Джоди Фостер: «Мне кажется, я уже родилась одинокой»

«Я люблю, черт возьми, только драмы и никогда не смотрю романтические комедии!»
Рэйчел Кларк/
|
31 Марта 2011
Фото: RussianLook.com

Несмотря на довольно нехарактерные для Голливуда жизненные обстоятельства, Джоди Фостер умудрялась всегда оставаться в списке звезд первого эшелона. Но жизнь словно проверяет на прочность эту хрупкую, но невероятно сильную женщину, мать двоих сыновей, которых она родила с помощью до сих пор неизвестного широкой общественности суррогатного отца...

Очередное испытание для Джоди — первый показ в Америке ее нового фильма «Бобер», который она сняла в качестве режиссера. Главный герой картины, менеджер компании по производству игрушек, находится в состоянии депрессии и близок к самоубийству. Единственной отдушиной, способной примирить его с самим собой, становится пушистая игрушка-марионетка. В главной роли — герой скандальной хроники последних лет Мэл Гибсон. Выход снятого в 2009 году фильма в широкий прокат студия отложила — в связи с судебным процессом между Гибсоном и его бывшей подругой и матерью его ребенка Оксаной Григорьевой. Джоди решила представить картину на суд зрителей в Остине на местном фестивале South by Southwest. Гибсона на показе не было, поэтому огонь на себя пришлось принять самой Фостер, специально прилетевшей из Парижа, где она сейчас снимается в новом проекте Романа Поланского.

С Мэлом Гибсоном на съемках своего фильма «Бобер»
С Мэлом Гибсоном на съемках своего фильма «Бобер»
Фото: SPLASH NEWS/ALL OVER PRESS

А Мэл Гибсон именно в этот день, по иронии судьбы, предстал перед прокурором и узнал свой приговор — три года условно, 400 долларов штрафа, 16 часов работы в благотворительном центре для больных детей, президентом которого является его бывшая жена Робин Мур, и 52 недели специальных курсов психотерапии. А еще – запрет приближаться без специального разрешения к Григорьевой. Относительно мягкого решения — а Гибсону грозил тюремный срок — удалось добиться лишь благодаря так называемой сделке с правосудием (официальная часть судебной американской системы): Гибсон признал себя виновным в нанесении Оксане телесных повреждений, чтобы избежать суда присяжных. В общем, для рекламы фильма хуже ситуации не придумаешь.

Со своей матерью Брендой у Джоди очень близкие, хотя и непростые отношения.
Со своей матерью Брендой у Джоди очень близкие, хотя и непростые отношения.
Фото: All Over Press

Ведь и без судебных разборок с Григорьевой Гибсон давно уже находится «под прицелом» репортеров — из-за своих расистских высказываний в пьяном виде и прочих неприемлемых в Америке проступков.

— Джоди, вы не жалеете, что пригласили сниматься скандалиста Гибсона?

— Не жалела и никогда не пожалею. Более того — и представить не могу, чтобы кто-то мог сыграть так же блистательно. Мэл — спросите любого в нашем бизнесе — один из самых любимых актеров. Особенно охотно вам подтвердят это те, кто с ним работал. Да, мне не хотелось, чтобы он приезжал на показ, знаю, что часть публики не испытывает к нему сейчас симпатии. Но дело не в том, что его появление могло сослужить фильму плохую службу, а в том, что я не хочу ставить друга в неловкое положение.

Ему и так несладко. Ведь он — очень чувствительный человек. Да, у него сложный характер. Мэл далеко не святой. Он невоздержан на язык, обладает взрывным характером и способен, к несчастью, делать большие глупости, за которые наказывают. Но я не могу предать человека, которого давно знаю и люблю. И не признаю права людей делить все на черное и белое. Надо отдавать себе отчет, что отнюдь не все в состоянии душевного разлада способны выплескивать свои эмоции только лишь в Интернете! Не думаю, что у Мэла какие-то особенные проблемы. Алкоголизм? Да. И что — это такое редкое явление? Он совершил немало ошибок. Этот кризис накрыл его, как цунами, но он борется, и я от всей души желаю ему выбраться на безопасный берег, уцелеть. Мэл долго терпел, ничего не рассказывал, ходил очень грустный. Я ему в душу не лезла.

Но в последний съемочный день он не выдержал и рассказал мне все. И его откровения навсегда останутся между нами...

— Почему для вас так важна проблема депрессии, причем в такой трагической форме, когда главный герой словно умирает для своей семьи и мира? И фильм вы об этом сняли, и актера в соответствующем состоянии пригласили?

— Все фильмы, которые я снимала, отмечены одной и той же печатью — темой одиночества, пронизывающего мою собственную жизнь, а также темой духовного кризиса. А это и есть составляющие депрессии. Даже те картины, где я выступаю как актриса, так или иначе связаны с этой проблемой. Не важно, кто испытывает кризис — 7?летний мальчик, отец семейства или женщина среднего возраста, важно — как из него выйти без особых потерь.

В роли проститутки в знаменитом фильме Мартина Скорсезе «Таксист». 1976 г.
В роли проститутки в знаменитом фильме Мартина Скорсезе «Таксист». 1976 г.
Фото: OUTNOW

Как найти баланс между трагедией и комедией, тьмой и светом. И хотя все мои работы вроде бы очень мрачные и темные, светлая сторона в них тоже есть — за счет поиска этого баланса. Лично я отношусь к типу людей, которые зациклены на мрачных сторонах жизни. Не могут думать ни о чем другом. Вот почему я снимаю драмы и снимаюсь в них. Это помогает понять свои собственные проблемы. Принять тот факт, что у тебя депрессия и что это — часть твоей жизни. И, следовательно, нет смысла ее игнорировать.

— С ума сойти — вы всегда казались образцом несгибаемой и стойкой женщины, не способной столкнуться с подобными трудностями…

— Да, забавно, не правда ли? Но я люблю, черт возьми, только драмы и никогда не смотрю романтические комедии!

Если я беру в видеопрокате фильм, то это обязательно драма. Не удивляйтесь, я очень старомодна и по-прежнему предпочитаю брать фильмы в прокате. (Смеется.) Терпеть не могу тратить время на то, чтобы освоить новые гаджеты или компьютерные программы. Предпочитаю вместо этого почитать книжку или приготовить что-нибудь вкусное. Конечно, я пользуюсь компьютером, но чуть что, призываю кого-нибудь на помощь... Мне кажется, я родилась уже одиноким человеком. С детства находилась под очень сильным влиянием своей мамы. С одной стороны, именно она вдохновила меня стать актрисой — ведь я начала сниматься в очень раннем возрасте. И это тоже способствовало возведению стены между мной и окружающим миром. Но в моем случае, вероятно, было единственным разумным способом спасти меня и превратить мое одиночество в одиночество творческого человека.

Ведь творческие люди всегда одиноки. Не люблю слово «гений», но в детстве меня часто так называли. Хотя я не могла — и не могу до сих пор — к двум прибавить два, не способна запомнить номер телефона, время встречи, приходится все записывать. Зато в других сферах я с детства проявляла незаурядные способности. Могла пересказать любую историю, запомнить любой текст, даже самый абстрактный, и помнить его всю жизнь. Поэтому сниматься в кино мне было легко. И хоть я и отучилась в Йельском университете на факультете литературоведения, всегда знала, что лучше всего у меня получается быть актрисой. Но самое главное — уже в три-четыре года я каким-то непостижимым образом понимала эмоции и чувства взрослых.

— Теперь понятно, почему вы так потрясающе сыграли девочку-проститутку в фильме Скорсезе «Таксист».

Никто не мог поверить, что вам всего 13 лет…

— Помню, на Каннском фестивале меня спросили, как я готовилась к роли. (Смеется.) И очень удивились, когда я на чистом французском языке спокойно объяснила, что никак не готовилась. Мне это было не нужно. Сказала, что чувствую себя обычным членом съемочной группы, выполняющим свою работу. Учу текст и знаю, где нужно встать, когда включается камера. Хотя в одной из самых непростых сцен — когда объясняю Де Ниро, почему я сбежала из дома и почему мне нравится мой сутенер, а он не понимает, не может меня понять, — так вот, в этой сцене мы с Бобом импровизировали. Но мне это было совсем не трудно. Я ведь понимала то, что не могут подчас понять взрослые. Это дьявольски тяжелый дар и невероятная, просто непосильная ответственность — понимать, что происходит в мире взрослых, в частности в твоей семье, сознавать, что происходит с твоей матерью, и продолжать оставаться ребенком.

(Мать Джоди, несмотря на наличие четырех детей, рассталась с мужем и привела в дом свою подругу-лесбиянку. Сама актриса никогда не была замужем, жила до недавнего времени с подругой в гражданском браке, в чем призналась публично лишь однажды, в 2007 году. Как говорят, благодаря предсмертной просьбе своего близкого друга Рэнди Стоуна, крестного ее сыновей, режиссера и борца за права людей нетрадиционной сексуальной ориентации. И, как уверены в Голливуде, суррогатного отца ее детей. Хотя актриса по-прежнему хранит на сей счет молчание. — Прим. ред.). Я очень люблю свою маму, она была блистательной личностью, очень открытой и независимой в смысле выражения своих эмоций и мыслей.

«Уже в три-четыре года я обнаружила в себе дьявольский дар — понимать чувства и эмоции взрослых людей. Очень рада, что мои мальчики не унаследовали эту непосильную для ребенка ношу»
«Уже в три-четыре года я обнаружила в себе дьявольский дар — понимать чувства и эмоции взрослых людей. Очень рада, что мои мальчики не унаследовали эту непосильную для ребенка ношу»
Фото: SPLASH NEWS/ALL OVER PRESS

Я говорю в прошедшем времени, потому что сейчас она тяжело больна, у нее старческое слабоумие. Это диагноз, а не просто образное обозначение состояния. Мама стала совершенно другим человеком — гораздо более легким и приятным в общении, как ни парадоксально это звучит; в ней не осталось ничего от прежней авторитарности и стремления доминировать надо мной. И я порой очень скучаю по той матери, которая меня вырастила и управляла моей жизнью в течение множества лет...

— Вы долго жили в Европе, свободно говорите по-французски, вас пригласили в этом году возглавить жюри премии «Сезар» — французского аналога «Оскара».

— Я всегда жила между двумя странами и двумя культурами. Училась в школе во Франции. Но свои фильмы снимаю только об Америке. Потому что я — типичная американка, всего лишь способная посмотреть на вещи с другой стороны. Мы, американцы, в массе своей — жуткие лицемеры. Наш президент может устроить войну в другой стране, но общество не простит ему, скажем, любовную интрижку. Не то что во Франции! (Смеется.)

— Надеетесь, что благодаря вашему фильму публика сумеет простить Гибсона?

— Я об этом не думаю. Верю, что зрители и критики смогут отделить зерна от плевел. И я убеждена, что личный горький багаж, который принес с собой Мэл, только способствовал созданию образа человека, глубоко и мучительно страдающего в борьбе со своими демонами.

Не желающего оставаться тем, кем он стал. Это может помочь нам, зрителям, понять героя гораздо лучше, чем если бы у Гибсона был в данном случае чисто технический, как говорится, подход к роли. Мэл, как и его герой, понимает, что у него — если он не сумеет найти способ борьбы с депрессией — всего два варианта развития событий: пожизненное заключение или смерть. (Невесело смеется.) Надеюсь, что фильм будет говорить сам за себя. Не только сейчас, но и спустя годы. Свет в конце тоннеля есть только тогда, когда ты не одинок. Человек не должен быть одинок, не может быть одинок, не может позволить себе быть одиноким. И должен сделать все, чтобы избежать одиночества. Быть в связи с миром, со своей семьей — единственный способ лечения депрессии. Я познакомилась с Мэлом в 1994 году на съемках приключенческой комедии «Мэверик» и полюбила его всей душой.

Ни с одним актером у меня не складывались такие потрясающие рабочие отношения. Мы с тех пор оба умирали от желания сделать что-то вместе. Теперь это у нас получилось. Так с чего бы мне огорчаться и переживать?

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Хочу похудеть, но заедаю стресс
Как справиться с лишним весом, когда все идет наперекосяк



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог