Первым делом самолеты…

Побывайте на выставке самого романтичного художника советского времени и убедитесь, что сюрреализм — это совсем не то, что за него выдают.
Дмитрий Пирогов
|
14 Марта 2011
Александр Лабас. «На скорости XX века»
Александр Лабас. «На скорости XX века»
Фото: Фото предоставлено пресс-службой Государственной Третьяковской галереи

Государственная Третьяковская галерея на Крымском валу.

Александр Лабас. «На скорости XX века», до 18 мая.

Имя художника Александра Лабаса обычно обывателю ничего не говорит. И пробел этот надо непременно восполнить, ибо художник этот был известным, талантливым и — специально для девушек — считался одним из самых романтичных живописцев советского времени. Хотя темы его картин были, если так можно выразиться, сугубо мужскими — автомобили, аэропланы, космические ракеты и другие достижения технического прогресса.

Борис Кочейшвили. «Персоны и отражения»
Борис Кочейшвили. «Персоны и отражения»
Фото: Фото предоставлено пресс-службой Литературного музея

Лабас прожил долгую — 83 года — и плодотворную жизнь в XX веке. В 1930-х он представлял советскую живопись на международных выставках, но с 1940-х по 1960-е оказался в забвении из-за обвинения в формализме. Сейчас это все дело прошлое, а вот картины остались. И увидеть их надо непременно. Экспозиция включает в себя около 150 полотен — живопись и графику — и разделена по тематике. Если вы ожидаете увидеть просто «портреты» средств передвижения, то вы ошибаетесь. Лабас не был бы большим художником, если бы не сумел передать дух века — скорость. На его картинах — убегающе-ускользающее время, которое на мгновение замедлилось, чтобы его можно было прочувствовать. За безыскусными названиями: «В полете», «Полет на Луну», «Метро», «Дирижабль» скрывается эпоха открытий, свершений, победы человеческого гения над силой сопротивления и притяжения.

Целый раздел выставки посвящен театральным декорациям, над которыми работал Лабас, не отходя от своей любимой темы — машин. В разделе «Мастерская» можно увидеть личные вещи художника, его палитры, документы, фотографии, рабочие тетради с зарисовками со времен ученичества и многое другое. Специальный бонус от устроителей — в рамках выставки планируется лекция об авиации и дирижаблестроении. А для любителей прогресса — электронная экспозиция: плазменные тачскрины, на которых можно будет увидеть позднюю графику, дружеские шаржи, иллюстрации и многое другое, что не уместилось в пространстве выставки.

«Коллективное бессознательное: графика сюрреализма от де Кирико до Магритта»
«Коллективное бессознательное: графика сюрреализма от де Кирико до Магритта»
Фото: Фото предоставлено пресс-службой Государственного исторического музея

Игра в узнавание

Литературный музей, выставочный зал в Трубниковском переулке.

Борис Кочейшвили. «Персоны и отражения», до 2 апреля.

Кураторы выставки решили включить в экспозицию работы разных лет, выполненные в различных техниках, так что здесь можно получить полное представление о творчестве Бориса Кочейшвили. Кочейшвили не только художник, но и поэт, потому живопись и литература здесь тесно связаны. В трех залах дома Остроухова представлены графика, рельеф и живопись. И больше всего здесь портретов литераторов: Фазиля Искандера, Генриха Сапгира, Людмилы Петрушевской, Дмитрия Пригова и других. Но художник не был бы поэтом, если бы не оставил места для

сравнений, аллегорий, метафор и пр.

Не ищите здесь портретного сходства. Все объясняется названием выставки. Вместо привычных портретов — отражения. Вместо чинного рассматривания — игра в узнавание, угадывание, поиск. Отражения людей на картинах живут своей собственной жизнью, вступая друг с другом в различные взаимоотношения и становясь самостоятельными персонажами с уникальным характером. И задержитесь, пожалуйста, в зале с рельефами. Это интересно.

«Полный сюр»

Государственный исторический музей.

«Коллективное бессознательное: графика сюрреализма от де Кирико до Магритта», до 25 апреля.

Это выставка-обманка: громкое название, пышно оформленная экспозиция и почти «пустое» содержание. Представленные на выставке листы тиражной графики датированы 1960—1970-ми годами, когда мэтры, чьи подписи на них стоят, уже практически ничего нового не создавали. Джорджо де Кирико, Макс Эрнст, Роберто Матт, Сальвадор Дали, Рене Магритт и другие сюрреалисты просто делали эскизы по мотивам своих прежних произведений, которые потом граверы и литографы превратили в графику. Смотреть эту выставку надо, представляя, что это просто компот из сухофруктов. Видимо, коллективное бессознательное устроителей выставки стремилось именно к тому, чтобы дать посетителям обпиться этого компота, а потом, переварив, попробовать настоящие фрукты и ягоды. Если вы не перевариваете фиолетовый цвет, то лучше туда вообще не ходить.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
В апреле для детей: спектакли, цирковые и интерактивные шоу, тематические парки
В этой подборке вы найдете ответ на вопрос: «Куда пойти с ребенком? Лучшие места и мероприятия в Москве для проведения досуга с детьми в возрасте от 0 и до 16 лет



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог