7 февраля открывается один из самых гармоничных международных кинофестивалей — Берлинале. Внешний и внутренний порядок кинофорума не случайны. О педантизме его директора Дитера Косслика ходят легенды: будто он не поднимается из-за рабочего стола, пока не закончит все дела. С таким руководителем никто не сомневается, что премьеры, сеансы для прессы и для публики, пресс-конференции пройдут идеально. Бесперебойно будут работать кинорынок и семинары для начинающих кинематографистов. Впрочем, многое в идеальной организации Берлинале зависит от финансовых вложений, поэтому бюджет фестиваля составляет 21 миллион евро.
6,5 миллионов он получает из государственной казны, а оставшуюся часть покрывают спонсоры.
Но кроме аккуратности у Дитера Косслика есть еще одна слабость — это слоганы, определяющие направленность каждого следующего киносмотра. Случалось, что Берлинале был посвящен футболу, беспринципным банкирам и даже альтернативам капитализму. 63-й фестиваль пройдет под знаком женской темы и восточноевропейского кино. В чем это выражается — покажет программа, оценивать которую (по крайнем мере, ее международную часть) будет жюри под председательством великого Вонга Кар Вая. Гонконгский режиссер привезет в Германию свою новую работу «Великий мастер». Эпический байопик, посвященный легендарному мастеру боевых искусств, наставнику Брюса Ли Ип Ману, откроет Берлинале, но пойдет вне конкурса.
Претендовать на призы будут 19 фильмов.
В том числе картина «Долгая счастливая жизнь» российского режиссера Бориса Хлебникова и оператора Павла Костомарова (уже получившего «Серебряного Медведя» в 2010 году) о противостоянии фермера и инвестора. А также фильм Эмира Байгазина «Уроки гармонии» совместного производства Казахстана и Германии. Российская сторона верит, что наш фильм достоин главной награды Берлинале, но, кажется, так считают все конкурсанты. Так, казахская история о подростке, униженном в школе, но одержимом идеей всех контролировать, уже завоевала приз Фонда мирового кино.
Остальные конкурсанты — сплошь легенды международного кинематографа.
Ведь именно в Берлин привез свой последний фильм «Побочный эффект» Стивен Содерберг. Последний, так как режиссер предупредил, что он покидает кинематограф. На этот раз следом за Милошем Форманом и Мартином Скорсезе Содерберг заинтересовался тем, что происходит в психиатрической больнице. Только теперь главный герой сюжета — женщина. В картине задействованы Джуд Лоу, Руни Мара, Ченнинг Татум и Кэтрин Зета-Джонс.
Гас Ван Сэнт снял драму «Земля обетованная» с Мэттом Дэймоном в главной роли: историю о больших деньгах, нефти, коррупции и личных счетах. Именно к Берлинале готовил окончание своей трилогии «Рай» австрийский режиссер Ульрих Зайдль. Первую часть «Рай: Любовь» он привез в Канны, вторую «Рай: Вера» представил на суд Венеции.
«Надежду» Зайдль приберег для главного зимнего киносмотра.
В Берлине закончится еще одна трилогия. «Перед полуночью» покажет американский режиссер Ричард Линклейтер. Спустя 9 лет его актеры и, одновременно, сценаристы фильма Итан Хоук и Жюли Дельпи дописали, наконец, свою Love Story, начало которой можно найти под названиями «Перед рассветом» и «Перед закатом».
Политическую остроту фестивалю придаст работа иранского режиссера Джафара Панахи, обладателя трех различных каннских призов, Золотого льва Венецианского и Серебряного медведя Берлинского кинофестивалей. Однако родина запретила ему работать по специальности: снимать фильмы, писать сценарии. Больше того, в 2010 году он был приговорен к 6 годам тюрьмы и 20 годам полной изоляции.
Стоит отметить, что и вне конкурса будет на что посмотреть.
Понятно, что зрители ждут «Великого мастера». Но кроме него, 31 фильм приготовлен для зрителей, ценящих программу «Панорама», представляющую авторское кино и фильмы в жанре арт-хаус. А в параллельной программе «Форум», где собраны экспериментальные работы молодых режиссеров, будет показана еще одна российская картины: фильм Светланы Басковой «За Маркса». Фильм основан на событиях кризисного времени, когда владельцы производства пытались решать свои проблемы за счет рабочих. «За Маркса» был представлен в конкурсной программе «Кинотавра-2012», а также получил награду российской Гильдии кинокритиков «Белый слон» в номинации «Событие года». Кроме того, в рамках «Форума» можно будет оценить картину «В цветении» — совместную работу грузинского режиссера Наны Эквтимишвили и немца Симона Гросса.
Берлинале-2013 завершится 17 февраля традиционной раздачей «Медведей» разного достоинства.