Вуди Аллен: «Для женщин сочинять интереснее»

Знаменитый режиссер признался, что всегда сознательно окружал себя только лучшими женщинами.
Джордан Рифе Planet Syndication — специально для «7Д»
|
27 Февраля 2009
Фото: RETNA/ALL OVER PRESS

Вуди Аллену — 73 года, и он снимает один фильм за другим. Аллен, несмотря на свой образ невротика и человека эмоционально неуравновешенного, при ближайшем знакомстве оказывается куда более нормальным и адекватным, чем большинство из тех, кто играет в его картинах. И вопреки своему пессимистическому взгляду на любовь и любовные отношения, снимает в последнее время едва ли не самые жизнеутверждающие любовные истории.

— В ваших фильмах всегда главные роли так или иначе, но достаются женщинам.

Недаром любят говорить о музах Вуди Аллена. Чем именно женщины вас так вдохновляют?

— Знаете, забавно, но, когда я только начинал писать сценарии для своих фильмов, придумать образ героини было для меня мучением. Я мог писать только с мужской точки зрения и выражать исключительно мужскую позицию. И это довольно долго продолжалось, надо мной даже издевались. Только после того, как я снял Дайен Китон в фильме «Сыграй это еще раз, Сэм» и мы начали с ней встречаться, потом жить вместе — словом, стали очень близки и я начал писать для нее роли, с тех пор я, собственно говоря, только для женщин и пишу.

Я люблю женщин. Я наслаждаюсь их обществом. Редактор, с которым я сто лет уже работаю, — женщина, все ее ассистенты — тоже женщины. Мой продюсер — женщина, и мои пресс-агенты — тоже, и директор по кастингу. Словом, меня окружают одни женщины, и я страшно этим доволен! И сочинять для них гораздо интереснее, чем выдумывать мужские образы. Такое разнообразие, столько стимулов, они и впрямь меня вдохновляют — ежедневно и ежеминутно. К тому же найти хорошую актрису гораздо проще, чем актера. На актеров больше спрос, а их меньше в наличии — тех, которые мне нужны. Поэтому у меня обычно героинь числом больше, чем героев. И столько прекраснейших одаренных женщин только и ждут, когда им дадут возможность поработать!

— Например, Скарлетт Йоханссон или Пенелопа Крус?

Первая уже несколько лет числится в ваших музах, а Пенелопа после последнего фильма «Вики Кристина Барселона».

— Со Скарлетт вообще случайно все сложилось. Я хотел снять в «Матч Пойнте», первом моем с ней фильме, Кейт Уинслет. Но на последней неделе подготовки к съемкам Кейт отказалась. Сославшись на усталось, что снималась беспрерывно и хочет побыть со своим ребенком. Спросила, смогу ли я ее простить. Конечно, я ответил, что все понимаю. А о Скарлетт я вообще не знал ничего. Думал только, что слишком она юна, чтобы играть у меня. Ей всего 19 лет тогда было. Но время поджимало, и пришлось ее взять. И она оказалась не только красавицей, но и умницей, безумно талантливой и органичной актрисой, которая может все. И я надеюсь, что в любой момент, когда мне она понадобится, Скарлетт мне не откажет.

Так было у меня с Дайен Китон и потом с Мией Фэрроу. Они никогда меня не подводили.

— А почему вы вдруг решились покинуть Нью-Йорк, где всю жизнь только и снимали свои картины, и поработать — трижды — в Лондоне, а последний раз и вовсе в Барселоне?

— Очень просто. Знаете, что самое трудное в моей работе? Достать деньги. Сочинить сценарий, снять фильм, его смонтировать, музыку подобрать — все это легче легкого. В Лондоне мне нашли деньги, и в Барселоне тоже. Позвонили однажды и спросили: «Не хотите снять фильм у нас в Барселоне? Мы за все платим». Я конечно же ответил, что хочу. Да и моя жена, стоило ей только услышать о возможности провести несколько летних месяцев в этом городе вместе со мной и детьми, очень обрадовалась.

С Пенелопой Крус, Хавьером Бардемом и Скарлетт Йоханссон на съемках фильма "Вики Кристина Барселона". Барселона, 2008г
С Пенелопой Крус, Хавьером Бардемом и Скарлетт Йоханссон на съемках фильма "Вики Кристина Барселона". Барселона, 2008г
Фото: Fotobank.com

Более того, они очень хотят заключить со мной контракт еще на три картины. И это прекрасно, потому что европейские продюсеры — это всего лишь банкиры. Они не лезут в сценарий, ничего не требуют. Только дают деньги. В отличие от американских студий. Конечно, если бы мне предложили снять в Судане, скажем, я бы отказался. Вот не знаю, как с Москвой. Я там не был, но был очень давно в Санкт-Петербурге. Тогда мне, честно скажу, не понравилось. Уж больно все было сложно. И с билетами, и с отелем, какие-то странные люди не могли решить элементарные, на мой взгляд, проблемы. Пришлось даже вернуться раньше, чем планировал. Наверняка сейчас все иначе, я понимаю. Так вот чуть позже первого звонка мне позвонила Пенелопа Крус, сказала, что она в Нью-Йорке и очень бы хотела встретиться. Я ее тоже лично не знал до этого, как и Скарлетт. Она сказала, что слышала, будто я собираюсь снимать в Барселоне фильм, и очень бы хотела в нем поучаствовать.

Потом я узнал, что Хавьер Бардем тоже заинтересовался, ну а Скарлетт я всегда держал где-то на заднем плане. И начал для них писать сценарий.

— В общем, вы так долго уже изучаете отношения между мужчиной и женщиной, что, должно быть, знаете ответы на все вопросы в этой области?

— Нет, я по-прежнему не знаю ни одного ответа! (Смеется.) У меня очень пессимистический взгляд на отношения. Недаром и «Вики Кристина Барселона», несмотря на всю свою внешнюю лучезарность, свет, который в этом городе просто изумительный, картина очень грустная. Ни у кого ничего не получается. Все неудовлетворены теми любовными отношениями, которые у них складываются.

Мое мнение такое — можно сколько угодно анализировать свои проблемы, обсуждать их с друзьями, ходить к психоаналитику, к специалистам по браку, пить лекарства, но все равно без элементарной удачи не обойтись. Должно просто повезти. У вас могут быть уникальные качества, у вашей женщины они могут быть даже в избытке, но все равно проводники, эти хрупкие тонкие нити, крайне редко соединяются в нужной точке. И если хотя бы один из этих проводков попадает не туда, куда следует, все — возникает раздражение, чувство неудовлетворенности. Так что так называемый клик — когда все сходится — это абсолютная и крайне редкая удача, я бы сказал — счастливая случайность. Она случается, потому что столько людей в мире и статистически кому-то из них не может не повезти. Они встречаются, влюбляются и счастливы друг с другом.

Но результат всех моих наблюдений только один: удача — и ничего больше — является основой счастливой любовной истории. А сколько пар живут по инерции, из страха одиночества, из-за детей! О’кей, надеюсь, я не вверг вас в депрессию?

— Ну хорошо, вернемся к кино. Вы на себя, как мне кажется, берете колоссальную ответственность, будучи един во всех лицах — и автор сценария, и режиссер, и актер (за редким исключением)…

— Да, мне некого винить, кроме себя. Ведь никто и никогда, ни разу в жизни не заставлял меня писать то, что я не хочу. Или снять. И не навязывал мне каких-то актеров. Но самое сложное в любом случае — это хороший сценарий. Если сценарий плох — не поможет ни режиссер, ни колоссальный бюджет, ни сказочный оператор, ни самые распрекрасные актеры.

Аллен профессионально играет на кларнете, но тем не менее ежедневно 45 минут упражняется в игре. Со своей третьей по счету женой Сун-И Превин в Барселоне. 2008 г.
Аллен профессионально играет на кларнете, но тем не менее ежедневно 45 минут упражняется в игре. Со своей третьей по счету женой Сун-И Превин в Барселоне. 2008 г.
Фото: RETNA/ALL OVER PRESS

Актеры — в основном люди очень профессиональные. Да и режиссура — это, знаете, не ракетостроение. Отнюдь. Но будь ты хоть трижды Феллини, при наличии бездарного сценария тебе ничего не поможет. Вот, скажем, в «Вики Кристине Барселоне» часть сцен вообще была полностью сымпровизирована актерами и игралась ими на испанском языке. Я имею в виду Бардема и Крус. Но я им сценарий послал свой, как обычно, задолго до съемок. И они все поняли. И нисколько не беспокоился, ни слова не понимая из того, что они говорили. Только потом, во время монтажа, мне перевели, и я был очень доволен. Потому что была история, эмоциональная история, и им было что сказать, понимаете? Даже если этих слов и не было в сценарии.

— Фильм «Вики Кристина Барселона» называют самым сексуальным из всех ваших картин.

Словно раньше у вас никогда не было сексуальных сцен. А как вы относитесь к сексу на данном этапе своей жизни?

— Господи, все почему-то думают, что у меня есть какое-то особое на этот счет мнение. Или что я всякий раз открываю какую-то новую ипостась в сексе. Может быть, полагают, что каждый фильм отражает какие-то поворотные моменты моей личной жизни. Это не совсем так. Просто в этой картине сексуальные сцены были необходимы для моей истории, вот и все. В моем следующем фильме тоже есть секс, так как он должен там быть. Знаете, я пессимист по натуре, как я уже вам доложил, поэтому не верю, что люди способны меняться. И в старости человек состоит из набора тех качеств, которыми он обладал в течение жизни. Например, некоторые не склонны к адюльтеру, к любовным приключениям.

А другие, напротив, все умножают список своих любовников или любовниц, но так и не в состоянии определиться, что же им все-таки нужно. Словом, по моему мнению, шансы измениться — с возрастом или еще почему-то — чаще всего маловероятны, но, повторяю, я — пессимист в вопросах любви.

— Известно, что самые знаменитые и дорогостоящие актеры считают за честь сняться у Вуди Аллена…

— Нет, это миф, что все соглашаются у меня сниматься почти что бесплатно. Бывает, что говорят: «А вы знаете, мой обычный гонорар — 20 миллионов долларов!» Что ж, таков — вернее, даже меньше: обычно я укладываюсь в 14—15 миллионов — бюджет моих фильмов. Ничего не поделаешь. Я никогда не настаиваю, не уговариваю и не обижаюсь.

— Все актеры говорят, что сначала очень боятся с вами работать.

Ну сами понимаете — репутация у вас невротика, человека непростого и так далее…

— Ну да, ну да. В глаза я никому не смотрю, с актерами не общаюсь, рукопожатия не выношу, вообще не выношу, когда до меня дотрагиваются. Естественно, вся эта чушь циркулирует беспрестанно в прессе и актерских кругах. Да, я не очень компанейский человек, но и не мрачный рак-отшельник. Да, я страдаю ипохондрией и серьезно отношусь к своему здоровью, ну и что? Пенелопа Крус, кстати, меня отлично поняла — она сама немножко этим отличается. И на самом деле это я нервничаю, когда прихожу знакомиться со всеми на площадку. А они уже заранее готовы к тому, что я буду нервный.

«До сих пор не могу понять, зачем им понадобилось ставить мне памятник? Я ведь никому не спас жизнь и вообще не совершил ни одного подвига!»
«До сих пор не могу понять, зачем им понадобилось ставить мне памятник? Я ведь никому не спас жизнь и вообще не совершил ни одного подвига!»
Фото: RETNA/ALL OVER PRESS

И тоже заранее нервничают. Я их боюсь, а они меня. Но я ничего не делаю, чтобы ситуацию разрядить. Происходит это само собой. Через несколько минут все видят, что мной очень легко управлять и все это выдумки, что им обо мне внушили, и быстренько расслабляются. Они, но не я! (Смеется.) Мне было очень весело работать с испанскими актерами. Пенелопа Крус и Хавьер Бардем безумно талантливы, но уж очень себя серьезно воспринимают. Они искренне считают себя великими, потому что умеют делать свою актерскую работу так хорошо. Роберт Де Ниро, кстати, точно такой же. Они уже рождены великими. Просыпаются по утрам с этой мыслью. Я никогда не репетирую со своими актерами и еще реже обсуждаю с ними сюжет. Снимаю чаще всего с одного дубля. А вот Пенелопа и Хавьер бесконечно разговаривали о том, как нужно и что нужно, репетировали, повторяли, учили и так далее.

Но не со мной, а друг с другом. (Смеется.) Очень забавно.

— Какой самый важный урок усвоили вы из своего детства, который до сих пор вам помогает?

— Умение заставить себя работать. Дисциплина. Хочешь что-то сделать, нельзя тратить время на поиски причин, которые бы извиняли твое безделье. Я прихожу домой каждый день, зная точно, что мне нужно сегодня сделать. И это включает 45 минут игры на кларнете — без этого я не могу. Если мне нужно писать, я закрываю дверь и сажусь за стол. Нет, я не выключаю телефон, чтобы даже звонки не извиняли мое ничегонеделание. Всегда можно при желании найти массу отвлекающих моментов. Но я с детства научился их игнорировать. Помню, лет в 15 сидел часами перед зеркалом и репетировал фокусы — я тогда хотел стать фокусником.

То же самое — когда захотел выучиться играть на кларнете. Я, кстати, последние лет 25 несколько вечеров в неделю (если я в Нью-Йорке) играю в клубе вместе с джазовым ансамблем. Никогда не пропускаю эти выступления. Даже в тот день, когда шла церемония «Оскаров» и мой фильм «Энни Холл» был в четырех номинациях, я сидел на сцене в нью-йоркском клубе и играл на своем кларнете. И своей дочери я говорю: «Если действительно хочешь выучиться игре на гитаре, посвящай этому хотя бы час ежедневно. Потом будет поздно, уж поверь мне». Сколько я знаю людей, которые носятся с разными планами, а на выходе — пшик. И дело не в таланте. Все дело в железной дисциплине. Вот мой главный жизненный урок. Спасибо моей маме, это она мне его преподала.

— А как вы относитесь к собственной славе?

— Расскажу историю. В Испании есть маленький очаровательный городок Овьедо. Я там был несколько раз, а однажды мне сказали: «Мы собираемся установить статую, вас изображающую». С чего вдруг? Я же там никому жизнь не спас, ничего для них не сделал. В общем, решил, что это шутка. Нет, поставили эту самую совершенно мною незаслуженную бронзовую статую. Неплохо, надо сказать, смотрится. На мне штаны мои любимые, спортивный пиджак и очки. Сначала я думал так: стоит мне уехать, они ее демонтируют, а, скажем, когда к ним в город заглянет Брэд Питт, поставят памятник ему. Но нет. У меня даже есть фотография, где на моей голове лежит снег. Какие-то странные личности все время срывают с меня очки, и их пришлось приварить, но они приходят по ночам с паяльниками, и снова очков нет.

В этот раз не успели к моему приезду до конца их обратно припаять. (Смеется.) В общем, не понимаю, какая связь между мной, моей статуей, этим городом и моими очками. Но люди там все милые, возможно, им понравилась строка, которую придумали работники отдела маркетинга (в кои-то веки они придумали не какую-то безусловную глупость) для постера фильма «Вики Кристина Барселона»: «Жизнь — это безусловный объект искусства».

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Ретроградный Меркурий расставил капканы: как сократить риск фатальной ошибки с 27 марта
В начале второго весеннего месяца Меркурий снова идет на попятную, путая планы и провоцируя конфликты между близкими людьми. Во время ретроградности планеты не стоит начинать новых проектов, а также вести важные переговоры. Подписание документов и вообще посещение государственных инстанций лучше отложить на потом.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог