Выставки 23-29 ноября

Треугольные картины, «говорящие головы» и книжки с картинками ждут вас на этой неделе в музеях.
Дмитрий Пирогов
|
23 Ноября 2009
Борис Диодоров. Иллюстрации. К 75-летию художника
Борис Диодоров. Иллюстрации. К 75-летию художника
Фото: Фото предоставлено пресс-службой ГМИИ им. Пушкина

Борис Диодоров. Иллюстрации. К 75-летию художника

Центр эстетического воспитания «Мусейон» при ГМИИ им. Пушкина, до 20 декабря.

Вы наверняка помните свою первую прочитанную книжку и картинки в ней? Чтобы заглянуть в детство и насладиться прекрасными «картинками», отправляйтесь с ребенком на выставку работ Бориса Диодорова. Он автор знаменитых иллюстраций к «Винни-пуху», сказкам Л. Н. Толстого, «Аленькому цветочку» С. Т. Аксакова, «Малахитовой

шкатулке» Бажова, «Сивке-Бурке» и – самое главное – сказкам Андерсена: «Снежной королеве», «Русалочке», «Дюймовочке».

Именно иллюстрации к этим сказкам принесли Диодорову Гран-при Премии им. Ханса Кристиана Андерсена за 2001 год. И за них же он получил из рук датской принцессы Александры Главный приз Международного конкурса Андерсена в Оденсе. На счету художника более 400 проиллюстрированных книг. Его рисунки становятся продолжением и душой слов. Борис Диодоров удивительный художник – его иллюстрации не просто добрые, красочные, изумительные, они – умные. Это настоящие картины, которые, выставленные в ряд, создают непередаваемое ощущение прикосновения к чему-то таинственному. Наверное, такие чувства вызывали кадры кинопленки у первых кинотворителей. Это чувство сопричастности вызывает то, что за всеми иллюстрациями стоит текст, но при этом слово и образ не противоречат друг другу.

Кто-то сначала смотрит картинки, а кто-то читает. В экспозиции больше десятка разных серий, и ни одна картинка не то что не повторяет другую, а даже просто не похожа на своих «соседок». Диодоров с легкостью работает в разных жанрах и техниках. При этом он не «сюсюкает» с детьми, а говорит с ними на разных языках, которые уже с детства воспитывают вкус. Например, в иллюстрациях к «Чудесному путешествию Нильса с дикими гусями» прочитываются стилизации традиционной японской гравюры. А вот в иллюстрациях к «Аленькому цветочку» можно найти цитаты прерафаэлитов. К «Русалочке» — модернистов. И так можно продолжать до бесконечности. И неважно, что ребенок еще не знает слов «прерафаэлиты» и «японская гравюра», важно то, что это останется в памяти и ощущениях.

А останется – обязательно, если, как говорил герой одной пьесы, «перещупать столько книжек». Не торопитесь быстро пробежаться по выставке. Это мероприятие – не для галочки, а для души. Вспомните еще раз книжки, которые читали и получите удовольствие от встречи со старыми друзьями – Нильсом, Красавицей, Чудовищем, Гердой, Снежной Королевой, говорящими воронами, Русалочкой и ее сестрами.

Олег Тистол. Худфонд

Московский музей современного искусства, до 6 декабря.

Украинский художник Олег Тистол – любопытный персонаж. Он ярчайший представитель украинского «контемпорари арта». Тистол начинал еще до перестройки.

Олег Тистол. Худфонд
Олег Тистол. Худфонд
Фото: Фото предоставлено пресс-службой Московского музея современного искусства

Серия «Украинские деньги» начата в 1984 году. Из формата печатной графики проект разросся до больших холстов и инсталляций. Олег делал совместный проект с Николаем Маценко – «Нацпром», в котором они обыгрывали «новые украинские мифы», и цикл картин «Телевидение», изображающий стоп-кадрами новостные «говорящие головы» с разных каналов. Между прочим, идея «Телевидения» возникла в ходе «оранжевой революции», когда вся Украина следила за событиями на телеэкране. В последние годы Тистол занимался циклом «ЮБК» (Южный берег Крыма) и серией «Горы». Это что-то вроде лирического поп-арта. Основой для холстов или графики служат то бланки бухгалтерской отчетности, то ресторанные меню, то листы из школьной тетради. А поверх всего – чудо-деревья или вершины Казбека или Арарата. И ни в одной картине вы не найдете дотошной точности или микроскопически выверенных деталей.

Евгений Измайлов. Живопись, графика, пластика
Евгений Измайлов. Живопись, графика, пластика
Фото: Фото предоставлено пресс-службой Государственной Третьяковской галереи

Все это размыто, расфокусировано, размазано, разобрано на маленькие кадры и кусочки – клиповый монтаж, расслоение реальности, параллельное внимание – особенности восприятия окружающего человеком, для которого окном в мир стал экран компьютера.

Евгений Измайлов. Живопись, графика, пластика

Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус, до 29 ноября.

Евгений Измайлов — участник прославленных экспозиций неофициального искусства вроде той, что проходила в 1975 году на ВДНХ. С начала 90-х художник работал в Германии, Франции, Великобритании. В экспозиции работы и советских лет, и новые эксперименты.

В последнее время художник увлекся созданием деревянных рельефов и витражей. В 1964 году Измайлов окончил театральный факультет Суриковского института и работал оформителем, затем – художником в кукольном театре, реставратором церковных росписей, создавал детские книги, вел преподавательскую работу. В годы застоя и перестройки он параллельно занимался независимым творчеством, активно экспериментируя со всеми доступными материалами и техниками. Важной составляющей в этих опытах была близкая ему благодаря работе в театре атмосфера игры, условности, фантазии. Собранные воедино живописные произведения, офорты, коллажи, трехмерные объекты из дерева и бумаги, нередко построенные по принципу театральных кулис, а также объемно-пространственные композиции с элементами витражной техники складываются в индивидуально-фантастический мир художника, зачастую открыто выведенный за грань обыденной реальности.

Измайлов не просто искал новые формы и способы самовыражения, он в своих работах выражал свое состояние и состояние человека своего времени – времени, когда открывалась дорога в космос. Новые явления, которые было трудно осознать и принять, вызывали к жизни и новые опыты: создание живописных полиптихов, состоящих из картин треугольного и овального формата. Испытывая особый интерес к трансформации предмета, развивая свою излюбленную тему круга, в так называемых «колесных объектах» художник использует и нетрадиционные материалы – автомобильные диски, велосипедные колеса, зеркала и стекло.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Посвящение космонавтам, Марлен Дитрих и весне: 10 идей, как провести приятно апрельский вечер
В нашей подборке 10 прекрасных спектаклей и театральных вечеров на сценах московских театров



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог