Олег Меньшиков: «Встреча с Настей – главное событие моей жизни»

«Мы познакомились 14 февраля, в День всех влюбленных, на концерте», — рассказывает Олег Меньшиков.
Наталья Николайчик
|
29 Октября 2014
Олег Меньшиков с женой Настей в Швейцарии во время медового месяца. 2005 г.
Олег Меньшиков с женой Настей в Швейцарии во время медового месяца. 2005 г.
Фото: из личного архива Олега Меньшикова

«Мы познакомились 14 февраля, в День всех влюбленных, на концерте. У Насти был букет роз, а я сидел перед ней, периодически поворачивался и ел лепестки. У меня было очень хорошее настроение. Настя мне понравилась, и я привлекал ее внимание», — рассказывает Олег Меньшиков.

— Существует мнение, что человек талантливый, творец, никого не может любить, потому что он сконцентрирован на себе и любит в первую очередь только себя. А вот быть влюбленным, сгорать от страсти — это да…

— Когда-то я считал точно так же. Но потом… повзрослел. Влюбленность можно объяснить.

Олег Меньшиков с Еленой Кореневой и Валентиной Воилковой в фильме «Покровские ворота». 1982 г.
Олег Меньшиков с Еленой Кореневой и Валентиной Воилковой в фильме «Покровские ворота». 1982 г.

А любовь объяснить очень сложно. Влюбленность — это хохот, беганье, витание в облаках, мечты, это каждый день радуга перед глазами и так далее. А любовь — это нечто большее. И в первую очередь это колоссальная ответственность за близкого тебе человека. Это когда ты не можешь уже без этого человека, когда ты отвечаешь за его настроение, за то, что с ним происходит в жизни.

— Вам пришлось измениться, когда вы женились?

— Конечно. Меня встреча с Настей дисциплинировала во многом, очень многому научила и продолжает учить. Это и ответственность, и укрощение себя. Ты перестаешь думать о себе. Раньше у меня были какие-то любовные истории, романы, но ответственности я не брал ни за кого, только за себя.

Олег Меньшиков
Олег Меньшиков
Фото: из личного архива Олега Меньшикова

Знаете, я вообще самым важным считаю встречи с людьми. Они в моей жизни многое меняли. Так вот, номером один по значимости я бы назвал встречу с Настей.

— Расскажите, как это произошло.

— Я вас умоляю!.. Не мужское это дело… Разве что коротко. Мы познакомились 14 февраля, в День всех влюбленных. Пошли с компанией на концерт Михаила Жванецкого. У нее был букет роз, а я сидел перед ней, периодически поворачивался и ел лепестки. У меня было очень хорошее настроение. Настя мне понравилась, и я привлекал ее внимание. После концерта вся наша компания пошла в ресторан. И Настя тоже. Я пригласил. А потом я ее проводил, взял телефон.

«Скрипку я ненавидел, но теперь благодарен родителям, что отдали меня учиться». (Олегу Меньшикову семь лет)
«Скрипку я ненавидел, но теперь благодарен родителям, что отдали меня учиться». (Олегу Меньшикову семь лет)
Фото: из личного архива Олега Меньшикова

Разок позвонил и исчез на два месяца. А потом снова возник в ее жизни, и у нас начались серьезные отношения.

— Вы говорили, что любовь — это ответственность. Вы несете ответственность за то, что Настя не реализована как актриса и переживает по этому поводу?

— В какой-то мере… А она действительно очень переживает…

— И какой выход из этой ситуации?

— Выход очень сложный, поскольку Настя не хочет, чтобы это было с моей подачи сделано. Она говорит: «Нечестно быть актрисой в театре, где художественный руководитель твой муж». Я возражаю: «А что здесь такого? Даже если ты пойдешь в другой театр, все равно скажут, что это я тебя устроил туда.

«Олег Иванович Янковский как-то меня спросил: «Слушайте, Олег, вы волнуетесь перед спектаклем?» Отвечаю: «Дико волнуюсь!» — «Ну, слава богу, не я один»
«Олег Иванович Янковский как-то меня спросил: «Слушайте, Олег, вы волнуетесь перед спектаклем?» Отвечаю: «Дико волнуюсь!» — «Ну, слава богу, не я один»
Фото: Филипп Гончаров

Если ты Меньшикова, тебя будут соотносить со мной, что бы ты ни сделала. Если ты в кино попадешь без моего участия, все равно будут говорить, что ты попала только потому, что я за тебя попросил». Но она упрямая, говорит: «Мне главное, чтобы я сама знала, что попала без протекции». Вот такая Настя.

— А на кастинги она ходит?

— Ходит. Ходила, вернее. Она жутко расстраивается. Я знаю, как у нас проводят кастинги эти хамы, молодые режиссеры. Абсолютное неуважение. Знаете, когда ко мне приходят показываться студенты, я им выставляю воду, соки. Когда жена это увидела, обалдела. Говорит: «Вот нам бы так на кастинге! Режиссеры там не поднимая глаз разговаривают с уже состоявшимися артистами, через губу вопросы задают: «Ну, чего пришли?»

Как будто не им это надо, как будто не для себя набирают, не им с этими людьми работать». Она жутко расстраивалась, и в конце концов я ей сказал: «Насть, хорош ходить по этим дурачкам». Потом, я понимаю, если бы позвал режиссер с именем…

— Михалков?

— Ну например… Тогда можно сходить и на кастинг, ничего страшного не произойдет. А вот к этим… Или еще вот как бывает. Я спрашиваю: «Тебе нравится твоя сцена?» — «Нет. Но надо же с чего-то начинать». Короче, с одной стороны, я ее понимаю, с другой стороны, очень хочу помочь. Но такая вот девушка, с характером.

Олег Меньшиков и Сергей Бодров-младший на съемках фильма «Кавказский пленник». 1996 г.
Олег Меньшиков и Сергей Бодров-младший на съемках фильма «Кавказский пленник». 1996 г.
Фото: Валерий Плотников/EAST NEWS

— Сложный характер?

— А у кого из нас простой-то он? У всех сложный.

— А как сберечь свою личную территорию в семье? Для вас ведь это важный вопрос. В первом классе вы даже границу на парте прочертили ножичком, чтобы разделить свою половину и половину девочки Люды.

— Мне повезло. Настя достаточно тонкий человек, она эту границу четко чувствует. Мы никогда не лезем в душу друг другу. Если человек хочет, он сам расскажет о том, что у него болит, или поделится радостью. У нас очень доверительные и искренние отношения. Но мы оба прекрасно знаем, когда нужно себе сказать «стоп».

«Мама с папой никогда не относились ко мне жестко — всегда уважительно. Это дар Божий — такая врожденная интеллигентность» (Олег Меньшиков с родителями Еленой Иннокентьевной, Евгением Яковлевичем  и женой Анастасией)
«Мама с папой никогда не относились ко мне жестко — всегда уважительно. Это дар Божий — такая врожденная интеллигентность» (Олег Меньшиков с родителями Еленой Иннокентьевной, Евгением Яковлевичем и женой Анастасией)
Фото: Михаил Клюев

Мне очень повезло, что я встретил Настю.

— А какие традиции у вас в семье?

— Мы празднуем день знакомства — 14 февраля. Я дарю ей какой-нибудь подарочек, приглашаю в ресторан.

— А Настя всегда преподносит букет белых роз…

— Не всегда, но да, бывает. И говорит: «На, ешь!» Ну, какие еще традиции? Никаких особых традиций у нас нет, мы просто любим проводить время вдвоем. Вечерами пьем чай под какой-нибудь хороший фильм или сериал. Это я люблю. Настя из многодетной семьи. У нее две сестры и два брата. И в семье было принято собираться за одним столом. Я этого не понимал. А она не понимала, когда я ел один.

Олег Меньшиков с Олегом Янковским и Ингеборгой Дапкунайте. 2008 г.
Олег Меньшиков с Олегом Янковским и Ингеборгой Дапкунайте. 2008 г.
Фото: PHOTOXPRESS.RU

Даже расстраивалась: «Чего ты меня не позвал?» — «Ну, мне захотелось есть, я поел...» Сейчас я перевоспитался и жду Настю, один не сажусь.

— Вы сами ходите за продуктами?

— И не только. Я вообще шопоголик. Поход в магазин снимает напряжение. Я успокаиваюсь, у меня давление понижается сразу… А еще люблю всякие кольца, перстни, люблю драгоценные камни, часы. У меня их целая коллекция. Ничего не могу с собой поделать. Люблю хорошие духи. Люблю хорошо одеваться, хорошо выглядеть. А почему бы и нет? Во-первых, ты делаешь приятно себе. Во-вторых — окружающим.

— Неужели с такой популярностью можете здесь, в Москве, делать покупки?

— За границей это проще.

«Раньше у меня были какие-то любовные истории, романы. Но ответственности я не брал ни за кого, только за себя»
«Раньше у меня были какие-то любовные истории, романы. Но ответственности я не брал ни за кого, только за себя»
Фото: из личного архива Олега Меньшикова

Но и тут никакого дискомфорта не испытываю. Хотя порой достают поклонники. Есть хамы, есть настырные, есть сумасшедшие. Баллончиком в лицо брызгали, кислоту пытались плеснуть, пистолет наставляли. Все это было. Но все равно у меня большинство поклонников — хорошие люди. А после того, как я сыграл тренера Тарасова в «Легенде № 17», у меня новое поколение поклонников появилось — 15-летние пацаны. Кто-то мне рассказывал, что шли мимо мемориальной доски: «В этом доме жил великий тренер Анатолий Тарасов». А навстречу — два пацана. Прочитали, и один другому говорит: «И надо было подписать: «А сыграл его в кино Олег Меньшиков».

Это приятно. Это радостные моменты.

— Хорошо, а какие радостные моменты бывают у вас дома? Гостей принимать любите?

— У нас есть круг друзей. И мы веселимся и дурачимся всей компанией, как когда-то веселились мои родители… Они ведь очень любили собираться с друзьями дома на дни рождения, Новый год и другие праздники. Компания получалась потрясающая. Все люди в ней были очень музыкальные, с большой фантазией и тонким юмором. Выпивали, но посиделки заканчивались не мордобоем, а песнями, танцами и разными представлениями и капустниками, заранее отрепетированными. Мне кажется, мысль о посягательстве на актерскую профессию пришла ко мне именно там, в родительской компании…

Фантазия у их друзей била через край. Например, они сами придумывали музыкальные инструменты. До сих пор с восхищением вспоминаю контрабас, который соорудили из бидона, клюшки и натянутой на все устройство струны. Высота звука зависела от натяжения этой самой струны… Мои родители к прекрасному всегда стремились. И меня приобщали. Отдали в музыкальную школу учиться игре на скрипке. Правда, я эту скрипку ненавидел. Но сейчас рад, что меня заставили учиться играть.

— Родители ведь профессионально с искусством не были связаны...

— Отец был военным, мама — врач.

Такие классические советские люди. Но по природе своей они оказались очень творческими. А профессионально действительно никто в семье с искусством не связан. Один дедушка был директором завода, а бабушка на этом заводе работала. Одну бабушку расстреляли во время войны. Ну, ничего такого…

— Давно хотела спросить, тот самый Александр Меншиков, сподвижник Петра Великого, не ваш родственник?

— Мне это тоже любопытно. Хочу узнать, раскопать родословную, но все откладываю. Конечно, нехило было бы иметь родственника, который прошел путь от продавца пирожков до генералиссимуса и светлейшего князя.

— Вы рассказывали, как объявили маме, что хотите связать свою жизнь с опереттой.

«Если бы у меня была куча, куча, куча денег, я бы прямо на следующий день перестал работать и начал путешествовать. Я так завидую этим телеведущим, которые ездят по всему миру!» (Олег Меньшиков на рыбалке в Норвегии. Лето 2014 г.)
«Если бы у меня была куча, куча, куча денег, я бы прямо на следующий день перестал работать и начал путешествовать. Я так завидую этим телеведущим, которые ездят по всему миру!» (Олег Меньшиков на рыбалке в Норвегии. Лето 2014 г.)
Фото: из личного архива Олега Меньшикова

А она вам ответила очень жестко: «В оперетту ты пойдешь только через мой труп».

— И что? Мама жива до сих пор, а я если не в оперетте, то в драматическом театре. Разница невелика. Мама была против, так как считала, что артисты живут плохо, неправильно. Пьют, гуляют направо-налево, семьи нет. Представление же о нашей профессии понятно какое. Но мама с папой никогда не относились ко мне жестко — всегда уважительно. Не лезли ни с запретами, ни с какими-то наставлениями или расспросами. Как-то умудрялись молча направлять меня. Это дар Божий — такая врожденная интеллигентность. Я не люблю это слово, но есть такое умение слушать, умение дать высказаться другому человеку, умение в чем-то ущемить себя ради тех людей, которые рядом.

Знаете, есть отношения между родителями и детьми дружеские. У нас этого нет. Но у нас негласный, молча заключенный союз, в котором все построено на уважении, снисходительности к поступкам и в результате… любви. Вот как они меня воспитывали. А в плане профессии в моей жизни как-то все решилось само собой. Даже будто бы без моего участия. Судьба…

— Вы имеете в виду историю, которая произошла с вами в пятнадцатилетнем возрасте? Когда вы с родителями попали на свадьбу каких-то знакомых, тамада был пьян, вы его заменили, сели за фортепьяно и играли для гостей. И вас заметил Владимир Монахов, который преподавал в Щепкинском театральном училище.

В результате через два года вы стали его студентом…

— Да. Было много совпадений в моей жизни. Если бы меня в эпизоде не заметила Регина, супруга Михаила Козакова, я бы не сыграл Костика в «Покровских воротах». Если бы я не ушел в свое время из Ермоловского театра, не сыграл бы Калигулу у Петра Фоменко. Если бы не сыграл Калигулу, меня бы не увидела Ванесса Редгрэйв, которая искала актера в спектакль «Когда она танцевала». Это была постановка в знаменитом лондонском театре «Глобус». Она играла Айседору Дункан, я — Есенина…

— Если бы не сыграли Есенина, не получили бы премию Лоуренса Оливье — одну из самых престижных премий в мире…

— Это был удивительный период моей жизни.

Олег Меньшиков с женой Анастасией на фестивале искусств «Черешневый лес». 2008 г.
Олег Меньшиков с женой Анастасией на фестивале искусств «Черешневый лес». 2008 г.
Фото: из личного архива Олега Меньшикова

Помню, как я был потрясен, когда вышел на сцену театра «Глобус» и услышал восторженный рев. А публика была какая! Ходил практически весь театральный Лондон, потому что спектакль стал знаменит. Нам аплодировали Аль Пачино, Питер Брук, Элтон Джон. Была Лайза Миннелли. Мы с ней ужинали вместе и на банкеты вместе ходили.

— И как вам Лайза?

— Она замечательная, какая в кино, такая и в жизни… Оказалось, на спектакль приходила Джулия Ормонд. Я это узнал позже, когда снимался в «Сибирском цирюльнике». Нас представили друг другу.

Мы разошлись, а потом она вдруг подлетает ко мне и говорит: «Ты?! Так это был ты?» — «Кто?» — «Тот парень, который играл Есенина?» А у нее просто моя фамилия из головы вылетела.

— А во время лондонского периода у вас появились друзья?

— Я жил достаточно уединенно. Общался в основном только с теми, с кем работал. Я подружился с Джейн Рэйн и ее семьей. Она потом была продюсером спектакля «Игроки», который я играл в Британии на английском языке. Но в основном мне было не до друзей. Я жил в Лондоне восемь месяцев и каждый день играл спектакль, а в среду и субботу — два спектакля. Один выходной в воскресенье, чтобы выспаться… Иногда гулял по вечерам и по ночам после спектакля.

В Гайд-парке удавалось погулять днем. Там прекрасно…

— Вам предлагали британское гражданство, но вы отказались. Не жалеете?

— Да черт его знает… Ну, иногда жалею. А потом понимаю, что навсегда уехать все равно бы не получилось. Что мне там делать? Кому я там нужен?

— Почему же?!

— Да перестаньте! Назовите мне хоть одного нашего артиста, который уехал за границу и стал там успешным. Там своих навалом, зачем им еще какие-то иностранцы… Но если бы меня спросили, где бы ты хотел родиться, если не в России, я бы сказал: в Лондоне.

Олег Меньшиков с Лайзой Миннелли. Лондон, 1991 г.
Олег Меньшиков с Лайзой Миннелли. Лондон, 1991 г.
Фото: из личного архива Олега Меньшикова

Это мой город. Там есть уважение к традициям. С одной стороны, абсолютно передовая страна в плане технологий. Но будка телефонная — знаменитая лондонская, красная, которая двадцать лет назад стояла за углом, — останется там и через пять лет, и через десять, и через пятьсот… Мы когда с Настей первый раз вдвоем приехали, я говорю: «Насть, это будет чудо, если сейчас мы повернем, а там не окажется телефонной будки». Мы поворачиваем — стоит! На том же месте, где была, когда я работал в Но внутри не бумажный справочник, а экранчик, все теперь компьютеризировано… И так везде. Они начинку меняют, но внешне город остается прежним. Это в Москву сейчас приедет человек, который не был здесь десять лет, и ничего не узнает, ни одной улицы не найдет, которая ему нужна, по которой он любил ходить.

А там ты действительно приезжаешь — и знаешь все. Дань традициям — это очень важно. Я считаю, пока мы не найдем в себе силы уважать традиции, ничего хорошего не будет. Любой авангард существует лишь для того, чтобы подчеркнуть значимость традиции, я уверен в этом... В Лондоне хорошо. Все говорят про какие-то мифические туманы… Нет там никаких туманов. И солнечных дней навалом. В Гайд-парке можно валяться на траве, брать с собой плед, бутерброды, вино, читать, спать, загорать.

— А слабо в парке Горького поваляться?

— Где там валяться-то? Там толпа народу все время.

— Зато в Москве у вас свой театр. Кстати, почему именно Ермоловский?

— Незадолго до предложения сюда прийти в качестве художественного руководителя у меня с артистом Сашей Сириным произошел любопытный и, можно сказать, судьбоносный разговор. Мы находились на гастролях в Израиле со спектаклем «Театрального товарищества 814» «Игроки». И он мне говорит: «Неплохо было бы тебе стационарный театр возглавить», а я отвечаю, что такие предложения уже были, но я отказывался, и согласился бы в одном случае — если бы меня позвали в Театр Ермоловой. Мы вернулись с гастролей, и вскоре мне предложили именно это место.

— Прежний руководитель — Владимир Андреев — при этом остался в театре...

— Когда человек перестает быть художественным руководителем, ему могут плюнуть в спину — у нас люди-то «добрые».

«На поездку в Тибет меня соблазнил Боря Гребенщиков. Это действительно место силы!» (Олег Меньшиков в горах Тибета с коллегой Александром Усовым и местным проводником)
«На поездку в Тибет меня соблазнил Боря Гребенщиков. Это действительно место силы!» (Олег Меньшиков в горах Тибета с коллегой Александром Усовым и местным проводником)
Фото: из личного архива Олега Меньшикова

Но этого не произошло ни с моей стороны, ни со стороны труппы. Андреев как пользовался огромным уважением и доверием со стороны всех работающих в театре, так и пользуется. Он сейчас занимает королевскую должность — президент театра. Меня он называет «шеф». И когда я смеюсь, он говорит: «Мне нравится, что вы мой руководитель!»

— С чего вы начали преобразования в театре?

— Снял двадцать названий, которые имелись у театра. Осталось всего четыре. Дальше нужно было срочно пополнять афишу...

— Труппу вы жестко чистили?

— Нет.

Я не имею на это права. Из восьмидесяти артистов, что невероятно много для небольшого драматического театра, только несколько ушли по собственному желанию. Но я думаю, что правильнее всего в театре работать по контракту, и все в конце концов перейдут на эту систему. Потому что, к сожалению, стационарный театр будит в людях не самые лучшие качества — тщеславие, зависть, интриги. А когда люди собираются на полгода, на год, они не успевают друг друга возненавидеть. К тому же, когда долго сидишь в одном месте и в одном коллективе, снижается критерий, ты не понимаешь, хорошо ты играешь или плохо. При всей прекрасности, нужности, красивости российского репертуарного театра он, к сожалению, развращает людей, делает их не всегда порядочными.

— На вас продолжают писать анонимки, как писали, когда вы только заступили на эту должность?

— Может, и пишут.

Раньше писали в большом количестве. Писателей много у нас, да. Но, слава богу, не реагируют на них в Департаменте культуры… Что касается нашего театра. Я не хвастаюсь, но я подготовился к нашей встрече. Вот, читайте: «Рост средней заработной платы составил 32 процента. Заполняемость зрительного зала превышает плановые показатели на 11 процентов. Количество зрителей выросло больше чем на 50 процентов». Здесь же раньше были полупустые залы, а теперь все изменилось.

«К сожалению, стационарный театр будит в людях не самые лучшие качества — тщеславие, зависть. А когда люди собираются на полгода, на год, они не успевают друг друга возненавидеть». (Олег Меньшиков на Новой сцене театра Ермоловой)
«К сожалению, стационарный театр будит в людях не самые лучшие качества — тщеславие, зависть. А когда люди собираются на полгода, на год, они не успевают друг друга возненавидеть». (Олег Меньшиков на Новой сцене театра Ермоловой)
Фото: Андрей Яковлев

Причем у нас есть спектакли с недешевыми билетами по семь тысяч. Вдвоем выйти — серьезное удовольствие.

— А как же бабушки, которых раньше в вашем театре было много? Они покупали дешевые билеты и в антрактах разворачивали кулечки с провизией — яичками и бутербродиками.

— Мои девочки!.. Да, они приходили. И сейчас есть спектакли, на которые они могут себе позволить приходить, потому что цены достаточно демократичные. Например, поэтический вечер, где читают поэзию первой волны эмиграции. Я тоже там читаю стихи Георгия Иванова. Когда я только возглавил театр, была тенденция: зрители шли на спектакли с моим участием, и это объяснимо.

А сейчас у нас есть ряд спектаклей, например, «Демон», «Гамлет», «Самая большая маленькая драма», в которых меня нет, и на них всегда аншлаги. Уже не на Меньшикова идут, а в театр. Я считаю это достижением. Меня спрашивают, почему я не приглашаю звезд… Но у меня не супермаркет... Зато я привлекаю молодых режиссеров. На Новой сцене, которую мы открыли 15 октября, будут работать только молодые.

— Недавно у вас в театре проходил грандиозный ремонт. Вы тогда еще себя прорабом называли…

— Да, я прораб. Переживаю за все. Вижу, например, что в гардеробе неровно крючочки висят, бешусь, срываю их. Заставляю рабочих переделать.

И так по поводу всех строительных дел. Руководствуюсь поговоркой: если хочешь, чтобы все получилось хорошо, сделай сам.

— И как вы себя при таком режиме работы сберегаете?

— Не знаю, но пока силы есть. Помогает то, что в баню хожу, в футбол играю. Мы сейчас играем в Ми­нистерстве спорта, потому что я председатель Общественного совета при Министерстве спорта Российской Федерации. Когда снег пойдет, переберемся в Лужники, потому что там поля с подогревом... Да я и в театре энергии набираюсь. Во многих спектаклях играю. Это такой адреналин!

— …но и безумное волнение, стресс...

— Да! Я очень нервничаю, до сих пор перед спектаклем руки холодные! Но успокаиваю себя, что не один такой. Олег Иванович Янковский как-то меня спросил: «Слушайте, Олег, вы волнуетесь перед спектаклем?» Отвечаю: «Дико волнуюсь!» — «Ну, слава богу, не я один». И меня это как-то примиряет с действительностью, раз уж сам Янковский волновался… Я ненавижу, сидя в гримерке, слышать шум трансляции по радио, когда начинает заполняться зрительный зал. Но когда выходишь на сцену, волнение начинает давать энергию и допинг. Уж лучше волноваться, чем играть, ковыряясь в носу.

— Есть какие-то неосуществленные актерские мечты?

— Есть! Очень хочу комедийную роль! Я же в училище был комедийным артистом.

В фильме «Сибирский цирюльник». 1998 г.
В фильме «Сибирский цирюльник». 1998 г.

А потом почему-то ударился в серьезное кино… Я не жалею об этом, но по комедии гротесковой, каскадной очень скучаю. У нас ведь не умеют это снимать! Как слезу дать — да, это мы все мастера. А комедию… Вот они во ВГИК поступают на режиссуру, их спрашивают: «На кого хотите быть похожим?» Все отвечают: «На Тарковского!» И никто не хочет быть похожим на Гайдая! А комедию, настоящую — положений или характеров — снять очень сложно. Думаю, даже забыли, что такие деления комедий существуют. У нас разучились смешить и смеяться. В том числе и над собой. Тот же Олег Иванович Янковский говорил, что надо относиться к себе серьезно, но не всерьез. Если человек не умеет смеяться над собой, он превращается в истукана.

Очень многие наши так называемые звезды грешат этим. Будто они уйдут из профессии, и все — театр, кино, поп-культура — рухнет после их ухода.

— Что вас смешит в самом себе?

— Я смешной, когда горячусь. Бывает, стараюсь, кишки рву на работе, а все в пустоту. И я начинаю орать, ругаться. Случается, в таком гневном запале вдруг теряюсь, не могу слов подобрать и в результате… начинаю хохотать… Вообще, побольше надо смеяться. Вот эта круговерть моя — художественное руководство, директорство — и обстоятельства, с этим связанные, отучают меня быть веселым. Мне кажется, я веселее был раньше. А тут все время кто-то заходит, какие-то бумажки приносит, их надо подписать.

Я решаю вопросы начиная от выбора гвоздей, кончая личными трагедиями. Не остается времени быть веселым. Хотя раньше меня могло развеселить что угодно. Да я сам себя мог развеселить!

— И компания была не нужна?

— Нет, компания — это хорошо! Компанию я люблю как раз! Наслаждаюсь общением с интересными людьми. В этом смысле мне в жизни очень повезло. Например, мне двадцать один год, я прихожу в «Покровские ворота» и проживаю там прекрасную жизнь. А знакомство с Михаилом Козаковым: эти его сумасшедшие поэтические и музыкальные домашние вечера! Встречи с какими-то невероятными людьми, с которыми он меня знакомил: со Свободиным, с Эйдельманом, Гердтом.

В роли тренера Тарасова в фильме «Легенда № 17». 2012 г.
В роли тренера Тарасова в фильме «Легенда № 17». 2012 г.

Там очень много было людей, которых можно считать мамонтами, уходящей натурой. И общался я с ними на равных, хотя и был совсем пацаном…

— Если бы не театр, чем бы вы хотели заниматься?

— Путешествовать! Если бы у меня была куча, куча, куча денег, я бы прямо на следующий день перестал работать и начал путешествовать. Я так завидую этим телеведущим, Кожуховым, которые ездят по всему миру за счет телевидения и еще за это деньги получают. Это же такое удовольствие, такой кайф! Вот я бы этим занимался, сто процентов. И я понимаю: чем больше путешествуешь, тем больше у тебя накапливается впечатлений, одно накрывает другое… — Но вы ведь и так много путешествуете.

Какие страны особенно любите?

— Францию люблю. Когда я впервые был там и увидел Нотр-Дам, у меня чуть мозги не вылетели. Еще «Мона Лиза». Я стоял напротив картины пятнадцать минут, смотрел не отрываясь. И улыбался. Еще меня потрясла поездка с друзьями в Тибет. Это действительно место силы! Меня Боря Гребенщиков соблазнил этим путешествием. Я у него консультировался перед поездкой: «На каком языке ты разговаривал с ламой и со всеми местными?» А он говорит: «Там не нужен язык, ты все поймешь сам». И он оказался прав…

— А помните свое первое заграничное путешествие?

— Я поехал в ГДР с фильмом «Михайло Ломоносов». Потом была Финляндия. Чуть позже — Франция. Туда я уже ездил не по делу, а просто к друзьям. Домой в качестве гостинца привез французский йогурт. У нас в то время полки в магазинах в прямом смысле слова были пустые. А йогурт потряс меня своим вкусом. И я купил пару пачек, чтобы поделиться радостью. И когда у меня дома собрались родители и друзья, я их этим французским деликатесом угощал. Гостей было много, и все попробовали по чайной ложечке.

— Про вас говорят как про очень щедрого человека, который может закатить шумную вечеринку, повести всех в ресторан, за всех заплатить, сделать невероятный подарок... Понятно, что себя хвалить вы не будете, но ведь были люди, которые оказались щедры и к вам?

— Да.

«Вообще, побольше надо смеяться. Вот эта круговерть моя — художественное руководство, директорство — отучают меня быть веселым. Мне кажется, я веселее был раньше»
«Вообще, побольше надо смеяться. Вот эта круговерть моя — художественное руководство, директорство — отучают меня быть веселым. Мне кажется, я веселее был раньше»
Фото: Филипп Гончаров

Я давно понял, что делать подарки гораздо приятнее, чем их получать. Меня научили быть щедрым люди, которые меня окружают. Но главная их щедрость не в подарках, а в поддержке. И то, что я таких людей встретил, — большое счастье.

— Вы счастливчик по жизни?

— Счастливчик — слово какое-то пошлое. Мне везет, скажем так. Я скорее удачник. Не такой, конечно, как мой тезка Меншиков, но все же… (Смеется.)

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
На концерте «Удачные песни» подарят морское путешествие
6 апреля в Live Арене состоится грандиозный весенний концерт «Удачные песни», на котором выступят Лев Лещенко, Николай Басков, Филипп Киркоров, Наташа Королёва, Григорий Лепс, Слава, Дима Билан, Юлия Савичева, Михаил Шуфутинский, Глюк’oZa, Вадим Казаченко, Наталия Гулькина, Ирина Забияка и группа «ЧИЛИ», Дмитрий Колдун, Татьяна Буланова, Александр Добронравов, Анна Семенович, Ольга Бузова, группа «Тутси», Сергей Рогожин, Элина, Настасья Самбурская, Родион Газманов, Миа Бойка, Руслан Алехно, Тамара Кутидзе, Анита Цой, Виктория Дайнеко, группа «Фабрика» и многие другие звезды.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог