Елена Захарова заглянула в лицо и душу русской женщины

В Москве представлен уникальный проект с участием знаменитого итальянского живописца.
Анастасия Филатова
|
23 Мая 2013
Елена Захарова
Елена Захарова
Фото: Александр Куров

Масштабная инсталляция «Лицо и душа» составлена из портретов российских женщин, написанных Омаром Гальяни. Арт-галерея «К35» представила проект в Государственном историческом музее при поддержке посольства Италии и Итальянского института культуры в Москве. Среди посетителей экспозиции были замечены Елена Захарова, Светлана Конеген с мужем, Влад Лисовец и другие известные люди.

Арт-проект «Лицо и душа» был задуман в 2011 году — в перекрестный год российской и итальянской культур и стал художественным исследованием российских женщин через призму европейских традиций культуры и искусства.

В 48 женских портретах представлены не только все грани красоты российских женщин, но и многообразие их характеров и судеб.

Омар Гальяни стал участником проекта неслучайно. С одной стороны, его творчество изобилует цитатами из искусства прошлого, и в Италии художника часто называют «Леонардо наших дней» — за приверженность традициям Возрождения и искусное владение старинными техниками рисунка. С другой стороны, сюжеты полотен Гальяни и особенности его авторского стиля позволяют отнести творчество художника к современному искусству. В рамках проекта Гальяни решал сложную задачу — запечатлеть лицо и душу российской женщины, объединив в едином арт-объекте 48 отдельных портретов.

За несколько часов до открытия выставки корреспондент портала 7Дней.ru встретился с итальянским живописцем, чтобы выяснить, удалось ли тому постичь душу русской женщины.

— Как из всего многообразия российских женщин вам удалось выбрать именно эти 48 героинь?

— Были женщины, с которыми я знакомился во время посещения России, но были и те, кто прислал заявки на сайт проекта.

Масштабная инсталляция «Лицо и душа» составлена из портретов российских женщин, написанных Омаром Гальяни
Масштабная инсталляция «Лицо и душа» составлена из портретов российских женщин, написанных Омаром Гальяни
Фото: Александр Куров

Я отсмотрел огромное количество лиц и выбрал наиболее интересные.

— Критерием отбора для вас было интересное запоминающееся лицо?

Светлана Конеген с мужем
Светлана Конеген с мужем
Фото: Александр Куров

— Не только. Точнее, и лицо в том числе. Сперва я видел лицо — фотографию героини, потом, если лицо меня интересовало, назначал встречу и подолгу беседовал с каждой натурщицей. А как иначе? Я хотел узнать, как она живет, как формировался ее характер, что повлияло на выбор ее профессии и какая она сейчас. Поэтому, помимо изображения лица в три четверти, на портрете вы можете увидеть огромное количество символов — предметов, важных в системе ценностей моей героини. Это и религиозные символы, и их любимые цветы, и детские игрушки, и музыкальные инструменты, — словом, предметы, составляющие мир моей натурщицы.

— Почему портретов именно 48? Это какое то символическое число?

— Отнюдь нет. Символического в цифре 48 ничего нет, их могло быть 52 и 30.

Открытие Арт-проекта «Лицо и душа»
Открытие Арт-проекта «Лицо и душа»
Фото: Александр Куров

Просто когда мы говорили с организаторами проекта, то идея была сделать что-то большое, монументальное. И пока мы собирали заявки, количество одобренных мною героинь дошло до цифры 48, вот тут-то мы и решили остановиться.

— Какие из 48 портретов вам особенно дороги?

— Во-первых, портрет Елены. Это девушка с прической в стиле итальянского Возрождения. Мы встретились с Ириной в Милане — ее работа связана с косметикой и красотой, и мы познакомились на выставке. Долго беседовали об искусстве Возрождения и, в частности, об ученике Леонардо да Винчи — Джованни Больтраффио. Я рассказывал ей о том, что Леонардо много работал в Милане и создал свою школу. Одним из верных последователей его стиля был Больтраффио.

Влад Лисовец
Влад Лисовец
Фото: Александр Куров

Ирина этой истории на тот момент не знала, и после моего вдохновенного рассказа помчалась в пинакотеку Брера изучать работы Больтраффио. Позвонила мне потом, сказала, что просто пленена ими, что в восторге. И попросила — раз уж я предложил ей поучаствовать в моем проекте — написать ее в стилистике эпохи Возрождения. Даже сделала себе особую прическу — так ее вдохновила живопись и скульптура Больтраффио!

Вторая работа, которая мне особенно дорога — портрет Элеоноры. Эта женщина меня сразу привлекла. Она все время рассказывала про какие-то свои полеты, а я все не мог понять, что это за полеты? Оказалось, что она пилот, в прошлом работала в «Аэрофлоте», и очень любит летать. Поэтому я ее изобразил смотрящей в окошко на взлетающий в небо самолет.

Как я понял, у нее есть собственный маленький самолет, на котором она летает. Я уже закончил ее портрет, но все думал, как бы показать глубину ее натуры. И вспомнил, что она рассказывала мне о колокольном звоне. Дело в том, что Элеонора росла рядом с церковью и каждый день в детстве слышала колокольный звон. И что теперь для нее колокольный звон — это такой кусочек прошлого, возвращение в детство, когда она была беззаботным ребенком. Но большой колокол на портрете смотрелся бы тяжеловесно, и я нарисовал несколько маленьких колокольчиков. Теперь этот портрет кажется мне особенно музыкальным.

— Какая она — российская женщина? Чем отличается, например, от итальянки?

— Я не могу сказать, что понял до конца, какая она, русская женщина. Ее еще изучать и изучать.

Я увидел такое многообразие характеров и судеб, сколько за всю жизнь в Италии не встречал. В течение трех лет работы над проектом я познакомился с женщинами, которые занимаются литературой, музыкой, бизнесом. Я увидел насколько она разная, русская женщина. В отличие от итальянок, у русских на первом месте сейчас стоит самореализация в профессиональном плане. Русским женщинам проще быть менеджерами, чем итальянкам. Как я понял, им это дается легче.

— Вас сравнивают с Леонардо да Винчи. В чем вы сами видите сходство с классиком живописи?

— Спасибо, сравнение с Леонардо мне приятно. Я пользуюсь старинной техникой — рисунок карандашом по тополиной доске. Это похоже на Леонардо. Конечно, техника рисунка Возрождения мне близка, но, в отличие от Возрождения, которое активно пользовалось цветом, я считаю рисунок карандашом уже законченным произведением, а не эскизом.

Тогда как в эпоху Возрождении такие рисунки служили набросками.

— Каких еще женщин вы изучили так же хорошо и пристально, как русских? Возможно ли появление похожих проектов, связанных с другими странами?

— Я никогда не делал такой большой цикл портретов. Это для меня первый такой опыт, который я скорее всего не буду повторять. Дело в том, что я долго занимался портретами, когда учился в академии. Сейчас в моих работах портрет переосмысливается и становиться чем-то большим. Этот проект был трудным и энергозатратным. Я три года путешествовал, знакомился, встречался с людьми, общался, изучал.

— По каким городам вы ездили, встречаясь с женщинами для этого проекта?

— В основном это были два города — Москва и Санкт-Петербург.

Александра Буратаева и Светлана Конеген
Александра Буратаева и Светлана Конеген
Фото: Александр Куров

Поскольку я преподаю в Академии искусств в Италии, мне было сложно приезжать надолго, и когда я приезжал, то успевал написать один-два портрета. Но я не мог задерживаться дольше, и потому работа затянулась. К тому же, я не мог попутешествовать в должной мере, ведь я понимаю, что Москва и Петербург — еще не вся Россия. Но я понимаю, о чем вы хотите меня спросить. Так получилось, что изображая лицо и душу каждой из этих женщин, я показывал не лицо москвички, или петербурженки. Почти все мои героини оказались родом из других городов России, а потому их воспоминания о детстве уникальны и непохожи.

И с Дальнего Востока, и с севера, и из центральной России — они так много мне рассказывали о своих городах, что невольно пробудили желание посетить самые отдаленные точки на карте России. И вот теперь, когда проект завершен, и у меня появилось чуть больше свободного времени, я хотел бы попутешествовать по России и своими глазами увидеть жизнь, женщин и вашу страну.

— Чтобы показать не только лицо, но и душу натурщицы, нужно быть хорошим психологом…

— Я не занимаюсь психологией, но, возвращаясь к античной живописи или современному искусству, Леонардо ведь тоже не был психологом. Скорее всего, даже такой науки как психология тогда не существовало. Но одно могу сказать точно — между художником и моделью возникает очень сильная эмоциональная связь.

Если говорить о секретах мастерства, то первый и главный из них — это работа в тишине. В это самое время у героини, как правило, проявляются какие-то особенные черты характера. Помню, пишу портрет девушки с сильным характером, бизнес-леди. В мастерской тишина, прошло 10 минут, я делаю набросок, а девушка говорит, что ей трудно сидеть в полной тишине и, позируя, смотреть мне в глаза. Видя эту слабость, я сразу понимаю, какая она на самом деле — где-то непоседливая, где-то капризная, где-то ранимая. И портрет сразу становится глубже, интереснее, полнее.

— Сколько времени вам требовалось, чтобы написать один портрет?

— Двадцать дней или месяц. Конечно, между портретами были паузы, и самый первый портрет был для меня самым сложным.

В рамках проекта Гальяни решал сложную задачу — запечатлеть лицо и душу российской женщины, объединив в едином арт-объекте 48 отдельных портретов
В рамках проекта Гальяни решал сложную задачу — запечатлеть лицо и душу российской женщины, объединив в едином арт-объекте 48 отдельных портретов
Фото: Александр Куров

Лицо женщины, позировавшей мне, очень меня заинтриговало. И мне трудно было его передать. Меня очень впечатлило, что это лицо в три четверти похоже на лица, которые рисовал Леонардо. Так я сразу и определился с идеей, в каком ракурсе и ключе сделать этот проект, и дальше все пошло проще.

— Вспомните, пожалуйста, ваш первый рисунок. Что на нем было изображено?

— Мама сохранила очень много моих рисунков. Самый старый рисунок — 1969 года. Это мертвая птичка, которая лежит в снегу. Я гулял во дворе и увидел эту печальную картину. На тот момент это так сильно меня поразило, что я сразу вернулся домой и изобразил увиденное. Это мой первый рисунок карандашом.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Телеканал RU.TV дал шанс начинающим российским дизайнерам одеть звезд грядущей Премии
Создатели грядущей Русской Музыкальной Премии телеканала RU.TV предложили начинающим дизайнерам одеть звезд, которые пройдут по ковровой дорожке церемонии. Победители конкурса подберут наряды для Юлианны Карауловой, Мари Краймбрери, Тоси Чайкиной и Dashi.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог