Юрия Любимова ждут на Таганке, но без жены

«Я готова сама озвучить Юрию Петровичу условие, при котором его встретят в театре с распростертыми объятиями».
Марина Бойченко
|
17 Апреля 2013

«Я готова сама озвучить Юрию Петровичу условие, при котором его встретят в театре с распростертыми объятиями», — признается актриса Театра на Таганке Марина Полицеймако…

«Отвратительные твари» —

нас назвали на собранье.

Так ругают на бульваре,

может — в будапештской бане.

Странно слышать и обидно, за себя и деда стыдно,

Сколько ж нам еще терпеть

иностранную миледь?!

Не ругают так актеров,

музыкантов, билетеров,

Даже пусть ты конь в пальто —

не ругает так никто!

Мы не монстры, не засранки —

это все не для «Таганки»,

Нам нужны не хамство, месть,

а Достоинство и Честь!

Дух свободы, дух свободы,

ты покинул эти своды,

Здесь теперь царят зажим

и казарменный режим! —

так начинается стихотворное сочинение, которое было подброшено 29 апреля 2009 года в кабинет худрука Театра на Таганке Юрия Любимова по случаю очередного конфликта его жены Каталин с актерами.

Страсти были близки к точке кипения уже тогда! Но кульминация настала только через два года, в 2011-м, когда Юрий Любимов покинул театр. С тех пор «Таганку» трясет, словно самолет в зоне турбулентности! Впрочем, для театра это не новость. В первый раз там разгорелся скандал еще в 80-х годах, после отъезда Любимова за границу: актеры сложно приняли нового худрука Анатолия Эфроса, для которого работа в Театре на Таганке в итоге кончилась трагически.

Марина Полицеймако с сыном Михаилом, актером и телеведущим
Марина Полицеймако с сыном Михаилом, актером и телеведущим
Фото: Марк Штейнбок

Во второй — когда Любимов вернулся, и вскоре «Таганка» распалась на две части. И вот теперь — третий раунд! Переживет ли его знаменитый театр? Пока события развиваются стремительно: после ухода Юрия Петровича пост худрука на полтора года занял Валерий Золотухин. 4 марта 2013 года Валерий Сергеевич подал в отставку по состоянию здоровья. Практически сразу актеры публично обратились к Любимову с просьбой вновь возглавить театр, но вскоре выяснилось, что авторы обращения не согласовали этот шаг с остальной труппой. Тем не менее легендарный режиссер дал понять, что подумает, но потребовал извинений от коллектива «Таганки». А не получив их, заявил, что подаст в суд за нарушение авторских прав — в театре ведь до сих пор играются его спектакли, но в видоизмененном варианте. 30 марта последовало совсем уж трагическое известие — скоропостижно умер Золотухин, и вся «Таганка» была занята прощанием с ним.

И вот на днях — новые известия: вроде бы Любимов все же согласен вернуться — по крайней мере, чтобы восстановить авторскую версию собственных спектаклей, тех самых, которые он еще недавно грозился запретить. Чтобы разобраться во всем этом, «7Д» обратился к актерам, чья творческая деятельность связана с Театром на Таганке: к Марине Полицеймако (вдове Семена Фарады), Феликсу Антипову, Тимуру Бадалбейли и Валерию Черняеву…

МАРИНА ПОЛИЦЕЙМАКО: «СТАРЫЕ АКТЕРЫ МОГУТ ВЫДВИНУТЬ ЛЮБИМОВУ УСЛОВИЕ»

— Марина Витальевна, сейчас имя легендарного театра, в котором вы проработали почти пятьдесят лет, связывают уже не со спектаклями, а со скандалами вокруг его основателя Юрия Петровича Любимова...

— Дела у нас действительно обстоят плохо.

Жена Юрия Петровича Каталин сделала все, чтобы Любимов ушел из театра. Это не женщина, а злая ведьма на помеле, которая позволяла себе говорить: «Вы — русские свиньи, вы г***о!» Да-да, я отвечаю за эти слова! Она наделала много бед, много горя принесла в театр…

— Неужели сам мастер не пытался ее остановить, внушить, что с актерами так разговаривать нельзя?

— Все ему говорили, я в том числе, но он не слушал, а твердил лишь одно: «Маша, она ведь ничего не соображает в театре. Она иностранка!» — «При чем тут ее гражданство?! — возмущалась я. — И попомните мои слова — это плохо кончится!» Каталин вытворяла такие ужасы, что весь театр встал на дыбы: выгоняла артистов, работников других цехов — вела себя как хозяйка.

Легендарный кабинет Юрия Любимова, где на стенах — автографы именитых гостей и друзей театра
Легендарный кабинет Юрия Любимова, где на стенах — автографы именитых гостей и друзей театра
Фото: Андрей Эрштрем

Видимо, ей самой не казалось, что она не разбирается в театре! А ведь вначале она была тише воды ниже травы. Подумать только — простая переводчица смогла отбить Юрия Петровича у самой Людмилы Целиковской, которая фактически подарила ему театр. Людмила Васильевна имела вес среди партийной элиты, к ее мнению всегда прислушивались. Кажется, за месяц до поездки Любимова в Венгрию они с Юрием Петровичем поставили вместе пьесу, были полны планов... Но он уехал, а по возвращении о совместных спектаклях пришлось забыть. Каталин, познакомившись с Юрием Петровичем, быстренько «сковырнула» даму, которая тогда была его переводчицей. Когда же они вдвоем вернулись из Венгрии, кто-то позвонил Целиковской и рассказал о романе Любимова.

Тем временем Каталин довольно быстро забеременела и родила сына. А очень скоро мы все узнали, каков ее настоящий характер!

— Вы говорите, Каталин выгоняла артистов. Это происходило без ведома Лю­бимова?

— Не все так прямолинейно. Взять, к примеру, нашего актера Диму Муляра. Она буквально выжила его с роли Чацкого в «Горе от ума», сидя рядом с Юрием Петровичем на каждой репетиции и все время что-то нашептывая ему в уши. Но выгнал Диму, конечно, сам Юрий Петрович — из-за того, что тот, прервав затянувшийся разговор худрука с ассистентом, позволил себе спросить: «Куда мне идти в этой сцене — направо или налево? Как мне быть, ответьте, пожалуйста». На что Петрович закричал: «Что?!

Ты мне делаешь замечание?! Вон отсюда!» Но без предварительной накрутки он бы так вряд ли поступил!

— А с кем-нибудь из актеров Каталин дружила?

— Конечно, были такие, кто к ней ластился, чтобы получать роли. Как же это противно выглядело! Что касается меня, мы с Каталин и парой фраз за все эти годы не перекинулись. Общались одними кивками: привет — привет.

— Видя вашу неприязнь, она не пыталась вас как-то проучить?

— Однажды рискнула сделать мне замечание на репетиции пьесы Шекспира, что, мол, мне надо брошку прицепить на другую сторону. Я вежливо, но твердо ответила, что делать этого не надо. Больше в мою работу она не вмешивалась.

Юрий Петрович Любимов вернулся на «Таганку» после нескольких лет вынужденной эмиграции. За столом — Николай Губенко, на тот момент худрук театра. Май 1988 г.
Юрий Петрович Любимов вернулся на «Таганку» после нескольких лет вынужденной эмиграции. За столом — Николай Губенко, на тот момент худрук театра. Май 1988 г.
Фото: Юрий Феклистов

— Два года назад во время гастролей театра в Чехии произошел конфликт между Любимовым и его актерами, которые утверждали, что им не выплатили гонорар. После чего Юрий Петрович оставил «Таганку». Вы сами ожидали, что он поступит именно так?

— Я не думала, что он нас бросит. Но к тому времени Юрий Петрович целиком попал под власть Каталин, он оказался обыкновенным подкаблучником. В одном из интервью Любимов заявил, что его якобы выгнали из театра, но это не так. Я точно знаю — его никто не выгонял.

— После ухода Любимова актеры попросили занять его место Валерия Сергеевича Золотухина. Вы были согласны с этим выбором?

— Все просили Валеру об этом. Я в том числе.

Другой достойной замены не существовало. И мы были так счастливы, когда он согласился! Никто и не предполагал, что Валера так быстро сгорит. Мы не знали о его страшном диагнозе до последнего дня, как и он сам. Наверное, надо было насторожиться, когда Золотухин стал приходить в театр хмурым, погруженным в свои мысли, чего раньше за ним не водилось, но все списали это на его колоссальную занятость. Только сейчас я понимаю, как ему было тяжело нести свой крест. Он ведь актер, а не тиран по натуре! После того как Валера встал во главе театра, к нему начали ходить, просить, клянчить роли, и он никому отказать не мог.

— После ухода из жизни Золотухина ваши коллеги-актеры написали письмо Юрию Петровичу с просьбой вернуться. Как вы думаете, согласится ли мэтр и спасет ли снова «Таганку»?

— Я надеюсь!

Юрий Петрович дорог мне как учитель, мы работали вместе с 1964 года! Он очень многому меня научил, я преклоняюсь перед ним.

— Какое бы условие вы поставили Юрию Петровичу для его возвращения в театр?

— Чтобы Каталин никогда не присут­ствовала на репетициях. Я готова сама это озвучить Юрию Петровичу. И может быть, это спасет театр, который я люблю.

ФЕЛИКС АНТИПОВ: «МЫ ЗАДЫХАЕМСЯ БЕЗ ЮРИЯ ПЕТРОВИЧА!»

— Феликс Николаевич, вы один из тех актеров, которые попросили Юрия Петровича вернуться на пост художественного руководителя «Таганки».

Феликс Антипов во время прогона спектакля «На всякого мудреца довольно простоты». 2012 г.
Феликс Антипов во время прогона спектакля «На всякого мудреца довольно простоты». 2012 г.
Фото: РИА «НОВОСТИ»

Почему?

— Для начала надо рассказать о том, как работал Юрий Петрович над каждой постановкой. Ежедневно он репетировал с актерами, доводя их до изнеможения, а на спектакле сидел в зрительном зале, не давая расслабляться. Когда же такой контроль исчез, спектакли стали расползаться. Ведущие актеры, как могли, держали постановки, но другие начали самовольничать и привносить в рисунок своих ролей то, чего не было у Любимова. Так и начался распад. Сейчас судьба театра висит на волоске. И вот ведь парадокс: жив основатель театра, но его детище стало какой-то площадкой для экспериментов. Я не знаю, видели ли вы современные постановки на сцене «Таганки». Если нет, не советую вам это делать.

— Кто из актеров первым заговорил о том, что надо просить Любимова вернуться?

— Это был Тимур Бадалбейли. Он один из любимых актеров Юрия Петровича, который, как и многие из нас, ощутил удушающую атмосферу, воцарившуюся в театре. Как верно сформулировал в своем обращении Тимур, «к власти прорвалась группа самозваных управленцев», которые стали самовольничать и даже снимать спектакли Любимова! Когда это началось, театром уже руководил Валерий Сергеевич, но сразу хочу сказать — не он в ответе за это, поскольку не занимался конкретными внутритеатральными вопросами. Первое время Золотухин искал режиссеров, которые могли бы ставить на сцене «Таганки» спектакли. К сожалению, эти постановки провалились.

— Можно ли говорить о том, что новая должность негативно сказалась на здоровье Золотухина?

— В последний раз мы общались с ним в ноябре, и ничто не предвещало беды. Валерий Сергеевич был в превосходной форме! У него подрастает Ваня — сын от Иры Линдт, внуки, — и всем он помогал, всех поддерживал. Вы не представляете, в каком режиме он жил — из поезда в поезд, с самолета на самолет. А еще и руководил театром в Барнауле, и в кино снимался. Мне кажется, у него даже не было времени на то, чтобы руководить театром. Вообще, когда Валерия Сергеевича не стало, только ленивый не вспомнил про Анатолия Эфроса. Он руководил «Таганкой» после отъезда Любимова за границу и во время репетиции получил сначала один, а вскоре и второй инфаркт, которые привели к летальному исходу. Есть в этом какое- то страшное совпадение…

— Актеров, которые ратуют за возвращение Любимова, не беспокоит, что мастеру уже 95 лет?

— Да, Юрий Петрович не молодеет, и его характер с годами лучше не становится.

В театре на Таганке практически все артисты — ученики Юрия Любимова, основателя театра. Сцена из спектакля «Мед» по произведениям Тонино Гуэрры. 2010 г.
В театре на Таганке практически все артисты — ученики Юрия Любимова, основателя театра. Сцена из спектакля «Мед» по произведениям Тонино Гуэрры. 2010 г.
Фото: Александр Стернин

К тому же, наверное, и Каталин собирается вернуться вместе с ним. Меня изрядно удивил Любимов, сказавший, что ждет извинений от актеров. Но ведь к нему в театре всегда относились с почтением и уважением. Чего нельзя сказать про Каталин, которую терпели и сносили ее оскорбления только из уважения к мастеру.

— А что, если старые актеры выдвинут Любимову условие: в случае его возвращения Каталин не должна присутствовать на репетициях?

— Это было бы идеально. Но мне кажется, что это утопия! Послушайте, как это звучит: «Юрий Петрович, мы вас ждем, но Каталин оставьте дома…» Боюсь, это покажется ему оскорбительным. Хотя, когда Любимов ставил спектакль в Театре имени Вахтангова, Каталин не пустили на репетицию! Там нашли какую-то дипломатичную форму и мягко ее отстранили.

— Получается, актеры готовы терпеть даже непростой характер жены Любимова, лишь бы мэтр вернулся?

— Понимаете, жизнь так коротка, а творческая жизнь еще короче. У художников другие приоритеты. Актеры задыхаются без Любимова! Особенно сейчас, когда бездарность лезет из всех углов.

— А есть ли другие кандидаты на место худрука?

— Наверное, это будет решать Мини­стерство культуры. Что касается разговоров в актерской среде... Я знаю, звучала фамилия Александра Огарева, главного режиссера Краснодарского театра драмы. Понимаете, Юрий Петрович — живой классик, легенда театра. Правда, у этой легенды невыносимый характер и склочная жена — как быть с этим? Перед нами пушкинский вопрос — гений и злодейство. Актеры стоят на распутье — между вечностью и бытовым хамством. То, как вела себя Каталин, недопустимо! К тому же, как сказал великий художник «Таганки» Давид Боровский: «Каталин превратила театр в парикмахерскую!» Имеется в виду то, что сама она ставит себе в заслугу, — ремонт. Во всех интервью Каталин рассказывает, что привела в порядок общественные туалеты. Здорово, и спасибо ей за это, но попутно она «украшала» театр всякими рюшечками, рамочками и искусственными цветами, что в корне противоречило эстетике «Таганки».

Два года назад после конфликта с актерами Юрий Любимов сказал: «Таганка» кончилась». Неужели мастер оказался прав?..
Два года назад после конфликта с актерами Юрий Любимов сказал: «Таганка» кончилась». Неужели мастер оказался прав?..
Фото: ИТАР-ТАСС

Это даже больше походило на кладбище, чем на парикмахерскую… В таком случае Каталин словно заранее готовила «Таганку» к ее скорому будущему! И все же в защиту этой женщины скажу, что она своеобразно, но все-таки заботилась об актерах. Из заграничных поездок привозила то украшение кому-то, то теплый свитер. Было это давно, но забывать добро не стоит. Ведь многие принимали от нее эту помощь.

ТИМУР БАДАЛБЕЙЛИ: «Я НИКОГДА НЕ ВЕРИЛ В ТО, ЧТО «ТАГАНКА» ОБОЙДЕТСЯ БЕЗ ЛЮБИМОВА!»

— Тимур Илхамович, почему вы решили выступить с предложением позвать Юрия Петровича обратно?

— Я с огромной грустью переживал уход Любимова и никогда не верил в заявления, дескать, мы без Юрия Петровича будем строить новый театр.

Думаю, это невозможно. Театр у нас уникальный, и Любимов — его основатель. Так что после произошедшего два года назад конфликта был склонен согласиться скорее с Любимовым, сказавшим: «Таганка» кончилась». При этом я хочу отдать должное мужеству покойного Валерия Сергеевича Золотухина, взвалившего на себя крест художественного руководителя. Я знаю, что это решение далось ему очень трудно, и, наверное, он к этому был не готов. Но мы, лишившись отца-основателя, испугались, что в наш уникальный театр придут чужаки, упросили Валерия Сергеевича встать у руля. За то, что он согласился, — низкий поклон. Но от Золотухина нельзя было требовать подвигов менеджера. Он только подставил свое плечо, свое имя, чтобы сберечь то, что нам дорого, от людей, которые, возможно, воспринимали наш театр просто как свободную площадку в центре Москвы.

Кто бы мог подумать, что опасность такого отношения к «Таганке», ее наследию подстерегала нас изнутри в лице, к примеру, завтруппой?

— Все ли коллеги одобрили вашу идею обратиться к Любимову?

— В театре практически все артисты — ученики Юрия Петровича, которых он когда-то взял на работу. Я могу точно сказать, что большинство актеров и работники других цехов понимают: его возвращение будет для всех большой удачей. Сегодняшнюю ситуацию актеры оценивают как неправильную.

— Как вы думаете, не стоит ли попросить Юрия Петровича, в случае возвращения, не брать на репетиции Каталин?

— Юрий Петрович, как человек немолодой, конечно, нуждается в том, чтобы рядом с ним, в том числе и на репетициях, находился кто-то близкий.

Но, как человеку творческому, ему вряд ли требуются подсказки от кого бы то ни было, и жена не исключение. Мы даже не можем сказать, в каком качестве вернется сам Юрий Петрович. Это известно лишь ему и нашему учредителю — Департаменту культуры Москвы, которым заведует Сергей Капков. Именно он сейчас и ведет переговоры о дальнейшем участии Любимова в жизни «Таганки». И все-таки мне кажется, что за прошедший период с обеих сторон произошла переоценка ценностей.

— Скажите, а стало ли артистам легче в финансовом плане после ухода Лю­ бимова?

Ведь все началось из-за невыплаты гонораров…

— Если вы говорите о зарплатах, то нет, ими в театре недовольны. Артисты — не самая высокооплачиваемая часть населения, даже в Москве. Сейчас в Театре на Таганке создана комиссия по проверке распределения надбавок и премий, и мы ждем результатов расследования. Причиной для ее учреждения стали сомнительные действия некоторых членов коллектива, которые, воспользовавшись смутной ситуацией, одержимые амбициями и гордыней, дорвались до руководства театром. Кроме прочего, эти господа выжили заместителя директора, которая долгие годы занималась бюджетом и пользовалась авторитетом в коллективе. Сейчас мы все находимся в подвешенном состоянии, но большие надежды связываем с недавним назначением в театр нового директора Владимира Натановича Флейшера и ждем, что Юрий Петрович с Сергеем Капковым о чем-нибудь договорятся.

ВАЛЕРИЙ ЧЕРНЯЕВ: «ТОТ, КТО ЗОЛОТУХИНА НЕ ПОДВЕДЕТ»

— Валерий Николаевич, вашего близкого друга настигло «проклятие «Таганки» — Валерий Золотухин не успел и двух лет проработать в качестве главного режиссера театра.

Сейчас, после его ухода, вы — главная опора для его возлюбленной Ирины Линдт и их сына Ванечки...

— Если вы думаете, что Ира бьется в истерике и плачет сутками, то это не так. Конечно, для нее это страшное горе, но она держится молодцом. Я не ожидал, что в этой молодой женщине будет столько стойкости, внутренних сил. Пока Сергеич (я всегда его так называл) лежал в больнице, Ира каждый день была рядом с ним, либо одна, либо с Ваней.

Ванька ведь в точности повторяет молодого Золотухина: так же отлично поет и танцует, и для Иры он — настоящая радость! Когда Ваня приезжал в больницу, он, как мог, заботился о папе: гладил по руке, чистил ему вареное яичко, просил: «Папочка, вот яичко, как ты любишь, пожалуйста, проглоти!» И Сергеич, хоть ему и больно было, глотал ради Вани. Я вам больше скажу: когда Золотухин уже был в бессознательном состоянии, он шептал лишь одно: «Ваня, не подведи меня, сынок, не подведи». Это слышали только я и Ирочка. Вы не поверите, но когда мы хоронили Сергеича на Алтае, Ваня встал на краю могилы и вдруг громко произнес: «Папа, я тебя не подведу!» Откуда он узнал, как понял — загадка...

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Астрологический прогноз на апрель 2024 года
«Завершающийся март оказался месяцем, невероятно увлекательным с астрологической точки зрения. Но предстоящий апрель готов побить его рекорд. Судите сами!» — говорит практикующий ведический астролог Ирина Орлова.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог