За что избили звезду сериала «Ефросинья»

«Били меня грамотно, потом дня два голова болела. «Не обижайся, — сказали, — ничего личного».
Фото: Марк Штейнбок

«Били меня грамотно, потом дня два голова болела. «Не обижайся, — сказали, — ничего личного. Нам просто велели тебя проучить», — вспоминает актер, звезда сериалов «Кремлевские курсанты», «Ефросинья», «Мосгаз», «Второй убойный».

Прадед мой Николай Лаврентьевич Дубровин был купцом третьей гильдии. Торговал в Москве церковными товарами — от просвирок и мелкой утвари до икон, дружил со многими священниками. Ему принадлежали три дома: два — на Сретенке — сдавались внаем, а один — в Просвирином переулке, в нем и жила семья. После революции все, конечно, национализировали.

Спасибо, на улицу не выгнали. Наоборот, оставили целый этаж, поскольку у моей прабабушки-купчихи было 15 детей. Правда, в этой большой семье были практически одни девочки. И почти все они остались старыми девами, потому что их женихи-юнкера погибли в Гражданскую войну.

Я прожил в этом старом доме до семи лет и многое, конечно, запомнил. Помню, как Рождество справляли, вся семья собиралась за громадным столом. Во дворе была дворницкая, в которой жил наш дворник — татарин. Если был какой-то праздник — Рождество или Новый год, — моя бабушка, выходя из дома, обязательно давала ему рублик, а он говорил ей: «Благодарствую». Бабушка тогда работала на почте, получала крошечную зарплату, мне даже кажется, что дворник зарабатывал больше ее. Как и многие люди ее поколения, бабушка была напугана репрессиями 30-х годов.

С Антоном Макарским в сериале «Гром». 2012 г.
С Антоном Макарским в сериале «Гром». 2012 г.
Фото: РОССИЯ 1
С Вадимом Захарченко в фильме «Баламут». 1978 г.
С Вадимом Захарченко в фильме «Баламут». 1978 г.

А я ее немножко поддразнивал, говорил громко: «Отец у тебя был богатый купец, ты же даже в гимназию на извозчике ездила!» Бабушка одергивала меня: «Тихо! Ну да, на извозчике. И что с того? Это же не наша была пролетка». Как будто все время оправдывалась за то, что родилась в обеспеченной семье.

Ванной у нас не было. Как и все жители старых московских домов, раз в неделю мы ходили в баню. На огромной кухне стояло несколько газовых плит. Хоть и родственники, но каждый готовил себе отдельно. Как в обычной коммуналке. В квартире была уникальная мебель: массивные резные комоды красного дерева, шкафы, столы. Шкафами многочисленные сестры моей бабушки выгораживали себе территорию, за каждым стояла чья-то кроватка, тумбочка. В 65-м году дом признали аварийным, нас всех быстренько расселили.

В фильме «Карнавал» Андреев сыграл руководителя самодеятельной театральной студии. 1981 г.
В фильме «Карнавал» Андреев сыграл руководителя самодеятельной театральной студии. 1981 г.
Режиссер Татьяна Лиознова на съемках фильма «Карнавал». 1981 г.
Режиссер Татьяна Лиознова на съемках фильма «Карнавал». 1981 г.

Я с родителями переехал в отдельную квартиру, а вся антикварная мебель так и осталась там, потому что ни один шкаф или комод невозможно было внести в нашу малогабаритную «хрущобу».

Били меня «по понятиям»

Переехали мы в Ленино-Дачное, в то время практически пригород Москвы. Там еще деревенские дома оставались, которые постепенно сносили, и на их месте появилась новая улица с говорящим названием Веселая. Вот с пацанами, жившими на этой улице, у нас, вновь прибывших, шла настоящая война. Мы были для них чужаками. Деревенские назначали нам «стрелку». Каждый день случалось по две-три драки. Отсидеться, не участвовать, потому что ты ботаник, невозможно. Не скажу, что я рос задирой и хулиганом, но себя в обиду не давал.

Только однажды не смог защититься. Жил у нас в районе криминальный авторитет по кличке Глобус, мы знали, что он отсидел. А в меня, четырнадцатилетнего, влюбилась одна девчонка. Я не ответил на ее чувства, не нравилась она мне, да и младше была на два года. Но слов, чтобы все ей объяснить, не нашел. Наоборот, нагрубил, нахамил, обидел, наверное. А она дружила с сестрой этого Глобуса. И вот сижу я как-то в школе на уроке физики, вдруг открывается дверь, просовываются две головы: глазами по классу пошарили, меня увидели и дверь закрыли. И я понял, что за мной пришли подручные Глобуса, его друганы. На перемене они мне сказали: «Пошли». Завели меня в туалет и несколько раз ударили. Били грамотно, у меня потом дня два голова болела. «Не обижайся, — говорят, — ничего личного. Нам велели тебя проучить». А я и не обижался, все «по понятиям».

Мы с ними потом нормально общались. Пока они где-то не сгинули. Многие мои ровесники отправлялись в колонии. Меня от такой участи спасло увлечение театром.

Где же цветы и фанфары?

Театр я люблю с самого детства. Родители ходили почти на все знаменитые постановки того времени, часто брали меня с собой. Став постарше, я сам стал бегать на спектакли. В восьмом классе попал во Дворец пионеров на Ленинских горах, где находился Театр юных москвичей. Меня — абсолютно зажатого, стеснительного, вечно краснеющего — приняли сразу по одной простой причине: мальчиков не хватало. И началась совершенно другая жизнь: репетиции, спектакли. Руководитель нашего театра Галина Васильевна Галкина за год так замечательно со мной поработала, что я, забыв свои комплексы, играл главные роли.

С женой Галиной и сыном Андреем. Москва, 1981 г.
С женой Галиной и сыном Андреем. Москва, 1981 г.
Фото: Фото из личного архива Вадима Андреева

Родители были рады, что сын выбрался из дворовой компании. Но в то, что из меня получится профессиональный актер, не верили. А я после школы решил поступать в театральный институт.

Провалился везде, куда подавал документы. Весной меня должны были забрать в армию. Но пока, чтобы не болтаться, я пошел в Московский театр кукол, куда выпускников Театра юных москвичей брали без высшего образования в качестве артистов-стажеров. Меня, правда, сначала оформили монтировщиком декораций. Между прочим, по тем временам я зарабатывал большие деньги — 200 рублей в месяц. Спустя четыре месяца вызвал меня к себе директор театра: «Ну что, не передумал в артисты переходить?»

Я говорю: «Нет, конечно». И на следующий день прихожу в театр и читаю приказ: «Зачислить Андреева Вадима Юрьевича на должность артиста второй категории с окладом… 70 рублей». Ничего себе! Я ведь не думал, что артисты так мало зарабатывают. Но все равно был счастлив. Я недолго поработал в этом театре. Мой приятель Слава Баранов как-то позвонил и сказал, что во ВГИКе идет дополнительный набор на курс Татьяны Лиозновой и Льва Кулиджанова. И Баранов, и я Лиозновой понравились, нас зачислили на актерско-режиссерский курс. Поступление мы отметили смешно: пришли на ВДНХ, купили по три чебурека и съели. Наверное, до конца не осознавали, что поступили. Как-то буднично это произошло. Нам просто сказали: «Ну все, вы зачислены, первого февраля приходите». А где же цветы? Где фанфары?.. Вместе со мной учились Лена Сафонова (она вскоре перевелась в Ленинград, в ЛГИТМиК), Боря Токарев, уже сыгравший главную роль в картине Сергея Соловьева «Сто дней после детства», Лена Цыплакова.

Лиознова с нами мало занималась, в основном ее внимание доставалось студентам режиссерского отделения. А Кулиджанов и вовсе редко появлялся. Тогда нам казалось, что все неправильно, что нас ничему не учат. А потом, спустя годы, я понял, что это как раз и есть идеальное обучение. Потому что у нас на курсе на десять голов будущих киноактеров было 17 режиссеров, а среди них пять-шесть по-настоящему талантливых ребят.

Я учился на третьем курсе, когда меня и еще нескольких ребят из ВГИКа пригласили на пробы в картину «Баламут». Прочитав сценарий, автором которого был Сергей Бодров-старший, мы решили, что в таком скучном фильме сниматься не будем.

«Когда выяснилось, что Галя в положении, я сразу сказал: «Нам нужно пожениться». Она ни в какую: мол, ты — студент, работы нет, жизнь не устроена»
«Когда выяснилось, что Галя в положении, я сразу сказал: «Нам нужно пожениться». Она ни в какую: мол, ты — студент, работы нет, жизнь не устроена»
Фото: Марк Штейнбок

Но на встречу с режиссером Владимиром Роговым, снявшим всеми любимых «Офицеров», все-таки пришли. Владимир Абрамович спокойно выслушал нас, молодых и наглых, и рассказал, как он представляет себе будущий фильм. Так увлеченно, смешно, задорно рассказывал, что и мы загорелись. А потом прибавил: «Но это не значит, что вы уже утверждены». Для кино я был совершенно не готов — какой-то зажатый, неповоротливый. Худсовет киностудии возражал против меня, директор говорил, что картина с моим участием провалится. Но Роговому я приглянулся, и он взял меня под свою ответственность. Когда картина вышла, на меня обрушилась слава.

«Я сам буду принимать роды!»

Женился я рано, еще студентом. Од­нажды пришел на день рождения к своему дяде.

За столом среди других гостей сидела незнакомая мне молодая женщина. Дядя Миша представил ее как свою сослуживицу в НИИ. Галина по образованию инженер. А я учусь на третьем курсе ВГИКа. Но влюбился с первого взгляда. Мы стали встречаться, и очень скоро выяснилось, что Галя в положении. Я сразу сказал: «Нам нужно пожениться». Она ни в какую: мол, ты — студент, работы нет, жизнь не устроена. Конечно, Галина старше меня на четыре года, я еще был пацан пацаном. Но как-то уболтал, уговорил. В общем, через четыре месяца после знакомства мы поженились. По счастью, я тогда получил первый приличный гонорар за «Баламута», плюс повышенная стипендия 51 рубль. Этих денег хватило на два кольца, немецкий костюм и банкет в ресторане на 25 человек. Гулял весь курс!

Рановато, конечно, мне было создавать семью.

Но я считал себя мужиком и совершал мужские поступки. Моя беременная жена хотела рожать в определенном роддоме, а туда брали только прописанных в этом районе. Там жили мои бабушка и дедушка. Мы с Галей примерно рассчитали, когда случатся роды, приехали к ним и вызвали «скорую». Нас привезли, а в роддом класть отказываются: езжайте по месту жительства. У жены начались настоящие схватки, тогда я разыгрываю спектакль. Командным голосом спрашиваю у медперсонала: «У вас эта лавочка стерильная? Галина, ложись. Я буду роды принимать!» В результате со словами «Сумасшедший муж, лучше не связываться» жену все же увезли в палату. Наш сын Андрей появился на свет спустя сутки. Мы хотели еще детей, но у Галины обнаружились проблемы с сердцем, и врачи не рекомендовали ей больше рожать.

Галя работала у одного бизнесмена, была его правой рукой. Она очень хороший организатор. Получалось, что Андрея воспитывают бабушки и дедушки, потому что мы оба очень заняты. Был у меня, правда, период, пять лет, когда я вообще нигде не снимался. Но без работы не сидел, озвучивал советские и иностранные фильмы, рекламу. Зарабатывал, между прочим, очень неплохие деньги. Озвучивал «Черепашек ниндзя», Пьера Ришара, Джека Николсона, Майкла Кэйна. Мой голос был официальным голосом Брюса Уиллиса. Однажды он приезжал в Москву, меня с ним познакомили, Брюс пожал мне руку и подарил бейсболку. Сейчас я официальный голос Эдди Мерфи, озвучиваю осла из «Шрэка». Так вот, в какой-то момент я сказал жене: «Сиди-ка ты дома! Я заработаю!» Когда Андрей вырос, Галя по полгода стала жить на даче. Четыре года назад мы купили квартиру в Болгарии.

Михаил Пуговкин
Михаил Пуговкин
Фото: ИТАР-ТАСС

И теперь другие полгода жена там. Хороший климат, целебные источники. Но я только по фотографиям представляю себе, как Галя обставила квартиру, какие у нее соседи, какой вид из окна. Даже отпуск взять не могу. У меня один проект заканчивается и сразу начинается другой, а бывает, и параллельно идут. Мы с женой встречаемся на даче, когда у меня вдруг бывает несколько выходных. Думаю, за год видимся в общей сложности не больше месяца. Зато мы с Галей всегда друг другу рады, успеваем соскучиться, иногда разговариваем всю ночь, и молчать вдвоем нам вполне комфортно. Может, в этом и заключается секрет счастливой жизни?

«Галя, Мы сбежали, я у Пуговкина!»

Должен сказать, что я не любитель путешествий. Съемки или гастроли — другое дело.

Там меня всегда встретят честь по чести, поселят в гостиницу, и свое рабочее расписание я буду знать. А в обычной жизни как-то теряюсь, мне обязательно нужен поводырь. Не так давно я побывал на греческом острове Кос — спасибо антрепризе. Сыграли один спектакль, а дальше неделю отдыхали. У нас там был пятизвездочный отель — все включено. Вокруг красивейшая природа, чистейшее Эгейское море. А я на третий день стал ныть: «Отправляйте меня домой». Ну не привык я отдыхать, не умею. Коллеги, Володя Долинский, Таня Кравченко, надо мной смеются: «Чего тебе не сидится? Наслаждайся — море, солнце». На четвертый день я всех замучил: «Я спектакль сыграл? Сыграл! Зачем я здесь сижу?» Тогда Долинский нашел мне занятие. Взял машину напрокат, посадил меня за руль, и мы поехали кататься. Все вздохнули с облегчением: «Андреев отдыхать не может, пусть хоть порулит».

Одно путешествие вспоминаю до сих пор.

Все потому, что связано оно с Михаилом Ивановичем Пуговкиным. Мы дружили. Впервые я увидел его в армии, куда меня забрали сразу после окончания ВГИКа. К тому времени я уже был известным артистом, поэтому меня оставили служить в Москве, на автобазе Генерального штаба. Через три недели к нам в часть пришли корреспонденты из журнала «Советский воин», чтобы взять у меня интервью. Подобрали форму, причесали и сфотографировали на обложку. А я еще и присягу-то не успел принять, солдатом не считался. Через месяц в часть приехали режиссер Владимир Роговой и Михаил Пуговкин, чтобы отпросить меня на съемки в фильме «У матросов нет вопросов». Знаменитого актера привели для значительности, чтобы мой командир видел всю серьезность ситуации.

С Марией Шукшиной в сериале «Приключения мага». 2002 г.
С Марией Шукшиной в сериале «Приключения мага». 2002 г.
Фото: фото из личного архива Вадима Андреева

В результате меня отпустили на семь месяцев, хотя на съемках я реально был занят месяца три. Когда вернулся в часть, считался уже ветераном, практически дембелем. А перед выходом в запас мне даже дали звание ефрейтора за заслуги перед армией. Конечно, главным событием за время моей службы стала встреча с Пуговкиным. Михаил Иванович прожил 85 лет и всегда держал себя в форме. Каждое утро делал удивительное упражнение: рассыпал коробок спичек, там сто штук было, и потом каждую поднимал, наклоняясь с прямыми ногами... В начале 90-х, когда кино снимать практически перестали, актеры зарабатывали деньги, разъезжая по стране с концертами. Эти концертные бригады были тогда очень популярны. Однажды я попал в такую бригаду. Из актеров моего возраста было два-три человека, а в основном звезды прошлых лет: Георгий Жженов, Лидия Смирнова, Марина Ладынина и Пуговкин.

Специально для них сняли поезд 40-х годов с шикарными СВ, такие нам сейчас и не снились: удобные купе, отделанные дубовыми панелями, душ. Едем в Новороссийск. А Михаилу Ивановичу почему-то не понравилась компания. Меня увидел и говорит: «О, хорошо, хоть один приятный мне человек. Давай выпьем». С этой фразы все и началось. Михаил Иванович уговорил меня не ходить на шикарный обед, вместо этого мы заперлись в его купе, выпивали, закусывали, беседовали. И чем больше мы там сидели, тем больше Пуговкину не нравилась остальная компания. В конце концов он сказал: «Вадя, давай сбежим отсюда». — «Михаил Иванович, мы же в поезде». — «Сейчас узнаю, когда следующая остановка». Пуговкин пошел к проводнице и выяснил, что следующая остановка только в шесть утра.

Думаю, ну ладно, он сейчас заснет и про все забудет. Я пошел спать в свое купе. А утром меня будит Михаил Иванович: «Вадя, вставай, мы выходим». Я говорю: «Куда? Зачем?» Но делать нечего, поезд остановился, и мы вылезли на каком-то полустанке, немного не доехав до Новороссийска. Зима, холод собачий. Состояние ужасное, потому что накануне выпито море спиртного. Пошли в кассу узнавать, когда поезд до Москвы. Нам сказали, что в ближайшее время такого не ожидается. Через полтора часа пойдет состав до Тулы. Но билетов нет. Пуговкину билеты и не нужны были, его увидели, узнали — и все. В общем, сели мы в этот поезд: из нашего шикарного комфортабельного купе попали в битком забитый плацкартный вагон. Через пять минут по всем вагонам прокатилось, что в поезде Пуговкин едет с Баламутом. Откуда ни возьмись опять водка появилась. Но я пить отказался.

В сериале «Кадетство». 2006 г.
В сериале «Кадетство». 2006 г.
Фото: ТЕЛЕКАНАЛ СТС

Меня положили на верхнюю полку, с которой я несколько раз падал. Засыпал и снова просыпался. Михаил Иванович держался стойко, сидел как каменный. Где-то на подъезде к Туле он мне выдал: «Слушай, Вадя, а зачем нам Тула, поехали в Питер, поезд-то до Питера идет. У меня там столько друзей!» Шли третьи сутки нашего путешествия, и я не выдержал: «Михаил Иванович, при всем моем уважении, я в Туле выхожу. Не могу больше, сил моих нет». Он уговаривал, но я уперся, и мы вылезли в Туле. Через полчаса втиснулись в другой жуткий поезд, до Москвы. В вагоне беспредел какой-то: дым коромыслом, половина окон выбито. И озверевшая проводница, не видя ничего, кричит на нас, посылая прямым текстом по всем адресам. А Михаил Иванович ей: «Подожди, миленькая». Тут уж она опомнилась: «Ой, простите-извините, Михаил Иванович». И опять угощения, коньяк ­канистрами.

Кошмар! Подъезжаем к Москве около пяти утра, я уже умираю. А Михаил Иванович говорит: «Слушай, Вадя, а зачем нам выходить, такси ловить? Поезд в депо пойдет. Мы договоримся и посидим здесь, выпьем, закусим, тут такая замечательная проводница. А потом поедем домой». Слава богу, уже эта «замечательная» проводница взмолилась: «Михаил Иванович, не положено, это запасной путь». В общем, добрались до Москвы. А семьи наши в это время пребывали в страшном волнении. Мобильных телефонов еще не было, и сообщить мы им ничего не могли. Зато из Новороссийска позвонили и рассказали, что Пуговкин с Андреевым пропали. Когда я в шесть утра наконец-то позвонил жене и сказал: «Слушай, мы сбежали, я сейчас у Пуговкина, жив-здоров. Приезжай за мной поскорее», — она тут же примчалась на машине и забрала меня.

А Михаил Иванович был готов продолжать банкет: «Вадюш, ну куда ты? Давай еще». Дома я проспал двое суток...

Судьба подарила мне встречи со многими замечательными артистами старшего поколения. Со «всесоюзным Кощеем Бессмертным» — Георгием Францевичем Милляром я познакомился на съемках картины «У матросов нет вопросов». Потом как-то встретились с ним возле касс «Мосфильма». Я был тогда с актером Юрой Черновым, мы предложили Милляру посидеть где-нибудь, обмыть получку. И ничего умнее не придумали, два дурака, как купить водки и пойти в «стоячую» пельменную. А Милляру уже было за восемьдесят! Но он с нами час простоял, съел свою порцию, выпил рюмку водки и только тогда засобирался, сказав: «Все, ребята, поехал, а то жена, Александра Федоровна, ругаться будет»...

«За год мы с Галей видимся не больше месяца. Зато всегда друг другу рады, успеваем соскучиться. Может, в этом и заключается секрет счастливой жизни?»
«За год мы с Галей видимся не больше месяца. Зато всегда друг другу рады, успеваем соскучиться. Может, в этом и заключается секрет счастливой жизни?»
Фото: Марк Штейнбок

С Татьяной Ивановной Пельтцер мы снимались вместе всего пять дней, а запомнились они мне на всю жизнь. В Севастополе я ходил с ней по комиссионным магазинам. Любила она это дело. Пельтцер тогда уже исполнилось семьдесят лет, но энергии и жизненных сил ей было не занимать: сумка через плечо, сигаретка в уголке рта. Чешет впереди меня по жаре и приговаривает: «Не отставай! Что ты там тащишься?» Вот так и по сей день — все бегу, стараюсь не отставать...

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог