Андрею Миронову Плучек не простил режиссерского успеха

Неизвестные факты из жизни знаменитых актеров.
Елена Костина
|
13 Июля 2017
Андрей Миронов
Андрей Миронов
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

«Наступило какое-то охлаждение между Плучеком и его любимчиком, которое позже, когда Миронов занялся режиссурой, переросло в ревность. Плучек вставлял ему палки в колеса. Андрей Александрович говорил: «У меня такое ощущение, что в театре существует какая-то своя, скрытая от меня жизнь!» — вспоминает актер Театра сатиры Юрий Васильев.

Собираясь в Новосибирск, Миронов спросил меня: «Вашей маме что-то нужно передать?» И с Андреем Александровичем, и с Ширвиндтом мама уже успела познакомиться, когда они выступали в нашем городе, и с ними в Москву отправила мне зимние ботинки. Тогда с продуктами на периферии были перебои, и я, обрадованный оказией, купил для родителей двух мороженых кур. Как-то в голову не пришло, что людям — а в Новосибирске намечался концерт с участием Андрея Миронова, Ларисы Голубкиной, Марии Мироновой и Анатолия Папанова — придется брать с собой в самолет мой сверток, который может протечь прямо в салоне. Миронова, надо сказать, это нисколько не заботило, он только кивнул, мол, доставлю все в лучшем виде. 

По прибытии Андрея Александровича кто-то из новосибирских знаменитостей затащил в гости и продержал у себя допоздна. А утром следующего дня в квартире родителей раздался звонок: «Здравствуйте, это Андрей Миронов. Вам сынок поесть прислал!» За курами в гостиницу «Обь», лучшую в городе, отправился отец и, конечно, был вместе с мамой приглашен вечером на концерт. После выступления родители остались поблагодарить артистов, но оказалось, Андрей Александрович и сам их ищет. «Лилия Юрьевна, — кинулся он к маме, — вы меня извините, что сразу кур не отдал, так вышло, но я их на ночь в холодильник положил. Они в порядке? Да? Ну хорошо!» Чем совершенно растрогал маму.

Андрей Миронов с Натальей Фатеевой
С Натальей Фатеевой в фильме «Три плюс два». 1963 г.  

А через какое-то время наш Театр сатиры в полном составе приехал на гастроли в Новосибирск. У нас там был мощнейший «чес». Представьте, одно­временно в оперном театре и Большом зале филармонии (которые находились в одном здании) идут спектакль и концерт. Артист отыгрывает сцену в спектакле, переходит в филармонию, отрабатывает свой кусок концерта, а к следующей своей сцене в театре возвращается назад. 

Андрей Миронов с Александром Ширвиндтом и Михаилом Державиным в фильме «Трое в лодке, не считая собаки». 1979 г.
«Для этих гастролей мы учили с педагогом зонги на немецком языке. В итоге наша переводчица удивлялась: «На каком языке вы поете?» С Александром Ширвиндтом и Михаилом Державиным в фильме «Трое в лодке, не считая собаки». 1979 г.
Фото: ТЕЛЕРАДИОФОНД

После выступления нас ждали машины и развозили выступать по районным домам культуры. Мой старший брат Виктор поражался: «Вам и спать-то некогда!» Виктор тогда был заместителем начальника милиции одного из районов Новосибирска, взялся организовать нам отдых. У его товарища была хорошая дача с банькой на берегу Оби, куда после выступлений пригласили Миронова, Ширвиндта, Державина и других артистов. К тому же этот товарищ заведовал гаражами горздрава и организовал транспорт. А специально для Миронова подогнали чуть ли не единственную в Новосибирске иномарку: один наш врач работал за границей, вернулся на «Форде», который и предоставил любимому артисту. Правда, Андрей Александрович за рулем недолго кайфовал — через 500 метров автомобильчик заглох и ему пришлось пересесть к остальной компании в «рафик». К приему же все было готово: банька с вениками — выходишь из парилки и сразу, в чем мама родила, прыгаешь в Обь, — шашлыки, бильярд, уха. 

К нашему приезду наловили стерляди, мы ее в сыром виде ели с лучком и перчиком — блюдо называется «чушь». Поймали даже осетра (они еще водились тогда в Оби), достали из него черную икру. Красная-то уже заранее на столе стояла среди прочих разносолов. «Андрюша, ты помнишь, где мы еще красную икру намазывали прямо на черную?» — спрашивал Миронова Ширвиндт. У нас несколько таких вылазок на дачу было, а артистов старшего поколения — Папанова, Аросеву, Менглета и других — родители приглашали к нам в гости.

И вот как-то раз возвращается Андрей Александрович с наших посиделок, идет по гостиничному коридору мимо номера, дверь в который приоткрыта, и слышит оттуда: «Да этот Миронов так себе, — распинается один наш актер, самому ему доставались исключительно роли бессловесных лакеев. — Ну какой из Миронова Фигаро? Кто так играет?» А собрал он у себя в комнате исполнительниц ролей служанок, те ему поддакивают. Андрей Александрович резко входит туда, ни слова не говоря, несколько секунд смотрит в глаза замолкшему оратору и так же, ни слова не говоря, разворачивается в повисшей тишине и уходит. 

Андрей Миронов с Ириной Купченко в фильме «Обыкновенное чудо» 1978 г.
С Ириной Купченко в фильме «Обыкновенное чудо» 1978 г.

Как раз на следующий день мы играли «Безумный день, или Женитьбу Фигаро», где тот актер в роли одного из лакеев, и Андрей Александрович после каждого своего монолога шепотом спрашивал у него: «Ну как? Сегодня лучше?» Кстати, с «Фигаро...» связана еще одна забавная история. В самом начале Миронов на передвижной декорации выезжал из глубины сцены к рампе в изящной позе, а лакей подносил ему розу. В этот момент всегда раздавались аплодисменты, а на гастролях ему устраивали долгие овации. И вот в Тбилиси мы открывали гастроли спектаклем «Фигаро...», Миронов выехал на сцену, уже и цветок у него в руках, а в зале — тишина. Он поворачивается ко мне и шепчет: «Не узнали!»

Андрей Миронов с Анатолием Папановым в фильме «Бриллиантовая рука». 1968 г.
«Милицию в городе предупредили: «К нам приезжает Театр сатиры, пусть делают что хотят, артистов не трогать!» С Анатолием Папановым в фильме «Бриллиантовая рука». 1968 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

«Артистов Театра сатиры окружила милиция»

Я пришел в Театр сатиры во времена его немыслимой популярности. Чтобы попасть на спектакль, в кассу занимали очередь с вечера, а по ночам на улице жгли костры. Я видел людей у входа с табличками: «За любые деньги куплю билет в Театр сатиры». Знаю случаи, когда билет обменивали на место в очереди на импортную мебельную стенку. В 18:00 главный администратор Геннадий Михайлович Зельман открывал окошко в своем кабинете, выдавал «бронь», которая полагалась Героям Союза и другим льготникам, и в 18:03 уже закрывал окошко. И у нас, артистов, существовала своя очередь — раз в полгода полагались два места в зале для друзей и родственников, а просто так кого-то пригласить не было возможности. А как нас принимали на гастролях! 

Движение в городах останавливалось, например, когда мы были в Перми, автобус с артистами ехал по центральной улице, которая была оцеплена милицией, и толпы людей из-за этого кордона махали нам руками. Нас поселили в только что открывшуюся в городе гостиницу и по распоряжению первого секретаря обкома в номера всех народных в срочном порядке установили телефоны. Милицию предупредили: «К нам приезжает Театр сатиры, пусть делают что хотят, артистов не трогать!» Думаю, из-за этого было немного ревностное отношение к нашему успеху со стороны ведущих столичных театров. Александр Анатольевич Ширвиндт рассказывал мне, как на каком-то юбилее после нашего выступления Олег Ефремов во всеуслышание сказал: «Смотрите-ка, театр второго эшелона, а как хорошо играют!» Наш худрук Валентин Николаевич Плучек так и опешил.

«Нас с Мироновым пытались столкнуть лбами»

Я оказался в театре, когда наступило какое-то охлаждение между Плучеком и его любимчиком Андреем Миро­новым, которое позже, когда Андрей Александрович занялся режиссурой, переросло в ревность. А тут еще я, только после Училища имени Щукина, тот же типаж молодого героя, и начались разговоры, мол, у Миронова появился дублер, преемник. Сидим в кабинете Плучека, а его супруга Зинаида Павловна показывает на меня: «Вот же Хлестаков!» А Хлестакова в «Ревизоре» играл Миронов, который тоже рядом сидит. Зинаида Павловна сама в прошлом актриса, но в нашем театре никогда не играла. Валентин Николаевич ее не взял, сказал: «Иначе я всю жизнь буду работать только на тебя!» Я считаю, для Плучека было подвигом принять это решение, впрочем, и для Зинаиды Павловны тоже было подвигом смириться с таким положением. Но оставаться в стороне от театра она не собиралась: «Хорошо, тогда я буду просто женой художественного руководителя!» И вмешивалась в постановки, решала, кому играть, а кому нет, и ее мнение было очень веским. 

Андрей Миронов  Татьяной Васильевой и Верой Васильевой в спектакле «Ревизор». 1982 г.
«На каком-то юбилее после нашего выступления Олег Ефремов во всеуслышание сказал: «Смотрите-ка, театр второго эшелона, а как хорошо играют!» Наш худрук Валентин Николаевич Плучек так и опешил» С Татьяной Васильевой и Верой Васильевой в спектакле «Ревизор». 1982 г.
Фото: Александр Коньков/ТАСС

Представляю, каково Андрею Александровичу было услышать про Хлестакова. Да и кроме Зинаиды Павловны было немало желающих воспользоваться конфликтом Плучека с Мироновым и столкнуть нас с Андреем Александровичем лбами. Думаю, ему ничего не стоило уничтожить меня, я ведь был зеленый пацан, 21 год, только после института. Но Миронов, напротив, отнесся ко мне очень доброжелательно. Мой самый первый выход на сцену был в массовке спектакля «У времени в плену», который я не успел посмотреть. Мне сказали: «Переоденься в матроса, на матросском балу к тебе подойдет девушка, станцуешь с ней вальс». И вот Миронов читает свой монолог, объявляет бал, а все актрисы идут мимо меня и ни одна даже не смотрит в мою сторону. Тогда я обнял себя за плечи и стал вальсировать. Видимо, Андрею Александровичу понравилось, как я выкрутился, за кулисами он похвалил меня: «Слушайте, а вы молодец!»

А потом мы с ним приступили к репетициям «Трехгрошовой оперы», Миронов играл главаря банды по кличке Мекки-нож, а я одного из его бандитов Джимми, спектакль шел с большим успехом. У меня даже свои поклонницы появились. Конечно, не в таких количествах, как у Миронова, на которого каждый раз после спектакля налетала огромная толпа. Из-за этого он даже стал свою машину оставлять в саду «Аквариум». У нас за сценой была дверь, в которую заносили декорации, она вела туда, мало кто из посторонних об этом знал. Часто на «Трехгрошовую оперу» Миронов приезжал прямо со съемок, переодевался и уже в костюме и шляпе Мекки шел по коридору собирать свою «банду», открывая ногой двери в гримерки, — так он ловил актерский кураж. Сижу у себя, вдруг — та-дам — дверь с грохотом распахивается, и входит Андрей Александрович: «Ну что здесь новенького? У меня такое ощущение, что в театре существует какая-то своя, скрытая от меня жизнь!»

А потом с этим спектаклем мы отправились на гастроли по Германии. На наш первый спектакль в Кельн съехалась эмиграция со всего мира. А мы еще в Новосибирске специально для этих гастролей учили с педагогом зонги на немецком языке. И произвели настоящий фурор, потом вышла статья «Дождь из цветов для звезд из Москвы», где Миронова сравнили с Азнавуром. Правда, наша переводчица Ирена, которая впоследствии работала с Михаилом Горбачевым, в антракте зашла к нам и удивлялась: «Зал неистовствует, такая энергетика от вас идет, но на каком языке вы поете?» Естественно, свободное время уходило на беготню по магазинам — у всех были списки от домашних. Кто-то из родственников Ширвиндта заказал ему привезти из Германии иголку для вышивания бисером, и вот они с Мироновым за ней отправились в универмаг. 

Андрей Миронов в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России». 1973 г.
«Андрей давал автографы мексиканцам от имени Чарли Чаплина, Роберта Де Ниро» В фильме «Невероятные приключения итальянцев в России». 1973 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

Андрей Александрович неплохо говорил по-английски, но, видимо, продавщица не знала языка, и поскольку на словах объяснить, что им нужно, не получилось, они принялись изображать вышивку бисером на пальцах. Бедная девушка никак не могла понять, что эти двое русских от нее хотят, и потащила на прилавок весь ассортимент, начиная от противозачаточных средств и заканчивая вязальными спицами, которые уже настойчиво пыталась вручить. «Мы поняли, что если не возьмем у нее хотя бы эти спицы, то она нас прибьет с нашим английским, поэтому поскорей расплатились — и бегом оттуда», — с хохотом потом рассказывал Андрей Александрович.

«Спартак Мишулин нанес «бомбовый удар»

В спектакле «Бремя решения» мы с Мироновым играли братьев Кен­неди — он Джона, а я Роберта. Как-то в разгар репетиций Андрей Александ­рович подъезжает к театру на «БМВ» (тогда иномарки были в Москве у него, Высоцкого и, может быть, еще у пары-тройки человек), говорит мне: «Садитесь, прокатимся». Сделали с ним круг у американского посольства, возвращаемся назад, он спрашивает: «Ну что, почувствовали себя братом президента Соединенных Штатов?» Там по ходу действия пьесы в Овальном кабинете Белого дома решалась ситуация с Карибским кризисом. 

На репетиции Спартак Мишулин, который играл генерала Тэйлора, никак не мог произнести слово «бомбардировка». Андрей Александрович от смеха каждый раз сползал под стол. «Спартачок, — говорит, — ну ты напиши в тетрадочке это слово и просто прочти его». И вот доходим до самой напряженной сцены, собралось все руководство США, появляется Мишулин с ученической тетрадочкой в клеточку, я вижу, как у Андрея Александровича скулы напряглись, он еле сдерживается, чтобы не «расколоться». А Мишулин опять — «барбандировка»... Все заходятся от хохота. На генеральном прогоне Мишулин вышел уже без тетрадочки. Все ждут этого момента, а он произносит: «Если СССР не выведет ракеты, мы нанесем бомбовый удар по Кубе». А премьеру сыграли хорошо, даже хвалебная рецензия вышла: «Силами «Кабачка «13 стульев» был разрешен Карибский кризис».

Очень меня всегда трогало, что Миронов после каждой поездки мне что-то дарил. Когда в группе артистов он поехал в Мексику на чемпионат мира по футболу поддерживать наших спорт­сменов, спросил, что мне привезти. Я говорю: «Андрей Александрович, у меня племянник Боря в Новосибирске очень любит футбол, ну просто фанат. Если можно — какой-нибудь сувенир». Миронов привез мне брелок в виде футбольного мяча и значки с символикой чемпионата мира и рассказывал, как давал автографы мексиканцам от имени Чарли Чаплина, Де Ниро — они же русских артистов не знают. Я в ответ ему говорю: «Все, Андрей Александрович, больше вас посылать не будем — наши проиграли». А он отвечает: «Когда этот матч был, я уже в воздухе находился. Пока не улетел, играли нормально!»

Андрей Миронов
«Невероятные приключения итальянцев в России». 1973 г.
Фото: RUSSIAN LOOK

Тогда Миронов начал заниматься режиссурой, но Плучек вставлял ему палки в колеса. Андрей Александрович хотел, чтобы я сыграл у него Глумова в «Бешеных деньгах», а Плучек не разрешил. Потом Миронов поставил «Прощай, конферансье!» — пьесу Горина об актерах Театра сатиры, погибших на войне. Там специально для меня была написана роль Танцора. Я уже готовился репетировать. И вот в Перми после спектакля сидим в кафе, приходит расстроенный Андрей Александрович: «Плучек мне вас не дает, говорит, что вы будете заняты в спектакле «Ворон». Помню, я тогда чуть не заплакал. В итоге Танцора сыграл Виталик Безруков, а когда он сломал ногу, я пару раз все-таки вышел на сцену в этой роли. Но в последнем спектакле Миронова «Тени» я все-таки сыграл Набойкина.

Андрей Александрович и в кино для меня находил работу. А как-то взял на свой концерт в Тирасполь. С ним и с Валентиной Шарыкиной мы выступали на ткацкой фабрике. Знаете, у него не было такого: мол, ниже своей планки не могу опуститься, только большие площадки. И вот, казалось бы, что ему стоило отработать перед ткачихами? Только выйти — и сразу овации! А он так готовился к каждому номеру, столько репетировал! Миронов настраивал зрителя на такую волну, что нас потом принимали так же, как его. И пока мы с Валентиной Дмитриевной играли отрывки из спектаклей, у Андрея Александровича была возможность отдохнуть. 

В Тирасполе мы дали два концерта, и там я впервые увидел кровавые рубашки Миронова (Андрея Александровича мучили нарывы по всему телу. — прим. ред.). Те, что он взял с собой, моментально вымокли, две новые ему принесли прямо на фабрику во время выступления. Потом мы ехали в одной машине, и Миронов мне сказал: «Вы талантливый человек, но вами, к сожалению, никто не будет заниматься в этом театре так, как занимались мной». Понимал, что на меня у Плучека сил уже не хватит. Да и сам Валентин Николаевич мне все время говорил, что я у него на третьем месте: «На первом Андрей, на втором Таня Васильева, а потом уже ты». Миронов так навсегда и остался у Плучека на первом месте… Он постоянно его вспоминал. Например, какой-то праздник, он открывает бар в своем кабинете, чтобы налить нам по рюмочке, и вдруг у него вырывается: «Вот этот виски любил Андрюша». И все время у него: «Андрюша, Андрюша»…

Андрей Миронов
«Миронов мне несколько раз снился. То говорил, что его все?таки спасли, то — что он где-то был и теперь возвращается. «Что же вы наделали? — спрашиваю. — Вы столько горя принесли людям, которые вас любят!»
Фото: РИА НОВОСТИ

Миронов словно предчувствовал свой уход. В первый день на гастролях в Риге мы узнали, что не стало Папанова. Дня за три до трагедии с Андреем Александровичем, когда мы в Риге сыграли «Трехгрошовую оперу», он спросил меня: «Ну что, преемник, будете меня вперед ногами выносить?» Я растерялся: «Да вы что?!» Такое настроение у него уже было после смерти Даля. И после ухода Высоцкого… Какое-то предчувствие, что он — следующий, не оставляло его. Он постоянно меня приглашал: «Приезжайте ко мне в Юрмалу, посидим, выпьем виски». Я все откладывал, думал, успеем...

Когда Миронов в последний раз появился перед публикой в роли Фигаро, я играл в постановке, которая шла на другой сцене. Потом смотрю — вся труппа ходит как убитая. «Что случилось?» — «Андрей упал, говорят, нет надежды». Но мы продолжали надеяться. Помню, сидим в номере с Катей Градовой, Машей Мироновой, Аленкой Яковлевой, Сергеем Василевским, звонит Ширвиндт, говорит, что прилетел нейрохирург Эдуард Кандель, светило медицины. Было ощущение, что он спасет Миронова. Той ночью мне приснился Андрей Александрович в костюме Мекки: он снял шляпу, махнул ею и ушел. И в этот момент я проснулся от звонка Сережи Василевского: «Андрея отключили от аппара­тов. Все…»

Потом Миронов мне несколько раз снился. То говорил, что его все-таки спасли, то — что он где-то был и теперь возвращается. «Что же вы наделали? — спрашиваю. — Вы столько горя принесли людям, которые вас любят!» — «Да я пошутил!» — отвечает... Жаль только, что это не шутка.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Телеканал RU.TV дал шанс начинающим российским дизайнерам одеть звезд грядущей Премии
Создатели грядущей Русской Музыкальной Премии телеканала RU.TV предложили начинающим дизайнерам одеть звезд, которые пройдут по ковровой дорожке церемонии. Победители конкурса подберут наряды для Юлианны Карауловой, Мари Краймбрери, Тоси Чайкиной и Dashi.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог