Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. «На районе-2»
Галерея «Триумф-Метрополь»,
до 30 декабря.
Всем любителям фотографии и опытов на тему искусства в жизни посвящается. Виноградов и Дубосарский не просто фотографы. Их фотографии, тщательно обработанные, становятся очередным этюдом на тему. И этюды эти, с одной стороны, реалистичны, как и любые фотографии, а с другой — необычны, потому что
целью художников остается не фотография, а конечный результат творчества.А конечный результат здесь очень интересный: это игра, в которую предлагается сыграть посетителям выставки. Потому что каждая работа экспозиции с таким простым названием «На районе» не просто зарисовка окружающей нас жизни. В этих работах можно и нужно искать аналогии. Некоторые находятся быстро и сразу: вот идет «Дама с собачкой», вот вы проходите мимо «Московского дворика», а вот и «Автопортрет у зеркала», а чуть дальше немного грустное «Сватовство майора» и т.п.. А в некоторых работах не нужно искать аналогии с прошлым, нужно только присмотреться к настоящему. Здесь вы найдете и девушку-милиционера, похожую на Бритни Спирс, и школьниц у портрета президента России, и женщину с пакетом D&G во дворе старой хрущевки, и десантников в парке, и пьянчужек на лавочках.
В общем-то, обычная жизнь. Где-то чуть-чуть раскрашенная. Не приукрашенная, заметьте, а только раскрашенная. Где-то, наоборот, цвета и тона приглушены, все кажется серым и тяжелым. Это попытка под разными углами посмотреть на окружающую нас действительность. Ничего нового, учитывая, что человечество занимается этим всю свою историю, здесь не придумаешь. Однако, любопытство ко всем жизненным проявлениям — вот, что главное, и в искусстве, и в жизни.
Русская портретная миниатюра
Государственный исторический музей, до 28 февраля 2011 года.
Эту выставку обязательно надо посетить, потому что в основе экспозиции — частная коллекция, которая была собрана Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской в эмиграции.
В экспозиции около двухсот миниатюр. Особую ценность собранию придают его эмалевые раритеты и другие уникальные произведения. Эмалевая миниатюра - работа не только сложная и высокотехничная, но и дорогая, поэтому основными заказчиками у мастеров-эмальеров в XVIII - XIX столетиях были в первую очередь царственные особы, знаменитые полководцы и богатые аристократы. В экспозиции можно увидеть, например, портрет молодого Петра I работы Джосиаса Барбета — одну из самых ранних миниатюр царя. А портрет Петра I работы Шарля Буата привезен из Лондона. В собрании находится единственная работа эмальера Серебренникова — портрет императрицы Анны Иоанновны, который открывает новое имя в искусстве портретной миниатюры в России. Шедевром коллекции считается эмалевая миниатюра Екатерины II работы П.Г.
Жаркова 1791 года, изображающая императрицу в дорожном костюме. Здесь также много икон, портреты членов императорской фамилии, выдающихся государственных и военных деятелей — Суворова, Потемкина, Безбородко, Строганова, Кутузова, Багратиона и др. Не уступают мужчинам и прекрасные дамы — графиня Орлова, княгиня Юсупова, графиня Воронцова, дамы, чьи имена неизвестны, но образы прелестны. Приятным бонусом к выставке станут тематические вечера романсов и литературные чтения, которые проводятся среди этих работ. Не пропустите!
Сол Лейтер. Ранний цвет. Фотографии 1950-1960-х годов
Центр современного искусства «ВИНЗАВОД», до 30 января 2011 года.
Сол Лейтер — очень известный американский фотограф, который в двадцать три года покинул богословский колледж и подался в Нью-Йорк учиться живописи. Начинал Слейтер как художник-станковист, однако знаменитым стал благодаря своим опытам с цветной пленкой. В Москве нью-йоркская Howard Greenberg Gallery представляет его произведения 1950-х - 60-х годов. С конца 50-х Лейтер сотрудничает с модными журналами — «Harper’s Bazaar», «Show», «Elle», «British Vogue», «Queen» и другие. А в свободное время рисует или бродит, вооружившись фотокамерой, по улицам Нью-Йорка. Именно эти уличные снимки и прославили Лейтера. Пейзажи Манхэттена, необычные прохожие, жанровые сценки, которые фотограф подсматривал в любом месте, и многое другое, что Летеру удалось запечатлеть бережно и с любовью. Его фотографии — своеобразная релаксотерапия — приглушенные тона, яркие пятна, капли дождя прямо на объективе (да-да, и на такие жертвы идет иногда настоящий художник!), полутени, полунамеки, полуобещания.
Непременно сходите на эту выставку, чтобы посмотреть, что такое чудо!
P.S. На «ВИНЗАВОД» можете отправиться с детьми, чтобы показать им 3D-фотовыставку «Живая природа Ботсваны» Сергея Горшкова. Леопарды, слоны, бегемоты, львы и другие животные буквально оживут, стоит лишь посмотреть через специальные 3D-очки. Спешите — выставка открыта до 15 декабря!