Мария Миронова: «Сейчас я хочу просто быть счастливой»

«Я научилась абсолютно радостно, по-доброму и смело говорить «нет», - заявила Миронова.
Мария Миронова
Мария Миронова
Фото: Филипп Гончаров

Актриса Мария Миронова дала эксклюзивное интервью журналу «7 Дней».

— Маша, вы на целую неделю из Москвы переселились в Плес, в обычный деревенский дом. Как вам тут живется?

— Замечательно. Переселилась я в Плес не просто так. Меня пригласили в жюри IX Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало», и я с радостью согласилась вырваться из безумного московского ритма. В первый раз я сюда приехала три года назад на один день, чтобы просто увидеть моих любимых людей — Лунгина и Сокурова. За мной прислали машину, но я поехала на своей. В этот раз повторилась та же история. Сокуров смеялся: «Я так и знал, что она сядет за руль!» Он прав, я очень люблю управлять процессом. (Смеется.) 

И Плес стоит такой длинной дороги. Я не очень люблю торопиться, спешить, не люблю суету. А здесь время течет так, как мне нравится, — медленно, как в фильмах Тарковского. Плес очаровательный, здесь старинные домики, церквушки, прелесть этой реки. Здесь просторно, легко дышится. Город диктует легкое дыхание и свой темпоритм. Отрыв от цивилизации и больших городов прекрасен…

Мария Миронова
Мария Миронова
Фото: Филипп Гончаров

— Маша, мы с вами знакомы шесть лет, сделали не одно интервью, и мне кажется, что за это время вы изменились. Не внешне — внутренне…

— Это нормально, когда с течением времени человек меняется. (Улыбается.) Раньше меня очень занимала профессиональная реализация — театр, кино. Сейчас, как это ни страшно сказать, занимает гораздо меньше. Мне хочется только спокойствия и гармонии. Хочется общаться с близкими друзьями, ездить и смотреть мир. Мне вдруг дико понравилось уезжать куда-то далеко, в гогеновские места...

— Мне казалось, вы любите Ев­ропу. Вы производите впечатление человека консервативного. За­казываете один и тот же салат, пьете одну и ту же колу, кофе, курите привычные сигареты. Любите джинсы и черные майки…

— Иногда белые. (Смеется.) В чем-то я консервативна. Но у меня в жизни бывают резкие, абсолютно не спланированные повороты. Я хочу просто ощущать жизнь. Это моя основная цель.

— Кто составляет вам компанию в путешествиях?

— Друзья. В последний раз — моя подруга Ира, с которой мы дружим с пятого класса. Ира мне постоянно что-то рассказывает из нашего бурного прошлого и спрашивает: «Помнишь, Маш?» Я говорю: «Ир, у меня белый лист». Постоянно себя чувствую рядом с ней какой-то бабушкой-маразматиком, которая не помнит ничего. Отдельную картинку я еще могу вспомнить, а вот последовательный ход событий никак… Зато у меня есть Ира! Она помнит все детали, названия, где она была, куда мы ездили вместе, все подробности… 

 «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»
Дебют Марии в кино: роль Бекки Тэтчер в фильме Говорухина «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна». 1981 г.

Нет, конечно, кое-что и я не могу забыть, это просто невозможно. Например, как мы, шестнадцатилетние, совершенно отчаянно поехали на Кавказ, в Хосту, недалеко от Гагры. Просто взяли билеты и отправились две молоденькие девушки. Удивляюсь, как нас мамы туда пустили. У нас ведь даже с жильем ничего не было определено. Сначала мы думали, что будем жить в квартире, потом оказались в отеле. Правда, оте-лем его было сложно назвать — там не было ни ванны, ни туалета. Мы были спортивные девочки и каждое утро совершали пробежки по набережной. Ира — худенькая, очень красивая блондинка модельной внешности. А кругом кавказские мужчины. Абсолютно безбашенная поездка… По-детски веселая… 

Слава богу, ничего страшного с нами тогда не произошло. Я до сих пор обожаю «детские» варианты отдыха. Так же мы отдыхаем с моим другом Пашей Каплевичем. Мы как дети из художественной школы — можем ходить по музеям по двенадцать часов, так что уже все путается в голове. Или у нас купания ночью в море. Какие-то праздники, но тоже с художественным уклоном. Вот именно с Пашей я объездила множество городов и стран, просмотрела все лучшие музеи мира.

— Что вас больше всего впечатлило в последнее время?

— Сейчас у меня настал такой момент в жизни, когда я хочу быть подальше от цивилизации. Очень люблю искусство и культуру, но сейчас хочу посмотреть то, что Господь Бог сотворил. Например, на Сейшелах, где я была недавно, удивительные птицы, безумное количество каких-то рыб, которых я видела прежде только в океанариуме, и диковинная растительность. Господь Бог — великий художник, с которым никто не может сравниться. Вдалеке от цивилизации со мной происходит перезагрузка. Перезагружается мозг, психика. 

Мария Миронова
«В Москве столько дел и обязанностей каждый день, и все они кажутся такими важными... А на краю света понимаешь, что все это ерунда. Что мир огромный и прекрасный в своем многообразии»
Фото: Филипп Гончаров. На Марии платье A LA RUSSE Anastasia Romantsova

Эти путешествия помогают мне избавляться от гипертрофированного чувства ответственности. В Москве столько дел и обязанностей каждый день, и все они кажутся такими важными. А на краю света понимаешь, что все это ерунда. Что мир огромный и прекрасный в своем многообразии. И он не пошатнется ни на одну секунду от того, буду я нести ответственность или нет. Индийский океан меня потряс. Одна бухта похожа на озеро где-то в Италии. В другой — гигантские волны, и ты ощущаешь мощь стихии. В третьей бухте волны расходятся в две стороны. Я такое вообще первый раз в жизни видела. Еще у меня есть мечта — полететь в Австралию, в Новую Зеландию… Мечтаю о Рио-де-Жанейро. Но учитывая мой режим — репетиции, съемки и спектакли, это сложно.

— Почему вы пошли именно этой дорогой и решили стать актрисой? Вы ведь в детстве были очень скромной, даже закрытой девочкой…

— Я очень любила танцевать, обожала музыку, балет, оперу. Был период, когда я была буквально зациклена на Есенине и Айседоре Дункан. Мне хотелось быть как она. Танцевать перед публикой босой и свободной. Потом, лет в двенадцать-тринадцать, меня захватили фильмы Тарковского. Мама мне их показывала, потому что для нее он всегда был режиссером номер один. Я смотрела их и плакала. Не все понимала, но чувствовала, они трогали мое сердце и душу. Мне нравился фантазийный мир, существовать в котором было интересней, чем в мире реальном. 

Мария Миронова
«В детстве мне нравился фантазийный мир, существовать в котором было интересней, чем в мире реальном. Но я не любила, когда мне говорили: стань на табуретку и прочитай стихи. Не терпела и не терплю насилия, в чем бы оно ни выражалось»
Фото: Филипп Гончаров

Я все время что-то выдумывала, меня все равно в эту сторону тянуло. Но я не любила, когда мне говорили: стань на табуретку и прочитай стихи. Если я слышала подобное или «Маша, станцуй!», во мне кипел дух противоречия и я делала ровно обратное — пела. (Смеется.) Как-то отвернулась спиной к публике и стала танцевать. Это был мой детский протест. Не терпела и не терплю насилия, в чем бы оно ни выражалось. В насилии творчество не рождается.

— В восемь лет вы снялись в роли Бекки Тэтчер в фильме Говору­хина «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна». Помните свои ощущения?

— Это было мучением. Мы снимались в Сухуми при 40-градусной жаре, к тому же на нас светили софиты. А в пещере со сталактитами и сталагмитами было скользко и ужасно холодно. Иногда приходилось работать по ночам. Смены у всех были по 12 часов, у детей чуть поменьше. Но отдохнуть как следует нам не удавалось. Жили в гостинице, где было огромное количество клопов. Я трудно все это переносила. И у меня абсолютно не было никакой идеализации актерской профессии.

— Как вы попали в эту историю?

— Белый лист... (Смеется.) Помню только отдельные моменты. Когда снимали сцену в саду, где я должна была водить бычка, он сопротивлялся, и привели козу, которая ужасно пахла и с которой мне тоже не удалось найти общий язык. Так в фильм и вошли разные дубли — и с козой, и с бычком. А еще я ужасно боялась Талгата Нигматулина, который играл индейца Джо. Он пытался меня расположить к себе, общался, улыбался, но мы так и не подружились. Зато мы дружили с Федей Стуковым, Владом Галкиным и Игорем Сориным. 

Мария Миронова
«Плес очаровательный, здесь старинные домики, церквушки, прелесть этой реки. Здесь просторно, легко дышится. Отрыв от цивилизации и больших городов прекрасен…»
Фото: Филипп Гончаров

Из этой компании остался в живых только Федя Стуков — Том. Но из профессии он ушел… Еще помню, на премьере, по-моему в Доме кино, я ощутила разочарование и шок, потому что всех детей озвучили взрослые люди. Я на экране открываю рот, и звучит очень приятный, но чужой голос. Мне вообще было трудно принять себя на экране, а тут еще и говорю не я… У меня возникло детское ощущение, что к этому я вообще не имею никакого отношения. Я и теперь не очень люблю смотреть фильмы со своим участием. Ощущение, что кино не имеет ко мне никакого отношения, осталось с детства. (Улыбается.)

— Когда вы снялись в фильме «Свадьба» Павла Лунгина, писали, что Мария Миронова вернулась в кино спустя двадцать лет...

— На самом деле — через восемнадцать. Причем мне самой было двадцать пять. Это звучало забавно: подавалось с такой интонацией, будто я Людмила Гурченко.

— Лунгин — один из самых важных людей в вашей жизни. Как он вас нашел?

— Мы познакомились задолго до фильма «Свадьба». Я только что родила Андрюшку, вышла из декретного отпуска и перевелась на второй курс ВГИКа. И тут меня пригласили к нему на пробы. Правда, не утвердили. Но мы с Павлом Семеновичем познакомились. Он меня тогда приметил… А потом, когда я уже работала в «Ленкоме» и уже сыграла главную роль в «Двух женщинах», он пришел на спектакль. Просто купил билет. И утвердил меня на роль без проб. Позвонил и сказал: «Машка, у меня для тебя есть роль, приезжай!» Я приехала, получила сценарий. Потом Лунгин вызвал меня на «Мосфильм». Когда я зашла в комнату, там уже сидела съемочная группа, и Павел Се­менович сказал: «Познакомьтесь. Это наша главная героиня».

Мария Миронова и Марат Башаров  в фильме «Свадьба»
Мария Миронова и Марат Башаров сыграли главные роли в фильме «Свадьба» Павла Лунгина. 2000 г.

— Я слышала, это вы нашли себе в пару Марата Башарова и порекомендовали его Лунгину.

— Было немного не так. Лунгин со мной советовался, потому что пара должна была быть гармоничная. Мы сходили на спектакль к Марату. А потом Башаров пришел на пробы, и стало понятно, что это он, все склеивается.

— Как шли съемки?

— Они проходили в деревне Липки в Тульской области. Снимали круглые сутки без отдыха и сна. Ночью после съемок садились в машину и ехали в Москву, а утром возвращались в Тулу. Но ощущения тяжелой работы не было. Просто радость, которая длилась два месяца. Такой задор молодой, щенячий восторг от общения друг с другом и с Павлом Семеновичем, который вел себя с нами как мальчишка. Он все время делал какие-то сумасшедшие столы. Один стол переходил в съемочный день, который проходил за этим же столом, а потом переходил в другой стол…

— Вам всегда везло с партнерами и в кино, и в театре…

— Да. С первых шагов в профессии жизнь меня сталкивала с удивительными личностями. Начиная с Янковского. Ведь мой первый выход на сцену в премьере спектакля «Варвар и еретик» был под руку с Олегом Ива­новичем. Он был потрясающим партнером. Человек с юмором, с иронией и в то же время очень умный, глубокий, тонкий. Янковский дико волновался перед каждым выходом на сцену. И это было очень трогательно. Первое, что я запомнила, — его холодные от волнения руки. Просто ледяные. Но при этом он продолжал шутить и иронизировать постоянно. Перед генеральным прогоном Олег Иванович поднял мне тонус фразой: «Ну что, Миронова, талант спит?» И он действительно спал. (Смеется.)

Мария Миронова
«Подсознательно я тоскую по такой простой провинциальной жизни, на берегу большой русской реки, когда время течет медленно, как в фильмах Тарковского...»
Фото: Филипп Гончаров

— Захаров собрал в «Ленкоме» просто золотую труппу. Вы ведь и с Аб­дуловым работали…

— Да. У Абдулова было потрясающее, редкостное для актера качество, которое я не устаю вспоминать, — он был мужчиной во всех обстоятельствах и никогда этого качества не терял. Он женщину, актрису, во время работы на сцене всегда немножечко «пропускал вперед». Это изумительное свойство, очень мужское. И он, конечно, фонтанирующий был человек и рано сгорел, к сожалению.

— Если говорить про смену поколений в «Ленкоме», как она ощущается внутри театра?

— Все плавно происходит. Сейчас мне очень радостно, что Марк Ана­тольевич пригласил в театр артистов Игоря Миркурбанова и Виктора Вержбицкого, режиссера Константина Богомолова. Они внесли совершенно потрясающую энергетику в наш коллектив. Настолько гармонично вписались в труппу, что было полное ощущение, что они всегда здесь работали.

— В спектакле Богомолова «Борис Годунов» вы сыграли роль Марины Мнишек, за которую несколько дней назад получили «Хрустальную Турандот»...

— Я очень благодарна Косте за ту радость, простоту и легкость творческого процесса, которую он мне доставил во время репетиций этого спектакля. В какой-то момент на выпуске я даже немножко напряглась, мне показалось, что все слишком просто и радостно. Кабы не было потом грустно. (Смеется.) Но тем не менее творческие муки не наступили, а радость осталась. Сейчас Богомолов ставит «Идиота» Достоевского. И я радостно у него работаю. И получаю такие эсэмэски: «Репетиции завтра не будет». И подпись: «Идиот».

Мария Миронова
«Раньше меня очень занимала профессиональная реализация — театр, кино. Сейчас, как это ни страшно сказать, занимает гораздо меньше. Мне хочется только спокойствия и гармонии»
Фото: Филипп Гончаров. На Марии платье A LA RUSSE Anastasia Romantsova

— Вы конечно же играете Нас­тасью Филипповну? Страстную натуру и роковую женщину, встретив которую Рогожин говорит: «Увидел, и прожгло».

— Да! (Смеется.) Пока не до конца понятно распределение ролей, но могу сказать, что Збруев, которого я обожаю и с которым играю в спектакле «Борис Годунов», тоже будет принимать участие в «Идиоте». Я надеюсь, премьера будет в январе.

— Маша, после окончания ВГИКа вас настойчиво звали в «Школу современной пьесы», но вы выбрали «Ленком», где вас в общем-то никто не ждал.

— Я посмотрела там несколько спектаклей и решила для себя, что хочу работать именно там. И все. Это брак по любви. Я дико волновалась, когда шла на первый показ. Спасло то, что я танцевала, а движение мне всегда удавалось лучше всего, и я это больше всего любила. И, по-моему, я еще пела и что-то читала… Помню уже смутно. Все было как в тумане. 

Когда меня приняли в труппу, я была рада, но поначалу было нелегко. Марк Анатольевич Захаров умеет создать дополнительные сложности молодым артистам. Он проверяет, нащупывает, можешь ли ты барьер взять. Такая закалка воодушевляет на подвиги. И мне она очень нравится. У меня в этом смысле мальчишеский характер. Мне нужно преодоление. Когда говорят «это невозможно», у меня это вызывает огромный внутренний кураж. Тут же хочется доказать, что возможно все. Вот, казалось, все было невозможно с нашим фондом «Артист». Ведь, когда мы его создавали, был кризисный год...

Мария Миронова
По традиции фестиваля «Зеркало» Мария посадила дерево у Дома-музея Андрея Тарковского
Фото: Елизавета Карпушкина

— Вы боец. А были моменты, когда хотелось все бросить, уйти из профессии?

— Бросить фонд не хотелось. А мысли по поводу профессии меня иногда посещают, когда я не успеваю жить. Но все реже и реже. Потому что я научилась абсолютно радостно, по-доброму и смело говорить «нет», отказываясь от самых разных предложений. У меня нет страха, что перестанут предлагать роли, что я выпаду из обоймы, потеряю форму. Я больше не чувствую зависимости от профессии. У меня совершенно другая цель: быть счастливой. И жить. Просто жить здесь и сейчас...

— Где сегодня ваш жизненный интерес?

— Сейчас — на фестивале в Плесе. Здесь самые мои любимые люди: и Александр Сокуров, и Павел Лунгин, и Павел Каплевич, и Леша Боков — продюсер фестиваля, и мои друзья, которые приехали на несколько дней специально ко мне. Здесь все родные, все единомышленники и по сравнению с другими фестивалями не так много прессы. Поэтому, собственно говоря, я здесь, а не на «Кинотавре», где, кстати, ни разу не была. В Плесе — как в пионерлагере. Иногда нам устраивают праздники. Вчера, например, был огромный праздник в связи с фестивалем Тарковского. Мы ездили в Юрьевец, в дом, где он жил и где сейчас находится музей Андрея Арсеньевича. 

Местные жители всегда очень ждут участников фестиваля и встречают всем городом. Часть жюри ехала на автобусах, часть — на корабле. И случилась смешная история: у корабля отказал мотор, и он остановился посреди реки, не доплыв до места назначения ровно полпути. В результате те, кто добирался по воде, три часа болтались посреди реки, пока их не оттащили буксиром к причалу. Но несмотря ни на что, прием был замечательный. У дома Тарковского мы посадили сирень — есть здесь такая традиция. Потом поехали на Волгу, где расставили шатры. Нас очень вкусно кормили и угощали разными настойками. Прием был потрясающе теплым. И главное — люди. Я так им ­благодарна…

Мария Миронова с Павлом Лунгиным и Александром Сокуровым
Мария Миронова с Павлом Лунгиным и Александром Сокуровым на фестивале в Плесе
Фото: из личного архива Марии Мироновой

— Я видела, вы фотографировались с местными жителями...

— Да. Рассказывали мне, как они живут. Проснулись. К десяти на работу, в одиннадцать начинается первый перерыв, который заканчивается где-то в полпервого. Поработали еще полчасика — обед. Потом после обеда поработали еще несколько часов, и все — домой, тихий час. Подсознательно я тоскую по такой простой провинциальной жизни. На берегу большой русской реки, когда время течет медленно, как в фильмах Тарковского...

Благодарим русско-французский отель-ресторан «Частный визит» за помощь в организации съемки

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Ретроградный Меркурий расставил капканы: как сократить риск фатальной ошибки с 27 марта
В начале второго весеннего месяца Меркурий снова идет на попятную, путая планы и провоцируя конфликты между близкими людьми. Во время ретроградности планеты не стоит начинать новых проектов, а также вести важные переговоры. Подписание документов и вообще посещение государственных инстанций лучше отложить на потом.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог