Мария Миронова о своей маме, семье и настоящей любви

Актриса Мария Миронова рассказала о своей маме, актрисе Екатерине Градовой, съемках и отношении к любви.
Мария Миронова
Мария Миронова
Фото: Филипп Гончаров. На Марии платье Elen Dan

«Чтобы быть счастливой, не обязательно быть артисткой. Про мою маму уже стали складывать легенды — мол, стала отшельницей, ушла в леса... На самом деле она нашла себя в другом: сейчас у нее замечательный муж, сын — очень хорошая семья».

Бросив театр, моя мама на самом деле нашла себя. Сейчас у нее замечательный муж, сын — очень хорошая семья. Мама живет в Москве — там же, где и жила, а на лето уезжает в городок Судогда Владимирской области. Но людям непривычно, когда тот, кто все время был на виду, вдруг резко меняет жизнь, и сразу начинаются домыслы.

— Почему ваша мама ушла из профессии?

— Это вопрос к ней, но я думаю, что ей просто стало неинтересно.

Такое бывает. Ведь чтобы быть счастливой, не обязательно быть артисткой. Она нашла себя в другом: в изучении российской истории, занятиях с детьми, поэзии. Мама близко дружит с Валентином Иосифовичем Гафтом — они обожают читать друг другу стихи. Это ее путь, в нем нет ничего странного.

— Вы у нее в Судогде бываете?

— Раньше бывала чаще, сейчас нет времени. Прежде не могла там долго находиться — скучала, а в последнее время полюбила. Там дивная русская природа, там легко дышится, хорошо спится.

— Вы хорошая дочь?

— Хорошей дочерью себя назвать не могу.

Екатерина Градова в роли радистки Кэт в фильме «Семнадцать мгновений весны». 1971 г.
Екатерина Градова в роли радистки Кэт в фильме «Семнадцать мгновений весны». 1971 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

Да, я несу ответственность за все, что в жизни мамы происходит. Но мне хочется общаться с ней каждый день вживую, а получается три минуты по телефону. Она скучает и, как ребенок, волнуется каждый раз, когда я уезжаю на съемки. Вот недавно сказала мне: «В детстве, когда мама уходит на работу, ребенок просит: «Мамочка, останься!» А в старости все меняется: ребенок уходит, а маме хочется сказать: «Может быть, ты не поедешь? Не уезжай!»

— С возрастом вы с мамой стали больше похожи?

— Мы и похожи, и отличаемся. Если я больше человек дела, то мама — более эмоциональная.

«Мама бросила театр, но зато нашла себя. Ведь для того, чтобы быть счастливой, необязательно быть артисткой». (Мария Миронова с мамой Екатериной Градовой, братом Алексеем и сыном Андреем. 2008 г.)
«Мама бросила театр, но зато нашла себя. Ведь для того, чтобы быть счастливой, необязательно быть артисткой». (Мария Миронова с мамой Екатериной Градовой, братом Алексеем и сыном Андреем. 2008 г.)
Фото: Елена Сухова

Так было всегда. Если я жалею, то сразу задаю вопрос: что от меня требуется? А мама будет молиться, сочувствовать. Это понятно: я молодая, работаю, у меня есть какие-то организационные ресурсы. У мамы их гораздо меньше. Но у нее настолько развито чувство сопереживания, она так быстро «подключается» к чужой боли, что подчас я боюсь за нее, волнуюсь за ее сердце. Кто-то из наших друзей пошутил: «Ты, Катюша, переживаешь даже за детей Никарагуа». Такие люди сейчас уже редко встречаются.

— Каким женским премудростям вас научила мама?

— Готовить потрясающий банановый торт. А бабушка, мамина мама, хорошо вязала, и я, когда мне было лет шесть, под ее руководством тоже что-то там соорудила.

Но мне ее любовь к вязанию, увы, не передалась…

— Это они вам внушали, что для женщины дом и семья — это номер один в жизни?

— Нет, этого они мне как раз и не внушали. В противном случае я бы точно не пошла в артистки. (Смеется.)

— Почему? Так сложно совмещать сцену и семью?

— Думаю, да. Удачные актерские семьи — это скорее исключение, чем правило.

— Сейчас вы загружены работой с утра до ночи. Многие актрисы об этом мечтают…

— Я перестала слишком серьезно относиться к этой профессии. Существую в ней легко и радостно, не идеализируя.

Но постоянно чувствую какую-то внутреннюю вину, что у меня нет времени вкладывать силы в людей, в живых людей, а не в метафизику (при всем моем уважении к искусству) — для женщины это основное.

— Но ведь это так приятно — потакать своим желаниям?

— Когда ты делаешь то, что ты хочешь, тебе вначале очень приятно — какое-то время. Как правило, недолгое. Потом дает о себе знать совесть, и становится не очень приятно. Лучше, когда происходит наоборот.

— Это как в спортзале...

— Да, абсолютно точно, как в спортзале. Сначала легкое насилие, а потом адреналин и наслаждение. (Смеется.) — В чем еще вы себя пересиливали, в каких моментах?

— У меня ничего выдающегося нет, я не прыгала с парашютом.

«Я не люблю рисковать непонятно ради чего. Жизнь мне устраивает проверки каждый день, и дополнительно себе искать их глупо»
«Я не люблю рисковать непонятно ради чего. Жизнь мне устраивает проверки каждый день, и дополнительно себе искать их глупо»
Фото: Филипп Гончаров. На Марии платье Elen Dan

Я не люблю рисковать непонятно ради чего. Жизнь нам устраивает много проверок, и дополнительно себе их искать глупо.

— Какие проверки вам лично жизнь устраивала?

— Она их устраивает каждый день… У меня в жизни только одна важная проверка, которую я, по моему ощущению, не выдержала, не прошла… Одной семьи на всю жизнь у меня не получилось. И по такой семье у меня крайняя тоска. Я искренне восхищаюсь людьми, которые нашли в себе силы сохранить семью навсегда. Меня это завораживает. Такая семья была у Олега Ивановича Янковского. Такая же — у его сына Филиппа. У Веры Васильевой, Леонида Куравлева…

В жизни мне встречались многие прекрасные люди, обладающие даром сохранения семьи, которого у меня нет. Я у них учусь… У меня есть очень близкие друзья, совершенно фантастическая семья. Жена — врач, она спасает людей. Муж — ее опора. Они вместе взяли на себя ответственность за большое количество усыновленных детей. Они помогают всем вокруг, служат людям. И когда приезжаешь в их дом, ощущаешь неимоверное счастье, погружаешься в атмосферу любви… Такой атмосферы я, к сожалению, не чувствовала никогда. Я к этой семье тянусь, и другие люди тоже. Когда ты чувствуешь запах и вкус счастья, ты туда летишь, как на мед…

— Вы впервые вышли замуж за Игоря Удалова в 17 лет, в 18 стали мамой. Вы могли бы прожить в этом браке всю свою жизнь?

— Может быть, и не могла бы… Но, в любом случае, Игорь — человек, которому я буду благодарна по гроб своей жизни. Понимаете, он из редкой породы бескорыстных людей. Он многое мне дал — огромное количество поддержки, любви, и делал это абсолютно бескорыстно. В нем не было вот этого чувства собственничества, он не на­деялся потом что-либо с меня получить. А для меня бескорыстие — одно из самых ценных человеческих качеств.

— Вы как-то говорили: «Стремление определяет мое бытие». Если у вас есть такая тоска по семье, то, может, все еще будет?

— У меня нет тоски по семье! У меня сейчас все в порядке, у меня абсолютно все есть. Я говорю о тоске, что я не смогла сохранить цельную единственную семью навсегда. Я чувствую, что, когда эта цельность существует — когда у ребенка есть отец и мать, — это правильно.

«В «Родине» у меня неоднозначный персонаж. Жена, у которой роман с братом ее мужа, правда, пропавшего без вести много лет назад». (Мария Миронова и Владимир Машков на съемках сериала  «Родина». 2014 г.)
«В «Родине» у меня неоднозначный персонаж. Жена, у которой роман с братом ее мужа, правда, пропавшего без вести много лет назад». (Мария Миронова и Владимир Машков на съемках сериала «Родина». 2014 г.)
Фото: ВайТ Медиа

Это такой «домик», основа. А иначе строение чуть-чуть покосившееся… Начинаешь его со всех сторон укреплять — получается довольно сложная конструкция… У меня сейчас есть семья, в ней дружба, любовь и мир. Но целостности нет. И это единственное…

— …о чем вы жалеете?

— Не то что жалею, просто я это профукала в какой-то момент. Чтобы сохранить, не хватило тогда осознания и зрелости. У каждого свой путь.

— Вы снялись в картине «Сын», которая скоро выходит на Первом канале. Она как раз о семейных ценностях…

— Я искренне болею за режиссера Славу Росса.

Он удивительный человек, с очень серьезными, глубокими ценностями. То, о чем он хочет говорить, очень важно… Когда я пришла на нашу первую встречу, сразу сказала: «Слава, знаете, я буквально накануне посмотрела спектакль Марка Анатольевича Захарова, который называется «Небесные странники». Спектакль для меня грандиозен своим смыслом: это щемящий рассказ о целостности человеческой, о чистоте, о верности. И, знаете, он очень перекликается с вашим сценарием, в нем та же суть...» Сценарий фильма Слава писал сам. Очень простым языком он рассказывает о вещах, которые лежат на поверхности, — о тотальном разрушении основ. Это реалистичная история о женщине, которая вышла замуж за финна. По доносу ювенальная юстиция страны отнимает у нее сына.

— К сожалению, сейчас это очень распространено…

— Да. И для того, чтобы выжить, ей приходится этого ребенка красть и увозить в Россию. На фоне этого рушится все. В первую очередь семья, потому что муж у нее политик и занимается предвыборной кампанией, и для него эта предвыборная гонка важнее, чем то, что происходит в их семье. И у героини, которую я играю, ощущение, что она сходит с ума. Потому что эта подмена ценностей настолько выстроена, настолько внутренне оправданна, что это уже установка, система. Моя героиня пытается найти здравый смысл и не находит, у нее эмоциональный срыв. А эмоция в окружающем ее мире — это слабость. Значит, ты сумасшедшая, ненормальная. И механизм все закручивается... Трудно поверить, что в Европе все это считается нормой, как и легализация наркотиков, как и однополые браки.

«Это актуальная история — о женщине, которая выходит замуж за финна. И когда по доносу у нее забирают сына, она вынуждена его украсть и бежать в Россию». (Мария Миронова и Юозас Будрайтис в драме «Сын». 2014 г.)
«Это актуальная история — о женщине, которая выходит замуж за финна. И когда по доносу у нее забирают сына, она вынуждена его украсть и бежать в Россию». (Мария Миронова и Юозас Будрайтис в драме «Сын». 2014 г.)
Фото: amalgama

У меня живет приятельница во Франции, Натали, она больше чем наполовину француженка. И она говорит, что в какие-то моменты у нее начинает съезжать крыша от того, что политика не укладывается в разумный трезвый смысл. Слава Росс поднял тему о том, что сейчас все нормы стараются перевернуть, опрокинуть с ног на голову. Поэтому для меня это важный фильм, знаковый. Мне не интересно делать что-то просто так. Я в этом смысле, наверное, не очень лицедей.

— Иными словами, к выбору ролей вы подходите довольно придирчиво.

— Мне важно не просто сняться, а какую-то суть донести до людей. И при этом хочется, чтобы оставалось время просто жить. (Смеется.) Могу какую-то роль и не взять, если вижу, что уже загоняю себя.

Хотя иногда отказаться бывает выше моих сил. Например, как можно не сыграть в сериале Лунгина «Родина»?

— Лунгин говорил в одном интервью, что, мол, Маша Миронова для меня — как любимая кость для собаки. И что я сразу схвачу ее и понесу, как только будет материал для Маши.

— (Смеется, потом продолжает очень серьезно.) И я его очень люблю. Вот поэтому не смогла сказать «нет», несмотря на загрузку.

— Насколько я знаю, «Родина» — это детектив?

— Не просто детектив, а семейная драма. Там у меня тоже очень неоднозначный персонаж. Жена, у которой роман с братом ее мужа, правда, пропавшего без вести много лет назад.

Ее муж возвращается, и моя героиня фактически из пепла возрождает семью, жертвуя своим счастьем…

— А как лично вы относитесь к такой жертвенности?

— Это важно, когда ты наступаешь на свое «хочу». Как в жизни бывает? Я люблю, люблю! И увела от троих детей или ушла от троих детей сама. Хочется спросить, в чем заключается такая «любовь», когда от этого страдают люди? В трезвом разуме это не укладывается. Это существовало и раньше, но все было завуалировано, за кадром, со стеснением, с пониманием, что, наверное, это не очень нормально, морально и правильно. А теперь это воспринимается как брюзжание о моральных ценностях, которое просто мешает наслаждаться жизнью. И в этом тоже картинка мира стала перевернутой...

«Люблю» — значит «я даю». Это гораздо больше, чем какое-то «мое женское счастье». Есть много возможностей свое «люблю» реализовать. И не важно, есть у женщины мужчина рядом или нет»
«Люблю» — значит «я даю». Это гораздо больше, чем какое-то «мое женское счастье». Есть много возможностей свое «люблю» реализовать. И не важно, есть у женщины мужчина рядом или нет»
Фото: фото из личного архива Марии Мироновой. Диван «Roy Bosh»

Знаете, все сумасшествие нашего мира заключается в мелочах… Недавно ехала по подмосковной трассе и увидела огромный рекламный щит: «Мы создаем рыбу». Хочется спросить — кто создает рыбу? Ты можешь ее разводить, коптить, убить — все что хочешь ты можешь сделать. Но создаешь рыбу не ты… Перестановка акцентов дает ощущение легкой шизофрении…

— Когда вы в своей жизни стояли перед выбором между «хочу» и «надо»?

— Каждый день.

— И что выбирали? Раньше вы говорили: «Невозможность сделать так, как я хочу, приводит меня в исступление. Слова «нет» для меня не существует».

— Говорила наверняка, но мы учимся, растем.

Я много думала на эту тему… Сейчас мне кажется, если слова «нет» для человека не существует — это очень большая трагедия. Потому что все-таки, как показывает жизнь, лучше это «нет» изначально принять.

— Смириться?

— Мне ближе слово «принять»… Смирение — это абсолютно четкое понимание закономерностей жизни, это благодарность за все. Это разумное состояние, ненасильственное. В последние годы оно стало мне ближе. Но все равно вся моя жизнь сплошняком состоит из борьбы «надо» и «хочу». Мне многое приходится делать через «не хочу».

— Например?

— Мне всегда было лень рано вставать. Я не жаворонок по природе. Но пытаюсь себя как-то воспитывать…

У меня сейчас был безумный график — озвучание у Росса, съемки у Лунгина, а еще в замечательном проекте Сергея Олеговича Снежкина под названием «Следователь Тихонов». Репетиции в родном театре «Ленком» в постановке Константина Богомолова «Борис Годунов». Плюс подготовка благотворительного концерта «Признание в любви», который мы впервые с фондом «Артист» провели в Санкт-Петербурге. Валентин Гафт, Ольга Остроумова, Лиза Боярская, Максим Матвеев, Игорь Верник и мы с Женей Мироновым читаем отрывки из «Евгения Онегина». Напряжение и загрузка большие… И я вдруг заболела. И испытала от этого большое счастье. Потому что четыре дня могла без мук совести абсолютно оправданно лежать в кровати. Но когда на пятый день пришла мысль: «Еще я посплю», то здесь уже пришлось сказать себе внутреннее жесткое «нет»…

Мария Миронова с участниками благотворительного концерта: Натальей Шагинян-Нидэм, Игорем Верником, Евгением Мироновым, Валентином Гафтом и Максимом Матвеевым. Санкт-Петербург, 2014 г.
Мария Миронова с участниками благотворительного концерта: Натальей Шагинян-Нидэм, Игорем Верником, Евгением Мироновым, Валентином Гафтом и Максимом Матвеевым. Санкт-Петербург, 2014 г.
Фото: Андрей Федечко

Конечно, бывают моменты какого-то спада, когда мне даже думать тяжело, что сегодня спектакль. Часто это случается. И по поводу домашних дел подобное бывает. Но я как-то стараюсь брать себя в руки в такие моменты. Потому что, будучи даже трижды актрисой, я в первую очередь ответственна за свое основное женское поле деятельности. А остальное — это уже, можно сказать, хобби.

— Ваша семья сейчас — это кто?

— Мама, мамин муж, брат, сестра, сын. У меня даже практически есть невестка, которую я обожаю.

— Какие у вас сложились отношения с маминым мужем?

— Дивные, дружеские. Я отношусь к нему с большим уважением и теплотой, и это взаимно.

Видно, что он очень хороший и верный человек. Он любит мою маму, заботится о ней и оберегает.

— Ваш сын уже взрослый, и у него своя самостоятельная жизнь. А вы ведь молодая женщина, можно строить семью, можно рожать.

— Как Бог даст.

— Но вы влюблены?

— Я влюблена всегда, перманентно. Вернее, «влюблена» — неправильное слово. Скорее, я люблю… Когда у меня спрашивают: «Вы любите?» — вспоминаю совершенно потрясающую реплику психолога и врача Олега Геннадьевича Торсунова. Он говорил: «В русском языке слово «любовь» обозначает буквально все. «Я люблю салат «Цезарь», я люблю курочку». Что это значит? Что курицу убили, потом ее зажарили, а потом я отрываю ножку и ее ем и говорю: как я ее люблю!

Настоящее «люблю» — это когда я не ем эту ножку от курочки. А если же я ее ем, то курочку не люблю по определению». (Смеется.)

— В таком случае, что для вас «я люблю»?

— «Люблю» — это «я даю». Это гораздо больше, чем какое-то «это мое, мое, мое… мое женское счастье…». Вот есть женщина, а у нее больной старичок-сосед. Она принесла ему какую-нибудь котомочку с пирожками. Вот что значит: я люблю. Есть множество возможностей свое «люблю» реализовать. И не важно, есть ли у женщины мужчина рядом или нет. Мужчина — это одна маленькая часть любви… Иногда мужчина возводится в целое. Есть мужчина — я счастлива, нет — несчастна. Вот в это я не верю. Мужчина — это уже такая сахарная вишенка на торте.

«Да никакая я не сильная! Когда устаю, могу и капризничать, и жаловаться. От сострадания часто плачу. А слезы жалости к себе терпеть не могу»
«Да никакая я не сильная! Когда устаю, могу и капризничать, и жаловаться. От сострадания часто плачу. А слезы жалости к себе терпеть не могу»
Фото: Филипп Гончаров. На Марии платье Van Laack

Как бы такое идеальное завершение.

— Так все-таки есть у вас вишенка на торте?

— У меня все слава богу. Вишенка, я могу сказать точно, всегда будет, когда тебе есть что отдать людям. Вот если просто ждешь вишенки, то, к сожалению, судьба ее не дает. А зачем тебе вишенка, если ты еще торт не испекла? (Смеется.)

— Вы производите впечатление человека чрезвычайно сильного, закаленного жизнью…

— Да никакая я не сильная! Когда устаю, могу и капризничать, и жаловаться…

— А из-за чего вы можете заплакать?

— От сострадания очень часто плачу. Слезы жалости к себе терпеть не могу. Потому что первый шаг — это когда ты себя жалеешь, второй — уныние, а третий — депрессия, выбраться из которой очень сложно. А начинается все с жалости к себе. Я это уже проходила, больше не хочу.

— Давно ли вы чисто по-женски пускали слезу из-за какой-нибудь ерунды?

— Недавно. Причем в свой день рождения. Это был мой единственный выходной за месяц, и я решила весь его посвятить близким. Специально поставила телефон на беззвучный режим — чтобы не отвлекаться. Видела, что мне постоянно звонят и пишут СМС безумно дорогие для меня люди, например, обожаемая мною Таня Друбич, но не отвечала — понимала, что, если начну брать трубку, опять не останется времени для семьи.

В конце концов это все-таки выбило меня из колеи, и вечером я расплакалась, потому что просто не было сил ответить на их поздравления, на их любовь. Кстати, Друбич я так и не успела перезвонить. Пожалуйста, напишите в интервью: «Таня, я тебя люблю! Прости, что не подошла к телефону в свой день рождения!» Может быть, она это прочтет. И все, кто до меня в тот день не дозвонились.

Благодарим ресторан «Веранда 32.05» и Московский городской сад «Эрмитаж» за помощь в организации съемки.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Таро-гороскоп на апрель 2024 года для всех знаков зодиака
Апрель станет непростым месяцем. С первых дней Меркурий развернется и пойдет в обратном направлении, поэтому многие знаки окажутся перед выбором или их дела начнут буксовать. Каждому представителю зодиакального круга не помешает помощь или хотя бы совет. Карты Таро укажут правильный путь для каждого, с этими рекомендациями вы сможете избежать проблем и даже выбиться в лидеры.

Таро-гороскоп на апрель 2024 Овен




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог