Людмила Иванова: «Влюбляться Ефремову было необходимо для того, чтобы быть на подъеме»

«Театр, который создавал Олег, был не похож ни на что, существовавшее раньше», — вспоминает актриса Людмила Иванова.
Записала Анжелика Пахомова
|
22 Октября 2014
Кадр из фильма «Рудин». 1977 г.
Кадр из фильма «Рудин». 1977 г.
Фото: Мосфильм-инфо

«Ефремов мечтал, чтобы все наши мальчики нашли жен внутри «Современника». И поначалу так все и пошло: Олег Табаков женился на Люсе Крыловой. Мы упаковали хрупкую маленькую Люсю в коробку и преподнесли жениху в качестве подарка...»

«У нас все имеют свои обязанности, — первым делом заявил мне Ефремов. — Возьми и ты на себя какую-то общественную работу. Вот, например, нам нужен секретарь правления...» Театр, который создавал Олег, был не похож ни на что, существовавшее раньше, — вспоминает актриса Людмила Иванова. — И действительно, все выполняли какие-то обязанности кроме актерских.

Олегу Ефремову 21 год.В дипломном спектакле «Бесприданница»
Олегу Ефремову 21 год.В дипломном спектакле «Бесприданница»

Игорь Кваша, например, отвечал за повышение квалификации актеров, занятия мастерством, Табаков — за внешние связи. Ну а Галина Волчек помогала распространять билеты на спектакли, ведь о молодом театре тогда еще никто не знал. Ей позволяли приходить в театральную кассу на улице 25 Октября. И после того, как кассир оглашала для покупателя, выбирающего себе билет, весь список московских театров, Галина могла предложить приобрести дешевые билеты в «Студию молодых актеров». Потом уж постоянным нашим кассиром стала мама Галины Борисовны — Вера Исааковна, которая немало сделала для популярности «Современника». У Веры Исааковны были свои правила, иногда она говорила «Билетов нет!», даже если они на самом деле были: во времена, когда я только присоединилась к ефремовской студии, о нас еще мало кто знал.

Где взять зрителя? Олег решил не переманивать его из других театров, а найти своего. И он ходил по комсомольским организациям и институтам, приглашал на спектакли молодежь. Первыми нашими зрителями были молодые рабочие и студенты, некоторые из которых до этого, может, и в театре-то никогда не были. Но именно им такой театр, как наш, и был нужен!

Не все, кто пришел к Ефремову в первые годы, прижились в «Современнике». Не всем подходил «метод Ефремова», наш бешеный ритм. В начале, не имея собственного помещения, мы репетировали то на сцене Центрального детского театра, то на квартирах. Причем эти репетиции шли ночью, ведь днем кто-то учился, а кто-то работал.

Репетировали часов до четырех утра, а потом еще шли к кому-нибудь в гости и там снова что-то обсуждали. Про нас ведь, знаете, как говорили? «Современник» — это театр, где играет много Ефремовых. Мы все тогда — люди очень молодые — были не просто единомышленниками Олега, мы были его поклонниками, многие даже ему подражали. Помню, особенно заметно перенял его тон и манеры Игорь Кваша... И почти все вслед за Ефремовым очень много курили... Олег называл нас «компашка». Он был неистощим на идеи, как надо обустроить театр единомышленников, театр-семью. Главный принцип был такой: ни одно решение Ефремов не принимает единолично, вся власть в театре принадлежит правлению — так у нас называли основную часть коллектива.

И вот я стала секретарем этого самого правления — то есть вела дневник театра, записывала решения, принятые на собраниях. Для Ефремова не существовало мелочей: если актеры, например, начинали опаздывать на репетиции, Ефремов не пытался призвать их к порядку сам — вопрос выносился на собрание правления, и там принимали решение ввести за опоздания небольшие денежные штрафы. Но главные собрания, которых ждали с тревогой, надеждой и волнением, происходили раз в году, весной. Мы так уж весну и воспринимали: начал таять снег, значит, скоро труппа будет решать, кому оставаться в театре, а кому нет. В постоянно действующей труппе было 16 человек, в число которых вошла и я. А всего в труппе должно было быть не больше 36 актеров. Мы обсуждали каждого человека, даже технический персонал.

«Ефремов создал театр-семью — такого нигде и никогда не было. Он называл нас «компашка». Первое время, получив зарплату, актеры скидывались и потом распределяли деньги заново — по заслугам». (Михаил Козаков, Евгений Евстигнеев, Людмила Иванова, Нина Дорошина, Перт Щербаков, Людмила Крылова, Игорь Кваша, Андрей Мягков, Лилия Толмачева. 1962 г.)
«Ефремов создал театр-семью — такого нигде и никогда не было. Он называл нас «компашка». Первое время, получив зарплату, актеры скидывались и потом распределяли деньги заново — по заслугам». (Михаил Козаков, Евгений Евстигнеев, Людмила Иванова, Нина Дорошина, Перт Щербаков, Людмила Крылова, Игорь Кваша, Андрей Мягков, Лилия Толмачева. 1962 г.)

Чтобы народ не стеснялся, тот, о ком говорят, выходил из комнаты. Помню, как выходила я и минут двадцать ждала, пока меня позовут обратно. Как же меня трясло! Зато, когда я присоединялась к коллегам и по их улыбкам видела, что все в порядке, это было огромное облегчение. И схожие чувства испытывал каждый, в том числе и сам Олег — ведь он точно так же выходил, и его, как всех, обсуждали... Надо ли говорить, что, если к нам приходил новый человек, с ним предварительно беседовал весь коллектив. Атмосфера была непередаваемой — никакой зависти, никаких интриг. Вот распределяются роли в пьесе «Голый король», на главную женскую роль Принцессы рекомендуют Лилю Толмачеву. Но что она делает?

Предлагает, чтобы эту роль сыграла Нина Дорошина. Вы где-нибудь видели, чтобы одна актриса отдавала роль другой? А у нас такое было возможно... Сейчас в это, наверное, трудно поверить, но мы сообща делили деньги. Все официальные зарплаты складывались в общий котел и оттуда перераспределялись. Того, кто отличился в работе, могли премировать, и тогда он получал, например, 90 рублей за месяц, а остальные — по 70—80 рублей. Сколько получит сам Ефремов, тоже решалось коллективом. Как могла существовать такая система, сейчас даже вообразить трудно. Но Олег в нее поверил и нас заразил своей верой — этого заряда хватило на несколько лет.

Олег хотел, чтобы театр работал по принципу колхоза и артисты получали деньги за трудодни.

Кроме того, он мечтал, чтобы мы зарабатывали сами и не зависели от государства. И тут как раз в стране стали создавать бригады коммунистического труда, об этом много писали в газетах. И Олег пытался убедить райком, чтобы труппу «Современника» сделали такой бригадой — разумеется, понимания он не нашел, нам отказали. Но Олег продолжал выдавать идею за идеей по организации театра нового типа».

Спутали Ефремова с Олегом Поповым

«Ефремов сам написал устав, согласно которому у него, главного режиссера, не было никаких полномочий, — рассказывает Леонид Эрман, директор театра «Современник» на протяжении более чем 40 лет. — Был смешной случай, когда после премьеры «Голого короля» один чиновник вызвал Олега и долго перечислял ему, что нужно убрать, а что подправить.

«Атмосфера была непередаваемой — никакой зависти, никаких интриг. Так, однажды Лиля Толмачева предложила, чтобы ее роль сыграла Дорошина. Где вы еще видели, чтобы одна актриса отдала роль другой?». (Олег Ефремов, Галина Волчек и Нина Дорошина в спектакле «Назначение». 1963 г.)
«Атмосфера была непередаваемой — никакой зависти, никаких интриг. Так, однажды Лиля Толмачева предложила, чтобы ее роль сыграла Дорошина. Где вы еще видели, чтобы одна актриса отдала роль другой?». (Олег Ефремов, Галина Волчек и Нина Дорошина в спектакле «Назначение». 1963 г.)

Олег на все требования отвечал одно: «Это не я решаю… Это правление решает. Как правление решит — так и будет…» Чиновник наконец не выдержал: «Да какое там еще правление! Для нас есть один человек — Олег Попов!» Он имел в виду Ефремова, просто оговорился (что, впрочем, выдавало в нем любителя скорее цирка, чем театра). Но шутка в театре прижилась. Мы говорили: «Какое еще правление? Для нас есть только Олег Попов!» А тем временем Ефремов выносил на обсуждение новые и новые принципы, по которым должен функционировать театр современного типа. В какой-то момент попытался ввести в устав правило, что театр работает только три года, а потом на время закрывается, и артисты разъезжаются по стране — набираться жизненного опыта (при этом дают честное слово по профессии не работать, в кино не сниматься).

Это оказалось невозможным — нельзя театр то закрывать, то открывать, есть же бухгалтерия, баланс, помещение... Но Ефремов одно время очень носился с этой идеей. В студенческие годы он вместе с другом совершил поездку по Волге и придавал большое значение путешествиям, общению с людьми. Мы с ним, кстати, и подружились в путешествии...

В 1955 году весь наш курс Школы-студии МХАТ поехал с концертами на целину, в Казахстан. И с нами отправился молодой преподаватель — Олег Ефремов. Он был нашим художественным руководителем, ставил отрывки из спектаклей...

А я вел организаторскую работу. Житье-бытье наше было неказистое, каждый день мы переезжали из колхоза в колхоз, ночевали в спартанских условиях — где-нибудь в школе, в актовом зале... Зато все вместе, и времени познакомиться-пообщаться хоть отбавляй. Мы с Олегом были ровесниками — ведь я пришел в Школу-студию после армии и оказался старше своих однокурсников лет на шесть-семь. И было видно, что Олегу со мной интереснее, чем с остальными. Ну а уж мне с ним — тем более. Незаурядный человек, совершенно особенный! Я уже тогда почувствовал на себе силу его обаяния. А через несколько лет Людмила Иванова привела меня в «Современник», и я стал там директором...»

Голый Евстигнеев вызвал скандал

«Не сразу было понятно, что создается новый театр — вначале речь шла о постановке одного спектакля, — продолжает Людмила Иванова.

«Олег искал актеров повсюду. Встретив бывшую жену Лилю, работавшую в Театре имени Моссовета, Ефремов заявил: «Переходи к нам!» (Олег Ефремов и Лилия Толмачева)
«Олег искал актеров повсюду. Встретив бывшую жену Лилю, работавшую в Театре имени Моссовета, Ефремов заявил: «Переходи к нам!» (Олег Ефремов и Лилия Толмачева)
— Ефремов задумал поставить пьесу Виктора Розова «Вечно живые» — ту самую, по которой позже снимут фильм «Летят журавли». Ефремов играл Бориса, Кваша — Володю, Света Мизери — Веронику. А Галя Волчек очень ярко сыграла Нюрку-хлеборезку. Платье с цветочками, чернобурка на шее, кубанка… Галя произносила: «Накоплю пятьсот тысяч и притихну!» — в зале все падали от смеха! Ну а мне в мои двадцать с небольшим досталась роль Анны Михайловны, соседки-учительницы, с которой Вероника живет во время эвакуации. Помню, Олег объяснял мне: «Тебе уже много

лет.

У тебя погиб муж, неизвестно, вернется ли сын. Ты все потеряла. И переживания этой девочки, Вероники, кажутся тебе совершенно незначительными…»

Премьера спектакля «Вечно живые» состоялась 15 апреля 1956 на сцене филиала МХАТа. Зрители не расходились. Они снова и снова требовали, чтобы мы вышли на сцену кланяться, а потом толпой поджидали нас на выходе из театра. Так мы доказали, что нужны молодому поколению и, значит, имеем право на существование. И МХАТ взял студию на договор и заключил с нами трудовые соглашения. Главное, что мы получили свою площадку. Директор МХАТа Солодовников разрешил, чтобы мы играли на сцене их филиала по понедельникам, когда у театра выходной.

Мы могли давать спектакль строго раз в неделю. Именно на этой сцене спустя четыре года мы поставили «Голого короля». И если до 1960 года к нам просто выстраивались очереди, то теперь, чтобы купить билет, к кассам театра стали приходить ночевать с раскладушками. Это была настоящая политическая сатира, где речь вроде бы шла о сказочном государстве, но все было узнаваемо. И почти после каждой фразы зрители давали это понять аплодисментами. Евстигнеев, игравший Короля, появлялся на сцене в одних плавках телесного цвета — правда, интересные места ему закрывала синяя лента. Фрейлины тоже выглядели по тем временам вызывающе: в ярких корсетах (красных, зеленых, оранжевых) и белых лосинах. Уже прошло несколько спектаклей, и только тогда чиновники догадались, что кроется за этим эзоповым языком.

«Ефремов как-то сказал: «Не могу репетировать, если я не влюблен». Именно поэтому, думаю, а не из легкомыслия его взгляд падал то на одну нашу актрису, то на другую…» (Олег Ефремов и Людмила Зайцева в фильме« Здравствуй и прощай». 1972 г.)
«Ефремов как-то сказал: «Не могу репетировать, если я не влюблен». Именно поэтому, думаю, а не из легкомыслия его взгляд падал то на одну нашу актрису, то на другую…» (Олег Ефремов и Людмила Зайцева в фильме« Здравствуй и прощай». 1972 г.)

Специальная комиссия взялась за дело, провели партбюро во МХАТе. Секретарь парторганизации кричал, что это не пьеса «Голый король», а голый артист Евстигнеев, вокруг которого собрались распущенные фрейлины… Мы с Ефремовым наблюдали, как выступающие все больше лгут и уже откровенно передергивают факты. Художественный совет театра внес поправки: Евстигнеева — одеть! Фрейлинам — юбки! Остальным сшить закрытые камзолы… Но и это не спасло — через несколько дней МХАТ расторг с «Современником» договор, больше у нас сцены не было. И снова начались репетиции на случайных площадках. Но где бы ни проходили спектакли, с тех пор зритель нас находил. И зритель это был совершенно особый, преданный. Один раз был случай: во время спектакля Ефремов переходил в темноте через сцену, оступился и упал прямо в зал, на женщину в первом ряду.

Она даже не вскрикнула: встала, помогла подняться Ефремову и села на свое место... А после спектакля выяснилось, что у нее — травма, перелом пальца. И ведь досмотрела до конца спектакль, несмотря на боль!

12 апреля 1961 года — день, когда состоялся полет Гагарина в космос, мы получили собственное здание. Бывшее здание Театра эстрады на площади Маяковского предназначили под снос, но в последний момент отдали нам. Мы с энтузиазмом отмывали окна, люстры, красили трубы… Исследовав подвал, Олег обнаружил довольно просторный зал и загорелся идеей: «Нужно сделать артистическое кафе!» И сделали. В нашем кафе не было официантов.

Каждую неделю среди актеров назначались дежурные, они закупали продукты и спиртное. После спектакля актеры спускались в подвал, сами себя обслуживали, а деньги просто клали на поднос. Вообще, в здании на площади Маяковского прошли наши лучшие годы».

Позвал в «Современник» бывшую супругу

«Самым важным для театра был, по мнению Олега, выбор пьесы, — продолжает Леонид Эрман. — Следовало найти что-то такое, что по-настоящему волнует людей именно сегодня. Допустим, пьеса «Два цвета» родилась из заметки в газете: там речь шла о том, что на улице убили молодого парня, комсомольца, а люди проходили мимо — и Ефремова зацепила тема равнодушия.

В фильме «Три тополя на Плющихе». 1967 г.
В фильме «Три тополя на Плющихе». 1967 г.

При этом сейчас уже никто точно не скажет, как и при каких обстоятельствах было придумано название театра — «Современник». Но слова «современный», «современность» Олег и все мы произносили постоянно. Хотя самым часто употребимым — как показало шуточное исследование, которое мы однажды провели, — было у нас слово «гражданин». Ну а в названии «Современник» был еще один смысл. Дело в том, что Ефремов обожал Пушкина, а тот, как известно, издавал в свое время журнал «Современник».

Олег повсюду искал актеров в свою команду. Встретив на улице свою бывшую жену Лилию Толмачеву, работавшую к тому времени в Театре имени Моссовета, Ефремов заявил: «Переходи к нам! Кому нужна твоя Нинка в «Маскараде»?

А у нас — настоящие пьесы, современные!» Но чего ни скажешь, чтобы переманить хорошую актрису к себе. На самом деле Олег классику уважал и вообще — читателем был страстным. Он всю жизнь собирал библиотеку и взял себе за правило прочитывать не меньше 400 страниц в сутки, хотя бы пришлось ради этого жертвовать сном. Олег много делал, чтобы и нам расширять кругозор. Каждую неделю устраивал встречи актеров «Современника» с замечательными людьми: Ахмадулиной, Рождественским, Таривердиевым, Евтушенко, Вознесенским. Для нас играл Святослав Рихтер, пела Елена Камбурова. Думаю, Олегу нелегко было договориться, чтоб они к нам пришли, но для него не было ничего невозможного..»

Жениться — только внутри театра!

«Олег беспощадно искоренял слово «я» — следовало говорить «мы» и жить общими интересами, — рассказывает Людмила Иванова.

— Частную жизнь артиста Олег считал недостойной темой для разговоров. Для Олега все это было — мещанство. Помню, однажды он подошел и молча стер платком красную помаду с губ Гали Волчек — чтобы не выделялась! Не дай бог, было при нем заикнуться: «Я опоздал, потому что у меня семейные проблемы… дети…» Олег сразу огорчался: «Я вам сейчас говорю о вечном! А вы мне о чем?» Он считал, что артистам вообще не следует отвлекаться на жизнь вне театра, а значит, жениться лучше было бы друг на друге. Олег мечтал, чтобы все наши мальчики нашли себе жен внутри «Современника». И поначалу так

все и пошло: Олег Табаков женился на Люсе Крыловой.
«Ефремов считал, что артистам нельзя отвлекаться на жизнь вне театра. И мечтал, чтобы все наши мальчики нашли жен внутри «Современника». Первым женился Табаков». (Олег Табаков с женой Люсей Крыловой. 1972 г.)
«Ефремов считал, что артистам нельзя отвлекаться на жизнь вне театра. И мечтал, чтобы все наши мальчики нашли жен внутри «Современника». Первым женился Табаков». (Олег Табаков с женой Люсей Крыловой. 1972 г.)
Фото: Виктор Будан/ТАСС

Помню, мы упаковали хрупкую маленькую Люсю в коробку и преподнесли жениху в качестве подарка. Мы вообще старались придумывать оригинальные подарки. На бенефис Евгения Евстигнеева мы, например, подарили ему настоящего кота в мешке. Специально в подворотне поймали, хотелось подарить что-то оригинальное, но недорогое — денег-то не было..

Следом за Табаковым и Крыловой поженились Лиля Толмачева и Виктор Фогельсон, который считался в театре своим человеком. Еще до «Современника» Лиля успела побывать замужем за самим Ефремовым, но к этому времени между ними уже оставалась только дружба. Так что — никаких драм! Олег был очень рад за Лилю.

Сам Ефремов, конечно, часто влюблялся. Он был живым человеком, который и выпивал, и курил, и увлекался. Думаю, что влюбляться ему было совершенно необходимо для того, чтобы быть на подъеме. Он даже как-то сам сказал: «Не могу репетировать, если я не влюблен». Именно поэтому, думаю, а не из легкомыслия его взгляд падал то на одну нашу актрису, то на другую…

Что меня поражало в Олеге — это отсутствие ревности. Ладно бы только человеческой — он не был ревнив даже как режиссер, что вообще огромная редкость. И дарил целые идеи постановок другим. В 1959 году Олег начал ставить «Пять вечеров» по пьесе Володина, но правление на собрании раскритиковало его трактовку за излишнюю сентиментальность.

Особенно бескомпромиссна была Волчек. Вместо того чтобы обидеться, Ефремов предложил: «Галя, поставь тогда спектакль сама — как его видишь ты…» И она сделала другую постановку, гораздо более жесткую, после чего все поняли, что у нее безусловный талант.

Потом Олег Табаков захотел попробовать себя в режиссуре, выбрав пьесу «Белоснежка и семь гномов». Ефремов дал Олегу полную свободу и решил не вмешиваться в его работу до генеральной репетиции. А когда пришел на прогон за сутки до премьеры, схватился за голову! Табаков сильно намудрил, сделав из сказки злободневный памфлет. Он ведь был очень молод и неопытен — многое в его спектакле осталось непонятным, да и действие было слишком затянутым. Нужно было срочно что-то делать.

Ефремов подошел ко мне: «Мила, мы будем репетировать всю ночь. Будем сокращать пьесу. Нужно организовать чай и бутерброды для актеров. И еще будешь выпускать «листок-молнию» — напоминать нам, сколько часов осталось до завтрашней премьеры». И мы начали переделывать, сокращать спектакль. Репетиция шла всю ночь. Люся Крылова, игравшая Белоснежку, даже в обморок падала от усталости. Но спектакль состоялся вовремя и имел успех! При этом Ефремову даже в голову не пришло вписать свою фамилию в качестве соавтора...»

Женщины «Современника» провожали его слезами

«Самое главное, что осложняло жизнь Ефремову, — это необходимость согласовывать каждую новую ­пьесу с цензурой, — говорит Леонид Эрман.

«Мы все тогда — люди очень молодые — были не просто единомышленниками Олега, мы были его поклонниками. Многие даже ему подражали». (Олег табаков, Олег Ефремов и Николай рыбников в фильме «Война и мир». 1965 г.)
«Мы все тогда — люди очень молодые — были не просто единомышленниками Олега, мы были его поклонниками. Многие даже ему подражали». (Олег табаков, Олег Ефремов и Николай рыбников в фильме «Война и мир». 1965 г.)
Фото: Мосфильм-инфо

— Сколько часов он провел в кабинетах чиновников, убеждая, умоляя, угрожая, — не сосчитать. Однажды к 50-летию Октября Ефремов подготовил пьесу о революционерах — «Большевики». Работа была проведена огромная: Олег прочитал много книг, водил актеров по музеем, они без конца смотрели документальные фильмы о съездах партии… И вот накануне главного прогона Ефремов узнает, что председатель Главлита Романов уже подписал запрет на постановку. Но пока ему официально об этом не сообщили, можно действовать. Олег бросился за помощью лично к министру культуры Фурцевой. Он поехал к ней в министерство, добился приема и пригласил на прогон. А если честно, со слезами уговорил, умолил приехать, вытащив ее с совещания.

Фурцева посмотрела спектакль и, когда в финале актеры запели «Интернационал», поднялась и подпела. После этого мы поняли: пьеса спасена. Это было за три года до ухода Ефремова из театра…

Сейчас говорят, что Ефремов ушел потому, что к 1970 году в «Современнике» начался кризис. Да, многое изменилось. Уже у актеров были семьи (и совсем не обязательно — внутритеатральные), дети... Мало кто был готов по-прежнему работать не только день, но и ночь. Наверное, поуменьшилось и атмосферы братства. Но я думаю, что Олег ушел не из-за этого. Еще будучи студентом Школы-студии, он мечтал работать в главном театре страны — МХАТе. А его туда почему-то не взяли, хотя ефремовская яркость всегда была очевидна.

Рассказывали, что, выйдя с товарищами за двери МХАТа, Олег крикнул: «Я буду здесь главным режиссером!» И вот теперь МХАТ надо было спасать. Старые актеры сами приняли такое решение, они сами пригласили Ефремова.

О том, что ведутся такие переговоры, Олег предпочитал не распространяться. И когда во время гастролей «Современника» в Алма-Ате он на три дня отлучился в Москву, никто и не подозревал, что это может означать. Как позже выяснилось, Ефремова вызывала Фурцева, чтоб сообщить: приказ о его назначении во МХАТ подписан. В Алма-Ату Олег вернулся очень взволнованным. Собрал в своем гостиничном номере ядро труппы — Волчек, Квашу, Евстигнеева, Толмачеву, Козакова… Сказал: «Такие дела…

«Ефремов был живым человеком: и выпивал, и курил, и увлекался. Но больше всего меня поражало в Олеге отсутствие ревности — и человеческой, и режиссерской». (Олег Ефремов 1973 г.)
«Ефремов был живым человеком: и выпивал, и курил, и увлекался. Но больше всего меня поражало в Олеге отсутствие ревности — и человеческой, и режиссерской». (Олег Ефремов 1973 г.)
Фото: Валерий Плотникова

Мне предложили возглавить МХАТ, и я уже дал согласие». Как мы потом поняли, Ефремов был уверен, что основные актеры «Современника» пойдут за ним. Но они отказались наотрез: «Олег, МХАТ — это труп. Мы и сами не пойдем туда, и тебе не советуем». Олег был просто потрясен, что верные люди, которые шли за ним столько лет, ему отказали. Поднялись споры: «Я обещаю, что вы там будете главными!» — убеждал Ефремов. «Зачем тебе это надо? — кричали и Евстигнеев, и Козаков. — Зачем ты согласился? Ты с ума сошел!» Этот тяжелый для всех разговор затянулся за полночь, а на следующий день после спектакля все опять собрались и спорили. Никто из ведущих актеров «Современника» в те дни не согласился идти за Олегом. Но и как театр будет теперь без него — тоже не очень понимали.

Актрисы плакали...

Вернувшись в Москву, Олег даже ездил к Фурцевой, в отчаянии пытался что-то переиграть. Но она на него закричала: «Это что вам, игрушки? Вас уже утвердили, и вы согласились!» И вот Олег ушел из театра, а горе актеров «Современника» постепенно сменилось решимостью выживать самостоятельно. Что театром должна руководить Волчек — это еще Ефремов предложил, и все поддержали. Хотя сама она не рвалась занять пост главного режиссера. Даже говорила: «Меня приговорили к этой должности». Но главное — она справилась. И для «Современника» началась новая страница — по-своему не менее прекрасная, чем первая...»

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Индийский гороскоп на апрель 2024 для всех знаков зодиака
«Середину весны одно за другим атакуют астрологические события. На каждой неделе что-нибудь да происходит. Но не стоит видеть в этом проблемы и опасаться нежелательных последствий. Воспринимайте такие дни как время изменений, возможностей и новых начал. Астрологические аспекты могут подсказать, как лучше действовать в своих интересах и достичь желаемых результатов», — говорит практикующий ведический астролог Ирина Орлова.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог