«Красотка Мэгги цветные лоскуты из сундука доставала и пять ночей из них скатерть к празднику шила. Тонкие пальцы острой иглой исколола, зато скатерть получилась на славу» — поется в старой английской песенке. Если пример умелицы Мэгги вас вдохновил, попробуйте самостоятельно освоить технику соединения лоскутов ткани, которая называется «пэчворк» (от английских слов «patch» — лоскут и «work» — работа). Это занятие непременно придется по душе тем, кто любит пофантазировать и тонко чувствует цвет.
История умалчивает о том, где и когда придумали лоскутную технику. Зато доподлинно известно, что пэчворк как самостоятельное направление декоративно-прикладного искусства стал быстро развиваться и вошел в моду в туманном Альбионе в первой половине XVIII века. Яркие хлопчатобумажные ткани и готовые изделия из них — покрывала, скатерти, настенные панно, наволочки, которые купцы привозили из далекой Индии, — пользовались у англичан огромным успехом.
Но после того, как правительство страны издало указ о поддержке собственных мануфактур, приток индийских тканей резко сократился. Прочный заморский ситец теперь стоил так дорого, что позволить себе эту роскошь могла только знать. Однако расставаться с полюбившимися тканями хозяйки не спешили — старые изделия они принялись разрезать на лоскутки, из которых и шили обновки.
В те времена особой популярностью пользовались аппликации — лоскуты просто нашивались на кусок однотонной ткани. А чуть позже в моду вошел еще один вид пэчворк — мозаичный, создающий лоскутное полотно без основы из кусочков ткани, соединявшихся невидимыми швами.
Техника аппликаций и лоскутной мозаики дожила и до наших дней. Сегодня мастерицы работают не только с хлопчатобумажными тканями (хотя они по-прежнему считаются самым прочным материалом для создания рисунка и отлично стираются), но и с шерстью и искусственными тканями. Перед началом работы все кусочки ткани лучше выстирать (тогда их усадка будет одинаковой), высушить и разгладить.
Если лоскуты после стирки полиняли, значит, они не годятся для пэчворка. Кстати, от старой, изношенной ткани тоже нужно отказаться: ведь она может разорваться гораздо раньше других составляющих рисунка, и вся работа пойдет насмарку. Изготовление любого лоскутного изделия начинается с подготовки необходимых трафаретов, которые вырезают из оргстекла, картона или пластика.
При помощи этих трафаретов на листе фанеры из тканей разных цветов вырезают нужные фигуры и прикрепляют их к хлопчатобумажной основе, которая по размеру должна быть больше, чем задуманное изделие. Чтобы выкроить нужный элемент, шаблон накладывают на изнаночную сторону ткани, обводят контуры карандашом и наносят припуски для швов. Работу следует начинать от центра основы: именно здесь закрепляется при помощи булавок самый яркий лоскут, а затем в одном направлении — по часовой стрелке или против — крепятся все кусочки друг за другом.
Закончив составление рисунка, нужно оценить заготовку: интересной ли получилась цветовая гамма в целом, стоит ли заменить отдельные лоскутки или нет, достаточно ли выразителен узор. Сшивать лоскутки следует очень аккуратно — швы должны быть прочными (примерно 6 стежков на 1 см, а при шитье на машинке лучше установить средний стежок). Важно, чтобы цвет нитки подходил к цвету ткани.
Синтетические ткани сшиваются нейлоновыми нитками, а шелковые — шелковыми. Кстати, о шелке. Чтобы он не деформировался и не изнашивался, его нужно посадить на подкладку, которую можно выкроить из плотной хлопчатобумажной ткани. Не стоит забывать и о том, что сшитые лоскутки ни в коем случае нельзя растягивать, иначе швы будут видны.