Мерил Стрип: «Мои «Оскары» сродни пустым банкам...»

У нее есть то, что французы называют «joie de vivre» — умение наслаждаться жизнью в полной мере.
Мария Обельченко Париж
|
16 Октября 2009
Фото: RussianLook.com

В Голливуде безжалостны к немолодым актрисам. Кто-то сдается и полностью исчезает с экранов, кто-то безропотно переходит на роли бабушек. Но только не Мерил Стрип. И дело не в пятнадцати номинациях на «Оскар» и двух золотых статуэтках, полученных уникальной актрисой. У Мерил есть то, что французы называют «joie de vivre» — страсть к жизни, умение ею наслаждаться в полной мере. И поэтому она и в 60 лет получает роли, о которых молодые могут лишь мечтать.

В парижском отеле «Георг V» яркое солнце заливало огромный номер с видом на все еще зеленые кроны каштанов.

Мерил, в скромной шелковой блузке, черных брюках, очках и с распущенными по плечам светлыми волосами, можно было бы принять за интеллигентную учительницу, если бы не голос, улыбка, искренний чуть гортанный смех и привычка совсем по-детски закатывать глаза, запрокидывать голову и всплескивать руками. И еще — перебирать, словно играя с ними, крупные, темно-зеленого стекла бусины из ожерелья на шее. Тонкая, лилейно-белая кожа кажется почти прозрачной, а едва заметные тонюсенькие морщинки прорезают ее, лишь когда Мерил смеется. А смеется она много и с удовольствием жизнерадостного и — что особенно ценно — исключительно доброжелательного человека.

А еще в этой удивительной женщине, с которой можно так легко и просто общаться, чувствуется класс (который, как известно, не покупается) и безупречное воспитание уроженки восточного побережья, окончившей Йельский университет. А это сейчас такая большая редкость в мире шоу-бизнеса, что хочется долго не отпускать руку легендарной, но такой близкой и реальной Мерил, которую на прощание она протягивает корреспонденту «7Д».

— Нора Эфрон, режиссер фильма «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту» (Нора Эфрон — признанная королева романтических комедий, в ее кинематографическом резюме режиссера и сценаристки — картины, ставшие классикой: «Когда Гарри встретил Салли», «Вам письмо» и «Неспящие в Сиэтле». — Прим. ред.), рассказала мне, как вы случайно встретились в театре.

Тогда она только собиралась снимать фильм о легендарной американской героине Джулии Чайлд — ведущей кулинарного шоу. Ее книгу считала своим долгом иметь у себя каждая американская хозяйка, ну примерно как Библию. И вы тут же попросили у нее эту роль. Немедленно. Причем прямо на глазах у изумленной Норы стали выше на целую голову — ведь Джулия была очень высокой, под два метра, гораздо выше вас.

— Я всегда думаю о себе как об очень высокой женщине! (Смеется.) У меня два младших брата, и я привыкла все детство и юность быть намного их выше — это очень многое мне дало в плане самооценки. Но я еще сказала заветную фразу «Bon аppetit», которая и сразила Нору наповал! (Смеется.) Ведь она сама очень сильно увлечена кулинарией.

В фильме «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту»
В фильме «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту»
Фото: OutNow

— А вы любите готовить?

— Иногда. А иногда — нет, но, в общем и целом, увы, я не великая кулинарка. К счастью, мой муж никогда не жалуется, может, оттого, что сам не умеет готовить? (Смеется.) Мое любимое блюдо — запеченный в духовке цыпленок. Долгие годы мне казалось, я его готовлю очень даже прилично. Но ознакомившись с рецептом Джулии Чайлд — а на площадке у нас работал суперпрофессиональный повар и бесконечно что-то готовилось по рецептам из ее знаменитой книги «Постигаем искусство французской кухни», — вынуждена была признать: цыпленок мой никуда не годится. Неправильно он у меня в масле себя ощущает, не совсем та температура, недостаточно специй — словом, то, да не то. Еще я узнала, что после того, как нарежете лук, нужно вымыть руки с солью, чтобы избавиться от запаха.

Моя мама очень плохо готовила, причем принципиально не хотела тратить на это свое время и силы. Она говорила: «Если обед не готов за 20 минут, это не обед!» (Смеется.) Понимаете, у нее было столько всяких интересов в жизни, увлечений, она так от души жила и не хотела тратить время на пустяки вроде готовки. Так вот, Джулия Чайлд тоже была наделена этим счастливым даром, но именно это и сделало из нее великую кулинарку. Она обожала жизнь во всех ее проявлениях, любила вкусно поесть и вот — о-ля-ля! — уже окончила в Париже самую знаменитую кулинарную школу (куда допускались тогда только мужчины, а к ней, американке, относились и вовсе как к ходячему недоразумению!). Но она умела жить без страха, как и моя мама, и когда входила, в комнате сразу становилось ярче, словно включали дополнительный свет. Я хотела сыграть эту женщину в честь своей матери.

— Но вы сами верите, что умение вкусно готовить помогает снять стресс?

— Конечно!

Но только в том случае, если у вас получается. Все равно как плавание — тоже прекрасно снимает напряжение, но только если вы умеете плавать, не так ли? (Смеется.) А если не умеете готовить, то этот процесс может стать самым чудовищным стрессом во всей вашей жизни! (Смеется.) Я помню, возвращаясь к воспоминаниям детства и маме, как мы пришли как-то в гости. И я увидела на столе у хозяйки дома какие-то мячики, похожие на теннисные. «Что это делает твоя мама?» — спросила я ее дочку. «Как что? Чистит картошку, чтобы приготовить картофельное пюре», — удивилась моя приятельница. «А разве оно не продается в коробках?» — в свою очередь удивилась я. Я в жизни до этого не видела картошку!

(Смеется.) Мы все тогда гордились американскими изобретениями в области кулинарии — можно было все что угодно купить в уже готовом консервированном виде, запаянном в чудные нарядные баночки, коробочки и пакеты! Вот почему Джулия Чайлд со своими адаптированными к Америке рецептами французской кухни произвела настоящую революцию и стала идолом миллионов домохозяек. И, полагаю, их мужей тоже. (Смеется.)

Мне кажется, этот фильм все-таки не столько о кулинарии, сколько о любви. Любви супружеской и безусловной, такой, в какую мы почти перестали верить. Ведь в лучшем случае можно посмотреть — в кино, я имею в виду, — романтическую комедию, где пара проходит множество всяких испытаний и недоразумений, прежде чем наступает хеппи-энд. А здесь муж и жена любят и поддерживают друг друга во всем, с начала и до конца, и именно это оставляет невероятное послевкусие — может быть, даже более тонкое, чем упоительные кулинарные изыски на экране…

Эта пара — Джулия и ее муж, сколько мы ни читали о них со Стэнли (Стэнли Туччи — актер и партнер Мерил по фильму «Дьявол носит Prada», а в «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту» играющий ее преданного мужа Пола, американского дипломата в Париже. — Прим. ред.), действительно были в реальной жизни столь же преданны друг другу.

С дочерьми Луизой, Грейс и Мэри (слева направо)
С дочерьми Луизой, Грейс и Мэри (слева направо)
Фото: Zak brian/Gamma/East news

Но именно их любовь и давала энергию, которую они могли вкладывать в свою работу. Ну и еще у них не было детей. Это может людей сломить, а может, напротив, еще сильнее объединить в желании быть счастливыми. Мой муж Дон (браку Мерил со скульптором Доном Гаммером уже исполнился 31 год.

— Прим. ред.) точно так же меня во всем поддерживает. Он удивительный, потому что ему нравится все, что я делаю! (Смеется.) Даже когда что-то не получается, он, понимая всю глубину моего разочарования, делает вид, что ничего не заметил, и все равно меня хвалит.

— Нора Эфрон еще сказала, что вы поставили ей только одно условие: вашего супруга должен играть Стэнли Туччи…

— О да! У нас с ним необыкновенная «химия»! Мы давно друг друга знаем и дружим. На Рождество играем в шарады — и всегда по разные стороны баррикад. Так что умеем вцепиться друг другу в глотку, как старые добрые супруги! (Хохочет.) Стэнли, когда приходит к нам домой, какое-то время смотрит, как я мечусь по кухне, а потом мягко, но решительно меня отодвигает и все делает сам.

Он знает, что я могу впасть в истерику, если что-то не будет получаться. Стэнли — из семьи кулинаров и отлично готовит. Даже ресторан был у него одно время, но, увы, он слишком хороший и умный актер и режиссер, чтобы быть еще и бизнесменом.

— Скажите, а вы лично были знакомы с Джулией Чайлд?

— Лет за десять до ее смерти я позвонила ей с просьбой присоединиться к движению, в котором давно принимаю участие. Мы хотим, чтобы в магазинах появлялось как можно больше экологически чистых продуктов и чтобы они были доступны всем слоям населения. И, разумеется, это значит, что все, кто имеет отношение к тому, что мы едим, должны прекратить использование пестицидов и прочей гадости в сельском хозяйстве.

С актером Джоном Казале (справа) Мерил была помолвлена. Кадр из фильма «Крестный отец»
С актером Джоном Казале (справа) Мерил была помолвлена. Кадр из фильма «Крестный отец»
Фото: OutNow

И Джулия Чайлд меня тогда… отшила! Заявила, что, мол, не верит во всю эту продуктовую и диетическую вакханалию и не желает в этом участвовать. Правда, позже она все-таки поменяла свою точку зрения и, хотя я лично с ней больше не общалась, выступила в поддержку наших усилий.

— Скажите, вы себя не ощущаете примером для подражания для нынешних молодых актрис?

— Ну разве только в том, что мне удалось дожить до 60 лет и продолжать сниматься! (Смеется.) Это практически недостижимый результат в Голливуде! Впрочем, дожить до 60 лет и продолжать вести полноценный образ жизни, занимаясь любимым делом, сложно не только в Голливуде, я полагаю. Так что получается, примером я могу служить не только для актрис!

— А как вам удается оставаться такой... нормальной в Голливуде? И не пиарить себя по любому достойному и недостойному поводу, как это сейчас полагается…

— Да я же там не живу уже давным-давно! Мы живем в основном в Коннектикуте и периодически в Нью-Йорке. Знаете, я так рано забеременела в первый раз, и потом еще много раз беременела — у меня четверо детей, — так что как-то не до того было! (Смеется.) Ни одной секунды свободной: то с животом, то с грудью кормящей, то на съемках — какой уж тут пиар! Хотя, может, я и не права вовсе. (В этот момент в комнату, вежливо попросив прощения за вторжение, заходит Стэнли Туччи, забывший свой пиджак, и с серьезной миной говорит: «А я остался таким нормальным не потому, что был беременным, а потому, что был очень занят, делая...

беременными других». Мерил разражается громогласным хохотом и даже снимает очки, чтобы промокнуть глаза.)

— У вас трое дочерей и сын — и действительно, вы классическая мать, всех сами родили, воспитали…

— …И это, поверьте, было очень и очень нелегко. Трое девочек — представляете, сколько было и есть драм в моем доме?! Влюбленности, страсти, разочарования — сумасшедший дом! К счастью, мои девочки очень близки друг с другом, они — лучшие подруги, что не так уж часто бывает у родных сестер. И это дает мне возможность иногда немного расслабляться. Они поддерживают друг друга — и это особенно важно, когда имеешь знаменитую мать. А так им по крайней мере есть кому на меня пожаловаться — они жалуются друг дружке.

Ну и безусловно, у них есть большой старший брат, всегда готовый прийти на помощь. Вот только грустно, что они так невероятно быстро выросли, стали взрослыми. Даже младшая в этом году окончила школу. Я понимаю, что так и должно быть, но как же трудно примириться с мыслью, что фактически мои дети уже вылетели из родительского гнезда.

— У вас нет продюсерской компании, ресторанов, линий одежды, парфюма имени себя — похоже, вы не считаете себя деловой женщиной?

— Нет. Это было бы слишком. Актриса, мать, да еще и бизнесвумен? Я бы не смогла все это совмещать. Да мне и неинтересно. Я очень глубоко всегда отдаюсь чему-то одному — например, каждой своей роли. Но работа над фильмом заканчивается, и я могу вернуться домой, к своей семье, детям.

А бизнес требует ежедневного участия, ежеминутных усилий. Он связывает тебя полностью. Моей работой — настоящей, полноценной — всегда было воспитание детей. А актерство — всего лишь хобби, по большому счету позволяющее получить невероятное наслаждение и, безусловно, заработать деньги. Поэтому мне, наверное, и позволяют мои близкие его, это хобби, до сих пор иметь! (Смеется.)

— Ну хорошо. А как вы все-таки снимаете стресс, не позволяете ему отравить вам радость жизни?

— Любовь, еда, секс — обычные вещи! Как у всех! Даже не знаю, что еще… О, фитнесом я не занимаюсь, сразу скажу. Я должна, я пыталась, но не могу. Плавать люблю, на лыжах кататься. Черт, да у меня и времени-то ни на какие хобби не остается. Я же говорю, актерская игра — мое главное хобби, мои физические упражнения, моя терапия, мое наслаждение, причем часто такое, знаете, словно бы запретное.

Я испытываю чувство вины, как будто получаю удовольствие, занимаясь чем-то неприличным, — ведь у меня же дети, дом, семья!

— Это правда, что до того, как вы вышли замуж за Дона Гаммера, вы пережили трагическую любовную историю?

— У этой истории был трагический конец. Но не из-за любовных проблем. Мой друг актер Джон Казале (мы с ним вместе снимались в «Охотнике на оленей», а познакомились в театре, где я начинала свою актерскую жизнь) долго и тяжело болел и, к сожалению, умер. Мы были помолвлены, но его страшная болезнь все разрушила... Я почти два года была с ним рядом, поддерживала и заботилась, как умела…

Особенно во время съемок «Охотника...», когда ему было совсем худо и режиссер хотел снять его с роли. (Стрип тогда пригрозила, что тоже покинет съемки. — Прим. ред.) Было очень страшно и больно и временами невыносимо, так что хотелось сбежать, все бросить. Наверное, из-за этого я не чувствовала себя в молодости по-настоящему молодой. Я себя чувствовала тогда примерно на столько же лет, как ощущаю и сейчас. Слишком тяжелую взяла на себя тогда ношу.

— Скажите, вот ваша признанная во всем мире актерская слава, ваша успешная карьера — сравнимо ли все это для вас эмоционально с тем, как вы переживаете успехи и радости ваших детей?

— Это абсолютно несравнимо. Я молюсь, умираю, страшусь, схожу с ума из-за своих детей.

С мужем Доном Гаммером на церемонии вручения призов американской киноакадемии. 1979 г.
С мужем Доном Гаммером на церемонии вручения призов американской киноакадемии. 1979 г.
Фото: Wenn/All over press

Все мои мысли, страдания, переживания, радости — все это связано только с детьми, только с их бедами, радостями, переживаниями. Если вы родитель, то всегда живете с определенным уровнем тревоги. Когда я получаю удовлетворение от роли, я бываю счастлива. Безусловно. Тем более что я жуткая пессимистка и всегда жду худшего. Соответственно, когда мои негативные ожидания не сбываются, я искренне всякий раз радуюсь и удивляюсь. Знаете, я во многом похожа на свою мать, но вот такого дара оптимизма, бесстрашия и неизменной жизненной энергии я от нее в полной мере, к сожалению, не унаследовала. Наверное, больше похожа на своего отца. С его вечными страхами за будущее, за своих детей, семью, переживанием наших успехов и неудач. Мама моя была художницей, что вы хотите! А отец — одним из ответственных руководителей крупной фармацевтической компании.

Я же кошмарю, если мне так будет позволительно выразиться, только несчастных дизайнеров и художников по костюмам во время съемок. Они меня боятся как чумы, это правда. Я ведь окончила университет с дипломом художника по костюмам, а вовсе не актерским, как многие до сих пор полагают.

— Ваши дети вас чему-то научили?

— Да они меня беспрерывно учат! Я и шагу не могу ступить, чтобы меня не критиковали, не давали мне указаний, не инструктировали — как и что делать, как себя вести, что сказать, как одеться, вести машину и так далее, до бесконечности. Домашняя полиция! А как они любят надо мной насмехаться, боже мой! Рассказываю какую-то смешную (с моей точки зрения) историю. И нарочно неправильно произношу слово.

Что тут начинается! Наверное, таким образом они сбивают с меня спесь знаменитой артистки — несуществующую, правда, спесь, но так, для профилактики. (Смеется.)

— Но это лучше, чем безразличие, равнодушие, разве нет?

— О, конечно же! Но я вижу в таком поведении более глубокий смысл. Приходит пора, когда детям, как это ни печально, нужно расставаться с родителями, рвать с ними тесные связи, складывающиеся с рождения, избавляться от нас. И им это тоже больно, непривычно, страшно, вот они и стараются заранее себя как бы освободить от нашей опеки, словно бы слегка принизить ту любовь, которую они к нам испытывают. Прежде чем уйти в свободное плавание, где их уж никогда не будут так опекать, ограждать от всего на свете, поучать, в конце концов.

Я, кстати, знаю за собой этот грех — противный менторский тон, желание прочитать лекцию, поучение, даже если стараюсь облечь это в какую-то забавную, несерьезную внешне форму.

— Как вы отнеслись к выбору вашей старшей дочери, когда она решила стать актрисой?

— Мои дети все знают об этой профессии. Они видели моих друзей, которые, несмотря на огромный опыт и успешную карьеру, сейчас, в возрасте 50—60 лет, вынуждены ходить на все пробы, как начинающие, умолять продюсеров, чтобы им дали роль. Они знают, какие трудности переживала за почти 40 лет в профессии я сама. Это было так невероятно, невероятно смело со стороны Мэри — все-таки решиться и встать на этот путь, я ею безмерно горжусь и восхищаюсь. Лучшая Соня, какую я когда-либо видела в «Дяде Ване», — это моя дочь.

И честное слово, я совершенно объективна, поверьте, но те несколько ролей, что она сыграла, в том числе в театре, просто потрясающие. Она большая умница. Мой сын Генри — ему 29 лет — музыкант. Недавно он меня чуть не свел с ума. Он, кто ни разу еще не похвалил меня ни за одну мою роль, сказал, посмотрев фильм «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту»: «Мама, это твоя лучшая работа!» По-моему, ему всегда было немного стыдно перед друзьями, что я ни разу не снялась в фильме ужасов! (Смеется.) А меня даже заставить посмотреть такое кино нереально. Я только закончила учиться, когда продюсер Дино де Лаурентис по настоянию своего сына встретился со мной на предмет роли в «Кинг-Конге». И я ему жутко не понравилась. И он своему сыну, не подозревая, что я неплохо знаю итальянский, сказал: «Зачем ты привел сюда эту страшную блондинистую девицу?»

Я ему что-то ответила — не важно что, но на итальянском языке. Он был, надо отдать ему должное, страшно смущен.

— Многие говорят, что Мерил Стрип больше ничего не боится и именно поэтому соглашается на такие роли, как, например, Донна в фильме по мотивам «АBBA» «Mаmmа Mia!».

— Мой агент сказал: «Наверное, ты вряд ли захочешь это делать…» А я завопила: «Скажи «ДА»!» В этом дивном мюзикле немолодым женщинам дают возможность развлекаться и развлекать публику — да ради этого я готова была пойти на все! Была и еще одна причина. Вскоре после ужаса, пережитого нами в сентябре 2001 года, я пошла со своей младшей, тогда ей было 10 лет, дочкой Луизой и ее друзьями в бродвейский театр на мюзикл «Mamma Mia!».

«Домашние меня беспрерывно учат! Я и шагу не могу ступить, чтобы меня не критиковали, не инструктировали — как себя вести, что сказать, как одеться, и так до бесконечности. Домашняя полиция! А как они любят надо мной насмехаться, боже мой! Наверное, таким образом они сбивают с меня спесь знаменитой артистки — несуществующую, правда, спесь, но так, для профилактики»
«Домашние меня беспрерывно учат! Я и шагу не могу ступить, чтобы меня не критиковали, не инструктировали — как себя вести, что сказать, как одеться, и так до бесконечности. Домашняя полиция! А как они любят надо мной насмехаться, боже мой! Наверное, таким образом они сбивают с меня спесь знаменитой артистки — несуществующую, правда, спесь, но так, для профилактики»
Фото: Splash News/East news

И я испытала такое чувство благодарности к людям, которые именно в те дни показывали в Нью-Йорке спектакль, полный света и надежды! Это был подарок не только моей дочке и ее потрясенным трагедией одноклассникам, это был подарок нашему городу. Я написала записки всем участникам спектакля, пела и танцевала в проходе между рядами вместе со всеми. И когда получила предложение, не могла поверить. Когда-то в детстве я брала уроки вокала, мама водила меня на все концерты и в оперу. Но это было так давно. И вот пришел час прослушивания у Бенни Андерссона. У него в глазах таилась хитрющая усмешка, но я, понимая, что, по сути, прохожу сейчас самую настоящую пробу, ужасно нервничала. Впрочем, петь все равно было гораздо легче, чем танцевать. Дети, правда, устроили мне настоящую обструкцию: «Мама, неужели ты и впрямь собираешься во всех этих жутких нарядах плясать?», «О боже, когда выйдет фильм, мы уедем на Аляску!».

(Смеется.) Практиковаться в пении приходилось в гардеробной. Но если звук все-таки достигал их ушей, слышалось жалостливо-умоляющее: «Мама, ну пожалуйста!»

— Уже сейчас говорят, что за роль Джулии Чайлд вы наверняка будете номинированы на «Оскар»…

— В каком-то смысле те две статуэтки, что я уже получила, я могу сравнить с пустыми консервными банками — знаете, их еще иногда подростки привязывают к бамперу машины. Они приятно и ненавязчиво позвякивают всякий раз, как я снимаюсь в очередном фильме. Конечно, плюс в том, что люди с большим удовольствием идут смотреть кино с участием лауреатов «Оскара».

И это очень хорошо. Но в остальном, я думаю, вся эта шумиха и суета вокруг наград — это, как бы вам сказать, пустая, хотя и шумная, ловушка, западня… для тех, кто хочет в нее попасть.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Астрологический прогноз на апрель 2024 года
«Завершающийся март оказался месяцем, невероятно увлекательным с астрологической точки зрения. Но предстоящий апрель готов побить его рекорд. Судите сами!» — говорит практикующий ведический астролог Ирина Орлова.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог