Про забытый корсет и неприличное декольте

Театральный художник и авторитетный специалист по истории моды - об экранных нарядах героев фильмов.
Елизавета Золотых
|
15 Июня 2008
Наташу Ростову (Клеменс Поэзи) и Болконского (Алессио Бони) в новой версии «Войны и мира» одели по всем правилам эпохи
Наташу Ростову (Клеменс Поэзи) и Болконского (Алессио Бони) в новой версии «Войны и мира» одели по всем правилам эпохи
Фото: Лиза ЗОЛОТЫХ

Почему-то если героиня в пышном кринолине, а герой в парадном мундире, то и любовь на телеэкране выглядит особенно романтично и красиво. Но насколько внешний облик дам и кавалеров c телеэкрана отвечает моде минувших столетий?

Судьей экранных нарядов выступил Александр Васильев — театральный художник и авторитетный специалист по истории моды, автор 20 книг и курса лекций на эту тему, который слушают студенты по всему миру.

Марина Александрова и Илья Носков. Кадр из детектива «Азазель»
Марина Александрова и Илья Носков. Кадр из детектива «Азазель»
Фото: Лиза ЗОЛОТЫХ

За чашкой чая Васильев детально рассмотрел фотоснимки героев многосерийных костюмных фильмов, появлявшихся в последнее время на нашем ТВ. Бросив взгляд на подборку фотографий со съемок легендарных «Д’Артаньяна и трех мушкетеров», Александр заметил, что ругать историческое кино советской эпохи нельзя. Поскольку кинематографисты в тот период были связаны по рукам и ногам. Как могли, так и выкручивались. Улочки старого Парижа снимали во Львове и Одессе. А костюмы героям шили из синтетики и нейлона вместо дорогущих шелков и бархата. Во всем царила приблизительность! На самом деле знакомые всем и каждому персонажи должны были бы выглядеть совсем иначе. Так, эффектный туалет, в котором блистала на балу Анна Австрийская — Алиса Фрейндлих, абсолютный плод фантазии художника по костюмам.

Действие фильма разворачивается в XVII веке, когда сочетать в одежде оттенки одного цвета — голубой с голубым, серый с серебряным — еще никому не приходило в голову. Это вкусовая выдумка начала ХХ века — эпохи модерна. А французской королеве XVII столетия подошло бы что-нибудь розовое с коричневым или зеленое с бордовым. В фаворе были контрастные сочетания! По залому под грудью видно, что в лиф вшита «грация», а должен быть корсет из китового уса. Юбка у Анны тоже неправильная. Внизу есть обруч, которого еще и в помине не было. Стальные «каркасы» под кринолины изобретут лишь в XIX веке. А до этого пышность достигалась за счет многослойности. Сразу видно, что Людовик XIII — в современном белье, констатирует историк, переключившись на спутника Анны в исполнении Олега Табакова. Если посмотреть живопись XVII века, то штаны на мужчинах сидят по-другому.

Александр Васильев считает, что исторической достоверностью в наших сериалах и не пахнет
Александр Васильев считает, что исторической достоверностью в наших сериалах и не пахнет
Фото: Лиза ЗОЛОТЫХ

И перья райской птицы паради не могли торчать из шляпы его величества. Европейцы еще не открыли берега Новой Гвинеи, где обитает эта птаха. Экспорт ценного оперения в Старый Свет начнется пару столетий спустя. Аналогичная «беда» и со знаменитым меховым туалетом Миледи — Маргариты Тереховой, который выполнен из норки. Этот самый популярный сегодня мех вошел в моду не так давно — в ХХ веке. Плечики же интриганки Миледи могли бы украшать соболь, куница или бобер. Дойдя до снимка со съемочной площадки новых приключений мушкетеров (фильм еще только готовится выйти на экран), историк расстраивается. «Ну это же настоящий китч! Все очень современно! Кожаный костюм на Д’Артаньяне, сапоги — все новенькое, аж блестит. Хотя по сюжету он, наверное, уже немало миль проскакал верхом, уж, наверное, все должно было потрепаться…

Ну а по фасону — это джинсы-дудочки! Тогда не было такого кроя, штаны всегда были широкие. Не знаю, может быть, актер Боярский не позволяет себя толстить?» — вздыхает Васильев.

Несколько лет назад на нашем ТВ начался бум на исторические сериалы. Сначала мы месяцами следили за развитием событий середины XIX века в теленовелле «Бедная Настя», чуть позже вместе с героями сериала «Грехи отцов» окунулись в паутину интриг начала XX века. «Я видел это безобразие, где она ходила с диким шиньоном и синтетической косой! — узнает Васильев на фото Елену Корикову в образе Анны — главной героини «Бедной Насти». — Но на этом снимке ее белый костюмчик неплох. Фасон они срисовали с книжки 1830 года. А вот ридикюль дурацкий!» Богатой наследнице отелей (Екатерине Климовой) из «Грехов...»

Эскиз платья Анны Австрийской для фильма «Д’Артаньян и три мушкетера»
Эскиз платья Анны Австрийской для фильма «Д’Артаньян и три мушкетера»
Фото: Лиза ЗОЛОТЫХ
Согласно моде XVII века (когда разворачивается действие романа Дюма) Алиса Фрейндлих и Олег Табаков должны были бы выглядеть иначе
Согласно моде XVII века (когда разворачивается действие романа Дюма) Алиса Фрейндлих и Олег Табаков должны были бы выглядеть иначе
Фото: Лиза ЗОЛОТЫХ

с нарядом на фото повезло меньше. «Я в ужасе от этого гипюра, я в ужасе от этой сумки! — восклицает наш эксперт. — Светлые чулки никогда не носили с темной обувью. Все подбирали в цвет!» «Шляпка вполне допустима, — это уже комментарий в адрес Натальи Андрейченко, сыгравшей в том же сериале мать героини Климовой. — Но нужно было подобрать ей какие-то сережки. Какая в ту пору дама без серег? А вот такого синтетического жабо вообще быть не могло. Они бы его хоть в марганцовку опустили!» Оказывается, слабый раствор марганцовки помогает убить искусственный блеск синтетики. У состоятельной мадам, как героиня Андрейченко, кружево могло быть только натуральным — из льна или шелка.

Во времена Д’Артаньяна штаны носили намного шире. Михаил Боярский на съемках «Возвращения мушкетеров»
Во времена Д’Артаньяна штаны носили намного шире. Михаил Боярский на съемках «Возвращения мушкетеров»
Фото: Лиза ЗОЛОТЫХ

«Идиота» по мотивам романа Ф. М. Достоевского Александр Васильев сам не раз оформлял для театральных подмостков разных стран. Поэтому не заметить ошибок в облике Настасьи Филипповны (Лидия Вележева) из многосерийной телеверсии он не мог. В наряде, сшитом для ключевой сцены фильма, в глаза профи сразу бросилась слишком длинная берта (так называется кружевная кайма по линии декольте дамского платья. — Прим. ред.). «Берта никогда не закрывает талию. И еще видно дешевое кружево. Этот синтетический гипюр по 3 евро метр никуда не годится!» — сообщает Васильев.

Примерно в одно время с героями «Идиота» живут персонажи 60-серийной мелодрамы «Одна ночь любви», совсем недавно показанной каналом СТС. Платье Саши Забелиной (Светлана Иванова) — барышни середины XIX века — дресс-код Васильева прошло, нарекания вызвала лишь прическа.

Распущенные длинные волосы — это примета наших дней, а почти два столетия назад девушки из приличных семей носили короткие английские локоны. Зато ее кавалеру — князю Михаилу (Александр Константинов) досталось по первое число. И рубашка у него с неправильным воротником, и галстук завязан неверно, ну а самая вопиющая погрешность — это подкладные плечи. Ведь эта деталь одежды войдет в моду в 1935 году «с легкого плеча» Греты Гарбо!

Одной из первых ярких работ Марины Александровой стала роль в детективе по роману Бориса Акунина* «Азазель». Ее Лиза, возлюбленная Эраста Фандорина, в белоснежном подвенечном платье была на экране прелестна, как ангел. Однако в 1876-м — в год предполагаемой свадьбы героев — невесты выглядели совсем не так, уверен Васильев.

Наряды героинь Екатерины Климовой...
Наряды героинь Екатерины Климовой...
Фото: Лиза ЗОЛОТЫХ
...и Натальи Андрейченко из сериала «Грехи отцов» привели историка моды в ужас
...и Натальи Андрейченко из сериала «Грехи отцов» привели историка моды в ужас
Фото: Лиза ЗОЛОТЫХ

Появись новобрачная в день бракосочетания с таким глубоким декольте, это посчитали бы верхом неприличия. К тому же сам вырез должен был быть прямоугольным, а никак не V-образным. «Тогда кринолины не носили, а только турнюры (платья с подушечкой сзади. — Прим. ред.), — разглядывает юбку невесты Александр. — А на турнюре так попой не посидишь! Можно только бочком на бедре».

Александр Васильев много работает по всему миру. И отмечает, что за границей отношение к исторической правде более трепетно. Если уж берутся снимать про минувшие времена и нравы, то туалеты стараются продумывать до мелочей. Нашему зрителю тоже время от времени удается поглазеть на правильных модников прошлых столетий.

Кружево на платье Настасьи Филипповны (Лидия Вележева) могло бы быть и подороже
Кружево на платье Настасьи Филипповны (Лидия Вележева) могло бы быть и подороже
Фото: Лиза ЗОЛОТЫХ

Например, в конце прошлого года на канале «Россия» показали новую четырехсерийную экранизацию «Войны и мира». В этом совместном проекте Германии, Италии, Франции, Польши, Испании и России, с бюджетом около 30 миллионов евро, героев постарались одеть по всем правилам своего времени. Снимок, где Наташа Ростова (француженка Клеменс Поэзи) кружит на балу с Болконским (итальянец Алессио Бони), почти не вызвал нареканий историка моды. «В эпоху Наполеона перчатки, конечно, были не из синтетического трикотажа. Они были лайковые и всегда идеально сидели по руке. Но сейчас таких уже не найдешь…» — ограничился маленьким замечанием Васильев. «В России пока не развит вкус к историческому костюму. Люди плохо отличают эпохи. Актерам даже в историческом фильме хочется выглядеть современно. Да и режиссеры уверены, что достоверность никому не нужна.

Для соответствия моде ХIХ века Светлане Ивановой нужно поменять прическу, а Александру Константинову — рубашку и галстук. Сериал «Одна ночь любви»
Для соответствия моде ХIХ века Светлане Ивановой нужно поменять прическу, а Александру Константинову — рубашку и галстук. Сериал «Одна ночь любви»
Фото: Лиза ЗОЛОТЫХ

Хотя некоторые относятся к истории серьезно. Вот, например, в «Русском ковчеге» Сокурова нет прегрешений против действительности. Я знаю, что многие не переносят мою критику. Меня не приглашают консультировать фильмы. Знаете почему? Проблем много…»

* Признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции Российской Федерации
События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Ретроградный Меркурий расставил капканы: как сократить риск фатальной ошибки с 27 марта
В начале второго весеннего месяца Меркурий снова идет на попятную, путая планы и провоцируя конфликты между близкими людьми. Во время ретроградности планеты не стоит начинать новых проектов, а также вести важные переговоры. Подписание документов и вообще посещение государственных инстанций лучше отложить на потом.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог