой-то врожденной печатью «барства» и любил широкие жесты. Один раз и я с ним пошел в настоящий заграничный бар. И Юра, сделав вид, что он каждый день бывает в таких местах, изящно сел за стойку и смело сказал: «Дабл шнапс, дабл коньяк». «Коньяк одер виньяк?» — уточнил у него бармен. Юра гордо ответил: «Натюрлих коньяк!»

«...и женился на актрисе Кате Райкиной, которая подарила ему сына. Все началось с того, что они играли влюбленных в спектакле «Дамы и гусары». И так получилось, что эти отношения перетекли в жизнь»
«...и женился на актрисе Кате Райкиной, которая подарила ему сына. Все началось с того, что они играли влюбленных в спектакле «Дамы и гусары». И так получилось, что эти отношения перетекли в жизнь»

Вообще-то надо сказать, что Юра замечательно знал языки. У него к этому был талант. Мало того, что на основных языках мира он мог вкратце объясниться, так еще когда в соцстранах мы разучивали пьесы на венгерском, болгарском или румынском, он осваивал их первым. А это были очень сложные языки! Приходил к нам переводчик, приносил тексты, где иностранные слова были написаны русскими буквами. Мы мучительно их разучивали, завидуя Юрке, который знай себе шпарил! Помню, как в Венгрии вышел казус у Коли Гриценко, который вдруг забыл свой венгерский текст. В зале народ занервничал… И Юрка через всю сцену крикнул: «Коля! Брось ты на фиг! Чеши по-русски!» Гриценко повернулся к нему с заплаканным лицом и взмолился: «Юра! А как по-русски-то? Я ничего не помню! Я по-русски тоже ра­зучился».

«Многим казалось, что Яковлев в молодости и был таким князем Мышкиным, потому что он отличался большой добротой. Юру в театре все очень любили»
«Многим казалось, что Яковлев в молодости и был таким князем Мышкиным, потому что он отличался большой добротой. Юру в театре все очень любили»
Фото: МФ-инфо

Так вот, в австрийском баре Юра заказал коньяк. И вообще, чувствовал себя как рыба в воде. Пока нам не принесли счет! Потому что когда Юра в него заглянул, у него так сильно изменилось лицо, что я понял: счет космический. Оказалось, мы угощались коллекционным французским коньяком (недаром бармен спрашивал нас: коньяк или виньяк?). Но Юра был бы не Юра, если бы дал слабину. Он спокойно достал из кармана все свои заработки за предыдущие гастроли и бросил на стойку бара, еще и на чай дал. Ну а дальше нам оставались только консервы.

Что касается денег, то зарплаты актера могло хватить только на очень правильную и очень скучную жизнь. Поэтому каждый из нас придумывал, как подработать. Мы с Вячеславом Шалевичем организовали «концертную бригаду» и стали чесать по концертным залам и заводам. Провожали молодежь на целину. Один раз за день заработали столько же, сколько получали в театре за месяц. А Юрка по концертам (где, кстати, читал исключительно классику) ездил очень недолго. Потому что открыл другую золотую жилу. Режиссеры вдруг обнаружили, что у Яковлева прекрасный, какой-то необыкновенный голос. Второй такой — разве что у Смоктуновского. И вот они оба стали постоянно озвучивать всевозможные документальные фильмы — про сельское хозяйство, про заводы. Еще Юру постоянно таскали на радио, чтоб что-то прочитать. Так что он действительно стал хорошо зарабатывать.

При этом Юра и быт — вещи несовместимые. Невозможно даже представить, чтобы он мыл посуду или стоял в очереди за «выброшенными» в продажу паласами. В театрах же иногда устраивались такие распродажи для своих. Где всякие паласы, стенки или сервизы делились строго по рангу, в зависимости от звания. В такие моменты неред­ко актеры забывали про все и становились обычными людьми. Вот, например, Гриценко так проникновенно когда-то играл Мышкина в спектакле «Идиот», что люди в зале плакали, погружались в какое-то неземное состояние отрешенности. Но тот же Коля буквально сразу же после спектакля выходил со служебного входа и отправлялся в гастроном. За ним, разумеется, шла толпа поклонников.

С Ларисой Голубкиной в фильме «Гусарская баллада». 1962 г.
С Ларисой Голубкиной в фильме «Гусарская баллада». 1962 г.
Фото: МФ-инфо

Он заходил в магазин, и ему продавщица орала: «Кольк! А Кольк, курицу свою забери!» И все это делал тот же самый Гриценко, который только что гениально играл в «Идиоте», но помнил о курице. Юра же никогда ни о курице, ни о прочем дефиците не думал. Наоборот, порой неразумно тратил деньги. И долгое время самой большой его гордостью был «Москвич», который Яковлев, прекрасно осознавая все несовершенства этой машины, иронично называл Тузиком.

Кстати, еще в 1946 году, до поступления в театральный, Юра работал механиком в посольстве США! Пусть только в гаражах. Я не знаю, каким образом он туда устроился. Мать его одно время (правда недолго) работала в кремлевской столовой диетсестрой, и среди родственников были партийные чиновники. Сам Юра, до того как на­думал стать актером, всерьез собирался в МГИМО. Про отца его я мало что знаю, но говорили, что тот почему-то с ними не жил. И вот Юра стал работать в гараже при посольстве. Знаю, он имел возможность время от времени брать машины якобы по делу. А сам подкатывал на невиданных иномарках к вечерней школе! Что для середины сороковых было, как если б сейчас человек прибыл на космическом корабле.

Садиться с Юрой в машину не решалась даже жена

Юра был классным водителем и механиком. Но, став популярным артистом, на своем Тузике ездил так лихо, что немногие решались сесть к нему в машину. Даже его собственная жена стала опасаться. У нее были на то причины. Когда Катя была еще беременна, они ехали по шоссе в Ленинград. И Яковлев просто заснул за рулем! А когда проснулся, они уже летели в кювет. Их выбросило из машины, что, видимо, и спасло. Юра потом рассказывал, что первые слова врачей «Скорой помощи» были: «А где трупы?» Машину разбили в хлам. Юра же отделался сотрясением мозга, а Катя вообще почти не пострадала. Но это происшествие не отбило у Юры охоту лихачить. Помню, как он с открытыми дверями, через две сплошные, лихо подруливал к своему подъезду прямо на глазах у постового. Который, подбежав и опознав в нарушителе Яковлева, не решился его даже оштрафовать.

«Юре повезло: он работал с настоящими мастерaми кино»
«Юре повезло: он работал с настоящими мастерaми кино»
Фото: МФ-инфо

Машины Юра впоследствии менял на все более дорогие. А вот квартирный вопрос у него долго не решался. Когда он жил с первой женой, это была комната на троих, с тещей. Потом у Юры с Катей была маленькая квартира на проспекте Мира, где он и задержался надолго. И вот уже когда у Юры была третья жена, нужно было заниматься квартирным вопросом. Он видел, что все артисты куда-то ходят и им после этого «дают». Я сам однажды попал в такую команду, состоящую из меня, Целиковской и Максаковой. Но две Люды не догадались, что на такие мероприятия надо одеваться победнее. И та и другая надели лучшее, что у них имелось, да еще и бриллианты нацепили. В итоге, когда мы попали к чиновнику, удача улыбнулась только мне. Я скромно пожаловался, что мне б хотя бы однокомнатную, такую мне и выделили. А посмотрев на Целиковскую и Максакову, чиновник сказал: «И им тоже квартиры? Да у них в ушах у каждой по квартире!»

А однажды и Юра скрепя сердце пошел по кабинетам — в райисполком, в Моссовет. Везде обещали, но почему-то ничего не давали. И ему стало обидно. Он одного чиновника зажал где-то в углу: «Объясните, почему все обещают, но не дают?» А тот ему: «Так вы же не член партии! Почему же вы хотите, чтобы наше коммунистическое государство для вас что-то делало?» Но и тогда Яковлев не побежал вступать в партию. Записался на прием к нашему министру культуры, Петру Демичеву. Тот был очень удивлен: «Как нет квартиры? Такому большому артисту, как вы, нужно подарить особняк, а не квартиру!» Но особняков тогда не дарили. Дали хорошее жилье на Арбате, где Юра и прожил до конца жизни.

«После фильма к Юре пришла повальная узнаваемость. Больше всего людям запомнилось, как он в пальто мылся в ванне. Яковлеву вслед кричали: «О, горяченькая пошла!» Эту фразу Юрка придумал сам, хотя на него лили холодную воду»
«После фильма к Юре пришла повальная узнаваемость. Больше всего людям запомнилось, как он в пальто мылся в ванне. Яковлеву вслед кричали: «О, горяченькая пошла!» Эту фразу Юрка придумал сам, хотя на него лили холодную воду»
Фото: МФ-инфо

После «Иронии судьбы...» Юра не мог выйти на улицу

В конце шестидесятых — начале семидесятых в жизни Юры произошли важные события. Во-первых, ему наконец дали народного артиста РСФСР. Во-вторых, он женился в третий раз (с Екатериной Райкиной они расстались еще в 64-м году). Ирина работала в музее Театра имени Вахтангова и, вероятно, очень нравилась самому Рубену. Возможно, это так и было, поскольку тот приглашал ее на репетиции и считался с ее мнением. А красота Иры была такой, что, с тех пор как она стала работать в музее, у многих вдруг пробудился огромный интерес к истории родного театра. У Юры тоже. И вот ходил, ходил он в музей, да в итоге и женился.

Однажды мы с ним сидели вдвоем в гримуборной, и я спросил: «Юра, а кого ты больше всех в жизни любил?» Он мне ответил: «Ирочку…» Думаю, так оно и было. Хотя и к детям своим он был очень привязан. И даже к бывшим женам, с которыми Юре удалось сохранить отличные отношения, — никто не остался на него в обиде. В поздние годы Юра очень интересовался судьбой детей. Гораздо больше, чем в молодости. У него появилось время, чтобы с ними побыть. Он ими гордился. Мог сесть смотреть какой-то современный сериал по телевизору, только потому что там его дочь или внучка снимались.

«Мало кто знает, но во ВГИК Яковлева не приняли, приписав в личном деле «некиногеничен». Пострадало Юркино самолюбие и при приеме в Щукинское училище. Ему сказали: «Молодой человек! Вас ждут фабрики и заводы!»
«Мало кто знает, но во ВГИК Яковлева не приняли, приписав в личном деле «некиногеничен». Пострадало Юркино самолюбие и при приеме в Щукинское училище. Ему сказали: «Молодой человек! Вас ждут фабрики и заводы!»

А что касается третьего серьезного события, произошедшего с Юрой в середине 70-х, — это то, что Рязанов позвал его сниматься в «Иронии судьбы…», и этот фильм в итоге принес Яковлеву самую оглушительную славу. Вообще, ему повезло работать с настоящими мастерами кино. Хотя мало кто знает, но его в свое время во ВГИК не приняли, в личном деле сделали приписку: «Некиногеничен». Пришлось пострадать Юркиному самолюбию и при приеме в Щукинское училище. Кто-то из членов приемной комиссии провозгласил: «Молодой человек! Вас ждут фабрики и заводы!» — на что Юрка ответил: «Да вы что? Моего отца хвалил сам Константин Сергеевич Станиславский!» Какого отца, почему? (На самом деле Юрин отец вообще был юристом.) Пока думали, уже разглядели молодого человека получше и дали ему шанс…

С руководителем Театра имени Вахтангова Евгением Симоновым. 1973 г.
С руководителем Театра имени Вахтангова Евгением Симоновым. 1973 г.
Фото: риа новости

А на роль Мышкина к Пырьеву Юра попал так: отчаявшись найти «своего» актера, Пырьев стал отсматривать все подряд студийные кинопробы. И увидел кадры с Юрой, пробовавшимся в другой фильм (куда в итоге его не взяли). При этом, говорят, Пырьев закричал: «Все! Не хочу никого видеть, кроме него!» Вообще, многим казалось, что Яковлев в молодости и был таким Мышкиным, потому что он отличался большой добротой. Но блаженным-то он не был! Сам себя Юра сравнивал скорее со Стивой из «Анны Карениной», которого великолепно сыграл потом в фильме Зархи. Так же, как и Стива, он не считал за грех «погулять». Позиция: живи сам, как хочешь, и не мешай другим жить, как они хотят, — чисто Юркина позиция!

В итоге Пырьев так полюбил Юру, что даже попытался пробить ему поездку в Голливуд, хотя это была совершенно фантастическая история! Когда они с Пырьевым и Борисовой ездили представлять «Идиота» в Америку, Юре предложили там роль Иисуса Христа. И Пырьев поддержал идею: «Да-да, конечно, это будет замечательно!» А Юру убеждал: «Такое предложение бывает один раз в жизни!» Для Ивана Александровича невозможного было мало, но даже ему в министерстве по поводу этой идеи надавали по шапке. В итоге он позвонил Юрке и сказал: «Ты знаешь… Забудь!» Жаль. Хотя после такой роли карьера в СССР могла оборваться раз и навсегда. А ведь даже роль Иисуса не принесла бы Юре такого успеха, как его Ипполит в «Иронии судьбы...», которого он сыграл, кстати, вместо Олега Басилашвили. Тот отказался от роли в последний момент из-за смерти отца. Так что Юра снимался в костюмах, сшитых по мерке Олега Валериановича.

«Юра был порядочным и очень искренним. Но не мог жить с женщиной, которую он больше не любит, не мог притворяться. Даже ради детей»
«Юра был порядочным и очень искренним. Но не мог жить с женщиной, которую он больше не любит, не мог притворяться. Даже ради детей»
Фото: russian look

Насколько помню, премьера «Иро­нии судьбы...» пришлась на первое января 1976 года. То есть миллионы советских людей, сидя за праздничным столом, увидели Ипполита. А, допустим, третьего января Юра вышел на улицу и пошел в театр. Помню, как он вбежал в гримерку с озабоченным лицом: «Я сейчас с трудом добрался до театра!» Оказалось, его замучили на улице поклонники. Пришла повальная узнаваемость. Эти же проблемы, кстати, преследовали в то время и Мягкова, и Ширвиндта, и Буркова… Причем это была такая же неприятная узнаваемость, как у Шурика в исполнении Демьяненко или у Мули, которую потом Раневская проклинала! Потому что больше всего людям запомнилось, как Юра в пальто мылся в ванне и как мужики пили в бане. Поэтому Яковлеву вслед могли кричать: «О, горяченькая пошла!», а Мягкова и Ширвиндта постоянно приглашали в баню. Кстати, знаменитую фразу про «горяченькую» Юрка придумал сам. Он вообще обожал импровизации.

В восьмидесятые годы Яковлев уже был артистом, добившимся всего. И мне даже показалось, что ему стало немного скучно… Куда двигаться дальше? Думали, что он уйдет из Вахтанговского театра, потому что сначала его позвал Ефремов во МХАТ, потом Царев в Малый. Но у Юры была такая черта — он не любил дергаться, предпочитал стабильность. В последний раз я видел его на собрании выпускников Щукинского училища. Там для ветеранов сцены выделили место в первом ряду. Подхожу я к этому первому ряду, а там сидит один Юра. И говорит мне: «Представляешь, со всего нашего курса в живых почти никого не осталось». А потом пришло время и самого Юры. Но, слава Богу, он прожил все-таки довольно долгую и довольно счастливую жизнь.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
В апреле для детей: спектакли, цирковые и интерактивные шоу, тематические парки
В этой подборке вы найдете ответ на вопрос: «Куда пойти с ребенком? Лучшие места и мероприятия в Москве для проведения досуга с детьми в возрасте от 0 и до 16 лет



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог