Татьяна Самойлова: «У нас с Лановым должна была родиться двойня»

Читайте последнее интервью народной артистки России Татьяны Самойловой.
Записала Анжелика Пахомова
|
05 Мая 2014
Татьяна Самойлова
Татьяна Самойлова
Фото: ИТАР-ТАСС

В ночь на 5 мая скончалась народная артистка России Татьяна Самойлова. За несколько недель до этого трагического события корреспонденту журнала «7 Дней» удалось встретиться с актрисой и взять у нее интервью, которое, к сожалению, стало последним…

Я училась на втором курсе в Щукинском училище, когда меня пригласили сниматься в Одессу — в фильме «Мексиканец». Там же недалеко снималась картина «300 лет тому...», где играл Вася Лановой.

Он к тому времени стал уже известным актером, звездой фильма «Аттестат зрелости». А я только начинала и смотрела на Васю с восхищением — какой красавец и какой актер! Это было первое чистое чувство, тем более что ни у меня, ни у него никого до этого не было. Мы знали друг друга еще по училищу, но по-настоящему познакомились в Одессе, на даче у друзей. Помню, как вдвоем наблюдали за петухами, и Вася сказал: «Смотри, петух клюет курицу, потому что любит ее...»

Довольно быстро мы решили пожениться — прямо на съемках в Одессе. Никакого торжества не было. Мы просто зашли в загс и расписались. После чего купили друг другу подарки в магазине белья. Так мы стали мужем и женой и были очень счастливы в первые годы.

«В балет меня не взяли — сказали, «тяжелые бедра» и гибкость не та». (Татьяна Самойлова в фильме «Леон Гарроас ищет друга». 1960 г.)
«В балет меня не взяли — сказали, «тяжелые бедра» и гибкость не та». (Татьяна Самойлова в фильме «Леон Гарроас ищет друга». 1960 г.)
Фото: ИТАР-ТАСС

У нас ведь имелось много общего. Мы одного возраста, оба помнили ужасы войны, оба запоем читали Пушкина, Шекспира. Мы постоянно что-то обсуждали!

У Ланового была очень маленькая квартира, в которой помимо родителей жили еще две сестры и племянница. А я — единственная в семье, любимая папина и мамина дочка. Мой отец, Евгений Самойлов, был очень известным в то время актером. Хотя сам он происходил из простой семьи: папа — рабочий, мама — домохозяйка. Однажды приятель уговорил его пойти прослушиваться в художественную студию. Так отец заболел театром и через какое-то время оставил завод, полностью погрузившись в искусство. Настоящая слава пришла, когда отец начал сниматься в кино. Сыграв «украинского Чапаева» — Щорса, папа даже был увековечен в памятнике, который до сих пор стоит в Киеве.

«Вася был единственным мужчиной, которого я по-настоящему любила. И долго потом, когда-то мы где-то встречались, я замечала, что он ко мне по-прежнему неравнодушен». (Татьяна Самойлова и Василий Лановой в фильме «Анна Каренина». 1967 г.)
«Вася был единственным мужчиной, которого я по-настоящему любила. И долго потом, когда-то мы где-то встречались, я замечала, что он ко мне по-прежнему неравнодушен». (Татьяна Самойлова и Василий Лановой в фильме «Анна Каренина». 1967 г.)
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Словом, наша семья жила в достатке.

И вот было решено, что мы с Васей поселимся у меня, на Песчаной улице. С деньгами папа нам помогал. Ведь Вася вынужден был все, что зарабатывает, отдавать своей матери. Плохо было то, что виделись мы мало — только поздно вечером. Ведь у Васи в училище была большая общественная нагрузка: он занимал пост в комсомольской организации, да еще работал на радио, все время был занят. При этом он хотел, чтобы я больше внимания уделяла дому. Не раз предлагал: «Давай я буду зарабатывать, а ты хозяйствуй». Но ведь у меня тоже были свои мечты! С самого начала у меня была такая установка в жизни: «Кино — это главное!» Возможно, это у меня от отца — я ведь с детства привыкла, что все в нашем доме подчиняется ритму его работы в кино и в театре.

«Это Баталов придумал образ Вероники. Взял обуглившиеся спички и провел мне стрелки на веках. Сказал: «Ты так должна ее сыграть, чтобы все девушки захотели нарисовать себе такие стрелки!» (Татьяна Самойлова и Алексей Баталов в фильме «Летят журавли». 1957 г.)
«Это Баталов придумал образ Вероники. Взял обуглившиеся спички и провел мне стрелки на веках. Сказал: «Ты так должна ее сыграть, чтобы все девушки захотели нарисовать себе такие стрелки!» (Татьяна Самойлова и Алексей Баталов в фильме «Летят журавли». 1957 г.)
Фото: ИТАР-ТАСС

Да и разве может сравниться перспектива сидеть дома и хозяйствовать, например, со съемками в фильме «Летят журавли» у Калатозова и Урусевского?

«МОЮ ВЕРОНИКУ ПРИДУМАЛ БАТАЛОВ»

Однажды мне предложили прочесть пьесу Виктора Розова «Вечно живые» (именно по ней снят фильм «Летят журавли». — Прим. ред.). Режиссер Михаил Калатозов и оператор Сергей Урусевский искали на главные роли молодых актеров. Кандидатура Елены Добронравовой, на которой настаивал сценарист, им не очень нравилась — на мое счастье. Ведь мне так хотелось сыграть Веронику! Это была абсолютно моя роль, моя тема. Мне повезло — на пробах мы с Алексеем Баталовым «совпали», хорошо смотрелись вместе. Ведь нужна была именно пара! И Леша до сих пор говорит, что его взяли в этот фильм только из-за меня.

«Мой отец, Евгений Самойлов, был очень известным в то время актером, поэтому наша семья жила в достатке». (Валентина Серова, Евгений Самойлов, Павел Шпрингфельд и Людмила Целиковская в фильме «Сердца четырех». 1941 г.)
«Мой отец, Евгений Самойлов, был очень известным в то время актером, поэтому наша семья жила в достатке». (Валентина Серова, Евгений Самойлов, Павел Шпрингфельд и Людмила Целиковская в фильме «Сердца четырех». 1941 г.)

Урусевскому понравилась моя легкость, грациозность. Я же все детство провела у балетного станка, рассчитывая со временем танцевать, как Павлова или как Плисецкая. С последней была знакома моя мама, и ей удалось договориться, чтобы меня посмотрели в Большом театре. Это было крушение надежд. Строгие педагоги придирчиво оглядели меня и нашли, что у меня «тяжелые бедра», да и гибкость не та… Стало ясно, что профессиональной балериной мне не стать. Помню, когда мы вышли в коридор, мама зарыдала… А я не особенно переживала — словно чувствовала, что меня ждет еще лучшая судьба — стать актрисой и сыграть Веронику в фильме «Летят журавли»... Кстати, это Леша Баталов придумал образ Вероники. Мы с ним репетировали на даче, когда он взял две обуглившиеся спички и нарисовал ими стрелки мне на веках. Сказал: «Вот Вероника!

«С Василием Ливановым мы сыграли заблудившихся в тайге геологов. На съемках я обожгла руки, много раз простужалась и окончательно подорвала здоровье». (Кадр из фильма «Неотправленное письмо». 1959 г.)
«С Василием Ливановым мы сыграли заблудившихся в тайге геологов. На съемках я обожгла руки, много раз простужалась и окончательно подорвала здоровье». (Кадр из фильма «Неотправленное письмо». 1959 г.)
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Ты должна так ее сыграть, чтобы все девушки захотели стать похожими на нее и рисовали себе такие же стрелки!»

Урусевский и Калатозов давали нам полную свободу на съемках. А они занимались по большей части техникой, постоянно что-то мастерили, изобретали… Эти гениальные кадры в первую очередь созданы мастерством оператора! Урусевский просто «рисовал» меня светом — такой красивой, как в этом фильме, я в жизни никогда не была. Калатозов с Урусевским не жалели нас. Иногда на установку света уходили часы, а то и дни. Как и на репетиции. Мы могли готовиться к съемке какого-то эпизода сутки, а потом режиссер смотрел на меня и говорил: «Нет, ты еще не готова! Подумай еще…» Одну только фразу «Я выйду замуж за Марка» я произносила два часа подряд, и то ее потом вырезали, а оставили только мое молчание.

А Баталов три дня падал в одну и ту же лужу со словами: «Я не ранен — я убит». Но нам и в голову бы не пришло жаловаться! Это ведь было счастьем — сниматься в ТАКОМ фильме...

Во время съемок я узнала, что больна туберкулезом. Здоровье было подорвано еще с войны. В эвакуации я все время тяжело болела: то легкие, то сердце, то горло. Я лежала дни напролет. Лекарств не было, и мама делала мне какие-то отвары из трав. Ей пришлось так много прочесть об этом, что она стала врачом-самоучкой. И вот в 1957 году война мне аукнулась. Конечно, я скрыла свою болезнь от режиссера. Очень боялась, что меня снимут с картины. Знал только Леша Баталов, и он не проговорился. Но все обнаружилось, когда снимали момент, где я бегу по лестнице разбомбленного дома.

Я упала в обморок, врачи осмотрели меня и поставили диагноз. Мне стали продувать легкие, делать уколы — все, чтобы я только дотянула картину. Зато и вид у меня был вполне подходящий для изможденной войной героини — я была худая, мрачная…

Успех пришел не сразу. Наоборот, после того как на просмотре Хрущев обругал Веронику шлюхой, картина могла лечь на полку. Но каким-то сложным путем она попала за границу и получила призы в Канне. Вот тогда «Летят журавли» и стали крутить во всех кинотеатрах. Возникла мода на Веронику. Как и предсказывал Баталов, девушки стали делать такие же стрелки, такую же прическу... Но главное — с этой картиной я побывала в Канне, а затем в Париже — городе моей мечты!

Я еще с училища заболела Парижем, когда стала изучать французский язык.

«После поездки в Канн у меня кружилась голова: предсказывали, что я стану звездой Голливуда, приглашали сниматься... Но Баталов сомневался, что меня отпустят за границу. Так и вышло». (Татьяна Самойлова, Джина Лоллобриджида, Сергей Бондарчук и Мариза Мерлини. Канны, 1961 год)
«После поездки в Канн у меня кружилась голова: предсказывали, что я стану звездой Голливуда, приглашали сниматься... Но Баталов сомневался, что меня отпустят за границу. Так и вышло». (Татьяна Самойлова, Джина Лоллобриджида, Сергей Бондарчук и Мариза Мерлини. Канны, 1961 год)
Фото: ИТАР-ТАСС

Как же я мечтала поехать туда, побродить по Лувру, посмотреть картины... Я ведь разбиралась в живописи, была этим очень увлечена. Вот только не верилось, что моя мечта осуществима. И вдруг — все получилось само собой, меня пригласили на Каннский кинофестиваль! А вот Лешу Баталова туда не взяли — его семья считалась неблагонадежной, у них ведь часто жила Ахматова... Да и Калатозов не поехал — после такой напряженной работы у него случился инфаркт. Так что на премьере в Канне мы с Урусевским сидели вдвоем. Уже почти полфильма прошло, а в зале полная тишина… Мы вжались в кресла, в голове стучало: «Неужели они не поняли? Почему молчат?» А потом я решилась оглянуться — а все плачут, и женщины, и мужчины. Молчали, потому что давились слезами. В конце уже все плакали, не стесняясь, потом устроили овацию.

В Париже я смогла пообщаться с самим Пикассо. Помню, он постоянно курил и что-то говорил, но я не все понимала. Да это было и не важно! Я просто смотрела на него во все глаза. А он называл меня «русской богиней» и рисовал мой портрет. Неизвестно, где этот портрет сейчас — ведь Пикассо оставил его у себя... Помню, этот удивительный человек говорил мне: «Сегодня вы идете по бульвару, и вас никто не знает. А завтра вы будете ехать в машине по Голливуду». И ведь его предсказание чуть не сбылось! Еще на фестивале Жерар Филип передал мне в подарок часы и приглашение сниматься с ним в «Анне Карениной». Представляете, как у меня закружилась голова? Я подумала: «Вот оно, начинается!»

Но возвращение в СССР отрезвило меня. Первая встреча — с Алексеем Баталовым. Мы скромно отметили наш успех в кафе на Арбате.

Помню, на столе у нас были напиток «Дюшес» и печенье. Алексей сомневался, что меня отпустят в Голливуд. Так и получилось. Даже не спросив меня ни о чем, руководство «Мосфильма» отправило за границу бумагу, где говорилось, что я еще не получила образования, студентка. И принять участие в картине не могу. Мне же объяснили, что в Голливуде слишком свободные нравы, а мне всего 24 года. «Учись, ведь ты — советское достояние! Будут у тебя еще роли…» Однако все, что меня ждало через год — это очень тяжелые съемки в картине Калатозова «Неотправленное письмо». Михаил Константинович говорил: «Это твоя расплата за «Летят журавли». Я, Урбанский, Смоктуновский и Ливанов играли заблудившихся в тайге геологов. Условия съемок просто невыносимые… Для того чтобы все было натурально, Урусевский и Калатозов устроили в тайге настоящий пожар, а сами работали обмотанные асбестом.

«В Париже я смогла пообщаться с самим Пабло Пикассо. Он называл меня «русской богиней» и рисовал мой портрет». 1958 г.
«В Париже я смогла пообщаться с самим Пабло Пикассо. Он называл меня «русской богиней» и рисовал мой портрет». 1958 г.
Фото: getty images/fotobank.ru

Я же на съемках обожгла руки, потом много раз простужалась и окончательно подорвала здоровье. Самое обидное, что фильм никто не оценил, многое вырезали, заставляли переделывать… Для меня же дело кончилось туберкулезным санаторием, где меня все время держали на уколах. Состояние ужасное: температура, боль, слезы… И тут выясняется, что я беременна. Мало того, у меня будет двойня!

Вася очень хотел детей и, конечно, уговаривал меня рожать. Но я все еще надеялась, что у меня будет много ролей в кино. Если, конечно, удастся сохранить здоровье. Это было самым главным на тот момент: выздороветь и сниматься в кино! Я жила этим и сделала свой выбор твердо. Хотя слез было много… И я пошла к какой-то тетке и сделала аборт в подпольных условиях, без наркоза...

Было ужасно больно! Хотя все равно в то время ни я, ни Вася не понимали, что мы наделали. Это было начало конца. Лановой все больше снимался, мы неизбежно отдалялись друг от друга. И однажды я сама сказала: «Давай расстанемся…» На тот момент я была уверена, что поступаю правильно. А ведь Вася был единственным мужчиной, которого я по-настоящему любила. Мы очень подходили друг другу. И долго еще потом, когда мы где-то встречались, я замечала, что он ко мне по-прежнему неравнодушен. Хоть Вася и старался не подавать виду...

«Я ДАВНО НЕ МУЖЧИНА!» — ПРИЗНАЛСЯ МУЖ

Казалось бы, после «Летят журавли» лучшие режиссеры должны были наперебой предлагать мне хорошие роли, но почему-то этого не произошло.

То есть меня, конечно, приглашали, но вовсе не туда, куда бы мне хотелось. Так я снялась в фильмах «Леон Гаррос ищет друга», «Они шли на Восток». В таких ролях не развернешься, играть там толком нечего. Зато я много ездила с концертами, встречалась со зрителями, читала стихи на военную тему… Ведь мою Веронику люди не забывали. Кроме того, на театральной сцене я играла Катерину в «Грозе». И бесконечно звонила на студию с одним и тем же вопросом: «Есть для меня работа?» И в ответ слышала предложения одно ничтожнее другого. Так прошло десять лет.

И вот, к счастью, наконец-то поступило серьезное предложение — опять Анна Каренина. На этот раз в экранизации Александра Зархи. В роли Вронского — мой бывший муж Василий Лановой. Мне рассказывали, что Зархи нелегко было отстоять мою кандидатуру.

Ему намекали, что у меня нерусское лицо — во мне ведь действительно есть кровь поляков и евреев. Но хорошие режиссеры точно знают, кто им нужен — на то и режиссерское чутье. Помню, Зархи все время напоминал нам с Васей, что было снято уже 19 постановок «Карениной». Что же мы скажем нового? Нам с Лановым велено было погрузиться в атмосферу романа Толстого. Мы целыми днями читали, обсуждали, репетировали... Это продолжалось долгих два года. Зато к моменту съемок мы знали про своих героев все! Я словно прожила жизнь Анны, полностью! Однако такого успеха, как с фильмом «Летят журавли», не получилось. В 1968 году в Канне были студенческие волнения, и фестиваль не проводился. И я снова осталась невостребованной, к тому же, пока я снималась, в театре работы тоже стало меньше.

Татьяна Самойлова с Элизабет Тэйлор, Эдди Фишером и Сергеем Юткевичем на 2-м Московском международном кинофестивале. 1961 г.
Татьяна Самойлова с Элизабет Тэйлор, Эдди Фишером и Сергеем Юткевичем на 2-м Московском международном кинофестивале. 1961 г.
Фото: ИТАР-ТАСС

С годами я стала понимать, что хорошо иметь семью, и уже была готова к тому, чтобы родить ребенка. Моим вторым мужем стал писатель Валерий Осипов. Человек образованный, начитанный, необыкновенно много знающий, с ним поначалу было интересно. Он постоянно разъезжал по миру и имел возможность красиво ухаживать. В любой город, где бы я ни находилась, присылал телеграммы, цветы, даже стихи сочинял для меня… Но ведь не это все в жизни главное! Меня уже захватила мечта иметь детей. А этого-то у нас и не получалось. И настал момент, когда я всерьез забила тревогу. Сказала мужу: «Валера, если я не рожу, то я не женщина!» — «А я уже давно не мужчина», — ответил он. Осипова одолевали болезни, и врачи говорили, что ребенка у нас не будет. В конце концов мы развелись. Что за семья без детей?

Мне исполнилось 33 года, когда врачи сказали, что я снова беременна. И я просто не поверила! В советские времена таких женщин называли старородящими, это было редкостью. Отец ребенка — цирковой администратор Эдуард, с которым у меня случился роман. Он был гораздо моложе меня и смотрел с восхищением. Я ведь знаменитая актриса! А мне с ним было легко, потому что я снова почувствовала себя как в молодости, легкой и свободной. Мы гуляли по улицам, сидели в кафе-мороженом… Он был дивный! Черноглазый, с шапкой густых волос. Но о замужестве я не думала, пока не узнала, что у нас будет ребенок. Ну а раз так получилось — надо жениться! Мои родители смирились, папа даже отремонтировал нам квартиру. Вскоре на свет появился Митя.

Вся моя жизнь делится на два периода: до рождения сына и после. Когда я стала матерью, все во мне будто перевернулось. Я стала иначе смотреть на мир. И поняла: актрисы, которые отказываются от того, чтобы иметь детей, многое теряют. Даже любовь к искусству не стоит этого счастья — материнства! И теперь, ради того чтобы чаще быть рядом с сыном, я готова была отказаться от любых съемок. Я все умела: и готовить, и хозяйничать. Мне очень нравилось быть настоящей женщиной! И я надеялась, что моя семья — это теперь уже навсегда. Вот только возможности сидеть дома и совсем не работать у меня не было. Муж не стремился зарабатывать. А моим родителям вообще казалось, что он ничего не делает — с Эдуардом они не ладили. И тут — новая беременность. В таких условиях рожать второго ребенка мне казалось безумием. Сейчас думаю: может, это была девочка...

«Моя жизнь делится на два этапа — до рождения сына и после. Когда я стала матерью, во мне будто все перевернулось. Ничто не сравнится с этим счастьем». (Татьяна Самойлова с сыном Дмитрием. 1997 год)
«Моя жизнь делится на два этапа — до рождения сына и после. Когда я стала матерью, во мне будто все перевернулось. Ничто не сравнится с этим счастьем». (Татьяна Самойлова с сыном Дмитрием. 1997 год)
Фото: ИТАР-ТАСС

И если бы я ее родила, она была бы сейчас со мной. Сын-то вырос и вылетел из гнезда... В общем, я снова сделала ошибку. И снова это кончилось тем, что я потеряла и мужа. Эдуард однажды ушел из дома и не вернулся. Мите было всего два года... Хорошо еще, что моя замечательная мама помогла мне его вырастить. У сына было все, что только может понадобиться ребенку. Его водили и в театр, и в цирк, и в кружки. И Митя вырос образованным, умным человеком. Окончил медицинский институт... Вот только еще с юности он мечтал покинуть СССР и, когда это стало возможно, уехал в США делать карьеру нейрохирурга. Митя в Америке обустроился, женился, родилась дочь… Она очень похожа на меня. Ну а я... Я по-прежнему считаю, что мне в жизни повезло. Многим ли женщинам выпадает такое счастье — сниматься в кино, да еще в таком — бессмертном!

Работать с гениями, дружить с гениями, любить гениев. Не важно, что это все прошло — важно, что было! Я прожила свою жизнь так, как сама считала нужным. И не жалею ни о чем. Ну почти...

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
На концерте «Удачные песни» подарят морское путешествие
6 апреля в Live Арене состоится грандиозный весенний концерт «Удачные песни», на котором выступят Лев Лещенко, Николай Басков, Филипп Киркоров, Наташа Королёва, Григорий Лепс, Слава, Дима Билан, Юлия Савичева, Михаил Шуфутинский, Глюк’oZa, Вадим Казаченко, Наталия Гулькина, Ирина Забияка и группа «ЧИЛИ», Дмитрий Колдун, Татьяна Буланова, Александр Добронравов, Анна Семенович, Ольга Бузова, группа «Тутси», Сергей Рогожин, Элина, Настасья Самбурская, Родион Газманов, Миа Бойка, Руслан Алехно, Тамара Кутидзе, Анита Цой, Виктория Дайнеко, группа «Фабрика» и многие другие звезды.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог