«Юрий Никулин открыл мне свой секрет», — рассказывает Александр Панкратов-Черный

Неизвестные факты из жизни знаменитого актера.
Елена Костина
|
04 Мая 2017
Юрий Никулин
В цирке на Цветном бульваре. 1981 г.
Фото: Петр Носов и Владимир ЯцинА/ТАСС

Я всегда называл его Юра Вла­димирович, — рассказывает актер и режиссер Александр Панкратов-Чер­ный. — Перед тем как пойти в цирковое, Ни­кулин пробовал поступить во ВГИК. Но ему сказали, что с такой внешностью его никто не будет снимать. И не приняли. Притом что потом он много снимался в кино, отношение к ролям у него было необычное. Я поражался, насколько всерьез он воспринимал то, что ему по сценарию приходилось делать в кадре. Помню, рассказывал, как тяжело ему далась роль монаха Патрикея у Тарковского в «Андрее Рублеве», которого там пытают и казнят: «Саша, я так боялся!» — «А чего боялись-то?» — «И той атмосферы, которая была создана Тарковским на площадке, и самого Тарковского, и всего этого ужаса, который я играл. И когда моего монаха тащили по земле, а он кричал, это не Патрикей, это я кричал Тарковскому: «Вы палачи!» Я потом и Андрюше об этом сказал…» 

Юрий Никулин  с Людмилой Гурченко в фильме «Двадцать дней без войны». 1976 г.
«Никулин говорил: «Я объяснялся в любви Гурченко, а представлял свою Танечку. Вспоминал нашу с ней молодость, как мы встретились, наши разговоры» С Людмилой Гурченко в фильме «Двадцать дней без войны». 1976 г.
Фото: ТАСС

Еще Никулин как-то пожаловался: «Люся Гурченко — красотка, королева. А мне, такому неказистому, с ней в картине «Двадцать дней без войны» пришлось любовь играть, представляешь?» — «Ну и что здесь такого, Юра Владимирович?» — «Ну я же люблю свою Танечку, а должен объясняться в любви Гурченко! Для меня это было невыносимо! Не мог же я Танечке изменить! Произносил свой текст перед Гурченко, а представлял Танечку, вспоминал нашу с ней молодость, как мы встретились, наши разговоры...»

Александр Панкратов-Черный с Николаем Аверюшкиным и Игорем Скляром в фильме «Мы из джаза». 1983 г.
«Видно было: Никулинуверен, что сделал бы из меня клоуна, — сто процентов! Дай ему волю — Юрий Владимирович бы всех клоунами сделал» Александр Панкратов-Черный с Николаем Аверюшкиным и Игорем Скляром в фильме «Мы из джаза». 1983 г.
Фото: LEGION-MEDIA

Я часто оказывался в одной компании с Никулиными, и меня восхищали их с женой трогательные и нежные отношения. Танечка была очень красивая, мягкая и интеллигентная женщина. И тактичная. Рядом с мужем становилась тихой и незаметной. Допустим, беседуют Никулин с Этушем, она слушает, молча, только иногда под столом легонько шлепнет мужа по колену, но так, чтобы никто не заметил, — мол, Юр, ты перебарщиваешь. Потом Никулин отвернется, Танечка ему — раз, и вкусненькое в тарелку положит. А перед тем как попрощаться и уйти, Юрий Владимирович всегда спрашивал у жены: «Ну что, поедем или как?» Танечка видит, что ему не хочется с друзьями расставаться: «Давай еще немножко посидим». А если он устал: «Юрочка, может быть, поедем?»

Юрий Никулин  с Александром Демьяненко, Евгением Моргуновым, Георгием Вициным и Фрунзиком Мкртчяном в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». 1966 г.
«Перед тем как пойти в цирковое, Никулин пробовал поступить во ВГИК. Но ему сказали, что с такой внешностью его никто не будет снимать. И не приняли» С Александром Демьяненко, Евгением Моргуновым, Георгием Вициным и Фрунзиком Мкртчяном в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». 1966 г.
Фото: LEGION-MEDIA

Их связывало не только место работы и даже не сын, а что-то большее. Очень сильная взаимная любовь. Они удивительно подходили друг другу. Никулин же смешной, вроде неказистый. Но когда они шли куда-то вдвоем с Таней — это была поразительно красивая пара.

Никулин и из меня, и из Миронова готов был сделать клоунов

С Никулиным я познакомился еще во времена учебы в Горьковском театральном училище. Был 100-летний юбилей Горького, на его родине это отмечалось широко. Нас, студентов, тоже привлекли — в городском цирке мы читали отрывки из произведений классика между номерами гастролировавшего у нас дрессировщика Юрия Дурова. И вот в один прекрасный день в цирке появились Юрий Никулин с Михаилом Шуйдиным — знаменитый клоунский дуэт из Москвы. Помню, как мы все хохотали до слез на их номерах. А потом моя однокурсница Танечка Жукова говорит: «Хочу Юрию Владимировичу подарить цветы». И выходит к нему с ромашками на манеж. Никулин ей: «Спасибо, девочка, спасибо» — и передает букет слону, а тот хоботом забирает. Танечка разволновалась: «А-а-а, он же съест ромашки!» — «Но он же больше моего работал, значит, больше, чем я, заслужил эти цветы». 

Юрий Никулин  с Андреем Мироновым в фильме «Бриллиантовая рука». 1968 г.
«О своем партнере по «Бриллиантовой руке» Никулин говорил: «Андрюшка такой веселый парень, вот бы его в цирк!» С Андреем Мироновым в фильме «Бриллиантовая рука». 1968 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Никулин пробыл в Горьком, кажется, два или три дня, в тот раз мы с ним недолго пообщались. А спустя несколько лет снова встретились на «Мосфильме». Я тогда уже учился во ВГИКе на режиссерском факультете. И вот иду как-то по коридору киностудии, а мне навстречу — Гайдай с Никулиным. Поздоровался с ними. И вдруг Никулин спрашивает: «А ведь мы с вами где-то встречались?» Киваю: «В цирке!» И тут он: «Точно, в цирке! А не в Нижнем ли Новгороде?» Опять киваю: «Именно так, в Нижнем Новгороде!» У Юрия Владимировича была феноменальная память. Как-то я ему рассказал, что в детстве тоже мечтал стать клоуном, когда впервые увидел цирк шапито, гастролировавший у нас на Алтае в Камне-на-Оби. «Так-так, а какой это был год? — спросил Никулин. — 1957-й?» И с ходу назвал клоунов, которые приезжали с цирком шапито в Камень-на-Оби в 1957 году!

Ключ от сейфа Никулин доверял только Евстигнееву

Я любил бывать у него в цирке на Цветном бульваре — Никулин часто приглашал меня на свои представления. Или я просто заходил пообщаться. Никулина в цирке можно было застать круглосуточно — это и был, можно сказать, его дом. Потом мы снимали в его цирке фильм «Зимний вечер в Гаграх». Только объявляли перерыв, мой партнер Евгений Александрович Евстигнеев звал: «Санька, пошли к Юрке». У Никулина в кабинете стоял огромный дореволюционный сейф. «Женька, — говорил он Евстигнееву, — этот сейф можешь вскрыть только ты, для остальных я потерял ключи». Там хранились подаренные поклонниками вина и коньяки. А это было время горбачевской антиалкогольной кампании. Сам Никулин к своему стратегическому запасу был равнодушен, он почти не пил, но для друзей — пожалуйста.

Единственный день, когда Юрий Владимирович выпивал обязательно, — это День Победы. Он же прошел две войны. На Финской обморозил ноги так, что думал, вообще не сможет ходить, а в Великую Отечественную получил контузию. У Никулина был фронтовой друг — директор водочного завода, они вместе войну прошли. И однажды очередной выпуск «Белого попугая» (была такая программа, которую вел Никулин: сидят артисты и травят анекдоты, веселые истории, байки) Юрий Владимирович придумал провести в разливочном цехе водочного завода — в честь дня рождения своего друга. Кого там только не было: Аркаша Арканов, Саша Ширвиндт, Толя Ромашин, я, Мишка Боярский из Петербурга приехал. И, конечно, мы там все перепились в этом цехе — программа в итоге не вышла в эфир. Но Никулину главное было подарок сделать другу, познакомить с артистами.

Юрий Никулин
«Никулин вспоминал, как они с Шуйдиным начинали работать у Михаила Румянцева — знаменитого клоуна Карандаша, были его учениками: «Он был очень капризным, а я все терпел» С Михаилом Шуйдиным в цирке на Цветном бульваре. 1978 г.
Фото: Борис Клинченко/ТАСС

Иногда я его просил: «Юра Влади­мирович, расскажите что-нибудь про войну, про окопы». И он в ответ грустно-грустно на меня смотрел и говорил: «Санька, ну что про грязь рассказывать? Война — это грязь». Но с Папановым, который тоже воевал, они, кажется, войну вспоминали — уединятся где-то в уголке, чтобы никто не слышал, и говорят о своем. Это была их боль, они ею не делились. Но догадаться о том, что им довелось пережить, можно было. Тем для меня поразительнее: Никулин с фронта вернулся — и куда после этого пошел? В цирк, на манеж!

К Юрию Владимировичу я мог в любое время дня и ночи прийти и поделиться бедами — когда мне несколько лет не давали снимать кино, я сидел без работы. Никулин успокаивал: «Терпи, Шурик, в искусстве терпение — одно из главных качеств». Сам он обладал этим качеством, как никто другой. Вспоминал, как они с Шуйдиным начинали работать у Михаила Николаевича Румянцева — знаменитого клоуна Карандаша, были его учениками: «Он был очень капризным, а я все терпел».

К цирковой работе он относился с невероятным уважением. Особенно к работе клоунов. Говорил: «Зрители часто приходят к нам посмотреть не на то, как львы и тигры пасть разевают, а посмеяться, забыть о тяготах жизни и бытовых проблемах». Как-то спросил меня: «Саш, а ты обращал внимание, как я выхожу на манеж?» — «Миллион раз видел. Вы выходите так, что весь зал хохочет». И тут он, как мне показалось, будто бы даже застеснялся: «Да я каждый раз удивляюсь, что в зале собралось столько народу: неужели пришли на меня посмотреть? Это я тебе сейчас свой секрет открыл».

Дай ему волю — Никулин бы всех клоунами сделал. Помню, для «Зимнего вечера...» режиссер Карен Шахназаров хотел снять со мной какой-нибудь клоунский номер, я должен был что-то такое изобразить с метлой на манеже. Стали репетировать — ну не смешно, и все тут. «Нет, — говорю, — Карик, какая-то ерунда выходит, не получится из меня клоуна». Юрий Владимирович смотрел, как я репетирую, из-за кулис, потом подошел ко мне: «Санечка, как это не получится из тебя клоуна? Пусть тебе режиссер даст два-три месяца, я сам с тобой поработаю». Я только руками развел: «Не даст, нет у нас столько времени! Через два месяца уже съемочный период закончится». Как же Никулин расстроился! Все говорил: «Жалко, жалко». Видно было: он уверен, что сделал бы из Панкратова-Черного клоуна, — сто процентов!

Юрий Никулин с Болотом Бейшеналиевым и Андреем Тарковским на съемках фильма «Андрей Рублев». 1966 г.
«Никулину тяжело далась роль монаха, которого пытают и казнят: «Я боялся и атмосферы, созданной Тарковским на площадке, и Тарковского, и всего этого ужаса, который я играл» С Болотом Бейшеналиевым и Андреем Тарковским на съемках фильма «Андрей Рублев». 1966 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Я не раз потом слышал от него про кого-нибудь: «Из него бы клоун получился, его бы в цирк!» Так же он, кстати, говорил и о своем партнере по «Бриллиантовой руке» — Андрее Миронове: «Андрюшка такой веселый парень, вот бы его в цирк!» Однажды те же слова он сказал моему сыну Володе, который тогда учился на журфаке. Володя обожал пародировать артистов, смешно копировал Никулина с Бруновым. Юрий Владимирович от души посмеялся, а потом говорит: «Володька, бросай щелкоперство, твое место в цирке!» А Брунов на это: «Не слушай Юру, иди ко мне в ГИТИС, на эстраду». И что интересно, сумели его убедить. Помню, возвращаюсь со съемок, интересуюсь у сына, как дела в университете, а он мне: «Пап, я бросил университет и поступил в цирковое училище». Так потом сын еще и ГИТИС окончил, эстрадное отделение — получается, выполнил наказы и Никулина, и Брунова. Но в итоге решил пойти по моим стопам, сейчас учится в мастерской Владимира Хотиненко на Высших курсах сценаристов и режиссеров.

О контрабанде в цирке

Была в Юрии Владимировиче какая-то вечная детскость. Как-то к нам в гости приехали друзья из Тбилиси — семья известного академика Дадиани с восьмилетней дочкой Нинико. И та с порога заявила: «Дядя Саша, хочу в цирк». А были весенние каникулы, все билеты на детские представления распроданы. Звоню Никулину, он говорит: «Конечно, пусть девочка приходит! А кого она с собой приведет?» Любой другой бы спросил: «А кто приведет девочку?» — но Юрий Владимирович смотрел на мир по-другому. В общем, мы договорились, что он оставит контрамарки на имя Нинико у администратора Лидочки. Приезжаем, Нинико подходит к окошечку и с сильным грузинским акцентом говорит: «Дядя Юра Никулин сказал, чтоби ви далы контрабанду на три человека!» Так вот она запомнила трудное слово «контрамарка». Юрий Владимирович эту историю про контрабанду очень любил.

Юрий Никулин
«К работе клоунов Никулин относился с невероятным уважением. Говорил: «Зрители часто приходят к нам посмотреть не на то, как львы пасть разевают, а посмеяться, забыть о тяготах жизни...» В цирке на Цветном бульваре. 1982 г.
Фото: Александр Овчинникова/ТАСС

Для него всегда в радость было общение с детьми. Он с ними на одном языке говорил, они его хорошо понимали. Я много лет возглавляю детский спортивный фонд, и Никулин всегда присылал нам бригаду циркачей — жонглеров, акробатов, дрессировщиков с собачками, чтобы выступили перед ребятами. А как-то раз мои дзюдоисты проиграли на соревнованиях французам, и, что обидно, накануне Нового года. Настроение — отнюдь не праздничное. Я попросил Никулина: «Ребята расстроились, может быть, вы их поддержите». Когда мои дзюдоисты увидели в зале живого Никулина, рты от удивления поразевали. Вот только поддерживать он их стал совсем не так, как я думал. «Ну поздравляю вас, — сказал Юрий Владимирович. — Хотя мне ужасно грустно. Мы Наполеона в 1812 году разбили, а вы перед какими-то марсельцами облажались, не хочу больше вас видеть, пусть вас собачки развлекают с обезьянками». И даже слезу пустил… Тут в зале появился дрессировщик с животными, Никулин удалился. Я потом спрашиваю: «Юра Владимирович, а с чего у вас слезы-то? Ну подумаешь — соревнование ребята проиграли… Это же спорт!» А он: «Я их морально воспитываю». Проходит три месяца, и вот уже мои дзюдоисты возвращаются из Марселя с победой. Снова зову Никулина, он приезжает: «Ну, ребятишки, спасибо! Порадовали фронтовика, порадовали, дали французам по носу!» Эти мальчишки давно выросли, многие из них стали мастерами спорта, и все до сих пор с теплотой и благодарностью вспоминают Никулина.

Всем друзьям подарил по шесть соток земли

Вспоминая о нем, невозможно упустить тему анекдотов в жизни Никулина. Помню, вышла первая книга моих стихов, Юрий Владимирович пришел на презентацию в каком-то клубе. Одно из стихотворений было о клоуне, который падает из-под купола в опилки на манеж, но вскакивает и, преодолевая боль, продолжает смешить публику. В нем есть такие строчки:

Юрий Никулин  с Кристиной Орбакайте в фильме «Чучело». 1983 г.
«Отношение к ролям у Никулина было необычное. Я поражался, насколько всерьез он воспринимал то, что ему по сценарию приходилось делать в кадре» С Кристиной Орбакайте в фильме «Чучело». 1983 г.
Фото: LEGION-MEDIA

Я — шут манежа, милый друг.
И космос мой — мое пространство —
В тринадцать метров светлый круг
Для риска, шуток и для танцев...
Я сверху вниз — не промахнусь,
В опилки зарывая душу.
Людскую боль, тревогу, грусть,
Как крепость из песка, разрушу.

Это стихотворение я посвятил Нику­лину. Юрий Владимирович был очень растроган: «Спасибо тебе за посвящение! Я в ответ тоже хочу что-нибудь тебе посвятить! Ну например, анекдот». Никулин же был потрясающий импровизатор и прямо на ходу сочинил: «Раз ты Панкратов-Черный, то анекдот будет такой. В черном-черном лесу, на берегу черного-черного озера стоит черная-черная скала. А у черной-черной скалы растет черное-черное дерево. Под черным-черным деревом сидят два черных-черных человека, и один другому говорит: «Василий Иванович, ну на фига мы эту резину жгли!»

А незадолго до своего ухода Юрий Владимирович сделал мне еще один подарок, причем необычный. В честь его 75-летия астрономы назвали какую-то открытую ими планету именем Никулина. И он придумал дарить друзьям по шесть соток на этой планете. Мы все: Владимир Этуш, Евгений Матвеев и другие — выходили на сцену и получали сертификаты. Я спросил Танечку: «Далеко эта планета?» — «Ой, туда миллион лет лететь». Эта была наша последняя встреча с Никулиным.

После его ухода цирком стали руководить Танечка с Максимом. И навещать я стал уже их. С Танечкой мы все вспоминали Юру, причем она всегда говорила шепотом, словно он был рядом и она боялась его потревожить. С Максимом мы, конечно, общались меньше… Я знаю, отец его очень любил, но никогда на людях не хвалил. Только однажды мне сказал: «У Максима есть руки». — «В каком смысле?» — «Ну, он может держать наше цирковое дело». Никулин верил в сына и не прогадал: Максим живет цирком, как когда-то сам Юрий Владимирович.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Яблочный пирог «Букет роз»: рецепт красивого и вкусного лакомства от Сергея Малоземова
«Рецепт недели на этот раз — пирог с цветами! Получается воздушный инежный пирог, который точно порадует не только вкусом, но и красотой.Пользы тут, конечно, мало. Но мы уверены, что вы вряд ли станете готовитьтакое сладкое каждый день», — говорит телеведущий и врач по образованию Сергей Малозёмов.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог