«Высоцкий»: тайны грима

Эта премьера совершила революцию в умах зрителей. Впервые наряду с игрой актеров они страстно обсуждают работу гримеров.
Мария Адамчук
|
22 Декабря 2011
Кадр из фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» можно легко принять за документальный снимок музыканта, настолько точно воссоздан его образ
Кадр из фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» можно легко принять за документальный снимок музыканта, настолько точно воссоздан его образ
Фото: Дирекция общественных связей Первого канала

Нашумевшая премьера фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» месяц назад совершила революцию в умах зрителей. Впервые наряду с игрой актеров они страстно обсуждают и работу гримеров.

Такого в киномире еще не было: даже на премьере вопрос «А кто же все-таки сыграл Высоцкого?» остался без ответа. И сейчас, спустя месяц, зрители все еще гадают. Чаще других звучит фамилия Сергея Безрукова, но он эту версию не подтверждает. Но так как во время съемок фильма актер, играющий главную роль, приходил на площадку первым, а уходил последним, и его настоящего лица никто, кроме гримера, не видел, то у членов съемочной группы узнать заветную фамилию невозможно — они ее попросту не знают.

В фильме «Зеленый фонарь» герою Питера Сарсгаарда приделали пятикилограммовый силиконовый лоб
В фильме «Зеленый фонарь» герою Питера Сарсгаарда приделали пятикилограммовый силиконовый лоб
Фото: SPLASH NEWS/ALL OVER PRESS
Питер Сарсгаард
Питер Сарсгаард
Фото: Splash News/All Over Press

Как же удалось так тщательно скрыть личность актера (или даже актеров — поговаривают, что их было несколько)? Дело в том, что на его лице во время съемок был не просто грим, а маска, с фотографической точностью передающая черты лица Владимира Семеновича. Для того чтобы ее изготовить, пришлось даже снять слепок с посмертной маски Высоцкого. Сначала предполагалось, что главного героя сыграет его сын Никита. С непохожей внешностью решили вопрос с помощью маски, но куда девать мощную фактуру сына? Никита выше отца почти на 20 сантиметров, и телосложение у него заметно крепче. Никакие попытки похудеть, ссутулиться и изменить походку не помогли. И тогда главную роль отдали актеру, больше подходящему по комплекции.

Пластический грим придал лицу неизвестного пока широкой публике актера детальное сходство с его персонажем: когда на площадке оказывались люди, когда-то близко знавшие Владимира Семеновича, их приходилось отпаивать водой — настолько велико было сходство. Как добиться такого эффекта? Как сохранить блеск глаз и даже мимику реального актера за «чужим лицом»? Как сделать невидимой границу между искусственной плотью и живой?

РЕЗИНОВАЯ ГОЛОВА

Эпопея со сложным гримом началась еще в 30-е годы прошлого века, когда Голливуд решил вплотную взяться за «ужастики» и с экрана хлынули Дракулы, Квазимодо и прочие страшилы, обмотанные бинтами, обложенные ватой и навесившие на себя многокилограммовые горбы из резины.

Постепенно грим усложнялся, возникали новые технологии, и в итоге гримеры научились превращать человеческое лицо во что угодно: хоть в морду волка, хоть в осьминога. Но для такого превращения гримерному цеху нужно проделать немало манипуляций. Чтобы лишний раз не тревожить актера бесконечными примерками будущей маски, изготавливают слепок с его лица. Лицо покрывают специальной вытяжкой из водорослей — альгинатом, по консистенции он напоминает сметану и быстро твердеет. Затем внутрь тонким слоем наносят гипс, чтобы получить более прочный слепок лица. И уже из этого гипсового трафарета, залив в него латекс, делают лицо актера, так называемую болванку. Теперь надо изготовить необходимый грим. Если нужна, например, волчья морда, художник формирует ее на этой болванке.

Помимо латекса на лицо Шварценеггера нанесли и металлическую краску
Помимо латекса на лицо Шварценеггера нанесли и металлическую краску
Фото: kinopoisk.ru

Готовый вариант идеально садится на лицо актера, а снаружи смотрится как волчий оскал. Обычно сложный грим представляет собой не цельную маску на все лицо, а состоит из нескольких накладок — на лоб, на скулы, на уши и так далее.

Самым актуальным материалом для изготовления такого грима сегодня считается силикон: он мягкий, прозрачный, больше подходит под цвет кожи, и, что немаловажно, процесс разгримировки занимает всего 15 минут. Но есть и масса недостатков, главный из них — силикон не дышит. Для съемок фильма «Дом большой мамочки» гримеры с помощью накладок сделали актера Мартина Лоуренса в несколько раз толще, но работать он не смог — крепкий и здоровый мужчина падал в обморок из-за духоты. В итоге использовали другой материал для «тела», он оказался более грубым на вид, но в нем хотя бы можно было работать.

Вот в какого монстра превратился Майкл Джексон в видеоклипе на песню «Триллер»
Вот в какого монстра превратился Майкл Джексон в видеоклипе на песню «Триллер»
Фото: kinopoisk.ru

А вот актеру Питеру Сарсгаарду, снимавшемуся в фильме «Зеленый фонарь», пришлось несладко, требовался именно силикон для более ювелирной работы. По замыслу художников бедняге навесили на лоб и лицо почти пятикилограммовую маску. «Представьте, что вам надели на голову резиновую перчатку! — с содроганием вспоминает Питер. — Поскольку силикон не дышал, я начинал под ним потеть, и грим отваливался. Приходилось охлаждаться. Я вставлял свою руку в специальный прибор, который охлаждал кровь, она разбегалась по венам, и мое тело немного остывало».

САМ СЕБЯ БОЮСЬ!

Актеры не любят сниматься в сложном гриме: по много часов надо проводить в кресле гримера, терпеливо ожидая, пока специальным клеем приклеят новый лоб, скулы или щупальцы.

Для съемок в комедии «Дом большой мамочки» актера Мартина Лоуренса целиком «упаковали» в новое тело
Для съемок в комедии «Дом большой мамочки» актера Мартина Лоуренса целиком «упаковали» в новое тело
Фото: kinopoisk.ru
Мартин Лоуренс
Мартин Лоуренс
Фото: Splash News/All Over Press

Согласитесь, занятие не из приятных. По краям накладки очень тонкие, чтобы переход от маски к собственной коже актера был наиболее плавным. Но тем не менее стыки на крупных планах заметны, их приходится покрывать толстым слоем тонального грима. А поверх него часто накладывают еще и краску. Арнольд Шварценеггер изрядно помучился, когда из него делали Терминатора. Каждый день на его лицо накладывали все больше и больше латексных частей, расписывая их краской под металл. А в итоге Арни даже пришлось заклеить глаз — согласно замыслу художника там у Терминатора находилась одна из камер. Из-за такого немилосердного обращения с кожей актеров у большинства из них начинается жуткая аллергия на грим. Многие, особенно актрисы, испытывают и психологический шок.

Им сложно воспринимать свое отражение в зеркале после манипуляций гримера (в основном такой сложный грим предназначен для съемок фильмов ужасов и фантастики). Мира Ферлан, игравшая роль посла Деленн в сериале «Вавилон 5», буквально напичканном невероятными существами, вспоминала: «Увидев себя впервые после наложения грима, я начала думать, а не отказаться ли мне от этой роли? Мое отражение в зеркале было просто омерзительным!» Актерам, изображавшим инопланетных существ в этом сериале, пришлось помучиться. Одни не могли нормально есть — им мешали длинные резиновые пальцы. Другие не способны были даже дышать носом — их грим не предусматривал ноздрей. «Наш грим очень расслабляет, — шутили актеры. — Мы не можем говорить, есть, пить, читать (в глазах цветные контактные линзы).

И нам ничего не остается, как просто слушать приятную музыку». Силиконовый грим — это еще и тест на профпригодность, ведь маска очень сильно сковывает мимику актера, и, чтобы сыграть роль на все сто, ему приходится в буквальном смысле гримасничать, работать мышцами лица на порядок сильнее, чем он привык это делать в других ролях. В результате в киноиндустрии даже появилась новая профессия — special make-up actor — актер, работающий в специальном гриме. Как вы думаете, кто стал там признанным лидером? Разумеется, Джим Кэрри! Его «Маска» — пособие для начинающих работать в сложном гриме. А одним из самых искусных гримеров по праву считается Рик Бэйкер. Он гримировал Кинг-Конга и героев «Звездных войн», придумал семь разных образов для Эдди Мерфи в фильме «Чокнутый профессор».

Джим Кэрри
Джим Кэрри
Фото: SPLASH NEWS/ALL OVER PRESS
Актеры, которые даже в пластическом гриме умудряются сохранять мимику, входят в особую касту избранных. Джим Кэрри в фильме «Гринч, похититель Рождества»
Актеры, которые даже в пластическом гриме умудряются сохранять мимику, входят в особую касту избранных. Джим Кэрри в фильме «Гринч, похититель Рождества»
Фото: kinopoisk.ru

Бэтмен, Гринч, люди Икс и Хэллбой— его работа тоже. А из Майкла Джексона в его знаменитом «Триллере» Бэйкер сделал дикую кошку. Гример наклеил на лицо Майкла под его маску резиновые контейнеры-мешочки, протянул к ним трубочки, а операторам раздал «груши» с воздухом. Медленно подкачивая в контейнеры воздух, операторы постепенно «раздували» лицо Майкла, превращая его в оборотня.

КАСТИНГ И МЕДОСМОТР

Российским гримерам из-за обилия фильмов про войну в основном приходится заниматься оторванными руками, рваными ранами и прочими удручающими вещами. Но нам тоже есть чем гордиться. Например, на съемках фильма «Обитаемый остров» из девятилетней актрисы сделали настоящего... Колдуна. На голове юной Тани Мальцевой соорудили высокохудожественную рельефную лысину и «зашили» рот (ее персонаж умел говорить, не разжимая губ).

На этот образ гримеры бросили все силы и управились всего за 40 минут! Считается, что этот результат достоин книги профессиональных рекордов. Не исключено, что такая книга скоро появится, ведь, несмотря на возможности компьютерных спецэффектов, высшим пилотажем по-прежнему считается именно пластический грим. На кастингах проектов уровня «Высоцкого» художники теперь имеют решающее слово наравне с режиссерами и продюсерами. «Мы изучаем прежде всего анатомические особенности актеров, — объясняют специалисты. — Если речь идет о гриме, в результате которого от актера останутся только глаза и в лучшем случае часть ушей, то даже трижды оскаровский лауреат нам не подойдет, если у него слишком глубоко посажены глаза.

И еще нас интересует такая деликатная деталь, как потливость, уж простите за подробности. Если мы каждые полчаса будем приклеивать отвалившиеся из-за пота скулы, то проще выбрать другого актера!» Так что кастинг на роль со сложным гримом становится своеобразным медосмотром. А сами съемки — серьезными испытаниями: с обмороками, срывами, депрессиями. Но результат, как можно в этом убедиться на примере того же «Высоцкого», оправдывает все усилия.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Ретроградный Меркурий расставил капканы: как сократить риск фатальной ошибки с 27 марта
В начале второго весеннего месяца Меркурий снова идет на попятную, путая планы и провоцируя конфликты между близкими людьми. Во время ретроградности планеты не стоит начинать новых проектов, а также вести важные переговоры. Подписание документов и вообще посещение государственных инстанций лучше отложить на потом.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог