Александр Митта о работе с Филатовым, Высоцким, Шукшиным и Мироновым

Эксклюзивное интервью со знаменитым режиссером и сценаристом.
Наталья Николайчик
|
15 Сентября 2016
Леонид Филатов и Александра Яковлева в фильме «Экипаж». 1979 г.
Леонид Филатов и Александра Яковлева в фильме «Экипаж». 1979 г.
Фото: Мосфильм-инфо

«На пробы в «Экипаж» я пригласил обоих: Филатова и Даля. Но Лёня сказал: «Я не приду». — «Почему?» — «Я уже пробовался с Далем, все всегда берут его». В результате сниматься действительно начал Олег. Но после первого съемочного дня он попал в больницу...» — рассказывает режиссер и сценарист Александр Митта.

— Однажды вы сказали: «Я человек, у которого было отрублено детство»…

— Да, у меня, казалось бы, должно быть несчастливое детство. В 1937 году мне было четыре года, я лишился мамы. Ее арестовали и сослали на десять лет в магаданские концлагеря. После смерти Сталина полностью оправдали. Но детство без мамы не лучшее… А в 1941 году война оставила меня и без отца. Его послали на Урал строить танковые заводы, а я попал в детский дом, где было голодно. Но детство из всего извлекает радость жизни и остается в памяти как время счастья. Отец был нужным специалистом в автомобильном деле. Как только его вернули в Москву, он забрал меня с собой. И у меня в разгар войны началась не полоса, а поток счастливого детства во Дворце пионеров в центре Москвы. Я там пропадал с утра до вечера во всех творческих студиях: в скульптурной, живописной, театральной. Там, в бывшем купеческом особняке, звон стоял от детских голосов и песен.

Детство из всего может получить витамин жизни. Но когда рядом нет родителей, рискуешь задержаться в этом периоде. И все, что я делал, было продиктовано этим желанием. Сочинял стихи, рисовал картинки, придумывал какие-то пьесы, пошел рисовать в «Крокодил» и в детский юмористический журнал «Веселые картинки». В кино я, как и во всем, старался остаться в детстве, которым жизнь меня недокормила. Фильмы начал снимать детские — для детей, про детей: «Друг мой, Колька!..», «Точка, точка, запятая...», «Без страха и упрека». Мне повезло: в годы, когда я начал работать, кино для детей стало государственной заботой, я просто оказался в нужном месте. Но главное везение в том, что рядом были великие по таланту мастера детского кино. И первый — Александр Лукич Птушко, кинорежиссер-сказочник. 

Его фильмы смотрел весь мир. Он приносил премий и доходов больше, чем все остальные фильмы, вместе взятые. Мы их помним: «Новый Гулливер», «Алые паруса», «Садко», «Руслан и Людмила»… Это мировая классика детского кино. Богатство моей памяти — я видел, как все это рождается. Почему не продолжил путь Птушко? Простить себе не могу. Хотя я снял не одну сказку — «Сказку странствий», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». «Экипаж» — это ведь тоже сказка о том, как три богатыря спасали людей от огнедышащего дракона в фантастической стране. Сегодня художнику, чтобы выжить, нужно быть взрослым и уметь делать деньги из своей профессии. Но, по-моему, важнее способность остаться ребенком вопреки здравому смыслу.

Александр Митта
Александр Митта на съемках фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». 1975 г.
Фото: АнатолиЙ Ковтун /ТАСС

— Александр Наумович, в свое время вы учились на режиссерском факультете ВГИКа на одном курсе с Василием Шукшиным и Тарковским. Какие они были?

— Они оба были лидерами курса. На занятиях садились на первых скамьях, задавали педагогам вопросы. Были настоящими фанатиками своего дела. Шукшин, приехав поступать в Москву с тетрадкой рассказов, собирался стать сценаристом. О существовании такой профессии — режиссер — он даже не знал. Он думал, что если есть история и есть артисты, сыграть-то ее можно. За его кажущейся дремучестью выдающийся кинорежиссер Михаил Ильич Ромм, мастер нашего курса, сразу разглядел талант и отстоял Шукшина перед приемной комиссией.

— Это правда, что обаяние Шукшина было ­таким мощным, что ему и девушки не могли ­отказать?

— Да, он был яркий, красивый сибирской мужской красотой, и к тому же по характеру очень открытый и дружелюбный… Шукшин не погряз в романах — все время был занят. Постоянно писал свои рассказы убористым почерком с обеих сторон листа. В литературу Шукшин ворвался стремительно, и в этом ему помог Ромм. Михаил Ильич не советовал ему рассылать по журналам рассказы по одному. А вот когда у Шукшина накопилось большое количество отличных историй, Ромм сказал: «Пора!» Так рассказы оказались и в «Новом мире», и в «Октябре» — в самом правом и самом левом журналах. 

О самородке с Алтая сразу же заговорили! Но Шукшин не почивал на лаврах. Иногда он работал круглые сутки. Днем учился, играл во всех студенческих работах, снимался в кино. А ночью у него был допинг: банка растворимого кофе, бутылка водки и две пачки сигарет. Каждую ночь он писал по рассказу. Так и сжег себя. Когда Шукшин умер, врач, делавший вскрытие, сказал его ближайшему другу — актеру Жоре Буркову: «У Шукшина было нормальное, но полностью изношенное сердце 90-летнего человека. Он мог еще месяц прожить, два, но не больше».

Внешне Шукшин казался мощным человеком, но при этом был очень уязвим. Некоторое время он жил у меня. Именно тогда ему пришла казенная бумага: «Макар Леонтьевич Шукшин реабилитирован посмертно». Это — о его отце, расстрелянном в коллективизацию. В наше время все вокруг получали такие бумажки — чуть шире спичечного коробка, с бледными буквами. Все радовались. А Шукшин страшно переживал и корил себя за то, что всю жизнь стыдился отца. У него остались воспоминания, как они с матерью ходили в лагерь, который находился всего в двадцати километрах от их села Сростки. Они жили голодно, но собирали последнее, чтобы приготовить котомочку с едой для отца. Приходили к колючей проволоке и перебрасывали. А того уже давно не было в живых. 

 Алексей Петренко и Владимир Высоцкий в фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». 1976 г.
«Высоцкий мог по две-три ночи подряд не спать. Володя же и в кино снимался, и в театре репетировал, и концерты давал… Когда же ему песни было писать, как не по ночам?» Алексей Петренко и Владимир Высоцкий в фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». 1976 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Расстреляли практически сразу после ареста… Шукшин был в таком шоке после получения этого письма, что тут же страшно напился и пошел бить представителя власти — первого попавшегося милиционера. Естественно, его забрали. Ромм тогда надел свой пиджак, который называл «лауреатским», с пятью медалями и отправился выручать своего студента. Впоследствии эти вспышки у Шукшина повторялись неоднократно — справка о реабилитации послужила спусковым крючком к такому поведению. Выработался алгоритм: Шукшин пьет и бьет милиционера. Ромм вздыхал: «Вот висит мой пиджак с медалями. Я его надеваю, только когда надо Васю вызволять».

— Ваша семья ведь тоже пострадала от репрессий?

— Так и есть… Мне было четыре года, когда у меня начались «счастливые» вечера. Отец сказал, что мама уехала в командировку, и стал по вечерам вместо нее читать мне сказки. А маму арестовали… Он и сам был на краю пропасти: жена — враг народа, сам наверняка шпион. Он ведь только что вернулся из командировки в Америку, где осваивал на заводах Форда технологию металлопокрытия для «ЗИСов». Директором завода был его друг Лихачев. И тот не мог отменить арест, но мог отсрочить, перенеся имя ценного сотрудника из нынешнего арестного списка в следующий. В отношении моего отца Лихачев воспользовался этим своим правом 19 раз. И дело было, конечно, не в дружбе, отец был действительно практически незаменимым сотрудником — он держал цех, который, говоря простым языком, отвечал за то, чтобы машины руководителей страны сверкали никелированным покрытием…

Много позже я узнал: беда с моей мамой про­изошла из-за того, что она была красавицей. Может, кто-то помнит знаменитый в свое время конструктивистский плакат «Рабфаковка» — на фоне Большого театра молодая женщина в пальто с поднятой рукой. Это моя мама… К ней стал приставать с ухаживаниями энкавэдэшник, и она не просто ему отказала, а поставила вопрос на обсуждение на партийной ячейке. А он отомстил — заставил двух работниц маминого предприятия сказать, что они якобы слышали от нее: «Убили Кирова — и Сталина убьют». После маминого ареста отец даже ходил к этим женщинам со мной, крошечным. Они плакали и честно признались: им угрожали…

Среди собравшихся в квартире Высоцкого (стоят слева направо): Борис Мессерер, Эдуард Володарский, Станислав Говорухин, Марина Влади и Владимир Высоцкий; (сидят): Белла Ахмадулина (1), Василий Аксенов (2), отец Высоцкого Семен Владимирович и его вторая жена Евгения (3, 4), Всеволод Абдулов и его дочь Юлия (5, 6), жена Володарского Фарида (7), Александр Митта и его жена Лиля Майорова (8, 9). 1975 г.
«Влади четко подчинила свою жизнь Высоцкому. Контракты из-за него срывала... Чуть что, она детей под мышку — и в Москву» Среди собравшихся в квартире Высоцкого (стоят слева направо): Борис Мессерер, Эдуард Володарский, Станислав Говорухин, Марина Влади и Владимир Высоцкий; (сидят): Белла Ахмадулина (1), Василий Аксенов (2), отец Высоцкого Семен Владимирович и его вторая жена Евгения (3, 4), Всеволод Абдулов и его дочь Юлия (5, 6), жена Володарского Фарида (7), Александр Митта и его жена Лиля Майорова (8, 9). 1975 г.
Фото: Валерий Плотников

Меня фактически воспитывала старшая сестра Лена — дочь мамы от первого брака, а еще тетя Женя, мамина сестра, которая уже отсидела свои пять лет. Тетя была главным врачом больницы в поселке Мышега около Алексина, это в Тульской области. Я проводил у нее каждое лето. Когда через десять лет вернулась мама, она поселилась у тети Жени. В Москве ей находиться было нельзя. Приезжая к тете, я общался с мамой. Внешне лагерь ее не испортил: на удивление, она осталась такой же румяной красавицей, как и прежде. Правда, ее благополучие было внешним. Через два года мамы не стало…

Ну а со стороны отца пять мужчин в нашей семье к началу войны были расстреляны. Репрессии не коснулись только отца и его самого старшего брата. Он прошел всю войну военным врачом. И самого младшего, которого забрали в армию с первого курса института и он в первые дни войны сгорел в танке. Мои тетки и двоюродные сестры тоже пострадали: если сложить все их сроки, отсидели они шестьдесят лет. Например, двоюродную сестру Инну взяли прямо с защиты диплома.

Я рос и четко понимал: лагерная участь и меня не минует. Поэтому решил пойти на архитектурный факультет инженерно-строительного института, МИСИ: рассчитывал получить полезную профессию, чтобы не оказаться на общих работах на лесоповале. Мне невероятно повезло: педагог по архитектуре у меня был великий архитектор Константин Степанович Мельников. Я бывал у него в его уникальном круглом доме в Кривоарбатском переулке.

— Когда же вы решили поступать во ВГИК и стать режиссером?

— Институт я окончил в 55-м году. Сталина уже не было. Наступили новые времена, и я понял: никто арестовывать меня не будет. И решил пойти во ВГИК. Я просто с улицы пришел к Михаилу Ильичу Ромму домой и оставил у него свои работы. Он вел уже второй курс и написал мне рекомендацию. Меня взял на курс тоже великий Александр Петрович Довженко. Это идеальный первый мастер — он не вел классические занятия, он произносил проповеди и настраивал на пафос служения человечеству и Искусству с большой буквы «И». Это воодушевляло. На его курсе учились Лариса Шепитько, Отар Иоселиани, Георгий Шенгелая... 

После первого семестра Довженко меня выпроводил: «Что тебе среди детей делать? Иди к Ромму». Так я оказался на курсе Михаила Ильича, где учились Тарковский и Шукшин. Ромм не только ко всем своим студентам относился по-отечески. Двери его дома были всегда для нас открыты. Михаил Ильич разговаривал о профессии, о жизни. Кормил гостей знаменитым борщом, давал в долг деньги, зная, что не вернут.

Валерий Тодоровский с женой Лилей. 2010 г.
«Когда Валера Тодоровский задумал снимать фильм «Стиляги», он с Лилей консультировался. Она многие модные вещи придумала» С женой Лилей. 2010 г.
Фото: Юрий Феклистов

Когда я начинал учиться киноделу, на студиях страны снимали ничтожное количество фильмов. Но каждый год их становилось все больше. К моменту нашего дипломного завершения все основные студии нуждались в молодых кадрах. Меня позвали на «Ленфильм» развивать сценарий комедии «Полосатый рейс» и тут же вернули в Москву — там образовалось объединение «Юность», фильмов для детей и подростков, как будто специально для меня. «Полосатый рейс» я отдал Володе Фетину. И он снял прекрасную комедию, которая до сих пор не сходит с экранов. А я вместе со своим товарищем Алексеем Салтыковым принес на «Мосфильм» сценарий Александра Хмелика «Друг мой, Колька!..». 

Рядом с нами свой первый дипломный фильм снимал Андрей Тарковский — это была новелла «Каток и скрипка», Василий Шукшин снимал свою первую короткометражку «Из Лебяжьего сообщают». У Тарковского уже был готов сценарий «Андрея Рублева», но на пути к этому фильму он получил от студии предложение исправить проваленный фильм «Иваново детство» — за половину оставшихся денег доснять картину. Он сказал: «Хорошо, но я сделаю все, что хочу». И полностью переписал сценарий. Этот фильм открыл и режиссера Андрея Тарковского, и оператора Вадима Юсова — лучшего европейского мастера. Так победы и провалы тесно слепились в студийной жизни. Но места хватало всем.

— Вы сняли немало фильмов, сделавшихся теперь уже настоящей классикой кино. И актерских имен тоже открыли немало. Ту же Проклову в фильме «Звонят, откройте дверь».

— Это она меня открыла. Потому что получить такую девочку было подарком! Мы искали идеальную юную актрису, а она, оказывается, все время была при нас, в группе. Лена — внучка второго режиссера и поэтому все время была на студии, подыгрывала девочкам, которые приходили на пробы. Не сразу я догадался, что можно роль предложить ей. На площадке двенадцатилетняя Лена оказалась абсолютно самоотверженной. У нас были зимние съемки на Гоголевском бульваре, у Кропоткинских ворот. И я Лену как-то из виду потерял. Спрашиваю: «Где она?» — «Да плачет». — «А что такое?» — «Отогревается. Отплачется, отогреется и вернется». А морозы тогда стояли лютые, у Лены на ногах только рейтузы не очень плотные. Так съемки и шли. Отплакалась, согрелась — и снова на площадку. Этого долгое время никто не замечал...

Елена Проклова и Олег Табаков в фильме «Гори, гори, моя звезда». 1969 г.
«На главную роль был утвержден Ролан Быков, но вместо него сыграл Олег Табаков. И у них с Леночкой все получилось просто отлично!» Елена Проклова и Олег Табаков в фильме «Гори, гори, моя звезда». 1969 г.
Фото: Мосфильм-инфо

В фильм «Гори, гори, моя звезда» Леночку я тоже пригласил — она там очень хорошо играет. А на главную роль был утвержден Ролан Быков, с которым мы были знакомы еще с драмкружка в Доме пионеров. Но у него оказалось свое жесткое представление о том, какой должна быть картина. Он не хотел никакого юмора. С его приходом и напором у меня все стало валиться из рук. Картину спасло то, что ее закрыли. Танки вошли в Чехословакию, и в Министерстве культуры прошла ревизия. Сценарий показался подозрительным, и фильм заморозили. Когда через полгода картину снова запустили, в главной роли уже снимался Олег Табаков

С Табаковым дело пошло отлично! Эта картина — рекордная по количеству снимавшихся в ней режиссеров. По правилам на маленькие эпизодические роли полагалось брать штатных артистов Театра киноактера. Но у режиссеров вид был поинтеллигентней. И получить в ансамбль режиссеров Наумова, Хуциева, Воинова было заманчиво. Однако не я один мечтал о таком подарке. Андрей Тарковский написал сценарий о революционере Лазо и сыграл роль царского полковника, который сжигает Лазо в паровозной топке. А тут подоспел мой фильм, где Наумов, Хуциев и Пороховщиков расстреливают Олега Табакова — так это восприняли чиновники в министерстве. Министр кричал: «Что за мода у режиссеров?! Надевают бело­гвардейские погоны и сжигают коммунистов!»

— В этой картине у вас еще один режиссер-актер снялся — Олег Ефремов...

— Роль молчаливого художника Федора я придумал для Никулина. Но тот вместе с цирком задержался на гастролях в Австралии. Застрял на другом континенте чуть ли не на полгода, у них там был бешеный успех. Ждать я не мог и обратился к Олегу: «У меня есть роль. Она написана для Юрия Никулина. И он там все время молчит, потому что он это делает лучше всех. Но я для тебя напишу большие монологи. Собственно, они уже написаны, ты выберешь все, что тебе понравится». Олег говорит: «Оставь этого художника молчать. А я буду думать о своем. У меня в театре такие проблемы, что получится очень драматично!» Посмеялись… И действительно, Олег промолчал весь фильм. По-моему, сыграл одну из самых ярких ролей. А мы и не заметили, как его сняли… Так иногда бывает — получаешь нежданный подарок от великого артиста. Случается, вынужденные замены становятся настоящей удачей…

Андрей Миронов и Татьяна Аксюта в фильме «Сказка странствий». 1982 г.
«Миронов боролся за эту роль. Позвал меня домой и разыграл целый концерт — сыпал остротами, пел, был просто неотразим. Это был ярчайший из виденных мной актерских бенефисов» Андрей Миронов и Татьяна Аксюта в фильме «Сказка странствий». 1982 г.

— Такой удачной заменой стал Андрей Миронов в «Сказке странствий»? Вы ведь предполагали на главную роль Леонида Филатова.

— Это была не замена. Я видел, что с одним актером фильм может стать философской притчей, а с другим — трагической клоунадой о главных ценностях жизни. Снять два фильма было нереально. Но когда еще перед тобой есть два великих артиста и оба могут сыграть?! В театре бывает два состава, в кино возможен только один. Филатов деликатно предлагал сделать выбор, он никогда не демонстрировал свою большую заинтересованность, не влиял на режиссера. А Миронов понимал, что эта роль, по сути, его, и боролся за нее. Позвал меня домой и разыграл целый концерт — сыпал остротами, пел, был просто неотразим. Это был ярчайший из всех когда-либо виденных мной актерских бенефисов. Потом, когда он снимался на студиях Румынии и Чехословакии, его сцены не раз завершались аплодисментами восхищенных зрителей — в них превращались работники съемочной группы. В России я никогда не видел такой импульсивной благодарности. Я слышал, что у нас на съемочной площадке аплодировали только Людмиле Гурченко. А во всем мире эта форма оценки существует.

Василий Шукшин на съемках фильма «Калина красная». 1973 г.
«Шукшин был яркий, красивый сибирской мужской красотой. Но в романах не погряз — все время был занят, писал рассказы» Василий Шукшин на съемках фильма «Калина красная». 1973 г.
Фото: Игорь Гневашев

— Ну а Филатов прекрасно сыграл у вас в другом фильме — в «Экипаже»…

— При том что роль, которую он так ярко сыграл, сначала получил Олег Даль. Я пригласил на пробы обоих. Когда Филатов узнал про Олега, сказал: «Я не приду». — «Почему?» — «Я уже пробовался с Далем, все всегда берут Даля». В результате сниматься действительно начал Олег. Но после первого съемочного дня он заболел. Оказалось, у него нервное истощение, и требовалось три месяца на восстановление. Так сказали врачи. Тогда я пришел к Олегу в больницу: «Если не возражаешь, я позову вместо тебя Филатова». — «Конечно, зови!» Я позвонил Лёне, а тот перезвонил Далю — выяснить, нет ли здесь какой-то интриги, и только после этого согласился. Он был идеально порядочным человеком… Попадание в роль оказалось абсолютным! 

На этом фильме вообще было много таких попаданий. Например, Георгий Жженов. Он тоже появился в результате замены. Я часто, когда поработаю на картине с хорошим актером, вижу его в следующем фильме. А на предыдущей картине «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» я работал с Алексеем Петренко — он замечательно играл царя. Пригласил я его и в «Экипаж». И он, к моему отчаянию, отказался. Сказал: «Металл — не мое, я — человек деревянный. В крошечной баньке париться могу, а в железной кабине мне трудно». Зато Георгий Степанович Жженов был буквально рожден для этой роли! Его вся страна полюбила.

Рената Литвинова
«Именно после этой роли Ренату узнали и полюбили жители всей страны. Несмотря на то что сама сценарист, в текст она не вмешивалась — не поменяла ни слова» В фильме «Граница. Таежный роман». 2000 г.
Фото: Анатолий Пашвыкин

— В «Сказе про то, как царь Петр арапа женил» вы и Высоцкого снимали. Его сразу пригласили или тоже планировали кого-то другого снимать?

— Высоцкого я не просто пригласил, именно под него изначально сценарий писался. Мы давно дружили. Рядом с нами жила его мама, и он часто по дороге от мамы к себе в Матвеевское застревал и ночевал у нас. Глядя на него, можно было решить, что это человек абсолютно железного здоровья. Сухощавый, мышцы железные, мог по две-три ночи подряд не спать. Он и не спал — я свидетелем был: все спят, а он согнулся над листком бумаги и что-то пишет… Высоцкий же и на радио работал чуть ли не каждый день, и в кино снимался, и в театре репетировал, и у него постоянно были концерты… 

Когда же ему песни было писать, как не по ночам? Марина четко подчинила свою жизнь Высоцкому. Контракты из-за него срывала, с ней уж перестали связываться в кино. Чуть что, она детей под мышку — и к нему, в Москву. Последние годы Володи были очень плодотворные! У него, конечно, должно было быть огромное актерское будущее, по «Месту встречи изменить нельзя» можно понять, какой он был актер для кино. И еще он хотел заниматься режиссурой, подготовил сценарий «Зеленый фургон», в Одессе должен был начинать съемки.

— А правда, что Высоцкий именно у вас праздновал свадьбу с Мариной?

— Нет, они сняли квартиру на Фрунзенской набережной. Круг гостей был очень узкий: Андрей Вознесенский и Зураб Церетели. Лиля (жена Митты. — Прим. ред.) приготовила яблочный пирог.

— Я слышала, что у вас был очень гостеприимный дом...

— Наша первая комнатка была рядом с гостиницей «Советская», в концертном зале которой первое время находился молодой «Современник». Вот «Современник» у нас и собирался. Заходили и ребята с «Таганки», многие другие. Перед приходом гостей Лиля бежала на рынок, покупала большую баранью ногу, нашпиговывала ее чесноком и запекала. С этим блюдом никакой ресторан не мог конкурировать. Это был фирменный знак дома. Никаких других закусок не требовалось, все отрезали куски и были довольны.

Лиля и сама работала в театре — у Образцова, делала куклы. У нее в мастерской был запас золотой и серебряной пудры, и благодаря Лиле прически московских модниц в буквальном смысле стали блестящими. Она же была в свое время королевой стиляг! Кстати, когда Валера Тодоровский задумал снимать фильм «Стиляги», он с Лилей консультировался. Она не просто сама наряжалась, она многие модные вещи придумала. Когда на Западе появились модные платформы, Лиля рассказала об этом знакомому сапожнику, и тот стал делать на всю Москву такую обувь. 

С Еленой Пановой и Михаилом Ефремовым на съемках фильма «Граница. Таежный роман»
«Сценарий киноредакции Первого канала не понравился. Но, на мое счастье, его прочитал Эрнст и сказал: «Снимайте!» Фильм получился удачным. Жалею, что не придумал сиквел…» С Еленой Пановой и Михаилом Ефремовым на съемках фильма «Граница. Таежный роман»
Фото: Анатолий Пашвыкин

Лиля придумала и плащи из прозрачного винипластика. Вниз она подкладывала полосатую ткань и все это сшивала. Даже сейчас такая модель выглядит красиво!.. Она работала не только в Театре Образцова, но и готовила экспозиции огромных кукол для международных выставок. А главная ее работа — придумывать и рисовать в издательстве «Малыш» книжки-игрушки, первые книжки дошкольника: «Курочка Ряба», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Принцесса на горошине»… Тираж был два-три миллиона в год. Их покупали в 40 странах и переводили на 26 языков. Способ, которым делались эти книги, так и назывался — «по типу Майоровой».

Познакомились мы с ней в издательстве «Малыш». Я в свободное от учебы время подрабатывал в «Крокодиле» и в «Веселых картинках» — придумывал комиксы, которые дети носили в карманах и которыми обменивались. В издательство меня пригласили, чтобы я совместно с Лилей сделал книжку. Книжка не вышла, а семья получилась. Я вообще удивляюсь, почему Лиля выбрала меня. У нее ведь в поклонниках были самые яркие мужчины того времени, и каждый сразу же предлагал жениться… Думаю, дело в романтической идее — в моем лице она нашла человека, который без нее пропадет. А значит, его нужно во что бы то ни стало спасти.

— Может быть, вас спасла именно жена. Но как бы то ни было, теперь вы — настоящий мэтр. Десять лет преподавали в киношколе в Гамбурге… Вы вернулись в кино в 2000 году, сняв для Первого канала сериал «Граница. Таежный роман»...

— Киноиндустрия за это время сильно изменилась. К тому же у меня не было опыта работы на телевидении. Сценарий «Таежного романа» киноредакции Первого канала не понравился. Но, на мое счастье, его прочитал Эрнст и сказал: «Снимайте!» В картине работали прекрасные артисты. Алексей Гуськов потрясающе раскрылся. Прекрасные Марат Башаров, Андрей Панин и Миша Ефремов, который по своему таланту не уступает выдающемуся отцу… Женский состав замечательный — Ольга Будина, Лена Панова и Рената Литвинова. Прежде Литвинова играла артхаусные роли. Ее героиня Альбина получилась объемной и драматичной. Именно после этой роли Ренату полюбили и узнали зрители всей страны. В текст она, несмотря на то что сама сценарист, не вмешивалась — не поменяла ни слова из того, что написали мы с Зоей Кудрей. 

Александр Митта с Олегом Ефремовым и Евгением Леоновым на съемках фильма «Гори, гори, моя звезда». 1969 г.
«Роль художника я придумал для Никулина. Но тот с цирком задержался на гастролях, и я обратился к Ефремову. По-моему, он сыграл одну из самых ярких ролей. Случается, вынужденные замены становятся настоящей удачей…» С Олегом Ефремовым и Евгением Леоновым на съемках фильма «Гори, гори, моя звезда». 1969 г.
Фото: Мосфильм-инфо

У Зои брат был командиром на аэродроме, и он помог нам найти безлюдный, расформированный аэродром в брянских лесах. Военная часть там раньше была — полторы тысячи человек боевого состава, а к моменту съемок осталось всего сто охранников. Помещения пустовали, и мы построили там декорации. Наш быт тоже устроился вполне нормально. Военный городок обезлюдел, и можно было занимать любые квартиры. Правда, они все были одинаковые: крыша над головой и койка. Но никто из артистов никаких требований не выставлял, все смирились с тем, что есть. Это сейчас все они звезды, у всех райдеры с экзотическими требованиями. А тогда даже Рената Литвинова довольствовалась малым. Единственные привилегии, которыми она пользовалась, — свой художник по костюмам, поэтому она всюду божественно одета. У всех остальных одежда была из общей костюмерной. Фильм получился удачным. Жалею, что не придумал сиквел…

— А чем сейчас занимаетесь?

— Снял фильм «Шагал — Малевич». Еще у меня начаты и не дописаны три книжки, нужно все завершить. Ну и вот уже много лет у меня в Москве своя киношкола. С 5 сентября начался очередной учебный год. Я работаю курсами, где преподают крепкие практики: Николай Лебедев, Дмитрий Астрахан и другие прекрасные режиссеры и сценаристы. Раньше приезжали лучшие педагоги из Америки. Принцип школы простой: не воспитывать, а обучать ремеслу. А там уж у всякого своя судьба. Мне на свою грех жаловаться…

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Таро-гороскоп на апрель 2024 года для всех знаков зодиака
Апрель станет непростым месяцем. С первых дней Меркурий развернется и пойдет в обратном направлении, поэтому многие знаки окажутся перед выбором или их дела начнут буксовать. Каждому представителю зодиакального круга не помешает помощь или хотя бы совет. Карты Таро укажут правильный путь для каждого, с этими рекомендациями вы сможете избежать проблем и даже выбиться в лидеры.

Таро-гороскоп на апрель 2024 Овен




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог