Друг Гурченко: «Не моя вина, что жизнь дочери не сложилась! – говорила Люся»

Сестра писателя Глеба Скороходова передала его записки о Людмиле Гурченко нашему журналу.
Подготовила Анжелика Пахомова
|
10 Июля 2015
Людмила Гурченко
Людмила Гурченко . 1979 г.
Фото: russian look

Писатель и киновед Глеб Скороходов, автор биографических книг о Раневской, Утесове, Шульженко и других звездах советского кино и эстрады, много лет дружил с Людмилой Гурченко. Поговорив с ней по душам, Глеб Анатольевич обычно садился за письменный стол и записывал по свежему впечатлению содержание беседы. Сейчас, когда уже нет в живых ни Гурченко, ни Скороходова, сестра писателя, Инга Сидорова передала эти записки нашему журналу.

«В лихие годы перестройки я, как и многие наши творческие люди, занимался многим. В частности, продолжал сотрудничать с фирмой «Мелодия» и собрал солидную коллекцию старых пластинок. Так что неудивительно, что Люся Гурченко, которая решила исполнить старые песни зарубежной эстрады и выпустить пластинку, обратилась за помощью ко мне. Гурченко переживала тогда второе рождение, ее все признали, ее все хотели, а она, не зная удержу, желала покорить весь мир… И постоянно думала: что бы еще такое сделать, чтобы люди удивились?.. Меня не смутило, что Гурченко ко мне обратилась. Удивительно то, как однажды вечером она без звонка появилась в нашем убогом дворике.

Глеб Скороходов и Людмила Гурченко. 2009 г.
«Эта фотография сделана сразу после того, как я помирился с Люсей. Простив, она тут же посадила меня рядом с собой». Глеб Скороходов и Людмила Гурченко. 2009 г.
Фото: риа новости

Я тогда жил с семьей в поселке Красный Строитель. Соседи — более чем простой народ: пили горькую, кидались друг в друга сковородками… Появление живой Гурченко, одетой в красное платье, приехавшей на красной машине, произвело эффект разорвавшейся бомбы. Мы пили чай на кухне, когда я услышал взволнованный возглас соседа: «Господи, Гурченко!» И тут же: «Глебушка, к вам там Гурченко приехала!» Народ во дворе все побросал и окружил ее. Так что, когда я спустился, к ней уже было не пробиться.

Людмила Гурченко и Константин Купервейс
«Я из-за него так переживала… Чуть не умерла…» — так вспоминала Людмила Марковна о разводе с музыкантом Константином Купервейсом. 80-е гг.

Я испугался за актрису: народ у нас бывалый, пропитой, многие сидели… Но она, ничуть не смущаясь, стояла в свободной позе, как где-нибудь на кинофестивале, и ласково общалась с людьми. При этом даже как бы была смущена тем, что своим появлением нарушила гармонию двора: «Ничего, ничего, не беспокойтесь! Я только на минутку! Продолжайте заниматься своими делами». Но дел никаких не было, соседи банально пили до ее появления. Потом Гурченко поднялась ко мне, и мы долго перебирали и слушали мои пластинки.

Людмила Гурченко с внуком Марком. 1993 г.
«Я — хорошая мать! Я все делала как надо. Не моя вина, что жизнь дочери не сложилась...» — говорила Люся». Людмила Гурченко с внуком Марком. 1993 г.

Когда она уехала, происшествие до ночи обсуждали. Соседка наша, недавно вернувшаяся из тюрьмы, возбужденно делилась впечатлениями: «Красавица, красавица! А молодая какая, и простая, совершенно простая!» И, конечно, никто не подозревал, что Гурченко захотелось побывать в народе и убедиться, что ее любят и помнят буквально в каждой подворотне, — вот она и убедилась...

Постепенно наше общение вошло в привычку. Поскольку мы почти ровесники, я стал называть актрису Люся (полное имя Людмила она ненавидела!) и на «ты». Со временем, обсудив дела, мы стали переходить к личным темам. Разговоры эти длились часами и держали меня в постоянном напряжении. Ведь дело в любой момент могло закончиться ссорой. Взрывалась Гурченко неожиданно, и невозможно было предсказать, что ее обидит. Но когда она вдруг из-за чего-то вскипала, я быстро говорил: «Люся, ты устала… Я перезвоню попозже». И клал трубку. Ну да, у нее, конечно, был трудный характер…

Людмила Гурченко и Олег Басилашвили в фильме «Вокзал для двоих». 1982 г.
«Люсю не устраивали неопределенные отношения с мужчинами, она привыкла, что на ней женятся»
Фото: russian look

Не ссориться с ней совсем, пожалуй, было невозможно. Причиной могло явиться не реальное событие, а какая-то фантазия. Стоило на мероприятии отойти от нее на минутку, с кем-нибудь поздороваться, так Гурченко уже смотрела косо: «Что вы там обсуждали? МЕНЯ?» У нее было болезненное самолюбие, сочетающееся с крайней подозрительностью. К этому надо было привыкнуть и серьезно не воспринимать. У меня до поры это получалось.

В «Современник» Люсю устроил Кваша

Постепенно наши разговоры становились все длиннее и откровеннее… Однажды я спросил Людмилу Марковну, которая казалась мне символом жизнерадостности: «А был у вас в жизни хоть один момент, когда жить не хотелось?» Она ответила: «Конечно, был». И рассказала. Дело было в середине 60-х… К тому времени Люся уже лет семь числилась в разных театрах. Но даже в «Современнике», где она работала в 63—65 годах, ей не удалось сыграть ничего стоящего. Несколько раз я спрашивал Люсю, как она вообще попала в театр, в общем-то не близкий ей по духу. Здесь ведь не пели и не танцевали... Она отмалчивалась.

Позже от старожилов «Современника» я узнал, что привел ее туда Игорь Кваша, который к тому времени по уши влюбился в Люсю. Но, несмотря на такую протекцию, с первого же дня, когда она, полная надежд, пришла показываться Ефремову и труппе, ее обдали холодом. Люсю еще многие помнили по «Карнавальной ночи». Но сейчас я понимаю, что это сыграло ей не в плюс. В «Современнике» ценили реализм, а «классическое» советское искусство — презирали. Многие не понимали: зачем она здесь нужна? Это было все равно как если бы Маша Распутина появилась на сцене консерватории. Кто-то даже сказал пренебрежительно: «Попса!» И так все дальше и пошло…

Людмила Гурченко и Александр Михайлов в фильме«Любовь и голуби». 1984 г.
«Стоило Люсе взмахнуть ресницами, и мужчины теряли разум». Людмила гурченко и Александр Михайлов в фильме«Любовь и голуби». 1984 г.
Фото: Николай Кочетков

Единственным человеком, который тепло отнесся к Люсе в этом театре, был все тот же Игорь Кваша. Ведущий актер, из основателей, он с фантастическим трудом пробил Люсе главную женскую роль в спектакле «Сирано де Бержерак», который сам и ставил. Кваша открыто боготворил Люсю, что вызвало просто бурю негодования в театре. Дело в том, что Игорь был женат на падчерице известного писателя Александра Штейна. Его жена была своим человеком в театре, со многими дружила, так что друзья Игоря встретили появление Люси в штыки. При этом он сам, по словам Люси, готов был на ней жениться. И, учитывая его вес в театре, а также режиссерские начинания, брак этот показался Люсе весьма выгодным. Ей было не за что зацепиться, никому она была не нужна, а тут Игорь — статный, красивый. Люся не раз признавалась, что у нее была слабость к «чернявеньким»...

Так началась борьба двух сторон: коллеги каждый день уговаривали Игоря «бросить эту». А Люсе достаточно было взмахнуть ресницами, и Игорь просто разум терял… А тут на репетицию пришел Ефремов, чтобы принять работу Кваши. И сразу разнес все в пух и прах. Накричал на Люсю за то, что она «гэкает», и приказал работать с этим, «пока не поздно». Когда же ему шепнули, что у Игоря и Люси «любовь», он еще больше рассвирепел, рассудив, что Кваша исходил не из интересов театра, а из своих личных. По воспоминаниям Люси, бедному Игорю пришлось поссориться со всей труппой, чтобы ее не сняли с роли. Но он все-таки добился своего, Люсе дали шанс, на первом прогоне спектакля Роксану играла она. И провалилась!

Людмила Гурченко, Светлана Крючкова, Лия Ахеджакова и Ирина Купченко в фильме «Старые клячи». 2000 г.
В фильме Эльдара Рязанова «Старые клячи» со Светланой Крючковой, Лией Ахеджаковой и Ириной Купченко. 2000 г.
Фото: Людмила Пахомова/ТАСС

Наверное, очень волновалась, и из-за этого играла немного манерно, к тому же пару раз так «гэкнула», что в зале раздался неуместный смех. Зрители и труппа громко возмущались: «Неужели не нашли более подходящей артистки на роль Роксаны? Ведь есть же Толмачева!» С тех пор Толмачева Роксану и играла. А Люся больше в этом спектакле не выходила, хотя официально считалось, что они играют «в очередь». Просто она так и не дождалась своей очереди… А роман с Квашой, насколько я знаю, сошел на нет сам собой после того, как он все-таки решил вернуться в семью. Думаю, Люсю не устраивали неопределенные отношения, она привыкла, что на ней женятся.

Вскоре, летом 1965 года, Ефремов объявил артистам: «Едем в Саратов, сниматься в фильме «Строится мост», всей труппой! Личные планы прошу отменить». И человек тридцать поехали… Но главные роли там были только у Ефремова и еще нескольких ведущих актеров театра. У остальных — маленькие эпизоды, а у Люси вообще проходная, бессловесная. Позже некоторые современниковцы, с которыми я общался, вспоминали, что во время съемок они жили в очень скромных условиях. Два летних месяца ради небольшой роли в массовке! Люсю это добило.

Людмила Гурченко
«Появление живой Гурченко, одетой в красное платье, приехавшей на красной машине, в нашем убогом дворике произвело эффект разорвавшейся бомбы». 80-е гг.
Фото: russian look

Вскоре она подала заявление об уходе. Это произошло однажды утром, а днем она позвонила в Театр киноактера, из которого уходила в «Современник». Попросила ее принять обратно. Ответ был: «Нечего прыгать по театрам! Ушли — так и до свидания!» Это был конец… Люся прорыдала до вечера, а потом достала снотворное, без которого в последнее время спать не могла. Выпила одну таблетку, потом промелькнула мысль: «А если всю пачку!» Потом сама же своих мыслей испугалась и поняла, что ей сейчас срочно нужна помощь.

Среди немногочисленных друзей в то время был Марк Бернес. Она набрала его номер, сказала ему: «Марк Наумович, помогите! Я не хочу жить…» Бернес ее отругал для начала в своей манере: «Что значит не хочу жить? Что значит не берут в театр? Ты же не шалава какая-то, а настоящая актриса, хоть и дура!» Людмила Марковна вспоминала: «Удивительно, что хотя он меня и ругал, мне становилось легче от его слов. Я воспряла духом, успокоилась, легла спать». Утром — звонок из Театра киноактера: «Приходите в администрацию, оформляться». Оказалось, что Бернес сделал туда звонок, похлопотал за нее. Через несколько лет он умер, но его имя для Гурченко на всю жизнь осталось святым.

«То, что жизнь дочери не сложилась, — не моя вина»

Я догадывался, что отношения с дочерью у нее плохие. Помню, актриса Лидочка Смирнова, которой я помогал писать книгу, рассказывала об увиденном ею на съемках фильма «Женитьба Бальзаминова». Дочь Гурченко Маша, которую та взяла с собой на съемки, постоянно раздражала мать. Только и слышалось: «Спину держи прямо! Да не размахивай руками!» Бедный ребенок не знал, как маме угодить…

Людмила Гурченко
«У нее было болезненное самолюбие, сочетающееся с крайней подозрительностью. К этому надо было привыкнуть и серьезно не воспринимать». 1982 г.
Фото: russian look

Я думаю, это у них наследственное… Такие отношения конкуренции, а не сотрудничества. Мама Люси тоже очень критически к ней относилась и часто ее критиковала. Несмотря на это, Людмила Марковна считала своей обязанностью их «тянуть» — и маму, и Машу. Когда дочь родилась, она ведь одна работала в семье. Отец Маши Борис Андроникашвили не работал. Люся всегда зарабатывала хорошо, но по закону большую часть ее доходов забирало государство. После перестройки все изменилось — она могла получить 300 долларов за концерт и все забрать себе. Так Люся заработала квартиру сначала для мамы, потом для дочери. Ну и для себя, конечно. Про Гурченко много раз писали: «Она плохая мать, ну что поделать, талантливая актриса, отдала все работе». Не знаю. При мне Люся рассуждала так: «Я — хорошая мать! Я все делала как надо, намывала, стирала, кормила, одевала. То, что жизнь дочери не сложилась, — не моя вина».

Что же касается личной жизни, то, когда мы познакомились с Гурченко, она еще несколько лет была замужем за Константином Купервейсом. Но, как я понял, отношения между ними не были гладкими уже тогда. А потом и вовсе разладились, и Люся о нем избегала говорить. Только один раз ее зацепило. В гримерке она читала газету, в которой Купервейс впервые откровенно высказался об их жизни. Люся была в бешенстве, но скрывала это за иронией. Она держала в руках газету и с нехорошим блеском в глазах комментировала: «Ух ты! Мммм! Давай, бей! Люся звезда, а мы — никто! Мы ей покажем, как без нас жить! Ну, какая у нее жизнь без нас!» В том интервью Купервейс утверждал, что они расстались по инициативе Люси. Гурченко же комментировала: «Забыл рассказать о том, как на стороне завел женщину с ребенком». А потом она серьезно сказала: «Я из-за него так переживала… Чуть не умерла… А он свои чувства продает. Я свои не продам!» И никогда больше мы к этой теме не возвращались.

Людмила Гурченко с мужем Сергеем Сениным
Людмила Гурченко с мужем Сергеем Сениным. 2004 г.
Фото: Елена Сухова

Я привык, что Гурченко делится со мной своими переживаниями и мыслями. Мы стали близкими друзьями. Но однажды настал день, когда, встретившись со мной в Доме кино, на мое «Люсенька, здравствуй!» она лишь холодно кивнула в ответ и поспешила уйти. Я оторопел. Потом не спал всю ночь и думал, думал: что произошло? До правильной версии так и не додумался.

Снова встретить Гурченко на мероприятии мне удалось только через несколько месяцев, на праздновании столетия кинотеатра «Художественный». Буквально со слезами на глазах я бухнулся перед ней на колени и сказал: «Простите! Простите! Я не имел права вас огорчать!» Просил прощения, не зная еще, за что… Вскоре мы уже весело болтали в гримерке, и она рассказала, в чем дело. Я был поражен…

«Как ты мог променять меня на Пугачеву? Тебе что, с ней интересней?» — неистовствовала она. Оказалось, что поводом для недовольства послужила выпущенная мною книга, где я рассказал о нескольких актрисах и певицах, которых знал. При этом только Гурченко отследила, что первой главой шла Алла Пугачева, а последней — кусок, посвященный Гурченко. «Как это понимать?» — спросила меня Люся. — «Как-как? Пугачева — начинающая в моей книге, а ты — ВЕНЕЦ!» — не растерялся я. Гурченко удовлетворенно улыбнулась...

Людмила Гурченко
«Я бы в страшном сне не мог представить, что Люси скоро не станет. В нашу последнюю встречу Гурченко выглядела полной сил, планов, надежд…». 1993 г.
Фото: russian look

Дело в том, что Алла Борисовна решила сделать цикл передач про свои «Рождественские встречи» и обратилась с этим ко мне. Ее появление в моей жизни было совсем иным, нежели эффектное Люсино. Она позвонила, вежливо пригласила меня на свою дачу на Истре… Потом мои приезды туда стали происходить все чаще. Помню, как потряс меня ее рассказ о том, как муж заставил ее избавиться от будущего ребенка. В тот момент я понял, что Алла Борисовна — это прежде всего мать и женщина, а потом уже певица. Она могла бы иметь много детей и нашла бы себя в этом... Ну а после примирения с Гурченко я, конечно, и с Аллой Борисовной общался, просто не распространялся об этом.

...Последний раз мы виделись с Люсей на премьере ее последнего фильма «Пестрые сумерки», где Гурченко была и автором сценария, и режиссером, и композитором, и поэтом. Она просто вся расцвела, была полна сил, планов, надежд. И вдруг, через какое-то время, сообщение по телевизору: «Умерла Людмила Гурченко...» Услышав это, я почувствовал, как сжалось мое сердце, что-то застучало в висках. Всю ночь я проплакал. Не мог представить, что Люси больше нет. А утром встал и сказал себе: «Нет! Для меня она не умерла!» И с этим живу...»

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Свистать всех наверх! Не упустите шанс отправиться в «Круиз Ретро FM» в Египет
Совсем скоро слушатели «Ретро FM» станут участниками фантастического путешествия за четыре моря на комфортабельном лайнере Astoria Grande в компании звёзд отечественной и зарубежной эстрады. Шанс отправиться в «Круиз Ретро FM» есть у каждого — благодаря эфирной суперигре, которая завершится 29 марта.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог