Михаил Светин: «У Райкина из-за меня случился приступ»

«Однажды выпросил у Райкина одну фразу в спектакле. А накануне напился и уснул в кулисе. Проспал дебют».
Фото: Юрий Феклистов

Народный артист России Михаил Светин снялся более чем в ста фильмах, хотя в кино попал поздно — в 44 года. Его приглашали лучшие режиссеры страны, справедливо считая, что даже в небольшой роли неуклюжий с виду и смешной Светин поднимет настроение самому привередливому зрителю.

С Эммануилом Виторганом в фильме «Чародеи». 1982 г.
С Эммануилом Виторганом в фильме «Чародеи». 1982 г.
Фото: Фото предоставлено Первым каналом

Он играл у Климова, Асановой, Гайдая, Данелии, Козакова, Фрида, Петра Тодоровского, а знаменитым проснулся после выхода на экраны «проходного», как тогда казалось, фильма «Чародеи».

«На съемках «Чародеев» режиссер Константин Бромберг давал нам полную свободу, и мы импровизировали, как хотели. Возможно, потому фильм и получился таким искренним, — говорит Светин. — Фраза, ставшая крылатой, — «ну кто так строит?!» — выплеснулась из Семена Фарады, когда тот реально заблудился в лабиринтах останкинского телецентра и в течение нескольких часов не мог найти съемочную группу». А самого Светина чуть было не угробили. Чтобы снять одно из превращений, рабочие подвесили его на ремнях на большой высоте и ушли на перекур.

А потом… забыли. «Я висел, висел. Прошел час. Освободиться не было никакой возможности. Я начал звать на помощь. Еле докричался. Голос сорвал», — вспоминает Михаил Семенович.

Актером Светин мечтал стать с детства. Когда увидел «Огни большого города», на вопрос взрослых: «Кем хочешь стать, когда вырастешь?» — начал отвечать: «Чарли Чаплином!» Миша и не догадывался, что Чарли Чаплин — это имя и фамилия актера. Был уверен, что так называется профессия, побуждающая людей смеяться до слез. «Я с трех лет постоянно выступал: собирал вокруг себя аудиторию и всех смешил. Танцевал фокстрот, лезгинку — мне очень нравилось кричать в конце: «Ас-са!» На свет будущая знаменитость появилась в бессарабском районе Киева.

«Рожала меня мама очень трудно и долго. Моего младшего брата Леню родила буквально на ходу, чуть не потеряла по дороге в родильный дом. А со мной мучилась. Окружающие говорили: «Видно, родители рассчитывают на что-то серьезное», — смеется актер. В детстве маленького Мишу считали вундеркиндом. Он отлично играл в шашки и шахматы. О юном даровании даже в газетах писали. «Меня не надо было просить вставать на табуретку и декламировать стихи. Я это сам охотно делал. Однажды на утреннике в детском саду сказал: «Спасибо счастливому Сталину за нашу дорогую жизнь!» — вместо: «Спасибо дорогому Сталину за нашу счастливую жизнь!» Взрослые онемели от ужаса. Ведь это было в середине тридцатых годов. Все ждали арестов, но обошлось. А на празднике, посвященном очередной годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина, я выдал очень громко и четко: «Ленин умер, и дело его умерло!»

Свой веселый нрав и любовь к розыгрышам актер унаследовал от отца.

Миша Светин. Киев, 1940-е годы
Миша Светин. Киев, 1940-е годы
Фото: Из личного архива

«Папа — человек очень талантливый, душа компании, играл на пианино, скрипке, аккордеоне, хотя не знал ни одной ноты. Он был единственным сыном богатых родителей, рос избалованным, работать не умел и не хотел. Бабушка и дедушка владели бакалейным магазином и считались весьма состоятельными людьми. Но к моменту моего рождения семья обнищала, и о дедовских капиталах никто не вспоминал. Отец все промотал. А мама была женщина простая, работала уборщицей, потом воспитательницей в детдоме. Семью тянула именно она, а я ей помогал по мере сил. Во время войны нас эвакуировали в Ташкент.

Там мы с мамой торговали на рынке. Чулки, спички, папиросы, платки — все шло в ход». После войны семья вернулась в Киев. Закипела жизнь, Миша пошел в школу. Однако получить среднее образование Светину не удалось. «В школе я постоянно гримасничал, паясничал, болтал без умолку. Садился за первую парту и рассказывал ребятам анекдоты. На уроках поднимал руку, задавал дурацкие вопросы, в общем, устраивал цирк. В конце восьмого класса меня вызвал к себе директор и говорит: «Миша, уходи из школы по-хорошему, нечего тебе делать в девятом классе».

Чтобы получить среднее образование, необходимое для поступления в театральный вуз, Михаил решил податься в музыкальное училище. «После войны мы сдавали угол студенту, который учился на дирижера- хоровика.

Он часами стоял перед клавиром и размахивал руками. Я посмотрел-посмотрел: работа непыльная и деньги неплохие можно заработать. И решил поступать в музучилище. Часами стоял у репродуктора, слушал концерты и размахивал руками. Подготовил «Песню о Сталине». Пришел на экзамены. Продирижировал. Поклонился. Никаких аплодисментов. Только спросили: «А где вы стажировались?» — «Перед репродуктором», — ответил я. На лестничной площадке меня окликнул директор. Он сказал, что я им понравился. «Это естественно!» — ответил я с присущей мне «скромностью». Директор предложил зачислить меня в класс гобоя. Что такое гобой, я понятия не имел. «А в институт я потом смогу поступить?» — «Конечно!» — «Ну, тогда берите!» И меня взяли без экзаменов». После окончания училища Светин некоторое время преподавал музыку в средней школе.

«Дети рвались на мои уроки. Стоя за дверью, директор удивлялся, почему ученики не столько поют, сколько смеются». Но карьера учителя была недолгой — Светина призвали в армию. Он попал в танковые войска. «Однажды кто-то увидел, как я пытаюсь зарядить снаряд не той стороной. Меня немедленно перевели в оркестр. И снова начались шутки, песни, танцы».

После армии Светин отправился покорять Москву. Однако ни в Щукинское училище, ни в ГИТИС его не приняли, ссылаясь на маленький рост, дефекты речи и украинский акцент абитуриента. «Мне говорили: «Вы очень талантливы. Но у вас два верхних зуба слишком широко расставлены — между ними ветер будет свистеть». Возвращаться в Киев «на щите» молодой человек не собирался. Увидев афишу, сообщающую о гастролях в столице Театра миниатюр Аркадия Райкина, Михаил решил добиться встречи с великим артистом и в течение недели караулил его у гостиницы «Москва».

С женой Брониславой, дочерью Светланой и внучкой Аней
С женой Брониславой, дочерью Светланой и внучкой Аней
Фото: Фото из личного архива

Наконец Светин приметил выходящего из автомобиля Райкина и бросился к нему с криком: «Хочу у вас работать!» Слегка оторопевший Аркадий Исаакович сказал: «Будь вы хоть трижды талантливы, взять вас я не могу — штат всего 12 человек, и нет ни одной свободной единицы». Светин не отступал и упросил Райкина, чтобы он послушал его. Маэстро назначил встречу на следующий день в театре Маяковского. «В полдень я стоял у служебного входа и ждал Аркадия Исааковича. Он провел меня внутрь и велел идти на сцену». Светин вышел, сложил руки на животе (где-то видел, что чтецы так делают) и начал читать рассказ Чехова «Оратор». «Вы мне понравились, беру вас в театр учеником!» — сказал Райкин.

«Несколько месяцев Аркадий Исаакович пытался со мной работать, терпеливо поправлял речь, показывал, как ищет характер персонажа, походку, тембр голоса… Мне же все это казалось элементарным, само собой разумеющимся. Мания величия росла день ото дня. Я же еще и какие-то деньги получал. И начал позволять себе недопустимое. Во-первых, учил Райкина играть: мол, здесь, Аркадий Исаакович, вы неправильно уходите со сцены. Во-вторых, я курил, выпивал и просыпал репетиции. Меня ругали, а я парировал: «Что же это — я за свои деньги и выпить не могу?» На сцену Светина так ни разу и не выпустили, считая, что ему нужно еще подучиться. Однажды он выпросил у Райкина одну фразу в спектакле. «Готовился, волновался, мандражировал, — вспоминает актер. — А накануне напился и уснул в кулисе. Так и проспал свой дебют.

После очередной моей выходки у Аркадия Исааковича случился сердечный приступ. Три месяца длилось мое ученичество, а потом меня отлучили от театра».

Послонявшись по Москве без работы, Светин отправился в Сад имени Баумана на актерскую биржу — была в Москве такая. Один директор театра стал расспрашивать Михаила, где он учился, где играл. К тому времени Светин мог похвастаться только ролями в драмкружке музыкального училища. Но, видно, парень ему понравился, и он пригласил его к себе, назначив хороший по тем временам оклад — 600 рублей. «Велел мне приезжать в город Камышин. Я спрашиваю: «Где это? Хотя бы приблизительно!» — «Ну как где? В Волгоградской области! Там еще арбузы». Да мне было уже все равно, главное, что еду в театр. Мне дали сразу одну из главных ролей. И как будто я всю жизнь работал на сцене!

С Людмилой Гурченко в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова». 1981 г.
С Людмилой Гурченко в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова». 1981 г.
Фото: Фото предоставлено телеканалом НТВ

Ну не было никакого зажима!» — вспоминает Светин. После Камышина были театры Кемерова, Петропавловска, Иркутска, Петрозаводска и, наконец, Пензы. Однажды в этом городе гастролировал Киевский театр оперетты, и актеру удалось в него устроиться. Но оттуда Светина выгнали из-за его национальности. «Моя настоящая фамилия — Гольцман. И она уже была отпечатана на афишах спектакля «Севастопольский вальс», как вдруг «сверху» потребовали снять меня с роли и вообще убрать из труппы, чтобы потом не говорили, что из театра, мол, устроили филиал синагоги». В том, что актер сменил фамилию, «виновата» его дочь Светлана. «После ее рождения в 1965 году я и взял псевдоним Светин — я ведь Светин папа, но по паспорту еще 20 лет оставался Гольцманом».

Сниматься в кино Михаил Семенович хотел всю жизнь. Мечта осуществилась, когда артисту было уже за сорок. «Дело было в Киеве. Мой родственник договорился с осветителем, работавшим на студии Довженко. По большому блату меня туда провели и загримировали, чтобы попробовать на роль приятеля главного героя. Режиссер посмотрел на меня, расхохотался и сказал: «Уберите его!» На этой же студии работал комедиограф Виктор Иванов. Он увидел Михаила в коридоре и предложил попробоваться на одну из главных ролей в картине «Ни пуха, ни пера». Потом Элем Климов пригласил актера в «Агонию», и пошло-поехало. «На кастинге я познакомился с Евгением Евстигнеевым, он пробовался на роль Распутина. Вот это был мастер! Он глазом чуть-чуть поведет — и получается иной образ! Немного опустит ресницы — и перед тобой уже другой человек».

Через семь лет Светин встретился с Евстигнеевым на съемках фильма «Любимая женщина механика Гаврилова». Там же Михаил Семенович познакомился с Людмилой Гурченко. «Я ее сначала побаивался. Людмила Марковна — актриса высокого класса. Старался, конечно, ей соответствовать. А потом мы подружились. Люся оказалась душевным человеком. Несмотря на ее огромную популярность, она проста в общении, у нее нет никаких понтов».

Больше всего ролей Светин сыграл у Леонида Гайдая. «Ни один режиссер не терпел меня так долго. Может быть, я и не был его любимым актером, но он снял меня в половине своих фильмов. А начиналось наше сотрудничество очень забавно. Это была картина «Не может быть!». Я был еще совсем зеленый по меркам кино актер, но по дурацкой привычке постоянно спорил с режиссером и давал ему советы, как и что снимать.

Например, Гайдай говорит оператору: «Здесь бери Светина крупно». Я его перебиваю: «Ничего подобного! Тут надо снять мой выход издалека». И начинается спор. В конце концов Леониду Иовичу надоело со мной препираться, и он меня послушался. Получилось черт-те что», — смеется Светин. На съемках начинающий киноактер много общался с Михаилом Пуговкиным. «Миша мне сразу сказал: «Тебе надо пробиваться через комедию!» Пуговкин рассказывал, что его поначалу не ценили, потому что он никак не мог попасть в свой жанр. Но когда обнаружили комический талант, все сразу встало на свои места». С другим партнером, Вячеславом Невинным, Светин проводил время и за пределами съемочной площадки. «Обычно мы ходили со Славой по городу и балагурили. Я был при нем, уже известном актере, как подпасок.

Разница в комплекции делала из нас очень колоритную пару». Светин до сих пор жалеет, что не снялся в последнем фильме Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода...». «Дело в том, что в предыдущей гайдаевской комедии «Операция «Кооперация» дочка моего героя, тонущего в кооперативном клозете, вопрошала: «Папа, что будем делать?» — на что я философски отвечал: «Надо прощаться!» А в фильме «На Дерибасовской…» на вопрос: «Что делать, товарищ Кац?» — мой герой должен был ответить: «Надо сдаваться!» Я вскипел: «Что вы меня держите на штампованных репликах?!» Гайдай спросил: «А какую роль вы бы хотели сыграть?» Я ответил: «Мне надо подумать». Режиссер повесил трубку. И пригласил Джигарханяна.

По словам Светина, он очень хотел сняться у другого корифея комедийного жанра — Эльдара Рязанова.

Если взрывной Светин разойдется, унять его может единственный человек — Женя
Если взрывной Светин разойдется, унять его может единственный человек — Женя
Фото: Юрий Феклистов

Режиссер несколько раз примеривался к актеру и однажды все-таки нашел для него роль. «Рязанов пригласил меня сниматься в «Служебном романе». В сценарии была довольно большая роль — мужа секретарши Верочки, которую сыграла Лия Ахеджакова. Пробы прошли нормально, я даже приезжал в Москву, репетировал с Ахеджаковой. По всем расчетам уже должны были начаться съемки, но из Москвы что-то не звонили. И вот однажды мы встретились с Рязановым в театре. Я обрадовался. Мы поздоровались, расцеловались. Тут он и говорит: «Знаете, Миша, я не звонил, потому что не хотел вас огорчать… Но так получилось, что вашего персонажа вырезали из сценария. Но мы обязательно придумаем еще что-нибудь!» Конечно, я расстроился». Через два года актера пригласили на кинопробы другого рязановского фильма «Гараж».

Из нескольких претендентов на роль тромбониста оставили Светина и Фараду. Художественный совет выбрал Фараду. «Как мне потом рассказывали, редактор фильма, к мнению которой Эльдар Александрович очень прислушивался, сказала обо мне: «Смешной-то он смешной, но уж больно Гайдаем отдает!»

У третьего великого комедиографа — Георгия Данелии — Светин из-за своего непростого характера сыграл крошечную роль, хотя планировалось еще две сцены с участием его персонажа. Дело было в Ярославле, где снимался знаменитый фильм «Афоня». Нужные эпизоды с участием Светина не успели отснять в отведенное время, и Георгий Николаевич попросил актера задержаться еще на пару дней. «Я отказался, так как меня ждали на ленинградском телевидении — там у меня были какие-то более важные, как мне тогда казалось, дела.

Данелия вспылил, при всех послал меня к черту и отпустил на все четыре стороны. В результате лента вышла даже без моего голоса — шофера Воронцова озвучил другой человек».

Если взрывной Светин разойдется, унять его может единственный человек — супруга Бронислава Проскурнина. Рука об руку они идут по жизни уже полвека. «Не знаю, что она во мне нашла, никакой ценности как супруг я точно не представляю. Все хозяйство на ней. Я гвоздя вбить не могу, а она и вобьет, и доску распилит, и ремонт сама сделает. За что она меня ценит — загадка, — улыбается актер. — Конечно, я ее оберегаю, приношу всю зарплату домой, не пью, мою посуду. Правда, у нас с ней большие разногласия по поводу режима дня. Она — жаворонок, падает спать уже в одиннадцать, а я бодрствую до четырех ночи».

Будущие супруги встретились в Камышине. Брониславе тогда едва исполнилось 17 лет, это был ее первый театральный сезон. Их свел спектакль «Брак поневоле». Девушка сразу понравилась Михаилу. «Она будет моей женой!» — уверенно заявил тридцатилетний Светин. «Но Броня никак не соглашалась, хотела подождать, — вспоминает актер. — Тогда я ей говорю: «Если ты не согласишься, я женюсь на Ире (дочь местного комика)». И она мгновенно согласилась!» Из загса молодых выгнали, потому что невесте еще не исполнилось восемнадцати лет. Так что свадьбу пришлось сыграть через год. «Спокойной нашу жизнь назвать было нельзя. Мы с Броней постоянно переезжали из города в город. Разве это жизнь! Как-то жена мне говорит: «Давай ребенка родим, а то потом будет поздно». Я поговорил с мамой, она сказала: «Рожайте, а я малыша к себе возьму».

Света появилась на свет в Киеве. Воспитывали ее поначалу моя мама и брат Леня. А мы в это время работали в Кемерове». После двенадцати лет кочевой жизни актеры решили осесть в Ленинграде, забрать дочь, которая училась уже в четвертом классе, и, наконец, зажить спокойно. «Я сразу полюбил этот город и смело могу сказать, что я здесь счастлив! Хотя нет, не совсем. Сейчас мне нельзя есть сало, и это причиняет мне ужасные страдания. Я же киевлянин! Раньше вставал ночью, крался на цыпочках к холодильнику и съедал кусок сала. А сейчас — все», — вздыхает артист. Шестнадцать лет назад Светин перенес шунтирование сердца и теперь ест не то, что нравится, а то, что предписано диетой: овощи, рыбу, нежирную говядину...

Дочь Света с детьми Аней и Александрой сейчас живет в Нью-Джерси, где зять Сергей работает по контракту программистом.

«Я сильно скучаю по ним. Мы с дочкой очень любим друг друга. Никто меня не понимает так, как Светка, — сетует актер. — Она звонит мне два раза в день — как только просыпается и перед сном. Они обо мне заботятся всей семьей. Вот купил я новый мобильный телефон, а ребята мне объясняют из Америки, как регулировать звук. Помню, два часа втолковывали, как отключить аппарат на ночь».

В свои 80 Михаил Светин до сих пор выходит на сцену Театра комедии имени Акимова, где работает последние 30 лет, в спектаклях «Тень» и «Свадьба Кречинского». «Могу с гордостью сказать, что на Светина ходят. На моих спектаклях всегда аншлаг. Я не чувствую своего возраста и все как мальчик бегаю, прыгаю, танцую.

Меня встречают и провожают аплодисментами. В этом смысле я очень счастливый человек. Есть артисты, которых в моем возрасте уже не узнают, а ко мне на улице до сих пор лезут обниматься или, что хуже, целоваться. Я ведь начал сниматься в 44 года и с тех пор почти не изменился». Кстати, приглашения сыграть в том или ином фильме Светин теперь чаще всего отвергает. «Я сыграл в десятках прекрасных картин, зачем мне очередные «Менты»? Почти всем отказываю. Сижу спокойно, я же с голоду не помираю. Только бы продержаться подольше. Очень хочется помочь младшей внучке Саше. Аня у нас художница, а вот Сашка точно будет актрисой! Она на меня очень похожа. У нее такая же короткая шея и светлые волосы. Внучка совсем не боится камеры. С раннего детства танцует, поет, читает стихи и без умолку болтает. Совсем как я».

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Как коронавирус изменил мир и медицину
Пандемия коронавируса, начавшаяся в конце 2019 года, изменила мир, и не только медицинский: многие компании отправили своих сотрудников на удаленку, стремительно стали развиваться различные онлайн-сервисы, люди начали более трепетно относиться к своему личному пространству, повысился уровень личной и общей гигиены и т. д.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог