«Веселые ребята»: жизнь в новом цвете

Обновленная версия легендарной комедии выглядит так, как будто фильм был снят сегодня.
25 Марта 2010
Кинорежиссер Григорий Александров
Кинорежиссер Григорий Александров
Фото: ИТАР-ТАСС

Сотни тысяч отреставрированных кадров. Две команды профессионалов: в России и Америке. Торжество высоких технологий и дедуктивного метода. Более тысячи оттенков серого, которым предстояло превратиться во все цвета радуги. Первый канал и компания «Формула цвета», создатели цветных версий «В бой идут одни старики» и «Волга-Волга», сделали зрителям новый подарок – легендарную комедию «Веселые ребята» в цвете.

Почему именно «Веселые ребята»? Во-первых, это первая советская музыкальная комедия, во-вторых, именно он открыл для зрителей великую актрису Любовь Орлову – роль домработницы Анюты в одночасье сделала актрису звездой, третья причина – незабываемая музыка Исаака Дунаевского и джаз Леонида Утесова.

«Веселые ребята» – голливудская, по сути своей, история превращения Золушки-домработницы в принцессу-звезду эстрады была результатом знакомства Григория Александрова с технологиями западного кинематографа, то есть стала своего рода техническим прорывом в советской киноиндустрии.

Кадр из фильма «Веселые ребята»
Кадр из фильма «Веселые ребята»
Фото: Фото предоставлено PR-службой компании «Формула цвета»

Как раз накануне съемок фильма, во время совместного путешествия по Америке с Сергеем Эйзенштейном и Эдуардом Тиссэ Александров познакомился с голливудским способом съемки музыкальных фильмов, где сначала писалась фонограмма, затем, под фонограмму, снималось действие.

Кадр из фильма «Веселые ребята»
Кадр из фильма «Веселые ребята»
Фото: Фото предоставлено PR-службой компании «Формула цвета»

Влияние американского мюзикла не ускользнуло от глаз советских кинокритиков. Известная документалистка Эсфирь Шуб на обсуждении сценария «Веселых ребят» в Московском доме ученых в апреле 1933 года заявила: «Замените имена на английские, и это будет настоящая американская комедия. Фильм к нам не имеет никакого отношения. Это не более чем демонстрация приемов, поданная в очень интересной и развлекательной манере. Но это не о нас. Это пришло из Америки».

Но это было только начало: законченный Александровым фильм вызвал настоящий скандал. Дунаевского обвинили в плагиате: композитор якобы украл музыку «Марша веселых ребят» иp фильма «Вива Вилья!» и у американца Джека Коуэя. Народный комиссар просвещения Бубнов запретил фильм, сказав при этом, что картину выпустят «только через мой труп».

Кадр из фильма «Веселые ребята»
Кадр из фильма «Веселые ребята»
Фото: Фото предоставлено PR-службой компании «Формула цвета»

Фильм фактически спасли Максим Горький и руководитель Государственного управления кинематографии Шумяцкий, организовавшие специальный просмотр для Политбюро и Сталина. К счастью, Сталину фильм понравился. По словам очевидцев, после просмотра вождь сказал: «Это очень счастливый фильм. У меня такое чувство, что я месяц побывал в отпуске. Будет полезно показать его всем нашим рабочим и колхозникам».

Картина дебютировала 25 декабря 1934 года и стала одним из самых популярных советских фильмов всех времен. На Втором Международном Венецианском кинофестивале в 1934 году «Веселые ребята» были удостоены награды за режиссуру и музыку композитора Исаака Дунаевского.

Однако этот замечательный фильм, по праву считающийся классикой советской комедии, ожидала печальная судьба: с одной стороны, плачевное состояние киноленты делало невозможным показ по телевидению, а с другой же – нужно было признать, что многие зрители, особенно молодежь не готовы смотреть черно-белое кино, не зависимо от его художественных достоинств и исторической ценности.

Современные технические возможности: колоризация и полная цифровая реставрация фильма – не только вернули картину преданным поклонникам, но и вдохнули в нее новую жизнь. Не будет преувеличением сказать, что об этом кропотливом и ювелирном процессе можно снять отдельный фильм: производственный кинороман с элементами детектива.

Хотя фильмы реставрировались и ранее, 30-40 лет назад, появление и развитие цифровых технологий позволило добиться невероятных результатов: новая цветная версия «Веселых ребят» выглядит так, как будто фильм был снят сегодня.

Помимо колоризации и реставрации изображения были проведены работы и по восстановлению звука. Игорь Лопатенок, режиссер колоризации «Веселые ребята» уверен, что Григорий Александров был бы доволен результатом и тем, что его творения дошли до новых поколений в привычной для них форме.

За основу были взяты оригинальные негативы фильма, которые бережно хранятся в Государственном фильмофонде России в городе Белые Столбы. Сначала негатив подвергался механико-химической реставрации, так называемому «замачиванию», чтобы распрямить скрученные фрагменты пленки и подготовить ее к сканированию.

Кадр из фильма «Веселые ребята»
Кадр из фильма «Веселые ребята»
Фото: Фото предоставлено PR-службой компании «Формула цвета»

Затем пленку сканировали, и в результате получалось монохромное изображение более чем с тысячей оттенков серого. Однако с первого раза достичь необходимого результата не получилось: «Фильм был настолько сильно поврежден, что процедуру сканирования пришлось повторять дважды, пока мы смогли добиться соответствующего качества», – говорит Игорь Лопатенок.

Дальше фильм – терабайты данных – отправился в Лос-Анджелес, где американские партнеры «Формулы цвета» – Grading Dimension Pictures Inc. – должны были заняться цифровой реставрацией: выровнять уровень яркости всех сцен фильма, стабилизировать изображение, а затем устранить дефекты – убрать царапины, полосы, пыль. Последний – самый сложный и трудоемкий процесс – проходил в два этапа: сначала в специальной программе шла автоматическая обработка изображения, а затем вручную устранялись оставшиеся дефекты, которые не в состоянии пока распознать и устранить техника.

Параллельно с реставрацией шла и работа с цветом.

Кадр из фильма «Веселые ребята»
Кадр из фильма «Веселые ребята»
Фото: Фото предоставлено PR-службой компании «Формула цвета»

В отличие от предыдущих работ, в «Веселых ребятах» можно было не опасаться «голливудской» картинки: в конце концов, это только подчеркнуло бы тот факт, что приемы и методы съемки были почерпнуты режиссером и оператором во время их пребывания в Лос-Анджелесе.

Однако перед тем как приступить к цветоустановке, нужно было решить еще одну непростую задачу – восстановить «цвет эпохи», ведь колоризация должна была получиться максимально натуральной.

Кадр из фильма «Веселые ребята»
Кадр из фильма «Веселые ребята»
Фото: Фото предоставлено PR-службой компании «Формула цвета»

Представьте себе детектива, вновь открывшего дело через 70 лет и пытающегося восстановить все его мельчайшие детали: информация собиралась по крупицам, в том числе и он-лайн, на форумах коллекционеров; важно было все: свидетельства очевидцев, другие фильмы, гравюры, фотографии.

Большим подспорьем, например, стал фильм «Воспоминания о коровьем марше» с Михаилом Евдокимовым, в котором были показаны в цвете основные места съемок в Гаграх – горы, пляж, даже дерево, на котором поет Утесов. Еще одна удача – практически не изменился особняк в Гаграх, где «беснуются» подопечные Кости.

А вот московские «локации» вызвали намного больше проблем и сложностей: архитектурный облик Москвы изменился местами до неузнаваемости.

Если цвет крыши гостиницы «Метрополь» в Москве удалось установить, благодаря одной цветной гравюре того времени, то театр Московского варьете в зимнем саду «Аквариум» не сохранился даже в фотографиях. Запечатлевшие здание кадры фильма являются теперь уникальным документом эпохи, однако цветоустановку пришлось делать по опубликованным описаниям очевидцев.

После окончания всей этой детективной работы голливудские художники Майкл Соутхард и Джейн Хик под руководством режиссера колоризации Игоря Лопатенка провели цветоустановку, в процессе которой было разработано более трехсот концептуальных дизайнов цвета практически для всех сцен фильма. Например, цветовая концепция фрака Кости менялась целых три раза!

И хотя создатели новой версии уверены, что будущее – за новыми технологиями (в планах есть даже перевод некоторых советских фильмов в 3D), для ценителей «ретро» – аутентичной версии фильма – приготовлен отдельный подарок: отреставрированная и восстановленная черно-белая копия, которая будет доступна на DVD.

После выхода в свет обновленной версии «Веселых ребят» Первый канал и «Формула цвета» продолжат свою благородную миссию: реставрацию и колоризацию, а затем и показ отечественной классики. Сейчас вносятся последние правки в фильм «Подкидыш», параллельно идет работа еще над несколькими картинами, названия которых пока держатся в секрете.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Тест на настоящего детектива
Пройдите тест на логику и узнайте, какой из вас сыщик



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог