Как Николай Басков чуть голоса не лишился

Голос — как узор отпечатков пальцев — у каждого свой.
Татьяна Миганова
|
06 Марта 2009
Николай Басков и Монтсеррат Кабалье на сольном концерте Николая в легендарном «Линкольн-центре» в Нью-Йорке. 14 февраля 2009 г.
Николай Басков и Монтсеррат Кабалье на сольном концерте Николая в легендарном «Линкольн-центре» в Нью-Йорке. 14 февраля 2009 г.
Фото: Фото из семейного альбома

Ученые пришли к выводу: голос может лечить! Причем не только тех, кто слушает, но и самого поющего. «Ведь пение — это правильное дыхание, — говорит почетный член Президиума Российской общественной академии голоса профессор Владимир Морозов. — А правильное дыхание лежит в основе профилактики различных неврозов, фобий, депрессий. Кроме того, пение укрепляет сердечную мышцу...» Специалисты считают: прославленный генерал Багратион — искусный тактик и стратег — не проиграл ни одного сражения в определенной степени и благодаря своему невероятно сильному голосу.

Полководец выкрикивал команды так громко и четко, что не нужно было тратить время на посыльных. Его слова, словно метко выпущенные стрелы, далеко разлетались по полю боя… Кристальный голос диктора Советского Союза Юрия Левитана «От Советского информбюро...» звучал настолько мощно и выразительно, что солдаты, слушая его, заряжались непоколебимой верой в победу. Неспроста Гитлер объявил Левитана личным врагом. Великий бас Федора Шаляпина заставлял слушателей рыдать. А Зигмунд Фрейд влюблял в себя множество женщин, даже не показываясь им на глаза (психоанализ по Фрейду не позволял визуального контакта, между врачом и пациентом всегда была ширма).

Дамам достаточно было слышать его голос… «В голос можно влюбиться, — уверен доктор медицинских наук сексолог Сергей Агарков. — Причем для женщин голос значит куда больше, чем для мужчин. Не зря говорят, что мужчины любят глазами, а женщины — ушами…»

Одинаковых голосов в природе не существует. Голос — как узор отпечатков пальцев — у каждого свой. Он зависит от строения тела, длины и толщины голосовых связок, плотности зубов, формы и величины гортани. А все эти показатели сугубо индивидуальны. «Сами по себе звуки речи состоят из основного тона и многочисленных обертонов, — рассказывает психотерапевт Артем Толоконин. — Обертона можно сравнить с цветовыми оттенками в живописи. На окраску обертонов влияет все, от генетики и места проживания человека до воспитания и образования.

Поэтому подделать голос невозможно». В США, Англии, Италии запись голоса считается неоспоримым юридическим документом. Во многих банках системы безопасности запрограммированы не на фразу-пароль, а на голос владельца. Малейшее отклонение в обертонах — и двери хранилища не откроются.

Если по капле крови можно определить, какие химические процессы происходят в организме человека, то по голосу с легкостью можно сказать, что творится у него в душе. Ученые уверены: на наш голос влияет не только строение голосовых связок, но и психологическое состояние. Сканер настроения — речевая интонация. Она моментально расскажет, злой вы человек или добрый. Что вы чувствуете, о чем думаете, насколько искренни по отношению к собеседнику.

«Важно не что говорит человек, а как он это делает! — считает главный научный сотрудник Института психологии РАН, почетный член Российской академии голоса, доктор биологических наук, профессор Владимир Морозов. — Дело в том, что голосовые интонации воспринимает лимбическая система — та область нашего мозга, которая отвечает за выработку эмоций. И если слова могут врать, то голос никогда не обманет!»

Меняться голос начинает в подростковом возрасте. У девочек эти изменения происходят постепенно и незаметно. У мальчиков — скачками. Не зря говорят: «голос ломается». «Это связано с тем, что в этот период неравномерно растут различные отделы гортани, которые являются резонаторами для голоса, — говорит доктор медицинских наук сексолог Сергей Агарков. — У подростков 14—16 лет голос часто срывается.

Говорят, парень «петуха дает». А через какое-то время он начинает басить — говорить гораздо более низким голосом. Возрастные изменения голоса у мальчиков называются мутацией». С возрастом голос «стареет» — становится более тусклым, дребезжащим. «Со временем происходит атония голосовых связок, — считает Сергей Агарков. — Связки растягиваются и уже не так плотно смыкаются. Поэтому тембр голоса у пожилых людей меняется». Если человек курит, злоупотребляет алкоголем, его голос стареет гораздо быстрее. Современная медицина предлагает пластическую операцию по натяжению связок. После нее старческий голос становится чистым и звонким, как в юности.

Впрочем, в опере не всегда нужен именно молодой голос. Некоторые творения Вагнера, Верди, Леонкавалло требуют «луженых», закаленных глоток.

Для таких «смертельных» партий высокие голоса — тенора и сопрано — должны «созреть», укрепиться, иначе можно запросто лишиться голоса. К примеру, за роль Отелло в опере Верди берутся только «возрастные» певцы. Когда 31-летний Николай Басков взялся за «кровавую» роль Канио в «Паяцах» Леонкавалло, любители оперы взволновались: мол, драматическая партия, где требуется постоянно форсировать силу звука, погубит лирический тенор Николая. «Действительно, за роль Канио тенора берутся лет в сорок, — рассказывает Басков. — Но я все-таки рискнул. Ведь на этот шаг меня благословила Монтсеррат Кабалье. Я давно занимаюсь с ней, она досконально знает все резервы моего голоса. Она была уверена, что эта партия мне по плечу, что она двинет меня вперед. И я тоже поверил в это…» Слава Богу, трудная роль не повредила «золотому голосу России», который его обладатель на днях застраховал в одной европейской компании на 4 миллиона евро.

Уверенного голоса Юрия Левитана боялся даже Гитлер
Уверенного голоса Юрия Левитана боялся даже Гитлер
Фото: ИТАР-ТАСС

И правильно сделал! Ведь помимо «вредного» репертуара врагов у певческого голоса очень много. Это не только никотин, алкоголь, но и хронический стресс и, конечно, микробы! Инфекция, которая нас окружает, любое заболевание, даже банальное ОРЗ могут стать причиной того, что на связках появятся узелки. И голос изменит тембр или вовсе пропадет!

Тридцать лет назад Александр Ворошило был ведущим баритоном Большого театра, настоящей звездой. Он никогда не обращал внимания на усталость или нервные перегрузки. И вдруг в самом расцвете карьеры, в 45 лет, артист теряет голос: «Я простудился на гастролях. Но значения этому не придал — ну грипп, ну воспаление легких.

Но оказалось, болезнь роковым образом повлияла на мой голос, и мне пришлось уйти со сцены». На нервной почве в 34 года «онемел» великий Фрэнк Синатра (голос восстановился только через несколько лет). В 25 лет чуть не завершилась и карьера Ромы Зверя. Шесть лет назад артист уехал в тур. Это были первые большие гастроли музыканта, и он еще не понимал, какая это нагрузка на организм. Двадцать пять концертов, двадцать пять переездов из города в город, хронический недосып оказались непосильными для голоса. Когда Рома вышел на очередной концерт (это было в Набережных Челнах), он уже на третьей песне почувствовал, что начинает хрипеть. Певец довел концерт до конца, благо публика с удовольствием подпевала кумиру. Но, зайдя за кулисы, обнаружил, что осип совершенно.

Врачи-фониатры диагностировали у певца перенапряжение связок, предупредили, что при такой эксплуатации голоса его можно потерять вовсе. И прописали полное молчание и покой. Певец всерьез воспринял предупреждения врачей. Отменил дальнейшие концерты, уехал в санаторий и там по совету докторов «отдыхал, отдыхал и еще раз отдыхал…»

Голословным, однако, является утверждение, будто на голос влияет мягкий, теплый климат. Говорят ведь, что лучшие тенора рождаются в Италии. Но море, горы тут ни при чем. Климат влияет лишь в том смысле, что жители Италии реже простужаются. Просто песня — часть культуры итальянцев, они впитывают ее с молоком матери. Ведь есть немало народов, которые тоже живут у моря и где тоже имеются горы, но они не поют!

В далекие времена красоту и свежесть голоса в той же Италии сохраняли, кстати, порой весьма специфическим способом.

В XVI веке, чтобы спасти чистые детские голоса от мутации, мальчиков кастрировали. Обычно это делали, когда ребенку было 7—9 лет. Чтобы облегчить боль, его перед процедурой держали в теплой ванне. Затем надавливали на сонную артерию, вызывая кратковременную потерю сознания, и делали операцию. С той же целью мальчикам перед кастрацией нередко давали опиум. Имена хирургов всегда тщательно скрывались, поскольку кастрация была вне закона. Тем не менее в Италии в XVIII веке проводилось около 4000 таких операций в год. Присутствие кастрата в хоре объясняли, как правило, всевозможными травмами. Любопытно, что самая распространенная версия — на мальчика, мол, напал кабан!

Знаменитый певец-кастрат Фаринелли мог держать одну ноту, не беря дыхания, в течение минуты!
Знаменитый певец-кастрат Фаринелли мог держать одну ноту, не беря дыхания, в течение минуты!
Фото: LEEMAGE/FOTOLINK

Чаще всего кастратами становились одаренные дети из бедных семей. Нуждавшиеся в деньгах родители давали согласие на изуверскую процедуру. Некоторые просто продавали своих детей учителям музыки. Другие сами нанимали педагога кастрированному сыну, надеясь, что когда тот вырастет и станет известным певцом, то обеспечит им безбедную старость. Однако тысячи кастрированных мальчиков так и не добились успехов в искусстве. Некоторые пели в оперных театрах на вторых ролях. Другие — в обычных церковных хорах. Лишь единицы становились певцами-идолами, получая взамен ущербного тела славу и деньги. В их числе знаменитый кастрат Фаринелли. Его знала вся Италия. Перед ним преклонялись. Им восхищались. Он мог держать одну ноту, не беря дыхания, в течение минуты.

Дело в том, что кастрация останавливала формирование голосовых связок, а грудная клетка продолжала расти. Поэтому воздуха в легких было столько, что певцы были в состоянии долго держать ноту на одном дыхании, приводя слушателей в экстаз. Но таким, почти бесконечным выдохом, какой был у Фаринелли, не владел никто — ни до него, ни после. Сегодня на варварские операции ради своего голоса вокалисты, слава Богу, не идут. Однако и от современных солистов (и прежде всего теноров) их главный рабочий орган требует немалых жертв. Отказ от мороженого — самая маленькая из них. Вся жизнь певца подчинена строгому режиму, от специальной диеты до регулярного и упорядоченного сна. Кстати, тенора — эти кумиры дам — за пару дней до выступления обязательно отказываются от секса. Иначе голос на сцене не будет звучать максимально ярко и свежо.

Зато после выступления могут с чистой совестью упасть в объятия восторженных поклонниц.

Принято считать, что женщин больше привлекают мужчины с низкими голосами. Возможно, виной тому подсознательное желание иметь потомство. Ведь мужчины с низкими голосами более плодовиты — к такому выводу пришли исследователи Гарвардского университета. «Причина высокой плодовитости мужчин с низкими голосами — тестостерон, — считает доктор медицинских наук сексолог Сергей Агарков. — Именно этот гормон отвечает и за сексуальную активность мужчины». Однако ученые уверяют: чтобы нравиться женщинам, мужской голос совсем не обязательно должен быть низким. «Высокие голоса тоже пользуются спросом, — считает Сергей Агарков. — И поклонниц у таких голосов не меньше. Достаточно вспомнить противостояние «лемешисток» и «козловисток», которые были влюблены в знаменитых теноров Лемешева и Козловского».

А вот на эстраде, уверены психологи, голос сам по себе не играет главную роль. «Популярными становятся те, кто на других не похожи, — считает Сергей Агарков. — Непохожесть эта достигается изначально внешним эффектом: необычная одежда, стиль, поведение на сцене, и только потом — голос».

Ученые сделали интересное наблюдение: женщин и мужчин с высокими голосами редко назначают на солидные должности. «Лидерские качества, альфа-позиция, агрессивность более свойственны людям с низкими голосами, — считает сексолог Сергей Агарков. — Низкий голос — показатель высокого уровня тестостерона. А тестостерон — это гормон борьбы, успеха».

Кроме того, психологи считают, что высокий, звонкий голос ассоциируется у окружающих с юностью. Его хозяин молод, энергичен, полон сил, но, увы, неопытен и незрел. В человеческом подсознании пронзительный высокий звук связан с тревогой. А тревога — это дискомфорт. Высокий, визжащий голос на подсознательном уровне отбивает желание общаться с его обладателем, уменьшает степень доверия к его словам. Высота голоса однажды сыграла важнейшую роль в жизни актера и певца Сергея Лазарева. «В 16 лет я поступал в театральные училища. И поначалу везде «пролетал». Сейчас-то я понимаю почему: был очень худенький, выглядел как подросток, кроме того, мой голос в этот момент ломался и часто срывался на высокие ноты. И когда на прослушиваниях начинал читать серьезный репертуар типа «Бесов» Достоевского, аудитория давилась от смеха.

Выслушав очередной отказ, я впал в истерику, всерьез думая, что жизнь моя закончена. И на показ в Школу-студию МХАТ шел не в лучшем настроении. Прослушав меня, Алла Борисовна Покровская довольно жестко спросила: «А что вас привело в театральный? Сережа, куда вы лезете — худенький, маленький, не голос, а писк. А вокруг вон сколько здоровенных красавцев с мощными голосами…» Но другим педагогам меня все-таки показала. А главное, объяснила, что мне нужно выглядеть серьезней, уверенней, а для этого прежде всего нужно понизить голос». На втором туре я старательно занижал свой тенор, разговаривал посолидней. И в результате поступил».

Наверное, такое бывало с каждым: встречаешь красивого мужчину или прелестную женщину, но стоит ему или ей открыть рот — очарования как не бывало!

Женщина с гнусавым голосом или пищащий как комар мужчина тут же теряют очки в глазах окружающих. А бывает наоборот: невзрачный с виду человек с красивым голосом моментально располагает к себе. «Так было и так будет, — считает психолог Лиллиан Гласс. — Восприятие голоса — это нейробиологический процесс. Люди физически реагируют на звук: он им нравится или нет». Неспроста руководители предприятий, политики, бизнесмены месяцами работают со специалистами по речи. Уверенная речь с четким произношением заставляет прислушаться, довериться, а значит, поверить и пойти за таким человеком.

Некоторые голоса не просто ласкают слух, они — очаровывают. Такой уникальной силой обладал голос Федора Шаляпина. В 1901 году молодой певец приехал в Милан. Его пригласили выступить в театре «La Scala».

Перед выступлением к Шаляпину пришла клака — люди, которые получают деньги за то, что создают исполнителю атмосферу успеха. Если денег не дать, артиста освищут! Шаляпин прогнал клаку, и те готовились закидать его гнилыми помидорами. Но когда Шаляпин начал петь, в зале воцарилась тишина. В конце первой арии вместо того, чтобы кидать на сцену гнилые помидоры, завороженная голосом Шаляпина клака стоя аплодировала. Ученый из Санкт-Петербурга Владимир Багрунов считает, что разгадал секрет голоса Федора Шаляпина. Владимир Павлович уверен, что в основе техники пения великого баса — принцип крика новорожденного. «Все мы рождаемся с прекрасными, сильными голосами. Мощность крика новорожденного равна 110 дБ. Для сравнения: сверхзвуковой пассажирский самолет при отрыве от взлетной полосы производит шум в 130 дБ.

Физическое состояние певца, в том числе колебания его веса, ощутимо влияет на голос. Чтобы вокал всегда был на высоте, знаменитый баритон Дмитрий Хворостовский всегда поддерживает отличную форму. Певец во дворе своего лондонского дома
Физическое состояние певца, в том числе колебания его веса, ощутимо влияет на голос. Чтобы вокал всегда был на высоте, знаменитый баритон Дмитрий Хворостовский всегда поддерживает отличную форму. Певец во дворе своего лондонского дома
Фото: Елена Сухова

Голос у детей не только сильный, но и абсолютно чистый. Однако после трех лет он исчезает». Обычно в этом возрасте дети начинают напрягать мышцы при речи. Голос «зажимается», теряет свои природные свойства. «Федор Шаляпин смог добиться такого успеха только потому, что не разучился петь свободно, раскованно, по принципам, заложенным в человеке от рождения», — считает Владимир Багрунов. Если ваш голос слишком высокий, скрипучий, писклявый или хриплый — не отчаивайтесь. При желании его можно изменить. Маргарет Тэтчер, например, чтобы выглядеть более жесткой и решительной, тренировалась говорить более низким голосом. Мерилин Монро хотела казаться сексуальной, поэтому училась с придыханием шептать. Голос — как пианино. Инструмент может быть настроенным, а может фальшивить. Кто-то использует только белые клавиши, но ничего не знает про значение черных.

Постановка голоса — своего рода настройка голосового аппарата. Нужно научиться пользоваться черными и белыми клавишами одновременно. Тогда ваш голос зазвучит, как орган. Постановка голоса начинается с постановки дыхания. Наполнять легкие нужно снизу вверх — вдыхайте так, чтобы живот надувался. Затем наполните грудную клетку под ребрами. Продолжайте вдыхать воздух, пока не почувствуете, что наполнились им до самых ключиц. Должно быть ощущение, что вы наполнились воздухом от брюшной мышцы до горла. Когда вы дышите правильно, голосовой аппарат автоматически начинает использовать диафрагму. Эта мышечная перегородка позволяет создать хороший резонанс. Понять особенности вашего голоса и источники резонанса в вашем теле помогут простые упражнения.

Например, скажите «чух-чух» так, чтобы не чувствовать вибрацию в носу — вибрация должна присутствовать в груди и в горле. Теперь сделайте глубокий вдох и наполните легкие воздухом. Задержите дыхание, а потом скажите «ура! ура!» Вы должны почувствовать резонанс в груди. Часто звукоизвлечению мешают мышечные зажимы. Чтобы снять их, нужно лечь на пол на спину и в таком состоянии попробовать произнести звук «м-м-м». Голос при этом должен литься беспрепятственно. Ему ничто не должно мешать. Нужно запомнить это физиологическое состояние, чтобы потом попробовать произнести тот же звук, уже стоя на ногах. Голос можно поставить не только человеку с хорошим музыкальным слухом, но и тем, кому медведь на ухо наступил. Ведь поставленный голос — это возможность не только правильно петь, но и красиво говорить. Выполняйте дыхательные упражнения, осваивайте ораторское искусство, и, возможно, через пару месяцев вы станете здоровее, увереннее в себе и богаче.

Ведь красивый голос — это безграничные возможности!

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Индийский гороскоп на апрель 2024 для всех знаков зодиака
«Середину весны одно за другим атакуют астрологические события. На каждой неделе что-нибудь да происходит. Но не стоит видеть в этом проблемы и опасаться нежелательных последствий. Воспринимайте такие дни как время изменений, возможностей и новых начал. Астрологические аспекты могут подсказать, как лучше действовать в своих интересах и достичь желаемых результатов», — говорит практикующий ведический астролог Ирина Орлова.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог