Владимир Гостюхин: «В советском кино ни одни съемки не обходились без романа»

Актерская судьба сводила Владимира Гостюхина со многими известными личностями. На съемках всегда царит особая атмосфера.
Наталья Николайчик
|
01 Октября 2014
В сериале «Дальнобойщики»
В сериале «Дальнобойщики»
Фото: photoxpress.ru

«На съемках всегда особая атмосфера. У Валеры Тодоровского в «Оттепели» это хорошо показано… Когда ты влюблен, ощущаешь, что живой. Кровь гуляет, ты взбудоражен. И на экране потом это видно — жизнь, которая в тебе бурлит. Поэтому в советских картинах такая энергетика».

— Владимир Васильевич, ваша актерская судьба сводила вас со многими известными личностями. Кто поразил вас больше всех?

— Наверное, Нина Русланова. С ней мы играли мужа и жену в картине «Автостоп» у Никиты Михалкова. Нина — это ураган! Из-за нее я даже закурил после воздержания в три года. Озвучание «Автостопа» проходило в Риме. Лететь туда мы с Ниной должны были вдвоем.

С Ниной Руслановой в фильме Никиты Михалкова «Автостоп». 1990 г.
С Ниной Руслановой в фильме Никиты Михалкова «Автостоп». 1990 г.

Нам дали водителя, чтобы довез до аэропорта. И вот среди ночи он забрал меня из гостиницы «Мосфильма», и мы едем за Ниной на Арбат — она там живет. Звоню, а телефон занят, занят, занят. Кружусь вокруг дома, попасть не могу — у них там код. Я наугад цифры набираю, а меня жители разных квартир посылают — ночь же на дворе. А самолет в Рим улетает в восемь тридцать. Так я метался, пока не появился дворник. Он меня впустил, я поднялся, позвонил в дверь. Открывает Нина — видимо, накануне отмечала Рождество. На полу валяется телефонная трубка. Я говорю: «Нина, блин… У нас самолет через час!» Через пять минут она была уже в машине и сразу же на меня набросилась: «Гостюхин, ты такой-то растакой-то! Почему меня не разбудил, почему не позвонил?» Наехала так, что ни я, ни водитель не могли найти слов… На самолет мы опоздали. А следующий рейс на Рим только через четыре дня (это же конец 80-х, не то что сейчас).

С родителями Василием Павловичем и Александрой Ивановной и сестрой Мариной. 1958 г.
С родителями Василием Павловичем и Александрой Ивановной и сестрой Мариной. 1958 г.
Фото: из личного архива Владимира Гостюхина

И билеты пропали. Что делать? Нина вызвала своего бывшего мужа с деньгами, и мы купили билеты на ближайший рейс в Италию — в Милан. По дороге зашли в ресторан позавтракать, и она быстро договорилась, чтобы принесли бутылку. Несмотря на «сухой закон», Нине, как знаменитости, удалось добыть эту бутылку. Мы сняли стресс опоздания. В самолете я было задремал, проснулся из-за того, что слышу — скандал. Это Нина села с кем-то в карты играть, что-то в игре ей не понравилось, и она очень громко строила своих партнеров. С большим трудом нам вместе со стюардессой удалось успокоить эти картежные разборки. И вот прилетаем в Милан, никто нас не встречает, хотя мы предупредили ассистентку. Людей нет — все с нашего рейса разошлись. Аэропорт как-то быстро опустел. Я в панике.

С третьей женой Светланой Гостюхин прожил дольше всех — 20 лет. Минск, 1980 г.
С третьей женой Светланой Гостюхин прожил дольше всех — 20 лет. Минск, 1980 г.
Фото: из личного архива Владимира Гостюхина

Денег ни копейки. Языка не знаю. Куда идти, куда ехать, кого искать? Я в отчаянии, а Нине хоть бы что. Мимо проходит полицейский с собакой. И она вдруг решает проверить, кобель это или сука. Бросается к собаке, полицейский что-то кричит, наводит на нее автомат, а она ему в ответ: «Что на меня орешь, думаешь, я хочу эмигрировать? Да на кой мне сдалась ваша Италия!» Я ее оттащил от полицейского и почти истерически кричу: «Нина, сядь! Посиди, успокойся!» Она в ответ: «Гостюхин, как же ты мне надоел!» Но на месте она конечно же усидеть не могла, и через пять минут ее куда-то унесло. Я, как говорится, смирился с судьбой. Прошло с полчаса, и вдруг вижу: Нина за шкирку тащит какого-то мужичка и кричит: «Вот, нашла. Он здесь в «Аэрофлоте» работает — итальянец, но по-русски разговаривает». Оказывается, тут за углом наш советский «Аэрофлот».

Никита Михалков на съемках фильма «Урга — территория любви». 1991 г.
Никита Михалков на съемках фильма «Урга — территория любви». 1991 г.
Фото: everett collection/all over press

Они-то нас и отвезли в консульство в Милане. А те уж созвонились с Римом, посадили нас на поезд. Но Нина и в поезде гуляет. Выясняет, почему чая у капиталистов нет, как в поезде Питер — Москва. Еле успокоил, уговорил лечь спать. А она с полки все то же: «Гостюхин, как ты меня достал!» Я ей в ответ: «Нина, сутки с тобой, как на фронте — сутки за трое!» Когда утром приехали в Рим и на перроне нас встретил Анатолий Ермилов, второй режиссер Михалкова, первое, что я у него спросил: «Толя, у тебя сигареты есть?» — «Да». — «Дай мне!» И забрал у него пачку. Подряд пять штук высадил на нервной почве. Сорвался и потом долго не мог остановиться — курил еще целых пять лет…

— У Михалкова вы потом еще в фильме «Урга — территория любви» играли главную роль. Такой необычный фильм...

«Никита — гениальный актер. И я не мог повторить в точности, как он показал: у меня психофизика другая. Пытался ему объяснить — он слушать не хочет. Ну я и сорвался»
«Никита — гениальный актер. И я не мог повторить в точности, как он показал: у меня психофизика другая. Пытался ему объяснить — он слушать не хочет. Ну я и сорвался»
Фото: из личного архива Владимира Гостюхина
Кадр из фильма «Восхождение». 1976 г.
Кадр из фильма «Восхождение». 1976 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

— Он и снимался не так, как другие. Обычно Никита Сергеевич до съемок все картины тщательно репетирует, а «Урга» — чистая импровизация. Даже сценария не было. Только либретто в 10 страниц, набросанное Рустамом Ибрагимбековым. Мы с группой полетели в Пекин, оттуда отправились во Внутреннюю Монголию, в степь. Помню, Никита перед съемкой садился на коня, взлетал на какой-то высокий холм и, как воин перед сражением, сверху смотрел на степь — искал натуру. Потом спускался и начинал съемочный процесс. Я степь первый раз увидел и все любовался — море из зеленого бархата холмов переливалось до горизонта. А потом, по прошествии уже трех месяцев, хотелось привычной картины, хотелось леса — так от степи устал. Никита Сергеевич на площадке создавал атмосферу импровизации. Все рождалось прямо здесь и сейчас. Например, снимается сцена в юрте, когда меня привечают местные жители.

Застолье. Мне наливают пиалу китайской водки, такую у нас в России раньше звали «сучок». Ничего более омерзительного я никогда в жизни не пил — хинная вода (это такой укрепитель для волос) и то терпимее. Я как-то раз в 16 лет выпил ее на спор ради пацанского куража, так что знаю, что это такое. Но о том, каков на вкус китайский суррогат, до сорока пяти лет не ведал... Монголы выпили, и я за ними. Чувствую — проглотить не смогу. Мучительно сражаюсь с этим отвратительным напитком, и весь ужас происходящего отражается на моем лице. Группа за камерой, глядя на мои муки, давится от беззвучного смеха. Когда я все-таки проглотил этот чертов «сучок», поднесли мне закуску — пиалу с дымящимся жирным супом из баранины. А у меня перед глазами картина — как этого барана два часа назад при мне забили и разделали. Я взял себя в руки и уже собрался приняться за суп, как туда залетела огромная муха…

И вот тут я позеленел. И это все фиксирует камера! Такой вот у Никиты был художественный прием.

Однажды, во время съемок «Урги», мы с ним крепко поругались. Ну а как не ругаться? Никита — гениальный актер. И, когда снимает, всегда показывает, как и что нужно играть. А я не мог повторить в точности, как он показал: у меня психофизика другая. Пытался все это ему объяснить — он слушать не хочет. Ну я и сорвался. Михалков потом жене жаловался: «Ты представляешь, Гостюхин на меня орал! Единственный из всех». Никита Сергеевич почувствовал, что со мной надо работать иначе, доверять мне. После этого наша работа с ним шла как по маслу…

Часто после съемок Михалков собирал команду, и они гоняли в футбол.

«У меня любовь всегда рождается с первого взгляда. Мой любимый тип женщины — Мирей Матье. Увижу такую — и все, пропал»
«У меня любовь всегда рождается с первого взгляда. Мой любимый тип женщины — Мирей Матье. Увижу такую — и все, пропал»
Фото: Валерий Плотников

Я в этом не участвовал. Не хватало сил. Но вот застолья, которые организовывал Никита, я любил. Какие это были застолья! Широкие, с песнями, хохмами, шутками, в атмосфере дружбы и любви. Да, любви! А любовь меня на съемках посещала часто.

На съемках всегда особая атмосфера. У Валеры Тодоровского в «Оттепели» это хорошо показано… Когда ты влюблен, ощущаешь, что живой. Кровь гуляет, ты взбудоражен. И на экране потом это видно — жизнь, которая в тебе бурлит. Поэтому в советских картинах такая энергетика. Я влюбился на первых же съемках в Одессе. Меня, студента-третьекурсника (к тому времени уже женатого), утвердили на одну из главных ролей, но в конце концов с роли сняли. По словам режиссера, я не вписывался в актерский ансамбль. Так что в той киноэкспедиции я пробыл недолго.

Но в Москву сразу не вернулся, потому что влюбился в художницу по костюмам. Звали ее необычно — Эра. Она была на 13 лет старше меня. Два дня простоял у ее дома, ждал, когда зажгутся окна. А ее все не было. Но вот свет загорелся. Я выпил для храбрости, поднялся к ней, постучал в дверь — не впускает. Тогда через окно лестничной клетки выбрался на карниз шестого этажа, прошел по нему до ее балкона, постучал в окно. Эра была потрясена, увидев меня на своем балконе... Три дня мы никуда из дома не выходили. Эра была необыкновенно хороша. За ней половина студии ухаживала, но ответила она мне. Ее покорили моя искренность и, может быть, стихи, которые я уже тогда писал — особенно в состоянии влюбленности…

Стихи помогли мне и чуть позже, на съемках у Марлена Хуциева. Через несколько месяцев после одесской истории меня пригласили в так называемую групповку фильма «Был месяц май» — что-то среднее между настоящей ролью и массовкой.

Там платили суточные и зарплату 120 рублей — для студента это хорошая история. К тому же имя Хуциева в то время было у всех на устах. А для меня он был просто бог!.. И вот Калининградская область, военный городок Гвардейск. Первый съемочный день обычно всегда отмечается. Мы традиционно разбили тарелку о штатив камеры, а после съемки собрались в гостиничном номере у Марлена Мартыновича. Было весело. Естественно, выпили. Я начал декламировать стихи — просто потоком они из меня полились. Марлен Мартынович просит: «Повтори!» — «Не помню! Я их только что сочинил. И все. Забыл...» Хуциев был немало удивлен моей способностью импровизировать, и мне досталась небольшая роль — Ныркова.

«За год до трагедии Ванга предсказала Ларисе ее трагическую судьбу: «Спеши жить. Тебе осталось немного». И Лариса с этим ощущением приближающейся гибели жила»
«За год до трагедии Ванга предсказала Ларисе ее трагическую судьбу: «Спеши жить. Тебе осталось немного». И Лариса с этим ощущением приближающейся гибели жила»
Фото: из личного архива Владимира Гостюхина

Праздник наш затянулся на три дня. Марлен Мартынович собрал прекрасную актерскую команду — Сергей Шакуров, Петр То­доровский, Александр Аржиловский, с Таганки ребята и еще непрофессиональные актеры, Хуциев любил снимать у себя в картинах людей с улицы. В свободное время мы ходили по городу в военной форме, в которой работали на площадке. Из-за этого нас иногда забирал военный патруль. Когда не было съемок, собирались, выпивали, пели под гитару, ухаживали за девчонками. Тот кинематограф был особенный: мы очень хорошо работали и очень хорошо умели отдыхать, отвлечься, погулять. Шла нормальная жизнь. Сейчас на это времени не хватает, съемочный день по 12—16 часов. Таков продюсерский кинематограф, в котором главное — деньги. Сейчас на всем стараются сэкономить.

А тогда — отработал восемь-десять часов, и гуляй. Были и законные выходные. А уж на съемках у Хуциева — тем более, он работал не спеша, подробно разбирая каждый эпизод. Удивительный человек — открытый, легкий в общении и как ребенок непосредственный. Помню, как он гонялся за Шакуровым кругами по всему Гвардейску. Сергей хотел, чтобы ему увеличили съемочную ставку, и устроил своеобразную забастовку: не выходил на съемочную площадку, прятался от режиссера. А Хуциев его искал. В конце концов Шакурову утвердили вместо тринадцати двадцать пять рублей. Марлен Мартынович принял условия тогда еще молодого начинающего артиста.

— А как складывалась ваша семейная жизнь?

— Очень витиевато… Помню, мой друг Володя Мулявин — основатель группы «Песняры» — после автокатастрофы лежал в реанимации.

Я его навещал в больнице и, чтобы как-то развлечь, рассказывал с юмором о своих личных проблемах. Тогда я в очередной раз разводился. Спрашиваю его: «Володь, ты сколько квартир своим женщинам оставил?» — «Четыре», — говорит. «Ну так я тебя вот-вот догоню. Потому что я оставляю сейчас третью квартиру». Очень мы над этим обстоятельством смеялись. Настроение у друга поднялось.

Впервые я влюбился еще в школе, в четырнадцать лет. А ей было девятнадцать. Надежда Суворова, учительница рисования. Удивительно красивая и внешне, и внутренне. Воздушная, изящная, словно фарфоровая статуэтка, она одевалась как во французском фильме «Шербурские зонтики». Я не умел рисовать, у меня всегда с этим были проблемы.

С четвертой женой Аллой и дочкой Асей. 2011 г.
С четвертой женой Аллой и дочкой Асей. 2011 г.
Фото: Сергей Желтов

Но тут я преодолел себя, записался в ее кружок лепки пластилином на стекле, где делали всякие рельефные вещи. Общение с ней меня воспитывало. Я был пацаном без царя в голове, на уроках любил дурака валять, но, влюбившись, стал вести себя идеально. Даже следил за тем, чтобы форма моя была поглажена, а подворотничок пришит чистый. И учительница мое отношение почувствовала. Как-то на день рождения она мне подарила поздравительную открытку и шоколадку... Я очень долго хранил этот подарок. Шоколад стал деревянным, я его так и не съел. А через два года Надежды Суворовой не стало: угасла молниеносно от неизлечимой болезни. Первая смерть дорогого мне человека, с которой я столкнулся. И до сих пор, когда бываю на родине в Екатеринбурге, я приношу ей на кладбище цветы. И ей, и моей маме. Их могилы рядом.

Мама погибла, когда я, окончив первый курс ГИТИСа, приехал домой на летние каникулы. Вечером посидели, поужинали, отметили мои успехи — в зачетке были только оценки «отлично». А утром мама встала раньше всех и пошла на рынок за моей любимой земляникой. Купила два стакана, а на обратном пути попала под машину. Виноват был водитель… Я маму обожал, и она меня очень любила. Она для меня была и остается самым дорогим человеком на свете. Пережить ее потерю помогла мне Галя — моя первая жена. Мы с ней расписались незадолго до смерти мамы. Вместе занимались в одном ДК — я в театральной студии, Галя в вокальном коллективе пела классические романсы. Но наша семейная жизнь не состоялась. Я жил и учился в Москве, она — в Свердловске. Виделись мы редко. У нее завелись романы. Я об этом узнал от своих товарищей. И у меня в Москве жизнь не проходила мимо.

С Галей мы развелись спокойно.

В мою жизнь вошла Зинаида. Я с ней познакомился на съемках. Завязался роман. После съемок меня забрали в армию. Зина часто навещала меня в Алабино под Москвой, где я служил. После службы мы расписались. Зина была уже беременной. У нас родилась дочка Ира. Семью нужно было кормить, и я стал показываться в разные московские театры. И все неудачно. Только в Театре Советской армии как-то зацепился. Но в тот момент не было вакансий, и чтобы зарабатывать хоть какие-то деньги, я вынужден был устроиться мебельщиком-реквизитором. Думал, временно. Но это «временно» затянулось на четыре с половиной года! В актерской профессии многое часто решает случай. Чтобы его не упустить, к нему надо быть готовым. Я был уверен, что он ко мне когда- нибудь придет.

С женой Аллой на отдыхе в Египте. 2007 г.
С женой Аллой на отдыхе в Египте. 2007 г.
Фото: из личного архива Владимира Гостюхина

Сам подбирал себе роли в репертуаре театра и учил их самостоятельно. И вот однажды в спектакле «Неизвестный солдат» заболел исполнитель главной роли, и я его заменил. Ввелся за две репетиции — роль знал наизусть. В том самом «Неизвестном солдате» меня заметили и пригласили на пробы в фильм «Хождение по мукам» к Василию Ордынскому. Шукшин, у которого там играла жена — Лидия Федосеева-Шукшина, — увидел меня в отснятом материале и сказал: «У этого парня большое будущее…»

Потом было «Восхождение» Ларисы Шепитько — первая советская картина, которая получила «Золотого медведя» на кинофестивале в Берлине. У «Восхождения» трудная судьба. Худсовет не решался принимать фильм. И кто-то посоветовал Шепитько поехать к руководителю компартии Белоруссии Петру Машерову.

Мол, он сам в прошлом партизан и может посодействовать выходу фильма партизанской тематики. Лариса связалась с Минском, и Машеров пригласил ее с фильмом к себе на дачу. Шепитько взяла неутвержденный материал и привезла к Машерову. Он посмотрел кино, был потрясен до слез и отправил Гришину, первому секретарю московского горкома КПСС, телеграмму: «Поздравляю с большим успехом творческую группу фильма «Восхождение». А вторую такую телеграмму — на «Мосфильм». На следующий же день худсовет без вопросов картину принял. И тут уж пошли фестивали и премии. Правда, Госпремию Ларисе присудили посмертно. Она погибла в автокатастрофе ночью 2 июля 1979 года, когда съемочная группа поехала на выбор натуры для фильма «Прощание с Матерой». Фильм потом доснял ее муж — Элем Климов.

Назвал его «Прощание»… За год до трагедии известная прорицательница Ванга предсказала Ларисе ее трагическую судьбу. Вообще-то Ванга не хотела ей ничего рассказывать, категорически отказывалась. Но Лариса настояла и добилась страшного признания: «Спеши жить. Тебе осталось немного». И Лариса с этим ощущением приближающейся трагедии жила.

— А как вы из Москвы перебрались в Белоруссию?

— Мне было чуть за тридцать, когда на «Беларусьфильме», где я снимался, встретил гримера Свету. И пропал. У меня любовь всегда рождается с первого взгляда. Мой любимый типаж женщины — Мирей Матье. Света именно такого типа. Из-за этой страсти я оставил вторую жену Зину и дочку Иру. Уехал из Москвы в Минск, в провинцию.

«Любовь меня на съемках посещала часто. Тот кинематограф был особенный: мы очень хорошо работали и очень хорошо умели отдыхать. Поэтому в советском кино такая энергетика»
«Любовь меня на съемках посещала часто. Тот кинематограф был особенный: мы очень хорошо работали и очень хорошо умели отдыхать. Поэтому в советском кино такая энергетика»
Фото: photoxpress.ru

Это теперь меня отсюда не вытащить, а тогда привыкал тяжело. К сожалению, с моей стороны любовь оказалась гораздо сильнее, чем со Светиной. Все в конце концов превратилось в товарно-денежные отношения с закономерным итогом. От этого брака у меня дочка Рита. Ей было 18 лет, когда я с ее матерью развелся. Квартиру оставил им. А сам со своей четвертой женой Аллой Пролич пять лет ютился в общежитии «Беларусьфильма», прежде чем удалось обзавестись жильем. Алла стала для меня настоящим другом, она поддерживала меня во время тяжелейших съемок сериала «Дальнобойщики». Постоянно была со мной. Какое это было время! На «Дальнобойщиках» после чернушного перестроечного кинематографа я будто снова родился. Мы с Владом Галкиным прямо народными героями стали. Очень трудно смириться, что его нет. Влад был потрясающим партнером и замечательным человеком.

Он все принимал близко к сердцу. И рабочие моменты, и проблемы с женой. Был очень ранимый, как и все артисты. В тот трудный момент, перед гибелью, он оказался совсем один, рядом не было никого, кто мог бы его поддержать. И случилась беда…

— А у вас есть поддержка?

— Ну, как сказать… Конечно, есть, рядом со мной Алла… Но я тем не менее продолжаю мечтать. Когда после трудов актерских уезжаю к себе на дачу в Витебскую область и брожу один по лесу, наслаждаясь тишиной и одиночеством... Мечтаю о чуде. Это чудо живет далеко, в Ульяновске. Я встретил ее три года назад на фестивале семейного кино. Она училась там на театральном факультете университета и была волонтером, моим личным фестивальным гидом.

Машенька. Блондинка необыкновенной красоты. Чудо. Идеал. И чиста — совершенно человек из XVIII века. Ей 25 лет. Я понимаю, что ничего между нами невозможно… Помогаю ей иногда материально или советом, потому что она сирота. В основном мы общаемся по телефону. Она целеустремленная и в театре за год стала ведущей актрисой. На фестивале старейших российских театров получила главный приз за лучший дебют.

— Алла не ревнует?

— Аллу я в это не посвящаю… А мечтать артист должен всегда!

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
На концерте «Удачные песни» подарят морское путешествие
6 апреля в Live Арене состоится грандиозный весенний концерт «Удачные песни», на котором выступят Лев Лещенко, Николай Басков, Филипп Киркоров, Наташа Королёва, Григорий Лепс, Слава, Дима Билан, Юлия Савичева, Михаил Шуфутинский, Глюк’oZa, Вадим Казаченко, Наталия Гулькина, Ирина Забияка и группа «ЧИЛИ», Дмитрий Колдун, Татьяна Буланова, Александр Добронравов, Анна Семенович, Ольга Бузова, группа «Тутси», Сергей Рогожин, Элина, Настасья Самбурская, Родион Газманов, Миа Бойка, Руслан Алехно, Тамара Кутидзе, Анита Цой, Виктория Дайнеко, группа «Фабрика» и многие другие звезды.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог