Олег Басилашвили: «В свое время меня считали заправским плейбоем»

Когда отец Олега Басилашвили узнал, что его сын собирается стать артистом, он пришел в ярость: «Ну что ж, хочешь быть артистом — будь. Но учти: я тебе помогать не буду ни в чем и никогда!»
Татьяна Зайцева
|
14 Июня 2007
Олег Басилашвили
Олег Басилашвили
Фото: Марк Штейнбок

Когда отец Олега Басилашвили узнал, что его сын собирается стать артистом, он пришел в ярость: «Ну что ж, хочешь быть артистом — будь. Но учти: я тебе помогать не буду ни в чем и никогда!»

— Олег Валерианович, почему ваш отец был против того, чтобы вы стали актером?

— Потому что у него, как, впрочем, и у моей мамы, было свое мнение на сей счет. «Что это за профессия? Это проституция... — говорил он. — Мужчина подкрашивает губки, глазки и выходит на сцену. Омерзительно! Ему уже за 40, а он все мальчиков играет. Что это такое? Ты таким же хочешь быть?!» Как фронтовик, прошедший через ад войны, он не мог понять всего этого. Даже когда по радио кто-то из известных артистов читал какую-нибудь прозу, папа возмущался: «Выключи немедленно! Ненавижу! Народ голодает, а у него глотка жиром смазана...» Правда, когда спустя много лет мы приехали с гастролями Большого драматического театра в Москву, отец, посмотрев спектакль, пришел ко мне и сказал: «Беру свои слова обратно — ты занят действительно серьезным делом». Это была самая высокая похвала в моей жизни.

Со стороны отца мои предки — из грузинской крестьянской семьи. Несколько лет назад мы с двоюродной сестрой и ее мужем поехали на его родину — в село Карби Цхинвальского района. Там вся деревня с фамилией Басилашвили, и все они приветствовали нас. При этом меня как артиста люди совсем не знали. Но, узнав, что приехали внук и внучка Ношревана Кайсосровича (это мой дед), собрались и устроили пир горой — такой, какой могут делать только грузины. Я спросил, где жил Ношреван, они сказали: «Вот его земля». У него, оказывается, ее много было, но она всегда пустовала, поскольку дед был человеком ленивым и ничего на ней не делал. Тем не менее участок этот, где дом его стоял, жители сохранили, ничем не застроили. И они говорили нам: «Это ваша земля, мы туда никого не пускаем. Приезжайте и стройте — поможем…» Так вот, дед мой хотя родом и из крестьян, но получил образование в Тбилиси, служил в армии, дослужился до полковника. Когда их полк стоял в Польше, он влюбился в польку и женился на ней, что было запрещено. Деда разжаловали, и он с женой вернулся в свою деревню. Так что во мне есть частичка и польской крови.

Мать — Ирина Сергеевна Ильинская. 1953 г.
Мать — Ирина Сергеевна Ильинская. 1953 г.
Фото: из личного архива О. Басилашвили

А с материнской стороны у меня все попы. Прадед был священником, бабушка, Ольга Николаевна, воспитывалась в Московском епархиальном училище, дядья мои тоже были в сане. А дед, Сергей Михайлович, хоть и окончил Московскую духовную семинарию, но в священники не пошел — второе образование получил в Училище живописи, ваяния и зодчества и стал архитектором. Строил и обычные дома, но в основном занимался реставрацией и строительством церквей. До революции он получил звание почетного гражданина Москвы. Когда моя мама захотела поступить на филологический факультет МГУ, ее как раз по этой причине не приняли. Она в слезах пришла жаловаться деду, а тот сказал: «Ты хочешь наукой заниматься или тебе важен только диплом?» — «Хочу быть ученым». — «Вот и учись, кто тебе мешает. Ходи, слушай лекции, и все получится». Два года мама посещала университет, и никто не знал, что она не студентка. Когда, наконец, все открылось, профессор добился того, чтобы ее официально зачислили. В результате мама, Ильинская Ирина Сергеевна, стала доктором филологических наук, автором многих научных работ, книг о Пушкине, редактором первого тома Словаря языка Пушкина... У нас в доме часто бывали светила филологической науки, я слушал их умные разговоры и узнавал массу интересного.

С отцом мама познакомилась в университете — он учился на этнографическом отделении. Сначала и был этнографом, ездил с экспедициями в Хевсуретию, исследовал жизнь и быт древних хевсуров. А потом вдруг неожиданно стал связистом, работал на почтамте на Мясницкой улице. Оттуда его направили преподавать в политехникум связи, со временем он стал директором этого учебного заведения. И отдал ему буквально всю свою жизнь. Отец был прекрасным педагогом — хотя и жестким, но всегда справедливым. Студенты его очень любили.

— Ваша семья жила в Москве?

— Да, у деда. Он имел отдельную пятикомнатную квартиру на Покровке, но, когда после революции всех уплотняли, две его комнаты экспроприировали. Повезло — к нам подселили очень хороших людей. В одну комнату — простую, необразованную работницу в красной косынке Настасью Васильевну Маркову, ее мужа Костю, маму Агашу и кота Барса. А в другую — акушерку Марью Исааковну Хургес, которая впоследствии принимала у моей мамы роды. Все мы были как родные люди. Скандалы, разумеется, случались, но это были не склоки врагов в коммуналке, а просто семейные ссоры. Хорошо помню, как в войну все друг другу помогали, делились последним.

Наша семья насчитывала 6 человек: дедушка, бабушка, мама, папа, его сын от первого брака Жора, которого отец забрал с собой из Грузии, и я. Центром семьи была бабушка. Настоящая домашняя хозяйка — властная, бескомпромиссная. Я очень любил ее. Она нигде не работала, зато была замечательной хозяйкой дома. Почему-то в нашей стране считается, что домашняя работа — это так, между делом, ерунда какая-то. А в Швеции, например, государство за свой счет предоставляет неработающим женщинам двухмесячный отпуск. Понимают там, что ведение дома — тяжелейший труд. Бабушке моей, разумеется, никто ничего не платил, тем не менее благодаря ей квартира наша содержалась в идеальном порядке. Полы мылись ежедневно, натирались воском до зеркальности, занавески на дверях и окнах, кружевные салфеточки — которые, кстати, она вязала сама — сверкали белизной. Все вокруг блестело, сияло, дышало... Воспитывала бабушка меня своеобразно. Например, однажды я за что-то обиделся на Настю, пошел к ней в комнату, взял ее ключи и спрятал в вазу. Отомстил, значит. Когда кинулись искать пропажу, спрашивали и меня, но я, разумеется, говорил, что ничего не знаю. Наконец все выяснилось, меня вывели на чистую воду. И что сделала бабушка? Молча взяла полотенце, намочила его под краном и выдрала внука как сидорову козу. А попутно объяснила, что воровство — грех. На всю жизнь запомнил.

Отец — Валериан Ношреванович Басилашвили. 1945 г.
Отец — Валериан Ношреванович Басилашвили. 1945 г.
Фото: из личного архива О. Басилашвили

— Со сводным братом вы дружили?

— Брат был значительно старше меня — 22 июня 1941 года, когда началась война, мне было 6 лет, а он, хорошо это помню, как раз накануне окончил Сумское артиллерийское училище. В подростковом возрасте Жора был парнем хулиганистым, связался с какой-то подозрительной компанией. У меня сохранилась его финка с вырезанной буквой «Ж», которую отец у него отобрал, после чего упек сына в артиллерийское училище. Жора стал лейтенантом, конечно, ушел на фронт, возглавил батарею, потом получил звание капитана. Писал отцу: «Вот ты еще лейтенант, а я уже капитан». Кстати, сражались они где-то очень близко друг от друга. После битвы на Курской дуге Жора попал в военно-полевой госпиталь, был направлен в тыл, после чего исчез навсегда. Разыскивали его долго, но следов так и не нашли… Мне война запомнилась страшным голодом, хотя мы с мамой и бабушкой эвакуировались в Тбилиси. Но там было так же голодно, как и в Москве. Жили мы во дворе Тбилисского университета. Там был парк, в нем росло дерево с плодами серебристого цвета, которые мы называли «пшаты» — что-то типа оливок, но только они были незрелые. Так вот, мы с ребятами лазили на это дерево и обжирались тех сладковато-вяжущих пшат до отвала — обманывали голод. А вообще, еды не было никакой. У меня даже туберкулез открылся, потом, правда, его как-то залечили.

— В те годы вы где-то учились?

— Да, первые два класса ходил в тбилисскую школу, а в 1943 году мы вернулись в Москву и я поступил в школу № 324, ту самую, которую окончил мой брат. Радостного ощущения от учебы у меня не было. Всех нас зажимали, заставляли жить по ранжиру, а если кто-то из этого ранжира выбивался, его тут же били по голове. Но это все я теперь понимаю, а тогда ни о чем таком не задумывался, был обыкновенным советским мальчиком — пионером, комсомольцем. Только учеба радости не доставляла. Вообще, я был очень плохим учеником, а по математике — совсем идиотом, ничего не соображал. Кроме двоек, других оценок не имел. Когда на экзамене в 10-м классе меня спросили: «Каково отношение катета к гипотенузе?» — я ответил: «Хорошее». А как иначе ответить? До сих пор не знаю. И вообще считаю, что заставлять человека учить то, в чем он ничего не понимает, порочно. Зачем? Научили сложению, вычитанию, таблице умножения, дали понять, что такое алгебра, и оставьте его в покое. Пусть он идет по другой стезе. Но нет, вдалбливают ведь эту фигню с тангенсами и котангенсами… А поскольку я человек прилежный, то исправно сидел над этими задачами с утра до ночи, ломал голову. Соответственно, ни на что другое времени не оставалось. В результате хватал двойки и здесь, и там. И вообще одни неприятности получал.

Олег Басилашвили
«После появления на свет Ксюши у нас произошла драматическая история. Я уже готовился встречать жену из роддома, как вдруг мне позвонили со словами: «Ваша жена в реанимации!» Все хлопоты о новорожденной пали на меня...»
Фото: Марк Штейнбок

Помню, после того как либо великий вождь, либо кто-то из его последователей кинул лозунг: «Нам Гоголи и Щедрины нужны», то есть нужна бичующая сатира, нам в школе дали задание написать домашнее сочинение на эту тему. Все стали писать о Гоголе и о Щедрине, а мне не хотелось быть как все. Стал размышлять: «Что же придумать?» А у нас дома в прихожей стоял шкаф, в котором всякое барахло лежало. И вот, когда никого не было, я стал рыться в этом барахле и вдруг увидел на самом дне книги, завернутые в выцветшую газету. Развернул, вижу: Савенков — «Конь вороной», Ильф и Петров — «12 стульев» и «Золотой теленок». Это, значит, отец спрятал — дескать, если придут с обыском, в прихожей не заметят. То, что это была запрещенная и полузапрещенная литература, я не знал. Короче, исподтишка прочитав Ильфа и Петрова, я обалдел от прочитанного и написал сочинение о том, что такие авторы нам конечно же нужны и с них надо брать пример. На уроке учитель раздает тетрадки всем, кроме меня. Потом показывает мою работу — всю исчерканную красными чернилами, с единицей в конце, и говорит: «Этот человек — враг народа!» И выходит из класса. Он так испугался этого сочинения, что решил сразу отмежеваться. Понятно, что я перепугался еще больше. К счастью, эту историю как-то замяли. Вот такие были условия жизни.

— Не могли же родители не быть обеспокоенными вашей неуспеваемостью? Какое будущее они вам прочили?

— Они постоянно говорили: «Ты же выходишь во взрослую жизнь, чем будешь заниматься?» При этом, как ни удивительно, отец считал, что я должен идти в политехникум или на физмат, обещал устроить меня. Я умолял: «Папа, какой физмат, что я там буду делать? Зачем обрекать меня на муки?» Но он стоял на своем: «Нет, ты сможешь». А мама считала, что мне надо двигаться по ее стопам. Но меня и это совершенно не привлекало. Я очень любил живопись, с удовольствием занимался ею и намеревался стать художником. С этой целью, еще учась в средней школе, самостоятельно поступил в художественную и проучился в ней несколько лет. Но и там не сложилось...

Как мы тогда жили, сейчас трудно понять. Ведь состояние опасности было разлито во всем обществе, каралось любое нечаянное, неосознанное проявление свободы. Вот дали нам нарисовать этюд: на сжатом синем бархате стояла венецианская тарелка и лежали три яблока — два зеленых и одно красное. Очень красивый этюд, но у меня не получался — красное яблоко никак не выходило выпуклым. Дня четыре я над ним корпел. И вдруг придумал: взял черную краску да обвел его по контуру. И яблоко вдруг выпуклилось, а вместе с ним и зеленые на переднем плане тоже. Мне результат очень понравился, и я с удовольствием сдал работу. На следующий день меня вызвали на педсовет: «Кто вас этому научил?!» «Никто не учил, — говорю, — сам придумал». — «Как посмел?! Ты понимаешь, что черного цвета в природе нет?! Это тлетворное влияние!» Ничего не понимая, я что-то лепетал в свое оправдание. Оказывается, тогда шла борьба с космополитизмом, а живописцы Кончаловский, Машков и другие запятнанные в те времена постимпрессионисты, осужденные партией и правительством, использовали этот метод. В результате меня со страшной силой из художественной школы вышибли — за то, что я почти космополит. Спасибо, что все закончилось так...

Олег басилашвили с семьей
Олег Валерианович с дочерьми Ольгой и Ксенией и женой Галиной Евгеньевной. 1985 г.
Фото: ИТАР-ТАСС

— Такой прессинг не очень-то способствует возникновению желания заняться творческой профессией, тем более что вы на себе прочувствовали, каково в этой стране быть свободным художником...

— Все правильно, но я обожал Московский художественный театр, смотрел там все спектакли. И под влиянием этого стал участвовать в самодеятельности — с другом мы ходили в театральный коллектив Министерства внешней торговли. Там все было очень серьезно — ставили «Два капитана», «Снежную королеву», «Молодую гвардию»... И я по-настоящему увлекся этим делом. В студию при МХАТе поступил с первого раза и был совершенно счастлив, с ходу окунувшись в учебу. Мы работали как сукины дети, с 9 утра до 12 ночи, пахали до седьмого пота, и ни у кого ничего не получалось, кроме трех человек: Жени Евстигнеева, Миши Козакова и Тани Дорониной — моей будущей жены. Какие уж тут гулянки? Никаких студенческих посиделок, разудалых эге-ге у нас не было. Хулиганства и безобразия не допускались. Студия МХАТ — это был своеобразный монастырь с очень суровой дисциплиной и жесткими требованиями. Но конечно же и приключения всякие случались. Скажем, однажды мы с Витькой Сергачевым и Сашей Косолаповым в день стипендии поехали в ресторан почему-то в Химки. Взяли там коньяка, надрались пьяные, а когда пришла пора расплачиваться, выяснилось, что деньги мы забыли дома. И мне пришлось за ними ехать. А потом мы пешком шли в Москву. Ориентировались на зарево — нам казалось, что это столица. А это оказалось гигантской свалкой шлака, в который мы и провалились... Но подобные экзерсисы были как бы прорывами, не системой. Хотя, разумеется, любови разные, ухаживания в общежитии на Трифоновке тоже бывали. Как любой молодой человек, я был влюбчив.

— Когда вашей избранницей окончательно стала Татьяна Доронина, по поводу женитьбы на ней с родителями советовались или опять поступили своевольно?

— Я тщательно все скрывал. Правда, однажды привел все-таки Таню к нам в гости... Но поженились мы, ни слова никому не говоря. Это было на третьем курсе. Тане разрешили сняться в кино у Калатозова — в фильме «Первый эшелон». И она поехала на съемки в Казахстан. А я в это же время отправился на целину со студенческой бригадой. Мы оказались рядом. После окончания наших концертов приехал к ней, и мы там же поженились. На нашей свадьбе были Олег Ефремов и Коля Досталь. А домой я даже не написал ничего — боялся, что запретят, так как будут считать, что мне еще рано обзаводиться семьей. И начнется скандал. А зачем мне он? Тем более что объяснить толком я все равно ничего не сумел бы, сам понимал, что рано это все... Но потом все про всё, конечно, узнали, деваться родителям было уже некуда, и они выделили нам маленькую комнатку, которая раньше предназначалась для прислуги. Туда мы с женой и въехали. Совместная жизнь получилась чрезвычайно тяжелая. У Татьяны Васильевны характер трудный, да и мой тоже с норовом, в общем, никто никому не уступал и слова в простоте не говорил. А я метался между двух огней — то туда, то сюда — и не знал, как быть дальше. Но жизнь сама распорядилась.

Олег Басилашвили
«Я часто взрываюсь по пустякам и всегда не там, где надо, или поведу себя вдруг как-то неадекватно. Бестактность иной раз могу совершить, причем в момент совершения не понимаю, что это бестактность, а потом становится стыдно»
Фото: Марк Штейнбок

Разумеется, после окончания студии и я, и Таня мечтали остаться во МХАТе. Но нас не взяли, а направили работать в Сталинград. Мы все-таки очень не хотели уезжать из Москвы, надеялись найти работу здесь. Но мой отец, пройдя во время войны через окопы Сталинградской битвы, сказал: «Никакой Москвы! Вы не имеете права так поступать — раз направили, обязаны ехать». Пришлось отправиться в Сталинградский областной драматический театр. На самом деле я был даже несказанно рад тому, что нас выперли, — хотя бы все эти скандалы закончились. Но оказалось, что в Сталинграде мы никому не были нужны. Три месяца походили по сцене перед пустым зрительным залом и попросили, чтобы нас отпустили. Никто не возражал. И мы перебрались в Ленинград — на родину Тани. Там показались в Театр имени Ленинского комсомола, которым руководил Георгий Александрович Товстоногов. И нас взяли. Но в первый же день нашего туда прихода сам он ушел в Большой драматический театр. А мы стали работать в «Ленкоме». Хорошее было время. Замечательный молодежный театр: прекрасные свежие спектакли, благожелательная труппа, много интересных ролей.

— Жили у родителей Татьяны Васильевны?

— Танины родители — люди очень милые, хорошие, и, разумеется, они нас не выгнали бы, но у них была только одна комната в коммуналке. Вместе нам там просто невозможно было поместиться. Поэтому мы поселились в гримуборной театра. Со временем получили комнату в общежитии — крохотную, как спичечный коробок. Зато была громадная общая кухня, на которой все собирались, жарили котлеты, ели, пили, сплетничали, дурака валяли. В общем, нормально жили. А потом нас обоих пригласил к себе Товстоногов. Но на первых порах Тане в БДТ везло, а мне — нет. Ее актерская судьба сразу сложилась счастливо: ей поручали главные роли, и она справлялась с ними блистательно, а я играл какие-то эпизоды… Но со временем Товстоногов и на меня обратил внимание, стал давать разноплановые роли, и постепенно я освободился от комплекса неполноценности… Мы с Таней прожили вместе 7 лет, со временем от БДТ нам дали отдельную квартиру, и, по сути, все у нас было хорошо. Но, очевидно, с какого-то времени я как личность стал для Татьяны Васильевны неинтересен, она нашла более привлекательных людей, проводить время с которыми ей стало приятнее, чем со мной. Постепенно жена начала от меня отдаляться — не только в личном плане, но и в понимании принципов театральной работы, а также в общих взглядах на жизнь. В результате мы разошлись, оба были от этого счастливы и до сих пор сохраняем добрые отношения.

Олег Басилашвили с дочерью и внучкой
«Конечно, обеих моих девочек я всем сердцем люблю. Скажу не хвастаясь: дочки у меня — девчонки очень хорошие. Вот только жаль, что прошло время их детства — это были мои самые счастливые, хотя и невероятно трудные годы»
Фото: Марк Штейнбок

— А где и как вы познакомились со своей нынешней супругой — Галиной Евгеньевной Мшанской?

— На Ленинградском телевидении, произошло это в 60-х годах. Тогда там снималось много хороших телеспектаклей по лучшим произведениям классики, и мы, питерские актеры, постоянно были в них заняты, каждый день бегали на репетиции и съемки. Это давало громадную практику, и это был своеобразный клуб. Галя работала там музыкальным редактором, сейчас она шеф-редактор питерского телеканала «Культура», снимает фильмы о балете, об опере... Я по тем временам считался практически плейбоем. Ну представьте себе — одинокий, нет еще и тридцати, молодой человек, имеющий отдельную квартиру со всеми удобствами. При этом работающий в БДТ. Правда, это я первым обратил на Галю самое пристальное внимание, а вскоре сообщил об этом и ей…

Мы прожили вместе уже очень много лет, у нас две дочери, и я могу сказать только одно: наш дом согрет Галиным теплом. Я за ней как за каменной стеной, она мой настоящий друг, всегда готовый поддержать, прийти на помощь. И уверенность в этом меня согревает. Галя очень добрый, порядочный и честный человек. Видимо, эти качества притягивают к ней людей, потому что у нее масса подруг, друзей, и всем им она пытается сделать что-то хорошее. От нее почти все время исходит эмоция доброты, тепла и понимания. И я очень благодарен судьбе за то, что на протяжении стольких лет Галя терпит мой дурной характер, мою вспыльчивость и прощает мне все. Надеюсь, что и в будущем, которого у нас в силу возраста, очевидно, не так уж много осталось, между нами все сохранится по-прежнему. Правда, не накопили мы никаких ценностей, ничего особенного не приобрели, вот разве что дачу я построил. Кстати, если бы не жена, и этого не было бы. Я говорю не о финансовых вложениях, а о бесконечной поддержке меня в этом деле. А делал я это для нее. И для дочерей. И для возможных внуков, которые, дай Бог, родятся на свет и которых я мечтаю увидеть.

Жена Олега Басилашвили
Галина Мшанская.1973 г.
Фото: из личного архива О. Басилашвили

— А стать отцом мечтали? Как вы отнеслись к сообщению об ожидании первого ребенка?

— Признаюсь, испытал отчаяние и ужас, ведь для любого мужчины появление ребенка на свет — большая травма, потому что это накладывает серьезную ответственность. Ну а как же? Прежде человек бегал легко и свободно, а тут вдруг ребенок. И ты оказываешься связанным по рукам и ногам. Это же рабство, но… рабство хорошее. Конечно, обеих моих девочек — и Олю, и Ксюшу — я очень люблю, и мне жаль, что прошло время их детства. Это ведь были самые счастливые, хотя и очень трудные годы. Денег нет, жратвы никакой, штаны приличные и те отсутствуют, на ботинках подошвы отклеились… Ночами замачиваешь подгузники и пеленки, потом стираешь их, потом гладишь с двух сторон, потом бежишь к молочной матери, потом прибегаешь домой и кормишь. И плюс к этому 28 спектаклей в месяц, да надо еще и на какие-то халтуры успеть, чтобы заработать хоть что-то…

— Простите, а жена от всех хлопот была освобождена?

— Когда Оля родилась, жена все сама делала, а вот после рождения Ксюши у нас произошла драматическая история. Галя рожала в очень хорошем роддоме, но мы все равно беспокоились, потому что ей тогда был 41 год — все-таки для родов возраст опасный. Тем не менее все прошло очень хорошо, без особенных мучений. Дня четыре она там пролежала и уже должна была выписываться, я очень ждал ее возвращения. Утром мы поговорили по телефону, обсудили завтрашнюю выписку, и вдруг минут через 10 мне звонит Галина соседка по палате и говорит: «Ваша жена в реанимации». — «Как?!!» В общем, около трех дней Галя пролежала без сознания — у нее был страшнейший аллергический шок. Оказывается, ей сделали укол для лактации, чтобы больше молока было, хотя у нее и без этого столько молока накопилось, что можно было бы колхоз напоить. Но один тамошний врач писала диссертацию и всем роженицам вкалывала какую-то жидкость. Камбоджийка, которая лежала рядом с женой, от этого укола стала совсем зеленого цвета, а Галя вот так среагировала. Слава Богу, все разрешилось хорошо, жена выздоровела, но выходила она из этого состояния очень тяжело. После родов долго болела, ничего не могла делать, поэтому все хлопоты и пали на меня. Спасибо еще нашей милой, доброй знакомой Валерии Яковлевне, которая любила Ксюху до самозабвения и во всем нам помогала. И еще театр пошел навстречу — Товстоногов заменил меня в спектаклях перед гастролями, и мне не надо было уезжать, а потом наступил отпуск. Таким образом, у меня освободилось от работы целых три месяца, и это было просто чудо. Я ходил гулять с Ксюшей в Юсуповский сад, качал ее. Если начинала пищать, давал ей бутылочку с водичкой, и она засыпала. А вообще она была тихой… Знаете, хотя это было время драматическое, я вспоминаю о нем с теплотой. И с большой благодарностью к Всевышнему за то, что он послал мне такое испытание, которое сейчас я воспринимаю как счастье.

Олег Басилашвили
«Мы с женой не накопили никаких ценностей, ничего особенного не приобрели. Но все, что я делал и делаю в своей жизни, — только для нее и дочерей. И для возможных внуков, которые, дай Бог, родятся на свет и которых я мечтаю увидеть»
Фото: Марк Штейнбок

— Взросление ваших девочек прошло без эксцессов?

— У меня была только радость и никаких проблем. Конечно, я понимал, что и у одной, и у другой когда-нибудь появится мужчина. Ну и что мне надо было делать? Следить за ними, запрещать? Когда первая сообщила, что выходит замуж, я поинтересовался: «Почему?» «Не могу без него жить!» — сказала она, от стеснения отвернувшись от меня. «Выходи, — согласился я, — но сейчас могу сказать тебе только одно: ты — дура! Вот только поймешь ты это через три года». Она вышла замуж и через три года с мужем развелась. Потом сказала, что действительно была дурой. (Смеется.) Оля по образованию экономист — окончила экономический факультет театрального института. А работает она вместе с Галей, редактором. Много хороших, по-настоящему интересных передач сделала — и самостоятельно, и совместно с мамой. Скажу не хвастаясь: дочки у меня — девчонки очень хорошие. Слава Богу, тесно дружат, хотя и живут в разных городах — Ксюша ведь работает обозревателем по культуре на радиостанции «Эхо Москвы», живет в столице вместе со своим мужем Мишей — он программист, причем уникальный, да и вообще отличный парень! Для меня особенно ценно то, что всего в жизни она добилась сама, а не как дочь Басилашвили. Даже, когда пробовалась поступать в театральный институт, сдавала экзамены под девичьей фамилией моей бабушки — Тольская.

— Олег Валерианович, вам довелось играть не только сугубо положительных героев, но и отрицательных персонажей, причем делали вы это абсолютно достоверно. Однако, глядя на вас, трудно предположить в вас некие негативные качества. А они у вас есть?

— В изобилии. Например, часто взрываюсь по пустякам и всегда не там, где надо, или поведу себя вдруг как-то неадекватно. Бестактность иной раз могу совершить, причем в момент совершения не понимаю, что это бестактность, а потом становится стыдно. Когда есть возможность извиниться, обязательно стараюсь это сделать, но бывает, что изменить уже ничего нельзя — слишком поздно. В общем, характер у меня тяжелый, и особой радости от общения со мной люди не получают. Больше всего, конечно, достается самым близким. Мы же все в основном на них отыгрываемся. Особенно актеры. Понимаете, наша работа — это тяжелый труд. Ведь настоящий артист — неважно, знаменит он или вообще неизвестен, — всегда пытается внести в роль свое «я», а это невероятно трудно. Кажущиеся со стороны легкость и простота в актерской игре — мнимые. На самом деле филигранный результат достигается не только с помощью врожденных способностей, но и при условии безумно напряженного труда, требующего страшных нервных и физических затрат. Подчас артист никак не может соединить себя с тем человеком, которого играет, — не получается. Зритель этого не замечает, но он-то сам чувствует. И приходит состояние дикой неудовлетворенности, и начинается стресс — понятно, что идеал не достигнут, но как его достигнуть — неизвестно. Так бывает часто, и всякий раз человек оказывается в очень тяжелом психологическом состоянии. Вот тогда-то, к сожалению, все и выливается на самых близких людей, которые должны быть в этих случаях предельно терпеливы. У меня, по крайней мере, все происходит именно так, может быть, у других иначе, не знаю.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Телеканал RU.TV дал шанс начинающим российским дизайнерам одеть звезд грядущей Премии
Создатели грядущей Русской Музыкальной Премии телеканала RU.TV предложили начинающим дизайнерам одеть звезд, которые пройдут по ковровой дорожке церемонии. Победители конкурса подберут наряды для Юлианны Карауловой, Мари Краймбрери, Тоси Чайкиной и Dashi.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог